Воспитание и развитие творческой личности ребенка

Воспитание и развитие творческой личности ребенка thumbnail

Ирина Маслова
Воспитание творческой личности

Воспитание творческой личности.

В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо с детства. Я работаю педагогом дополнительного образования, занимаюсь с детьми прикладным творчеством и веду объединение «Сувенир». Ко мне приходят дети от 6 до 14 лет. Мы работаем с разными материалами, делаем поделки и сувениры из соленого теста, природного материала, занимаемся росписью деревянных изделий, работаем в технике декупаж, квилинг, папье-маше и др.

Педагог должен помочь родителям выявить творческие способности своего ребенка, посоветовать, как их лучше развивать. Занимаясь в кружковых объединениях, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в кружке для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.

Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку.

Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а так же отстающих в своем развитии или имеющих отклонения в развитии. Нельзя ребенку отказывать, если он очень хочет чему – либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимы как личности. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок по-настоящему ощущает счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда, ребенок поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.

Педагог дополнительного образования прикладного направления сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными материалами и инструментами. Он должен быть в курсе новых рекомендаций психологов, знать психологические упражнения и методики по преодолению различных комплексов у детей, их неуверенности в своих силах, апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего разноуровневого обучения, вести мониторинг творческого развития ребенка.

Можно завести творческие дневники группы, индивидуальные творческие дневники, по ним очень удобно проследить динамику творческого роста ребенка, увидеть его индивидуальные образовательные траектории.

Создавая что-то своими руками, ребенок испытывает различные чувства: радуется и огорчается, сталкивается с трудностями, преодолевает их, любуется результатом своего труда – в итоге испытывает счастье творчества. Иногда у ребенка могут опуститься руки, когда что-то не получается, здесь очень важна помощь педагога, его психологическая поддержка.

Творческая работа ребенка не имеет общечеловеческой ценности и новизны. Она часто слишком проста, еще не достигла профессионального уровня, где-то не очень аккуратна и наивна с точки зрения взрослого. Но субъективная ценность этой детской работы огромна. Поэтому, педагог и родители должны уважать труд ребенка, бережно к нему относится и обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе. Новые идеи и находки необходимо отмечать и поощрять. Полученный положительный творческий результат радует ребенка, помогает его самоутверждению, ему легче общаться со сверстниками.

Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия и найти индивидуальный подход к каждому. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребенка, вовремя поддержать, помочь, отметить его успехи. Надо бережно относится к творческим работам детей. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка, и здесь педагогу надо индивидуально подойти к оценке вложенного труда каждого ученика. Кого-то надо похвалить, а кого-то и немного пожурить, если в этот раз он не очень постарался. Очень важно найти тактичный подход, чтобы не обидеть ребенка, а вызвать в нем стремление сделать следующую работу намного лучше.

Индивидуальный подход к ребенку является одним из важнейших условий творческого развития ребенка, развития его творческих способностей. Одинаковых детей нет, даже в одной семье дети совершенно разные, поэтому и подходить к ним надо по-разному. Одни дети спокойны и уравновешенны, все, за что не берутся, делают серьезно, другие – подвижны, легко возбудимы, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое. В кружковые объединения приходят дети разного возраста, разные по характеру и типам нервной системы, из разных семей и, конечно, педагог не может подходить ко всем детям одинаково. Для детей младшего возраста занятия лучше проводить в игровой форме. Детям со слабым типом нервной системы приходится больше уделять внимания, к каждому найти особый подход, стараться вовремя заметить возникшие проблемы и помочь с ними справиться, подсказав пути их решения. С какими счастливыми глазами такие дети с гордостью несут свою работу в руках, не хотят убирать ее в пакет, чтобы все могли увидеть их творение.

Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе невозможно создать новое, невозможно творчество. Необходимо научить ребенка проводить самоанализ и самооценку своей работы. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний, умений, стараний, аккуратности и вложенного в свою работу труда. Научившись анализировать свои ошибки, он сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой, которую легко исправить. А мы, педагоги, должны помочь в этом ребенку, используя все свои знания, опыт, душевные силы и, конечно, любовь, чтобы из маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими учениками.

Воспитание творческой личностиВоспитание и развитие творческой личности ребенкаВоспитание и развитие творческой личности ребенкаВоспитание и развитие творческой личности ребенка

Источник

Развитие творческой личности ребенка

Доклад

Развитие творческой личности ребенка

Оглавление

Введение

. Творчество и творческая личность

. Проблемы развития творческой личности ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Творчество — это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Это не удел единиц, элементы творчества присутствуют не только в деятельности художника, писателя, режиссера, ученого, но и в каждодневном труде инженера, учителя, программиста, родителя, тренера, менеджера, психолога, дизайнера и так далее. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

В современных условиях, когда культура переживает расцвет, творческая личность все более и более востребована обществом во всех областях от искусства и науки до рекламной индустрии и шоу-бизнеса. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, современный человек обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.

Современные исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложились к началу 50-х годов прошлого века, а во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач современной школы.

Творческая личность формируется, безусловно, в детстве, причем чем раньше выявлены задатки и начато их развитие тем лучше. Переоценить роль в формировании творческой личности педагогов, школы, родителей невозможно. Среди исследователей творчества существуют две точки зрения. Представители одной полагают, что обучить творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты — это потенциал личности, который нужно раскрыть, точнее сказать, создать условия для их раскрытия.

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и всего процесса воспитания. Воспитать творческую личность возможно, но возникает вопрос: как? На этот вопрос универсального ответа нет. Формирование творческой личности процесс творческий.

1.Творчество и творческая личность

Творчество — процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны — гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

1.Оригинальность — способность продуцировать необычные ответы.

2.Продуктивность — способность к генерированию большого числа идей.

.Гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.

.Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.

В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.

. Проблемы развития творческой личности ребенка

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка — это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив — основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

·раннее выявление творческих способностей и их направленности;

·формирование мотивации к творческой деятельности;

·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

·учет индивидуальных психологических особенностей;

·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

·включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

·работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

·организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Заключение

Воспитание творческой личности − насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы

1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан. университета, 1988 г. — 238 с.

2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. — М.: Школьная пресса, 2003 — 144 с.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. — 93 с.

.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. — М.: АСТ, 2008 г. — 671 с.

.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1991 г. — 141 с.

.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2002 г. — 712 с.

7.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. — М.: АСТ, 2002 г. — 352 с.

Источник