Воспитатель и ребенок развитие детского творчества
Антонина Кузнецова
Консультация «Развитие детского творчества»
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта…»
Э. Фромм
В последние годы одно из центральных мест в дошкольной педагогике занимает проблема развития детского творчества. Наше дошкольное учреждение вот уже много лет считает это направление приоритетным и уделяет особое внимание формированию у детей эстетического видения мира. Ведь человек будущего не мыслим без высокой культуры чувств, без понимания законов красоты окружающего мира. Видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такой человек не способен на безнравственные поступки. Кроме того, мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, и нашей стране нужны творческие, способные нестандартно и неординарно мыслить, люди.
Каждый ребенок рождается с творческими способностями. Но, увы, не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и не раскрываются. Важную роль в формировании творческой индивидуальности играет социальная среда. И хотя среда не создаёт, а только проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование креативности и только 5% влиянию наследственности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для раскрытия способностей и развития творческого потенциала ребёнка. И начинать эту работу надо с самого раннего возраста.
В своей работе с детьми педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения во главу угла ставит создание для ребенка эмоционального комфорта. Это самое главное условие раскрытия детского творческого потенциала. И, поэтому, начиная работу в первой младшей группе, мы стараемся создать для детей атмосферу психологической защищенности, чтобы ребенок смог почувствовать, что его здесь любят и ждут. Без лишней скромности можно сказать, что наш детский сад стал для многих детей вторым домом. Детям настолько комфортно и уютно в детском саду, что они, буквально, не хотят уходить домой. А за выходные так скучают по детскому саду, что родители часто спрашивают воспитателей: «Что вы с ними здесь делаете, что они не хотят домой?». Может быть, так детская психика защищается от предлагаемого родителями «досуга». Ведь сегодня многие родители своеобразно организуют свободное время своих детей. В большинстве своем, это сводится к просмотру детьми некачественных мультфильмов, в которых грубость, насилие и агрессия являются нормой. К огромному сожалению, ушли в небытие старые добрые мультфильмы и сказки о добре, дружбе, красоте, благородстве.
Другие родители свою заботу измеряют количеством кружков, секций, школ, которые посещает их любимое «чадо». Естественно, это не лучшим образом сказывается на детской психике. Дети испытывают хроническую усталость, эмоциональное и мышечное перенапряжение. В результате, дети идут в школу уже уставшими от учёбы, а сложная школьная программа требует от ребёнка умственного и физического напряжения.
Но, с другой стороны, родители сегодня являются «заложниками» школьной программы, которая предполагает наличие у потенциального первоклашки определённого, солидного, багажа знаний. В первый класс дети часто идут буквально «нашпигованные» информацией из разных областей знаний, они похожи на набитый книгами рюкзак, в который уже ничего невозможно втолкнуть. Но у них нет главного: искорки, интереса в глазах, они уже устали от учёбы. И тот багаж знаний, с которым они пришли в школу, висит на их неокрепших плечах, не позволяя добавить в него больше ничего. Где же выход?
Это не праздный вопрос и от ответа на него зависит не только успеваемость ребёнка в школе, но и состояние его физического и психического здоровья, а во многом и дальнейшая судьба. Ответ на этот вопрос ищут не один год педагоги детского сада и школы, порой перекладывая ответственность друг на друга.
Нам кажется, что наше образовательное учреждение находится на правильном пути в понимании этого вопроса. Ребёнок развивается гармонично тогда, когда он постоянно окружён атмосферой гуманизма, эстетики, творчества.
Нет проблемы не талантливых детей, есть проблема упущенных возможностей – это наш девиз.
Развитие художественно-творческих способностей – это:
1. Развитие эстетического восприятия (накопление сенсорного опыта).
2. Развитие образного мышления, опирающегося на зрительные представления.
3. Развитие воображения.
4. Владение разнообразными способами творческой деятельности.
5. Создание положительного эмоционально-психологического настроя на определённый вид деятельности.
Итак, в основе творчества лежит развитие воображения. По словам А. Эйнштейна, «Воображение важнее знания, ибо, «знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». Благодаря воображению человек мечтает, творит, созидает.
Л. С. Выготский считал, что «воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека». Поэтому, развитие у детей культуры видения, способности к наблюдательности, к внимательному рассматриванию окружающих его предметов, является важнейшей стороной работы с детьми. В этом отношении большое внимание уделяется работе с предметами, в том числе с подручным и бросовым материалом. С младшей группы, находя на прогулке какие-нибудь предметы, воспитатели вместе с детьми стараются найти сходство этих предметов с чем-нибудь. Со временем они учатся видеть в коряге – человечка, в камушке – зайчонка, в кленовых листьях – растопыренные ладошки, в облаках – летающих животных…
По мнению многих учёных, особенность детского творчества заключается в том, что оно является игрой. Но эта игра – исходный пункт, из которого пойдёт развитие личности. В арсенале воспитателей много игр для развития воображения. Л. С. Выготский писал о том, что «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое».
В работу по развитию художественно-творческих способностей включены все педагоги коллектива ДОУ, в том числе педагоги дополнительного образования. Координация педагогов художественно-эстетического блока с воспитателями групп – условие успешной работы по развитию творческих способностей детей.
Одним из главных, а точнее, главным условием художественно-творческого развития детей является наличие увлечённости, творческого начала у самого педагога.
Наш коллектив в своём большинстве состоит из таких творческих личностей. А вот преемственные связи со школой в решении задач художественно-творческого развития находятся на стадии формальных отношений. Причин тому несколько: это и большой «разброс» школ, выбранных родителями, и (да простит нас школа) то отношение, которое сформировано в школах к «рисованию и музыке». Тем не менее, большинство наших выпускников достаточно успешны в учёбе: раскрепощённость, уверенность в себе, свобода выражения мыслей, развитое воображение помогают легко справляться с непростой программой школы. Не один выпускник нашего детского сада пополнил ряды городских художественных коллективов (танцевальных, хореографических, изобразительных, театральных). И мы этим гордимся.
Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству
1. Искренность, непосредственность переживаний.
2. Увлечённость, «захваченность» деятельностью.
3. Способность к «вхождению» в изображаемые обстоятельства.
4. Образное видение.
Показатели качества творческих действий ребёнка
1. Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал.
2. Создание новой комбинации из старых элементов.
3. Применение известного в новых условиях.
4. Самостоятельный поиск наилучшего решения.
5. Быстрота реакции, находчивость в действиях, ориентировка в новых условиях.
6. Нахождение оригинальных приёмов решения творческих заданий.
Показатели творчества результатов художественной деятельности
1. Нахождение и использование разнообразных средств для воплощения образа в творческой работе.
2. Своеобразие (индивидуальность) манеры исполнения.
3. Общая эстетическая направленность созданного образа (продукта).
4. Оригинальность изображения (по содержанию, способам изображения).
10 правил развития творческих способностей у детей
1. Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми.
2. Не регламентировать постоянно жизнь ребёнка, дать ему право на самостоятельный выбор, принятие решения.
3. Формировать у ребёнка интерес ко всему новому.
4. Развивать личностные мироощущения ребёнка.
5. Не перегружать информацией и занятиями.
6. Развивать эмоциональную сферу. Эмоции – движущая сила творчества
7. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.
8. Развивать детское воображение и фантазию.
9. Бережно относиться к результатам детского творчества.
10. Помнить: нет проблемы не талантливых детей, есть проблема упущенных
возможностей!
Источник
Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.
1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам», впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.
7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности — изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.
1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.
2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.
3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.
4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.
5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.
6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку — это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.
Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Источник
Екатерина Князева
Консультация «Развитие детского творчества»
Развитие детского творчества.
Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей се-годня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятель-ности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развива-ются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эм-патия, способность принимать позицию другого человека, основы его бу-дущей профессии.
Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит о педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро разви-вающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уров-ня, к способности её практического освоения.
Феномен обладания детьми способностей ко всем видам художествен-ного творчества основан на доминирующей роли правого полушария мозга. Дети способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему уви-денному и услышанному. Сенсорное восприятие окружающего мира осо-бенно развито у ребенка в раннем его возрасте. Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает ма-лыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем воз-расте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризу-ется возрастной чувствительностью ребенка.
Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимо-действию с людьми в обществе, неадаптированности к условиям современ-ной жизни.
Эстетическая деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания, образного мышления, продук-тивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т. д.
К эстетическим способностям относятся особенности общего мышле-ния и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении ини-циативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Толь-ко степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих прояв-ления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в буду-щем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начина-ется уже в раннем возрасте.
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.
Все, чем занимается ребенок в раннем возрасте, он делает творчески: двигается, общается, играет, исследует мир. Но не всегда процесс творче-ства и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки — уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же детские ри-сунки — одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.
Конечно, обучением ребенка лучше заниматься с самого рождения. Но по данным исследований, развитие творческих способностей детей до-школьного возраста является особенно необходимым. Дело в том, что пик творчества у детей припадает на 3, 5 4 года.
С чего начать развитие творческих способностей детей?
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наи-лучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
• В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.
• Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
• Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязатель-ные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
• Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
• Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного мате-риала, ваша цель – развить способности малыша.
Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку
Наш детский творческий опыт формирует многое из того, что мы делаем во взрослой жизни – от работы до семейных отношений. Но если творчество это естественное состояние ребенка, о что же происходит по дороге во взрослую жизнь? Психологическое давление, которое закомплексовывает творческие способности, начинается с раннего возраста. Взрослые могут поощрять или подавлять творческие данные своих детей через занятия в кругу семьи или занятия по программе детского сада.
Психологические исследования выявили главных «убийц» дет-ского творчества:
— наблюдение – постоянное внимание и «нависание» заставляет детей чув-ствовать, что за ними пристально наблюдают во время занятий.
— оценка – дети начинают волноваться о том, как другие оценят то, что они делают. На самом деле, прежде всего, детей должно волновать, насколько довольны они – а не другие люди –своими достижениями.
— соревнование – дети попадают в ситуацию «победитель/проигравший», где только один участник может быть признан лучшим. Однако ребенку нужно позволить двигаться вперед в своем собственном темпе.
— чрезмерный контроль – детям говорят, что и как именно они должны делать. Это дает детям ощущение, что любые поиски и исследования окру-жающего мира это пустая трата времени.
— давление – от детей порой ждут грандиозных результатов. Жесткая сис-тема воспитания может легко вызвать обратную реакцию и отвращение к занятию или предмету.
Изобразительная деятельность. Показатели развития
1 год
— В этом возрасте изобразительная деятельность у ребенка отсутствует, но можно начинать готовить его к ней.
Как тренировать?
— Познакомьте малыша с карандашом и бумагой, покажите, как карандаш оставляет на ней след, и он охотно последует вашему примеру.
1,5 года
— С интересом наблюдает, как на бумаге появляются линии от карандаша или фломастера.
— Подражая взрослым, пытается рисовать.
Как тренировать?
— Нарисуйте на глазах у малыша знакомый ему предмет: мячик, яблоко, просто цветные линии. Увидите, сколько радости это ему доставит.
— Попробуйте научить его держать карандаш в руке, проводить прямые и замкнутые линии. Хорошо, если он поймет: получившиеся линии — результат его собственных усилий.
— Возьмите по два листа бумаги и карандаши — для себя и для малыша. На своем листе начертите 2-3 вертикальные линии и предложите ему сделать то же самое на его листе. Получится — попробуйте нарисовать круг. Можно сначала провести очертания круга в воздухе рукой малыша, потом — паль-цем на бумаге и лишь затем — карандашом.
1,5 — 2 года
— Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, из-под его руки выходят размашистые каракули. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества.
— Малышу нравится мять в руках пластилин или тесто для лепки, но по на-значению он пока их не использует.
Как тренировать?
— Обеспечьте малыша принадлежностями для художественного творчества: листами ватмана и бумагой меньшего формата, пальчиковыми и акварель-ными красками или гуашью, карандашами, восковыми мелками и т. п.
— Дайте ребенку возможность экспериментировать с тестом, пластилином и другими материалами.
— Поощряйте его попытки работать с мелками, красками, глиной.
2 — 2,5 года
— Малыш с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисо-вать что-нибудь конкретное. Если вы спросите его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, если вы о том же рисунке станете расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
— Ребенок продолжает рисовать руками и пальцами, но вы можете предло-жить ему и кисточку.
— Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки.
— В этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один ка-кой-нибудь цвет.
2,5 — 3 года
— Ребенок может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат.
— Начинает выбирать цвета.
— Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное ме-сто.
3 — 3,5 года
— В рисунках, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами.
— В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисо-ванное ребенком солнце — круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д.
— Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, ма-лыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно — ноги, выходящие из головы. Не старайтесь поправлять его — сейчас гораздо важнее, что он включает эти части в рисунок, чем то, как он их располагает.
— Может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.
Как тренировать?
— Давайте малышу новые материалы и инструменты для лепки и рисования.
— Покажите новые способы работы с материалом. Например, можно пред-ложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рель-ефных поверхностей с помощью пластилина.
Зачем вообще нужно рисовать?
Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художни-ком, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная дея-тельность — необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кис-точкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.
Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок разви-вает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную ко-ординацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих дос-тижениях.
Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может пере-дать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, от-рицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ре-бенка.
Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окра-шенный яркими красками творчества.
Источник