Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие
Краткое описание документа:
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Источник
В
постсоветский период развития советского
общества акцент в воспитательной
практике смещается с деятельности по
формированию в ребёнке социально
типичного, что в советской педагогике
являлось доминирующем направлением, в
сторону поддержки становления и
проявления в растущем человеке ярко
индивидуального, что призвано помочь
ему стать самим собой и добиться благодаря
этому жизненного успеха. Постепенно
модель воспитательной деятельности,
направленной на развитие индивидуальности
ребёнка, распространяется и укореняется
в российском образовательном пространстве.
Но стадия зарождения и становления
чего-то нового, как известно, редко
протекает безболезненно и беспроблемно.
К числу наиболее важных и злободневных
проблем следует отнести такую, как
формирование отчётливого, верного и
детального представления о сущности
индивидуальности, возможностях, условиях
и средствах её развития. То есть необходимо
найти ответы на следующие вопросы:
– Какова
сущность индивидуальности?
– Из
каких компонентов она состоит?
– Что
следует делать для того, чтобы процесс
становления индивидуальности ребёнка
протекал успешно?
Дать
исчерпывающие ответы на эти вопросы в
данный момент вряд ли возможно, но поиск
нами ответов на них позволил получить
и систематизировать информацию,
ознакомление с которой может быть
полезным для педагогов-воспитателей.
Сущностная характеристика индивидуальности
Сначала
попытаемся дать сущностную характеристику
индивидуальности. Зная то, что сущность
изучаемого явления должна быть отражена
в определении его понятия, мы обратились
к справочной литературе и научным
публикациям по данной проблеме. В
результате свыше ста определений понятия
«индивидуальность», изложенных в работах
философов, социологов, психологов и
педагогов, стали объектом нашего анализа.
Проведённый анализ показал существование
многообразия научных взглядов на
индивидуальность человека и её сущность.
Предпринятая попытка систематизации
различных точек зрения ученых позволила
выделить четыре ключевых аспекта,
характеризующих сущность данного
явления.
Первый
аспект
–
индивидуальность
как уникальность, неповторимость,
особенное в человеке.
Именно
посредством этих характеристик
большинство исследователей описывает
сущность и определяет понятие
индивидуальности. Такие точки зрения
преобладают в современной справочной
литературе, учебных пособиях, монографиях
и других учебных публикациях. Однако
некоторые ученые имеют другое мнение
о значении неповторимого своеобразия
и уникальности при характеристике
сущности индивидуальности. Единичность,
неповторимость, особенность, как полагают
психологи Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и
философ И.И. Резвицкий, относятся к
важным сторонам человеческой
индивидуальности, без учёта которых
она не может быть правильно понята, но
сами по
себе
являются лишь формальными её
характеристиками, не связанными
содержательным
анализом.
Их
взгляды принципиально важны для
педагогической практики. Они позволяют
понять, что смысл педагогической работы
с индивидуальностью не заключён только
в учёте индивидуальных особенностей
детей и стимулировании появления
каких-то новых различий. Бесперспективность
такого подхода можно объяснить следующими
причинами. Во-первых, в такой работе
педагогу не следует слишком усердствовать,
ведь наследственность, окружающая
природная и социальная среда, активность
самого человека детерминируют огромное
количество отличительных черт (качеств)
конкретного индивидуума по отношению
к другим людям. Вероятность повторения
определенного человека на Земле, по
утверждению известного американского
генетика Р. Левонтина, так
мала,
как величина, обратная самому большому
мыслимому числу людей, которое может
вместить планета. Во-вторых, индивидуальность
нельзя рассматривать как сумму, полученную
в результате сложения отдельных
отличительных черт и свойств человека.
Вряд ли важные для криминалистов
отпечатки пальцев с неповторимым
рисунком кожного покрова, помогающие
идентифицировать того или иного человека,
позволяют судить о его индивидуальности.
То же самое можно сказать и о чертах
лица, параметрах
телосложения,
особенностях темперамента и т.п. Кстати,
Гегель называл это множество отличий
дурной бесконечностью. И, в-третьих,
отличительные черты не являются
самоценностью и для большинства самих
детей. Хотя бывают случаи, когда ребёнок
пытается экстравагантной прической,
одеждой, поступком заявить о своей
индивидуальности. Но такие моменты
характеризуют, как правило, мнимую, а
не подлинную индивидуальность.
Второй
аспект
– индивидуальность
как свойство, качество, признак,
характеристика человека.
Притом
это свойство учёные относят к разряду
главных, системообразующих, наиболее
важных, ставя его в один ряд с такими
характеристиками (качествами) человека,
как индивид, личность, субъект. Если
личность, по мнению Б.Г. Ананьева,
«вершина» всей структуры человеческих
свойств, то индивидуальность – это
«глубина» личности и субъекта деятельности.
Третий
аспект
– индивидуальность
как этап, уровень развития человека.
Авторы
учебного пособия «Педагогика
индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б.
Гребенюк полагают, что индивидуальность
– это высший уровень развития человека.
Подобную точку зрения излагают и
составители словаря социально-психологических
понятий «Коллектив. Личность. Общество»,
называющие индивидуальность кульминационным
этапом в развитии индивидуума. Становление
индивидуальности, согласно их воззрениям,
происходит за достаточно длительный
промежуток времени в жизни человека, а
поэтому детство – всего лишь один из
этапов данного процесса. Однако очевидна
важность этого жизненного периода, ведь
оттого, насколько воспитатель сможет
умело и заботливо поддержать и взрастить
ростки индивидуальности в детские годы,
во многом зависят яркость и полнота её
раскрытия и проявления в более зрелом
возрасте.
Четвёртый
аспект
– индивидуальность
как особая форма бытия человека, его
самобытность.
И.И.
Резвицкий утверждает, что общественная
жизнь человека осуществляется в двух
формах: коллективной и индивидуальной.
Именно с последней он и психологи Е.И.
Исаев и В.И. Слободчиков связывают
сущность индивидуальности. «Индивидуальность,
– подчёркивает И.И. Резвицкий, – состоит
не столько в том, что каждый индивид
неповторим, хотя и в этом также заключён
момент его индивидуализации, а в том,
что каждый человеческий индивид – это
отдельный, самобытный мир, который,
будучи включён в окружающий его мир, в
ту или иную социальную структуру,
сохраняет при этом свою относительную
самостоятельность». Взгляды учёных на
индивидуальность как самобытность, его
способность стать и быть самим собой
имеют методологическое значение для
определения смысла воспитательной
деятельности. Наверное, ради того, чтобы
помочь воспитаннику эффективно
использовать и развивать свои возможности,
а в результате – стать самим собой, т.е.
самоосуществиться, воспитателю можно
и нужно избрать индивидуальность целью
и предметом приложения педагогических
усилий. Представители гуманистического
направления в педагогике и психологии
(А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм
и др.) считают, что в самоосуществлении
и заключается подлинное счастье человека,
предназначение его бытия. А, следовательно,
смысл деятельности педагога-воспитателя,
если он действительно желает счастья
своему воспитаннику, состоит в помощи
ребёнку стать и быть самим собой.
Но
разве не каждый человек является самим
собой? К сожалению, нет. Во-первых,
человек
изначально, т.е. с момента рождения, не
обладает индивидуальностью как полностью
сформированным качеством. Ему ещё
предстоит самоосуществиться посредством
проведения многолетней и нелегкой
работы по развитию и проявлению своей
индивидуальности, самобытности.
Во-вторых,
нередко
человек плохо знает и развивает свои
природные задатки, недостаточно
эффективно использует внутренние и
внешние возможности для самостроительства
и самосовершенствования. В-третьих,
бывают случаи, человек совершает
неидентичные самому себе поступки.
Довольно часто причиной самонеидентичности
является конформизм личности. Человек
под давлением группы может избирать
формы и способы поведения и общения,
которые не соответствуют его жизненным
принципам.
Порой он так поступает ради того, чтобы
сохранить благополучное положение в
группе. В данном контексте становится
понятным сформулированное А.Г. Асмоловым
положение: индивидом рождаются, личностью
становятся, индивидуальность отстаивают.
В-четвёртых,
приостанавливая
на какой-то промежуток времени работу
по самосовершенствованию, человек может
потерять идентичность себе в дне
завтрашнем. Самоосуществление – процесс
непрерывный в течение всей жизни, и об
этом не следует забывать.
Источник
ДОКЛАД
Развитие индивидуальности ребенка в процессе воспитания
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и многообразная, круг обязанностей очень широк, огорчение и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство — это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство — это реализация педагогики сотрудничества. Классное руководство — это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?
Вся воспитательная работа в классе ведется согласно плану и направлена на решение следующих задач:
— помочь ученику развить его интеллектуальные, нравственные, коммуникативные, эстетические и физические способности;
— помочь раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству через воспитание в режиме повседневной жизни;
— помочь оценить возможности ученика в стремлении познания самого себя.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Что необходимо делать педагогу, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?
Надо ориентироваться на воспитание в режиме повседневной жизни, так как этот процесс постоянен и беспрерывен.
Воспитание в режиме повседневной жизни – это такого рода организация всей сферы школьной жизнедеятельности, когда происходит постоянное освоение, усвоение и присвоение школьниками достижений общечеловеческой культуры – неизменное и непрекращающееся восхождение на вершину. А процесс такого восхождения есть не что иное, как деятельность ребенка.
Особая роль в формировании личности в режиме повседневной жизни отводится семье. Родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья.
Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основу взаимодействия классного руководителя и семьи я вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Я выделяю следующие принципы данного взаимодействия:
— взаимное доверие и уважение;
— взаимная поддержка и помощь;
— терпение и толерантность по отношению друг к другу.
Это помогает мне, как педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, развития самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума, формировании гражданского самосознания.
Во взаимодействии с родителями основные функции классного руководителя следующие:
— ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
— психолого-педагогическое просвещение родителей;
— вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
— корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
— взаимодействие с общественными организациями родителей;
— вовлечение родителей в общественное управление школой.
Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения.
Явка родителей на родительские собрания на протяжении всех лет достаточно высокая (85-100%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом.
Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка происходит при следующих педагогических условиях.
Первым педагогическим условием является наличие у классного руководителя целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности. Эти представления классного руководителя о своих воспитанниках формируется как произвольно, так и непроизвольно в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися, во время наблюдения за их поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями, другими детьми и взрослыми. Чтобы получаемая информация была объективна и достоверна, классный руководитель должен использовать в своей практической деятельности методики психолого-педагогической диагностики, современные приёмы и методы анализа и систематизации педагогической информации.
Второе условие – ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
Успешность процесса самоосуществления во многом зависит от того, насколько воспитатель сумеет эффективно построить свою работу по формированию у учащегося умений и навыков планирования, организации и анализа деятельности по саморазвитию.
Третье условие – предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности.
Классному руководителю необходимо позаботиться о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка. Принцип свободы выбора должен прийти на смену педагогическому анахронизму: требования об обязательном участии детей во всех делах и мероприятиях. Каждый осознанный и добровольно сделанный ребенком выбор приближает его к самоосуществлению, к раскрытию и расцвету неповторимой индивидуальности.
Организация самоуправления в классе, выборы совета класса, распределение поручений, привлечение к подготовке и проведению классных дел всех желающих, в том числе и родителей. Я считаю, что развитие самоуправления в классе – это один из важных вопросов воспитательной работы. Всю воспитательную работу в классе начинаю с совместного планирования дел на учебный год с активом класса. Учитывая мнения учащихся класса, определяется тематика классных часов, формы их проведения, определяются сроки, ответственные за их подготовку и проведение.
Главное, чтобы все учащиеся были задействованы, так как, по мнению К.Д. Ушинского, «освобожденные от поручения – освобожденные от воспитания».
Общешкольные мероприятия и работа кружков, клубов, секций, увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений.
Четвертое условие – создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Если действия школьников строго регламентируются указаниями взрослых, где исполнительность и точность следования заданным образцам выступают в качестве основных критериев успешности осуществляемой деятельности, В такой обстановке дети не будут испытывать желания действовать инициативно и творчески, не захотят проявить и развить свои способности.
Я считаю, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.
Пятое условие – стимулирование стремления школьника к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем.
Педагогу необходимо направлять свои усилия на мобилизацию внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, на актуализацию и поддержку его собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на его жизненном пути.
Почему же так важно соблюдать все эти условия? Каждый ребёнок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит, поломать судьбу. Представим себе детей в виде природных материалов, где один ребёнок, например, глина, а другой — алмаз. Предназначение первого — стать гончарным изделием, второго — бриллиантом. Но если мы не будем этого знать, так, же как и особенностей данных материалов, мы, наверняка, всё испортим.
Почему необходимо сотрудничество с педколлективом и родителями? Потому что только совместными, одновременными, чёткими действиями можно сделать так, что из обычного куска глины получится предмет, который будет востребован, а из алмаза — бриллиант, сияющий всеми своими гранями. Вот это и будет победа — победа ребёнка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога, который этому способствовал.
Источник