Воспитание и развитие одаренного ребенка

20 ноября во всем мире отмечается Всемирный день ребенка. Почти полвека тому назад Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей.
Сегодня вопросам раннего развития и воспитания детей уделяется много внимания. Психологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.
Существует множество методик, которые развивают у ребенка интеллект, память и творческие способности. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей ребенка.
В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.
Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить – оценивать, если оскорблять – быть виноватым. А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.
Игры
Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.
Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.
Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.
Музыка вместо иностранных языков
Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так. Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет. Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.
Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет. Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок. Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.
Еще один миф теории раннего развития – показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки. Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо. Цифры поможет выучить игра в лото.
Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.
Главное — здоровье
Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.
Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.
Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.
Методики раннего развития
Вальдорфская методика
Вальдорфская методика — это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.
Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти — двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию.
В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).
Методика Фребеля
Фридрих Фребель — немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх. Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи. Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.
Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем — умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки — так называемых «блоков Фребеля». Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку.
Методика Монтессори
Мария Монтессори — известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.
Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.
Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания — ребенок. В «погружающей» среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте. Задача учителя – наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание — это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные «рамки и вкладыши». Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.
Методика Глена Домана
Глен Доман — американский педиатр, основатель филадельфийского института «Better Baby Institute» (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг. благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей. Основа его методики – развитие зрительных и физических способностей с рождения.
Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи — семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому — от иностранного языка до высшей математики.
Цель методики Домана, по его собственным словам, — «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».
Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.
У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан — бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.
Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.
Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:
1) Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;
2) Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
3) Никогда не проверяйте своего ребенка;
4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Методика Шиничи Сузуки
Шиничи Сузуки — японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: «музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен».
Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название «Рождение таланта». Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.
Методика Никитиных
Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины — педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.
Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни. «Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития». Никитины — авторы таких развивающих игр, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Уникуб».
Методика Зайцева
Николай Зайцев — педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева – складовой принцип, т. е. самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук. Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами).
Известным пособием Зайцева является «Кубики». Но также есть «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Читай и пой» с аудиокассетой, пособие «Пишу красиво». Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.
Методика Тюленева
Павел Тюленев — социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов — новаторов. Он — автор «Метода интеллектуального развития ребенка», или «Системы ускоренного обучения МИР». Среди книг Тюленева есть такие, как «Читать раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить» «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить».
Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.
Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник
Как воспитывать одаренного ребенка?
Кто он такой — одаренный ребенок? Одаренными называют детей, которые отличаются выдающимися способностями, достижениями, а также имеют предпосылки к ним. При этом не является важным, в какой именно деятельности ребенок проявляет особые таланты. Он может быть способным к музыке и спорту, творчество и науке, обладать незаурядными познавательными процессами, такими как высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.
В настоящее время одаренность определяется специальными тестами, которые проводят в школе педагоги и психологи. Однако также признаки незаурядных способностей ребенка могут заметить и родители дома. Занимаясь воспитанием одаренных детей, следует придерживаться определенной тактики и поведения, потому что их уровень развития и природные особенности требуют к себе специального отношения. Как воспитывать маленького гения в школе и дома? Ответы можно узнать из данной статьи.
Признаки одаренности у детей
Одаренность, если рассматривать ее как природное качество личности, может проявляться в двух крайностях. С одной стороны, по ребенку с малых лет бывает заметно, что он более способный, чем его сверстники — он достаточно рано начинает ходить и говорить, его любопытство и неуемная энергия помогают усваивать информацию, которая другим детям непонятна и неинтересна. Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте хорошо разбираются в географии и астрономии, технике или математике. От других детей, чей уровень мышления и восприятия находится в рамках среднего, они отличаются тем, что умеют хорошо контролировать себя, ставят цели и достигают их, интересуются знаниями больше, чем играми и общению с друзьями. Часто такие малыши похожи на маленьких взрослых — они рассудительны, внимательны и умны не по годам.
Другая сторона одаренности — это ребенок, который, наоборот, может быть очень молчалив и сосредоточен. Иногда родители, наблюдая за ним, начинают думать, что с ним что-то не так. Однако спустя время, он демонстрирует незаурядные способности в хобби, увлечениях, науке, творчестве.
Явные признаки одаренности:
- Способность долгое время заниматься умственной деятельностью.
- Энергичность и напряженность во время выполнения интересного дела.
- Быстрые ответы на вопросы, молниеносный анализ, высокая результативность работы.
- Широкий и разнообразный круг интересов, в который ребенок «погружается с головой», а не просто изучает на поверхности.
- Высокий уровень интеллекта.
- Нестандартное творческое мышление.
- Высокий уровень мотивации.
- Дисциплинированность и схватывание материала «на лету».
- Нестандартное решение проблем.
- Высокий уровень абстрактного мышления.
- Высокие показатели развития в одной деятельности или нескольких сразу.
Потребность детей трудиться
Одаренного ребенка отличает высокая работоспособность, активность и целеустремленность. В результате этого родители могут замечать, что он не просто внимательно и серьезно занимается каким-либо делом, а отдает ему всего себя, свободное время и силы. К чему это приводит? К уменьшению живых контактов в жизни — например, посвятив всего себя музыке или конструированию, ребенок перестает хотеть общаться со сверстниками и проводить с ними время.
Если детей не «переключать» с деятельности на отношения, то они рискуют остаться в одиночестве. Кроме того, их потребность в труде приводит к развитию перфекционизма. Они живут в постоянном стремлении достичь совершенства, и совершить ошибку для них является непозволительным.
Что делать родителям? Хвалить за достижения и поддерживать, однако показывать, что кроме деятельности в жизни существуют и другие сферы — общение с близкими людьми и забота о себе, ничегонеделание и активный отдых, развлечения, досуг, коллективные мероприятия, на которых можно получить заряд положительных эмоций и найти друзей.
Источник
Формирование нового человека внутри утробы матери — удивительный процесс, продуманной природой до мелочей. Особенно стоит отметить развитие головного мозга малыша, который еще в утробе готовится к тому, чтобы взаимодействовать с миром.
Так, например, проведенные эксперименты лишний раз подтвердили, что малыши, которым читали одну и ту же сказку во время беременности или пели одну и ту же песню, узнают ее после рождения. То есть можно сделать вывод, что общаться с крохой можно еще до его рождения, способствуя его эмоциональному и умственному развитию еще в утробе.
Появляясь на свет, любой малыш нуждается в любви и ласке близких, и прежде всего родителей. Он с радостью реагирует на возможность принять участие в совместных играх, на обращение к нему. Именно в этот период взрослые закладывают семена, из которых впоследствии может вырасти яркая, разносторонняя личность, способная менять действительность в лучшую сторону.
Прежде чем поговорить о том, какие выделяют особенности воспитания одаренных детей, углубимся в само понятие детской одаренности, выясним, как она проявляется и как вообще детям живется с таким даром. Чем больше взрослые будут знать об особенностях одаренных детей, тем проще им будет построить методику их воспитания, допуская минимум ошибок.
Детская одаренность — это одна из самых интересных загадок природы. Много сотен лет ученые и специалисты по работе с детьми работают над изучением этой особенности, проявляя к таким детям повышенный интерес. Кстати, интерес этот вполне себя оправдывает, ведь одаренные дети способны перевернуть мир, помочь обществу перейти на новый этап развития.
Вундеркинды всех времен
Человечеству знакомо несколько десятков гениев, которые озарили своими талантами мир за последние несколько сотен лет. Все они проявили неординарные способности в нежном возрасте, что лишний раз подтверждает наличие такого феномена, как детская одаренность.
Так, например, «отец» кибернетики, Норберт Винер, в 12 лет доказал, что он уже способен справиться с программой университета, а в 14 лет совершенно заслуженно получил ученую степень. Знаменитый Виктор Гюго в своем арсенале наград имел отзыв французской академии, когда ему еще не было и 15 лет.
Одаренность в детстве в свое время доказали Мечников, который научится читать в неполных два года абсолютно без помощи взрослых, проявляя повышенный интерес к ботанике, и Грибоедов, сумевший поступить в столичный университет, когда ему едва исполнилось 11 лет.
Что это означает? Лишь то, что одаренность детей, проявляющаяся в раннем возрасте, может свидетельствовать о наличии у них яркого таланта.
О «гибкости» одаренности
Не следует думать, что одаренность детей — явление постоянное, на которое ничто не сможет повлиять. Вполне вероятно, что без правильного воспитания и обучения неординарные способности детей по мере взросления будут притупляться.
Именно поэтому так важно вовремя рассмотреть одаренность в раннем детстве, чтобы помочь ребенку в ее развитии, а главное, поспособствовать совершенствованию коммуникативных навыков, которых многие малыши бывают практически лишены.
Необходимо, чтобы неординарные дети умели налаживать контакт с детьми, имеющим обычный уровень развития. Это понадобится им для того, чтобы найти свое место в жизни и не стать гениальным отшельником.
Чаще всего именно родители первыми замечают способности чада, хотя это не так просто, как кажется, из-за индивидуального их проявления в каждом отдельном случае. Какой должна быть реакция взрослых при выявлении одаренности у детей?
Прежде всего они должны разработать методику поведения, стараясь уделять внимание развитию его потенциала, но без перехода границ, за пределами которых начинается подневольная эксплуатация навыков ребенка.
Одаренные дети отличаются от обычных детей не только высоким уровнем развития способностей, но и отличным от других видением мира.
Они не всегда способны строить отношения с окружающими так, как это принято в обществе, имеют свой подход ко всему, в том числе и к труду. В большинстве случаев понятие «одаренный ребенок» означает, что такой ребенок по развитию на несколько шагов впереди сверстников.
Одаренные дети отличаются нестандартным креативным мышлением, при этом не всегда усваивают материал так же хорошо, как сверстники. Именно поэтому в детских садах и школах их дар может оставаться без внимания.
Между тем многие специалисты уверены, что каждый малыш появляется на свет одаренным, проблема же в том, что он в большинстве случаев получает неправильное воспитание, а за ним и обучение. Результат — опустошение внутреннего мира и привитие шаблонного мышления.
Чтобы помочь маленькому человечку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира.
Что есть одаренность и каковы ее признаки?
Одаренность — известный психологический термин, содержание которого до сих пор неоднозначно. Считается, что именно одаренность позволяет ребенку, а потом и взрослому человеку добиваться высоких результатов в одной или нескольких деятельностях одновременно.
Одаренность может быть специальной и общей. Первая подразумевает незаурядные способности в определенном виде деятельности:
- технической;
- музыкальной;
- изобразительной;
- математической и пр.
Общая одаренность предполагает собой способности человека отлично владеть сразу несколькими видами деятельности. В случаях, когда человек одинаково сильно одарен во всем, имеет смысл говорить о гениальности.
Главными признаками одаренности у детей являются:
- развитие навыков в определенной деятельности;
- неугасаемый интерес к деятельности;
- проявление способности мыслить творчески и нешаблонно;
- быстрое усваивание информации и пр.
Как можно отличить одаренных детей, как найти их среди общей массы обычных малышей с заурядными способностями и на что обратить внимание? Об этом ниже.
Одаренные дети: характеристики личностей
Шутка природы это или закономерность, с которой нужно смириться, но так уж сложилось, что часто действительно одаренные дети почти ничем не отличаются от детей своего возраста. Но это лишь на первый взгляд.
Если понаблюдать за таким малышом, то можно будет заметить, насколько он более любознателен и подвижен. У таких детей отмечается повышенная активность мозга, что является главной причиной их бесконечной исследовательской деятельности.
Пристальное наблюдение за такими детьми покажет, что главное их занятие — изучение и переработка информации в максимально возможном количестве. Если попытаться перекрыть доступ к информации или, более того, ограничить их активность, то не избежать тяжелых последствий невротического характера.
С раннего детства для таких малышей не представляет труда провести причинно-следственные связи, проанализировать ситуацию и сделать верное заключение, причем часто с использованием альтернативного метода решения задачки, поиск которого, кстати, для маленьких дарований является самым любимым занятием.
Чаще всего одаренные дети способны быстро и много запоминать без особых усилий, рано начинают разговаривать, владеют способностью абстрактно мыслить. Для таких малышей легким покажется задание на классифицирование предметов, группирование информации с использованием имеющихся знаний.
Узнать одаренных детей можно по не по-детски богатой, наполненной сложными конструкциями речи, а также по умению правильно формулировать и задавать вопросы. Такие малыши много времени с самого детства уделяют книгам, включая словари и энциклопедии, пополняя базу знаний, придумывают новые слова, которые, как они считают, в том или ином случае помогут выразить им то, что они хотели сказать.
Одаренные дети противоречивы в своем поведении. С одной стороны, они при необходимости способны проявить чудеса терпения, упорства и старательности, удерживая внимание на каком-то задании часами. С другой – часто берутся сразу за несколько непростых задач, решение которых им пока непосильно, и не доводят дело до конца.
Взрослым, окружающим одаренного малыша, очень важно вовремя разглядеть его способности и направить энергию в нужно русло, способствуя развитию и без того незаурядного интеллекта.
Общие проблемы одаренных детей
Работать с одаренными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Более того, такая работа в большинстве способов не принесет результата. Проблема современного общества заключается в том, что специалистов, обученных работе с одаренными детьми в разном возрасте, очень мало.
В большинстве случаев детей обучают по стандартной программе, намеренно пресекая их попытки предложить новые интересные идеи и альтернативные методы решения. К чему это приводит? Ребенок теряет мотивацию, старается лишний раз не демонстрировать свои знания, которые по тем или иным причинам не вписываются в шаблонный мир детского сада или школы.
Сохранить мотивацию одаренных детей и поспособствовать их развитию поможет составленная с учетом их индивидуальных особенностей программа по интеллектуальному развитию.
{advice]Очень важно, чтобы малыш на начальных этапах своего обучения не имел дела с педагогами, не подготовленными для для работы с особыми детьми .[/advice] Для развивающейся тонкой личности ежедневный контакт с таким человеком может привести к проявлению истеричности и нежеланию обучаться.
Все дело в том, что такие педагоги не способны разглядеть в ребенке одаренность и прилагают все усилия , чтобы заставить его быть «как все», в буквальном смысле затаптывая потенциал.
К проблемам одаренных детей можно отнести практически закономерное несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Обычно такие малыши много времени проводят за размышлениями о жизни, о религии, о смерти и не выносят общества сверстников, не способных говорить и думать на одном с ними уровне.
Если в школе таким детям учится легко, то в жизни порой простая, но рутинная работа может вызвать сложности и нежелание доделывать ее до конца. Достаточно часто дети с незаурядными способностями не могут найти общего языка с участниками команды, когда необходимо поработать в связке с кем-либо. Такие малыши не приемлют запретов, часто ставят себе недостижимые цели и очень расстраиваются, когда терпят крах.
Еще одна особенность одаренных детей, осложняющая им жизнь, — это излишняя самокритичность. Будучи почти гениальными, такие малыши остро реагируют не только на неприкрытую критику, но и на сигналы невербального характера. Достигая цели, они часто недовольны собой из-за допущенных ошибок.
Такие малыши выбирают одну, наиболее привлекательную для себя деятельность, в которую погружаются целиком, часто пренебрегая остальными видами деятельностями. Очень важно, чтобы рядом с таким незаурядными личностями всегда были близкие, способные помогать им справляться с простыми бытовыми задачами и проблемами, на решение которых у них просто не остается времени.
Как воспитывать одаренную личность: основные правила и рекомендации
Родители, при условии правильного планирования воспитания, смогут из самобытного ростка вырастить настоящего гения, способного жить в обществе, с адекватной самооценкой.
Если нет возможности определить ребенка с незаурядными способностями в специальную школу, не стоит отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Путь ребенок имеет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть потенциал.
Детский сад или школа — все это учреждения, которые помогают формироваться стереотипам в головах детей, что в результате сводит на нет оригинальность мышления, засоряет чистоту восприятия. К сожалению, пока это единственный массовый способ обучения, разработанный обществом.
Одаренные дети обычно нуждаются в меньшем количества часов сна, чем обычные дети. Часто им вполне достаточно 4-5 часов. Короткий сон нужен для того, чтобы мозг не успевал войти в состояние неработоспособности, из которого потом сложно выйти.
Родители обязательно должны учитывать этот момент и позволять ребенку жить по индивидуальному, подходящему для него графику. В свободное время малыша нужно отвлекать от безделья предложениями поиграть, порисовать, собрать конструктор или просто потанцевать.
Важно, чтобы родители обращали внимание на эмоции малыша во время выполнения им тех или иных действий, связанных с проявлением потенциала. Если эмоций нет, значит, это занятие ребенку не доставляет удовольствие.
Чтобы ребенок с незаурядными способностями развивался, ему можно давать постоянные поручения, позволяющие окунуться в мир взрослых, который для таких детей с раннего детства является самой заветной целью. Пусть малыш помогает по дому, ухаживает за домашним питомцем, участвует в приготовлении кулинарных шедевров.
Родителям одаренного ребенка нужно понимать, что их первоочередная задача — воспитать самодостаточного и счастливого человека, и только потом – гения.
Даже маленькие гении нуждаются в похвале, в поддержке, в откровенных разговорах с близкими, во время которых они смогут поделиться сокровенными мыслями.
Чтобы одаренность ребенка расцвела пышным цветком, его нужно любить, понимать, поддерживать, оставляя в?