Воспитание и его роль в развитии ребенка

Воспитание и его роль в развитии ребенка thumbnail

Не все родители до конца понимают роль воспитания в развитии ребенка. Многим удобно считать, что способности и черты характера ребенка заложены генетически и родители мало что могут сделать. Однако роль родителей в воспитании ребенка очень велика, они могут не только обучить его различным навыкам и умениям, но также привить правильные привычки, манеры поведения и сформировать характер. Конечно, воплощение системы воспитания в жизнь требует ежедневных усилий и терпения со стороны родителей, однако развитие детей стоит таких усилий.

Роль взрослого в развитии ребенка

Роль родителей в развитии ребенка

Чтобы понять, насколько важна и многогранна роль родителей в развитии ребенка, давайте перечислим лишь некоторые области, которые могут развиваться в процессе воспитания:

  • развитие моторики;
  • движения и двигательные навыки;
  • развитие речи;
  • духовное развитие;
  • социальное поведение;
  • обучение (развитие концентрации, мотивации, упорства);
  • самосознание.

У родителей, которые понимают важную роль воспитания в развитии ребенка и ежедневно прикладывают усилия для формирования личности своего малыша, обычно вырастают дети, легко находящие контакт с коллективом, редко конфликтующие в детсаду, школе и во взрослой жизни.

Что могут сделать родители для развития своего ребенка? Существуют некоторые общие методики, которые способствуют развитию:

  • Развивающий игровой процесс. Так как основным способом обучения малыша является игра, родители должны обучать малыша различным играм, предоставлять ему возможность достаточно играть со сверстниками и пр. Хорошо, если в жизни малыша присутствует множество подвижных игр на свежем воздухе (бег, скалолазание, прыжки, катание на коньках и пр.).
  • Обучающие занятия. Организуйте учебный процесс ребенка, помогайте усваивать школьную программу. Запишите ребенка в секции, развивающие умственные и спортивные способности малыша: лепка, танцы, легкая атлетика, гимнастика, плавание и пр.
  • Ежедневная разработка мелкой моторики. Чем больше ребенок работает руками, тем больше развивается мелкая моторика. И в этом случае очень важна роль взрослого в развитии ребенка. Малыш не может самостоятельно обучиться мастерству, поэтому родители должны учить кроху работать с ножницами, делать аппликации, шить, рисовать, лепить, чертить и т.д.
  • Повседневные обязанности. Правильное воспитание просто невозможно представить без приучения к труду. Роль взрослого в развитии ребенка заключается и в том, чтобы он не только научился трудиться, но и полюбил трудовой процесс. В семье, где с удовольствием и радостью трудятся, дети с желанием выполняют свои обязанности по дому, охотно помогают взрослым. На самом деле даже маленькие дети способны выполнять множество заданий: вытирать пыль, мыть пол, накрывать на стол, намазывать масло на хлеб, складывать свои вещи и убирать игрушки и т.д.

Но на этом роль родителей в развитии ребенка не заканчивается. Основной задачей семьи является обучение ребенка правильным, гармоничным отношениям. Роль воспитания в развитии ребенка заключается в том, чтобы обучить правильным основам поведения в семье и в социуме. Ребенок безошибочно считывает модель семейных отношений. Поэтому родители должны постараться, чтобы их модель поведения была как можно ближе к идеалу:

  • Мама – терпеливая, мягкая, добрая, эмоционально привязанная к детям, заботливая и внимательная ко всем членам семьи, всегда готова поддержать.
  • Папа — самостоятельный, умный, сильный, работоспособный, уверенный, энергичный, заботящийся о семье.

Родители должны проявлять доброту, любовь и терпение не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Самое большое воспитательное действие имеет личный пример родителей, а не количество прочитанных нотаций и обучающий речей.

Следует учитывать, что для воспитания ребенка большое значение имеет пример обоих родителей. Как мать, так и отец необходимы малышу. И если важность роли матери общепринята и понятна многим, то роль отца в развитии ребенка многими преуменьшается. На самом деле от матери ребенок никогда не воспримет стереотип мужского поведения. Поэтому давайте обсудим, что может сделать мужчина в воспитании своих детей.

Роль отца в развитии ребенка

Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху. Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка. Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:

  • Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
  • Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
  • Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
  • Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
  • Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
  • Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.

Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.

Источник

Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.

Содержание:

  • Что такое воспитание
  • Виды воспитания
  • Формирование личности ребенка
  • Роль семьи в развитии личности ребенка

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Подробнее о видах воспитания.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиляОписание
Кумир семьиКапризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
ЗолушкаРебенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
ГиперопекаЧрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровеньЛичные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровеньРебенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровеньРебенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

(выступление на заседании методического объединения педагогов дошкольного образования Сунженского района).

Прежде чем говорить о воспитании как о методике, мы должны четко и ясно представить, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу?

В последнее время создается впечатление, что воспитание относят в нашем обществе на второй план. Мы все больше и больше забываем о воспитании, все больше начинаем думать об обучении. Конечно, никто не против приобретения знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного-воспитания человека, что во все времена было основой истинной педагогики.

Современные мамы и папы, стараются дать ребенку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, даст ему преимущество перед другими. И мало кто при этом заботится о внутреннем мире своего ребенка, о его душе, о качествах Человека. То же самое происходит в современных детских садах. Создается впечатление, что воспитатели все больше заботятся об обучении детей — о так называемой подготовке к школе. На фоне всего этого воспитание все меньше становится нужным и заметным. Родители меньше занимаются ребенком, он становится все более одиноким. Это одиночество невозможно компенсировать кружками и занятиями в детском саду, ребенку нужны любящие и понимающие его взрослые, способные не просто быть мамой, папой, тетей и дедушкой, а быть его настоящим другом.

В чем же истинная роль воспитания?

В чем же смысл этого слова? Воспитание есть некое питание, но только не просто питание желудка, а питание высшее, питание души и сердца. Об этом нам говорит приставка «Вос». Что же это за особенная приставка? Посмотрим на слова с этой приставкой : вос-певание, вос — хищение, вос — торг, вос — хождение, вос-приятие. Если мы возьмем только корни этих слов, то увидим обычное земное, материальное значение. Но приставка «вос» придает этим совам особый, свой смысл, связанный чем — то более духовным, с миром человеческих чувств. Слова говорят сами за себя. Отсюда вывод: воспитание — питание внутреннего мира человека.

«Благодаря воспитанию в отдельном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей. таково могущество воспитания» (Р. Оуэн).

«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы (Кант). Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя человека, создает ему вторую природу». (Демокрит)

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы». (Гельвеции)

«Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухолимский).

Задумываясь о воспитании как о способе прежде всего повлиять на духовный рост ребенка, понимая высокое значение воспитания, нам нужно знать, что же это за особая пища, чем питать ребенка? На этот вопрос трудно ответить, если не представлять, какого Человека мы растим, какими качествами он должен обладать.

Представление о совершенном Человеке складывалось в сознании человечества веками и тысячелетиями. Связанно оно всегда было с миром Высшим, с мечтами о лучшем, о Прекрасном. Эти представления накапливались постепенно, на протяжении всей человеческой истории, и что примечательно, в разных уголках Земли, в разных странах и народах они имели единую Основу, то что мы называем Добром, Истиной и Красотой.

Если мы внимательно прочитаем народные сказки, легенды, придания, созданные разными народами в разные времена, то увидим удивительную картину: все они говорят об одном и том же, об одних и тех же принципах и основах жизни. Так же и религии мира: как бы они не различались, а

имеют единый Корень.

В человечестве заложены общие нравственные
принципы, устои и понятия, которые передаются из поколения в поколение.
Эти высшие принципы заложены в самом человеке. С ними человек
рождается, и мы видим это на примере собственных детей: Иначе почему
мы говорим: «Устами ребенка гласит истина», или «Будьте как дети,…?»

Все эти лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью.

Каким же быть человеку?

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына». ()

«Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье». (Гоббс).

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». (Л. Бетховен).

«В человеке заложена вечная, возвышенная потребность любить». (А. Франс).

«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего, чем человек есть человек». ()

Вот лишь небольшая часть той мудрости, которая накоплена человечеством.

Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс лучших и наиболее важных качеств человеческого характера.

Воспитание и обучение.

В наше непростое время необходимо воспитывать детей целеустремленными личностями, а почему? Скорее всего потому что не хватает мечты, устремления в будущее.

О чем сегодня можно мечтать с детьми? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно проанализировать мечты детей разного возраста. Одни хотят иметь много денег. Другие мечтают о подарках ко дню рождения. Некоторые хотят полетать на самолетах и. т. д.

Это мечты из другой сферы — из духовной жизни. Чтобы расширить
представления о мечте, стали перелистывать словари. Но ни в одном из
них не нашли этого слова. Но если в нем заменить всего одну букву, то
получится слово «мачта». Оно есть во всех словарях. Как ни странно,
именно это слово помогло нам понять значение слова «мечта».
Итак, «мачта»- вертикальное металлическое, деревянное сооружение,
устанавливаемое на палубе для крепления парусов, световых, флажных и
прочих сигналов». Благодаря ясной, красивой, благородной мечте человек
способен преодолеть лень, инертность, выработать волю и

целеустремленность. Это те же самые паруса, которые крепятся к матче. Укрепляясь и развиваясь, они становятся чертами характера, устремляя за собой и других людей.

«Мечта — прелюдия человеческого творчества. Хотя всегда жить мечтами нельзя. Есть еще и будни. Мы должны бомбардировать их мечтами. Вместе со всеми гениальными мечтами… «(Э. Межелайтис).

Хотелось, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Какими мы хотим их воспитать? Для чего, ради чего?

Источник