Воспитание и развитие ребенка в раннем детстве

Воспитание и развитие ребенка в раннем детстве thumbnail

На чтение 11 мин.

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально

Дети младшего возраста – особенности

Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который  в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

Факторы, влияющие на развитие речи

Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать. Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

Кризис 3-х лет – симптомы

Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша. Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике. Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

Но среди всех голосов он безошибочно узнает голос мамы и папы. Поэтому после рождения он ищет их поддержки. Единственный способ, с помощью которого он может это сделать – это плач. Не всегда плач ребенка является отрицательным явлением. Иногда это просто способ поговорить с мамой или с самим собой. Но в тоже время в этот период необходимо предоставлять возможность поговорить и без крика. Для этого необходимо ласково говорить с ребенком, петь песенки, брать часто на руки, поглаживать тело малыша, обращаться по имени.

С малышом надо много разговаривать и показывать игрушки

С первых дней появления ребенка на свет необходимо развивать его словарный запас. Для этого ребенку необходимо показывать предмет и сразу их называть.

Не стоит беспокоиться, что ребенок еще ничего не понимает. Подсознание человека намного сильнее, чем сознание. Вся полученная информация ребенком в этот период будет храниться в кладовых его памяти.

Постарайтесь с самого начала сделать окружение ребенка интересным для него. С этой целью можно повесить над кроваткой мобиль и повесить на него предметы, которые могут заинтересовать кроху. Это могут быть ленточки, трубочки, фломастеры, игрушки. Их нужно периодически приводить в движение. Обновлять эти вещи стоит раз в две недели. В случае, если мобиль не заинтересовал ребенка, вы можете повесить над кроваткой нарисованное лицо. Именно форму круга и овала ребенок усваивает раньше всех других.

Массаж ребенку способствует физическому развитию

Стоит уделять должное внимание и физическому развитию малыша. Его необходимо перед кормлением выкладывать на животик, но следить, чтобы он не ударился лбом. Необходимо поддерживать его желание удерживать голову. Затем можно взять ребенка на руки и прислонить к плечу. Важно чтобы ребенок поднимал голову и опускал ее на ваше плечо.

Начиная с 3 месяцев, ребенок хочет, чтобы его не просто носили на руках, а показывали и рассказывали о предметах, которые его окружают.

Именно в этот период проявляется первый конфликт: ребенок хочет познать новое в этом мире, а физически еще не способен этого сделать. Важным моментом в этот период является педагогические основы поддержки познавательного интереса ребенка. Именно сейчас закладываются основы дальнейшего умственного развития малыша.

С месяца малыш начинает активно интересоваться игрушками

Главным источником получения информации в 3 месяца является звук. Но в тоже время необходимо начинать ребенка учить следить взглядом за предметом. Для этого можно использовать желтую погремушку. Необходимо погреметь ею с одной стороны от ребенка, а затем после того, как он повернул голову погреметь с другой стороны. Это упражнение займет немного времени, но зато будет отлично способствовать развитию произвольного внимания.

Развитие и воспитание детей от 3 до 6 месяцев жизни

В этот период необходимо активно развивать речевые способности ребенка. Для этого необходимо создать педагогические условия: надо почаще разговаривать с ним, называть по имени, рассказывать несложные стихотворения, повторять вслух звуки, которые он уже сам научился говорить.

Заниматься надо каждый день. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам повторял за вами звуки и слоги.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Продолжайте нежно поглаживать ребенка, ласково улыбаться, поддерживать его хорошее настроение. Начиная с 3 месяцев ребенка надо уже на более продолжительное время выкладывать на животик. В это время положите перед ним игрушку, а затем немного отодвиньте ее. Он захочет достать ее и поползти. Любая двигательная активность ребенка должна быть поощрена.

Повесьте игрушки над кроваткой так, чтоб ребенок мог рассматривать и захватывать, ощупать их. Важный момент – игрушки не должны быть размещены ближе, чем на 30 см до ребенка. В таком случае возрастает риск возникновения косоглазия.

Совет родителям: периодически заменяйте старые игрушки новыми. Затем снова дайте возможность ребенку играться его старыми игрушками. Это будет способствовать развитию долговременной памяти.

В полугодовалом возрасте необходимо способствовать развитию у малыша долговременной памяти. Для этой цели можно использовать игрушки, убрав их и заменив их новыми. Затем необходимо снова дать ребенку играться его старыми игрушками. Ребенок должен узнать их.

Игрушки для ребенка до года надо периодически заменять

Необходимо развивать у ребенка умения совершать несложные действия – дать ручку, помахать ручкой, поиграть в «ладушки».

В полугодовалом возрасте активно поддерживайте стремление ребенка ползать. Но не принуждайте его садиться. Это может спровоцировать серьезные проблемы с позвоночником в будущем. Он должен захотеть этого сам.

Всячески поддерживайте стремление малыша говорить. Используйте с этой целью потешки, звукоподражательные слова.

Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни

В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.

Ребенок в 6-7 месяцев самостоятельно сидит и может играться сам

Некоторые детки начинают ходить, но потом снова возвращаются к ползанию. Этого не стоит бояться, так как это явление временное.

Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.

Развитие от 7 до 12 месяцев – примерный график

В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.

Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.

Альбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить

В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.

Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным  неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.

Развитие и воспитание ребенка 2 года жизни

В этот период очень важно уделить индивидуальное внимание развитию речи ребенка. Необходимо расширять словарный запас ребенка за счет прилагательных и других частей речи. При общении с ребенком не используйте «детскую» речь и не сюсюкайте. Произносите слова четко. Старайтесь сделать вашу речь проще, произносите легкие слова, которые малыш сможет повторить.

Ребенок в 2 года активно познает окружающий мир через игру

Когда вы занимаетесь с вашим крохой, сначала несколько раз назовите слово, а потом попросите малыша показать предмет и назвать его. Говорите с ребенком не спеша.

Также особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, ведь именно она влияет на развитие и формирование речевых навыков.

Заниматься следует регулярно, в игровой форме. Занятия должны способствовать возникновению хорошего настроения у малыша. Развивая моторику можно предложить малышу выполнить следующие действия:

  • покатать каждым пальчиком камешек или шарик;
  • побарабанить ладошками по столу;
  • сжать и разжать кулачки;
  • помахать в воздухе только пальчиками;
  • похлопать в ладошки то тихо, то громко и в разном темпе;
  • раскладывать и раскладывать матрешку;
  • размять пальчиками глину и пластилин.

Развивающая игра на развитие речи, моторику и фантазию

С ребенком 2 лет необходимо активно играть в сюжетные игры. Для игр необходимо приобрести разные игрушки: собачки, куклы, пирамидки, мячики, машинки. Ребенок должен учиться различать предметы по цвету, размеру, форме.

Необходимо усовершенствовать ходьбу ребенка. Для этого необходимо чтобы он ходил по наклонной поверхности, перешагивал через преграды, учился бегать.

Совет родителям: установите четкие правила дисциплины, которые должен соблюдать малыш. Но не наказывайте го, так как это способствует формированию агрессивного поведения.

Много играйте с ребенком

Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)

Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.

Занятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно

Любознательности ребенка в 3 года просто нет границ. Не стоит расстраиваться, что все новые игрушки поломаны и разобраны на части.

Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.

Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.

Лото для маленьких – отличная развивающая игра

В этом возрасте у детей формируется понятие «Я – НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».

В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь  некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.

Кризис 3-х лет – симптомы

Совет родителям: никогда не говорите ребенку, что вы его не любите. Мама для ребенка – это все, это центр всей Вселенной, его защитница.

Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник