Воспитание как фактор развития ребенка

Воспитание–
целенаправленный
и организованный про­цесс формирования
личности. В педагогике понятие
«воспита­ние» употребляется в широком
и узком социальном смысле, а также в
широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание
– это пе­редача накопленного опыта
от старших поколений к младшим. Под
опытом понимаются известные людям
знания, умения, способы мышления,
нравственные, этические, правовые нор­мы
— словом, все созданное в процессе
исторического разви­тия духовное
наследие человечества. В узком социальном
смысле под воспитанием понима­ется
направленное воздействие на человека
со стороны общественных институтов с
целью формирования у него определен­ных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных
ценностей, политической ориентации,
подготовки к жизни.

В широком
педагогическом смысле воспитание –
это спе­циально организованное,
целенаправленное и управляемое
воздействие коллектива, воспитателей
на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое
в учебно-воспитательных учреждениях и
охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс. В узком педагогическом смысле
воспитание – это процесс и результат
воспитательной работы, направленной
на решение конкретных воспитательных
задач.

Принципы – общие
руководящие положения, требующие
последовательности действий при
различных условиях и обстоятельствах.

Первый принцип
воспитания, вытекающий из цели воспитания
и учитывающий природу воспитательного
процесса – ориентация на ценностные
отношения: постоянство профессионального
внимания педагога на формирующиеся
отношения воспитанника к социально-культурным
ценностям (человеку, природе, обществу,
труду, познанию) и ценностным основам
жизни – добру, истине, красоте. Условием
реализации принципа ориентации на
ценностные отношения выступают
философская и психологическая подготовка
педагога.

Второй принцип
воспитания – принцип субъектности:
педагог максимально содействует развитию
способности ребенка осознавать свое
«Я » в связях с другими людьми и
миром, осмысливать свои действия,
предвидеть их последствия для других
людей и своей судьбы, производить
осмысленный выбор жизненных решений.
Принцип субъектности исключает жесткий
приказ в адрес детей, а предполагает
совместное с ребенком принятие решения,
чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты
сделаешь то-то, будет тебе… будет
другим… Ты этого хочешь? Это будет
правильно?»;

Третий принцип
воспитания вытекает из попытки согласовать
социальные нормы, правила жизни и
автономность неповторимой личности
каждого ребенка. Этому принципу
соответствует: принятие ребенка как
данность, признание за ребенком права
на существование его таким, как он есть,
уважение его истории жизни, которая
сформировала его на данный момент именно
таким, каков он есть, признание ценности
его личности, сохранение по отношению
к каждому ребенку, вне зависимости от
его успехов, развития, положения,
способностей, уважения к его личности.
Границы принятия данности существуют:
они отражены в двух «Нельзя» –
«нельзя посягать на другого человека»
и «нельзя не работать, не развивать
себя» – эти запреты безусловны и
категоричны для человека современной
культуры.

Союз трех принципов
воспитания придает гармонически
сочетающиеся характеристики:
философическую, диалогическую, этическую.
Они не могут существовать одна без
другой, точно так же, как реализация
одного из названных принципов современного
воспитания в оторванности от других
невозможна.

Педагогические
закономерности воспитания – это
адекватное отражение объективной
действительности воспитательного
процесса, обладающего общими устойчивыми
свойствами при любых конкретных
обстоятельствах.

Можно выделить
следующие закономерности воспитания:

– воспитание
ребенка как формирование в структуре
его личности социально-психологических
новообразований совершается только
путем активности самого ребенка. Мера
его усилий должна соответствовать мере
его возможностей. Любая воспитательная
задача решается через активные действия:
физическое развитие – через физические
упражнения; нравственное — через
постоянную ориентацию на самочувствие
другого человека; интеллектуальное –
через мыслительную активность, решение
интеллектуальных задач;

– содержание
деятельности детей в процессе их
воспитания определяется на каждый
данный момент развития актуальными
потребностями ребенка. Опережая
актуальные потребности, педагог рискует
встретить сопротивление и пассивность
детей. Если не учитывать возрастные
изменения потребностей ребенка, то
процесс воспитания затрудняется и
нарушается;

– соблюдение
пропорционального соотношения усилий
ребенка и усилий педагога в совместной
деятельности: на начальном этапе доля
активности педагога превышает активность
ребенка, затем активность ребенка
возрастает, и на заключительном этапе
ребенок все делает сам под контролем
педагога. Совместно разделенная
деятельность помогает ребенку ощутить
себя субъектом деятельности, а это
чрезвычайно важно для свободного
творческого развития личности. Хороший
педагог чувствует границы меры
собственного участия в деятельности
детей, умеет отойти в тень и признать
полное право детей на творчество и
свободный выбор;

– только в условиях
любви и защищенности ребенок свободно
и вольно выражает свои отношения,
благоприятно развивается. Поэтому
воспитание включает в свое содержание
демонстрацию любви в адрес ребенка,
умение понять, помочь ребенку, простить
его оплошности, защитить;

– организуемая
деятельность должна сопровождаться
или венчаться ситуацией успеха, которую
должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха
– это субъективное переживание
достижений, внутренняя удовлетворенность
ребенка самим участием в деятельности,
собственными действиями и полученным
результатом.

Условия создания
ситуации успеха:

– положительное
подкрепление – самое общее условие
создания ситуации успеха;

– воспитание
должно носить скрытый характер, дети
не должны чувствовать себя объектом
приложения педагогических нравоучений,
не должны постоянно осознавать свою
подверженность продуманным педагогическим
влияниям;

– скрытая позиция
педагога, которая обеспечивается
совместной деятельностью, интересом
педагога к внутреннему миру ребенка,
предоставлением ему личностной свободы,
уважительным и демократичным стилем
общения;

– целостность
личности предписывает педагогам
целостность воспитательных влияний.

Методы воспитания
– это конкретные пути влияния на
сознание, чувства, поведение школьников
для решения педагогических задач в
совместной деятельности (общении)
последних с учителем-воспитателем.
Методы воспитания следует отличать от
средств воспитания, с которыми они
связаны. Средствами воспитания являются,
прежде всего, предметы материальной и
духовной культуры, которые используются
для решения педагогических задач. Метод
воспитания реализуется через деятельность
педагога-воспитателя, средство же
(книга, кинофильм и пр.) может влиять и
вне деятельности педагога, без педагога.

Методов
воспитания чрезвычайно много. По
некоторым подсчетам, основных общепринятых
методов не менее пятисот. Использовать
отдельные методы, не сознавая при этом
всей системы, применяемой на практике,
– трудно. Систематизация методов также
нужна для лучшего запоминания.

Наиболее
распространенным классификатором
методов является тот, который подразделяет
их по источникам передачи содержания.
Это словесные (рассказ, беседа, инструктаж
и др.), практические (упражнения,
тренировка, самоуправление и др.) и
наглядные (Иллюстрирование, показ,
предъявление материала и др.) методы.
Это самая простая и доступная классификация,
широко применяемая на практике.

Другая классификация
методов построена на основе простейшей
структуры личности: методы формирования
сознания; методы формирования поведения;
методы формирования чувств и отношений.

1. Методы формирования
сознания учащихся предназначены для
того, что передавать информацию от
учителя к учащемуся и обратно. Сознание
как знание и понимание – это основа
мировоззрения, поведения, отношений.
Среди этой группы методов центральное
место занимает метод убеждений.
Метод убеждения в воспитании – это путь
воздействия на знание школьника для
разъяснения фактов и явлений общественной
или личной жизни, формирования взглядов.
Он является ведущим в воспитательной
работе. Этот метод служит для формирования
взглядов, которых в сознании учащегося,
в его тезаурусе раньше не имелось (или
они не были закреплены), или для
актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение
и самовыражение личности школьника
происходит в условиях нечетко им
осознанных и сформулированных
представлений, понятий, принципов. Не
обладая твердыми и глубокими знаниями,
молодой человек не всегда может сделать
анализ происходящих событий, допускает
ошибки в суждениях.

Одним из
основных противоречий, которые разрешаются
в процессе воспитания, является
противоречие между примитивными
представлениями школьника о сущности
происходящих событий и теми знаниями,
которые вносит в его сознание извне
организованная система воспитания.

2. Методы
организации деятельности и формирования
поведения – это практические методы.
Человек – субъект деятельности, в том
числе и познавательной. Поэтому в
процессе познания он не только созерцатель,
но и деятель. К этой группе методов
относятся: упражнение, приучение,
поручение, педагогическое требование,
воспитывающие ситуации и др. Данные
методы используются непосредственно
для формирования поведения и деятельности
учащихся, но косвенно они влияют и на
формирование сознания человека. Более
подробно остановимся на методе упражнений.

Метод
упражнений – это метод управления
деятельностью школьников при помощи
разнообразных и повторяющихся дел, где
каждый выполняет определенные поручения
(задания). С помощью этого метода
организуется деятельность воспитуемых
и стимулируются позитивные ее мотивы
(различные виды заданий на индивидуальную
и групповую деятельность в виде поручений,
требований, состязания, показа образцов
и примера, создание ситуаций успеха).
Этот метод способствует формированию
сознания и поведения.

Метод
упражнений в воспитании реализуется
через поручения. Поручения (практические
задания) создают и расширяют опыт
учащихся в различных видах деятельности.
Приучение школьников к самостоятельному
инициативному и добросовестному
выполнению поручений, как показывает
анализ педагогической практики, дело
длительное и требующее неустанного
внимания к нему.

3. Методы
формирования чувств и отношений,
стимулирующие познание и деятельность,
используются в единстве с методами
формирования сознания и деятельности.
Стимулировать – значит побуждать,
помогать наполнять смыслами, улучшать
качество познавательной деятельности,
создавать для нее благоприятные условия,
в том числе и нравственные условия. К
таким стимулирующим методам относятся
поощрение, порицание, наказание, создание
ситуаций успеха, контроль, самоконтроль,
оценка и самооценка и др.

Формы воспитания
– это способы организации воспитательного
процесса, способы целесообразной
организации коллективной и индивидуальной
деятельности учащихся. Используют и
термины «воспитательное мероприятие,
организационные формы воспитания».
Мероприятие – организованное действие
коллектива, направленное на достижение
каких-либо воспитательных целей.

В педагогической
литературе единого подхода к классификации
форм воспитательной работы нет. Наиболее
распространенной является классификация
организационных форм воспитания в
зависимости от того, как организованы
обучаемые: массовые формы (участие
всех), групповая и индивидуальная.

При осуществлении
задач нравственного воспитания могут
применяться такие формы, как диспуты,
круглый стол, беседа на этические темы,
телемосты, акции милосердия,
литературно-музыкальные композиции и
т. п.). Для каждого коллектива следует
выбирать наиболее подходящие формы.
Чем разнообразнее и богаче по содержанию
формы организации воспитательного
процесса, тем он эффективнее. В основе
выбора форм воспитательной работы
должна находиться педагогическая
целесообразность.

Когда речь
идет о специально организованной
воспитательной деятельности, то обычно
эта деятельность ассоциируется с
определенным воздействием, влиянием
на формируемую личность. Вот почему в
некоторых пособиях по педагогике
воспитание традиционно определяется
как специально организованное
педагогическое воздействие на
развивающуюся личность с целью
формирования у нее определяемых обществом
социальных свойств и качеств. Само по
себе внешнее воспитательное воздействие
не всегда ведет к желаемому результату:
оно может вызывать у воспитуемого как
положительную, так и отрицательную
реакцию или же быть нейтральным. Вполне
понятно, что только при условии, если
воспитательное воздействие вызывает
у личности внутреннюю положительную
реакцию (отношение) и возбуждает ее
собственную активность в работе над
собой, оно оказывает на нее эффективное
развивающее и формирующее влияние.

Соседние файлы в папке crisis_forty

  • #
  • #

Источник

Воспитание может все… Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности,

2. – воспитание замедляет развитие личности.

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т. е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;

— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные её виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

— на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека неполно и в отдельных сферах лишь частично изучено;

— наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и, в первую очередь, биологический пол индивида, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов;

— на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований;

— психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием, так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей;

— одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности, которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Содержательные подструктуры личности

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий (рис. 5.2). Именно под влиянием социальных обстоятельств развиваются и формируются сущностные, личностные особенности человека. К. Маркс отмечал, что «сущность <.»> личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции и т.д. — не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека».

Личность — это сложный и системный феномен общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности тех духовных качеств, особенностей, в которых он выступает носителем тех или иных социальных ценностей (нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, религиозных, семейно-бытовых и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что ведущей и определяющей стороной, характеристикой личности выступает субъектность. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности — субъектность, он складывается и развивается как личность.

Таким образом, выделяется два ведущих признака личности: наличие сознания и субъектности. Качественные (содержательно-аксеологические) и количественные характеристики этих признаков у конкретного человека позволяют судить об уровне зрелости личности. Есть основания выделять несколько уровней социальной и психологической зрелости личности: низкий — недостаточно зрелая, формирующаяся личность; средний — достаточно зрелая личность; высокий — социально зрелая личность.

Третий ведущий признак личности — степень «саморегуляции Я» (А. Г. Ковалев), способности человека управлять

Рис. 5.2. Факторы формирования и развития личности

своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность.

Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень её социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает, в его жизненной позиции, в его поведении и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется в основном тем, что, как, почему и во имя чегоона делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 7415; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10239 — | 7933 — или читать все…

Читайте также:

Источник