Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка

Автор: Окшевская Людмила Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 87»
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: «Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка»
Дата публикации: 16.10.2017
Раздел: дополнительное образование
«Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка»
Окшевская Людмила Александровна
Учитель-логопед
Первая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад № 87»
Г. Орел
«Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка»
Вопросы детей – это не только показатель роста и развития детской мысли,
но и проводник педагогического воздействия. Чем меньше ребенок, чем
менее он развит, тем большее значение для него имеют его вопросы. Вступая
в деятельность, не обладая еще знаниями, а лишь известными данными к
мысли и постижению, отражению действительности, он хочет все узнать,
увидеть, воспринять. Для него, все сущности, все начинается и
исчерпывается вопросами.
Ребенок начинает сознавать окружающее, думать значительно раньше, чем
говорить. К моменту появления первых речевых достижений он успел уже
накопить некоторое количество восприятий. В сознание ребенка льется
широким потоком действительность, но не всегда преломленная через
сознание окружающих, а не только через его собственную мысль и
восприятие, как не велика и их роль. Вот почему на первых порах ответы
детей по существу отражают не только то, что свойственно детской мысли и
сознанию, но и то, что думает об этом окружающая среда. От себя ребенок
добавляет только некоторое преломление через свое сознание,
приспособление этого материала к своей еще слабой психике.
Для раскрытия умственной жизни, сознания и мысли ребенка гораздо более
характерны не ответы, которые мы находим у ребенка, а его вопросы. Именно
они являются на первых порах наиболее ярким показателем детской мысли.
Именно на них педагогу следует обратить свое внимание.
Вопрос несет в себе уже некую определенную мысль и, в этом смысле,
может служить известным указанием; так, ребенок, спрашивающий «кто
это?», глядя на вновь пришедшего человека, уже наметил некоторое
направление, указал, что речь идет не о стуле, не о реке, не о звездах, а о
человеке, и притом стоящем перед ним. Ожидаемое суждение – ответ еще не
родился, но для него уже созданы определенные рамки, и неподходящего
ответа ребенок не примет, поскольку хватит его разумения. Вопросы по своей
природе полны глубокого познавательного смысла: они говорят о том, куда
направлены глаза и уши маленького ребенка, над чем работает его сознание и
мысль, что занимает его внимание.
У ребенка уже, хотя он еще не владеет речью, с первого лепета прорывается
неудержимый и все нарастающий поток разнообразных вопросов. Трудно
заметить их границы: они обычно далеко перерастают рамки простого
восприятия, отражения действительности. Каждый малый воспринимаемый
факт, предмет, явление способны породить у ребенка тысячу вопросов.
Вопросы детей льются в различных направлениях, часто как будто
немотивированно, иногда с большим опозданием, когда породившее их
отражение действительности успело уже отойти на второй план, а ребенок
только теперь встал перед соответствующим вопросом.
Источником детских вопросов является, прежде всего, разнообразный опыт
ребенка. Предметом его интереса может стать все, что так или иначе
приходит в соприкосновение с ним и становится предметом его сознания.
Вопросы возникают и из непосредственного восприятия, и из взаимодействия
с обстановкой. Вместе с тем многие вопросы, возникающие на почве
собственного размышления и интересов ребенка, когда он пытается
сопоставлять, сравнивать и в связи с этим стремится заглянуть за пределы
видимого. Как вопрос у ребенка созревает постепенно, так и ответ не
является для него неподвижным, а растет и углубляется дальше. Сам ребенок
не располагает достаточными средствами для ясной и полной формулировки
и в ответе не может еще собственными силами дойти до достаточной
глубины и полноты. Таким образом, возникает необходимость помогать
ребенку в постановке и постепенном углублении и расширении его вопросов,
в охвате ими всех существенных сторон действительности и в более
углубленном проникновении в ответ.
Где ребенок ищет ответы на свои вопросы? Первоисточником для ответов
является сама воспринимаемая действительность. Она создает костяк всех
представлений ребенка, его умственного фонда. Маленький человек
обращается ко всем, кто способен дать ему ответ, естественно, что, прежде
всего он обращается к тем, у кого привык находить помощь и попечение в
повседневной жизни: к взрослым, к родителям, педагогам. Вопросы,
направленные к старшим братьям, сестрам, товарищам появляются обычно
позже. Еще позже, когда ребенок подрос и овладел в достаточной степени
своими органами действия, передвижения, речи, которые делают возможным
его самостоятельное общение, он обращается с вопросами к своим
сверстникам.
Взрослым необходимо понимать не только явление, которое требует
объяснения, но и характер вопросов ребенка. В расшифровке детских
вопросов буквально на каждом шагу совершаются элементарные
педагогические ошибки. Взрослые легко забывают об особенностях речи
детей и полагаются на форму детских вопросов, часто не понимая их
истинного смысла. Между тем ребенок зачастую не находит в своем словаре
подходящих слов для выражения своего вопроса и нередко облекает его в
неподходящую форму или вовсе отказывается от него. Бывает и так, что дети
задают вопрос, с внешней стороны вполне определенный, но смысл слов не
совпадает с тем, который в них обычно вкладывают взрослые. Так, малыш
утверждает, что он купался вчера, а взрослые решительно оспаривают это и
упрекают его в том, что он выдумывает. А у малыша слова «вчера» значило,
что он купался до сна, так как он только что проснулся после купания и
дневного сна. Утверждения отдельных авторов, что вопросы у детей
появляются в четырехлетнем возрасте, без сомнения ошибочны:
познавательно-ориентировочные вопросы встречаются у детей с 2 лет, т.е. с
момента овладения речью. Можно с уверенностью сказать, хотя бы по
вопросительным взглядам ребенка, что вопросы возникают намного раньше.
Нам, взрослым, необходимо стремиться проникнуть через барьер детских
несовершенных словесных форм к истинному смыслу его вопросов. Пусть
ребенок говорит детским языком, а мы только тогда ответим на его вопрос,
когда останемся самими собой, а не перейдем на почву сюсюканья.
Все это зовет к вдумчивому отношению к детским вопросам: именно в них
мы находим мощное средство для умственного роста детей и для
воспитательного воздействия на них. Здесь раскрываются умственные
горизонты ребенка. Как ни важны ответы, которые должен усвоить ребенок
на пути своего развития, вопросам должно принадлежать в психологическом
и педагогическом отношении основное место.
Используемая литература:
Тонкова-Ямпольская Г.В. «Детские вопросы»,1968 г.
Петрова А.А. «Вопросительные высказывания детей»,1994г.
Вахтина И.Ю. «Роль детских вопросов», 2000г.
Позднякова Л.А. «Вопросы и их роль в умственном развитии детей»,2005г.
Источник
Консультация для родителей «ИГРА И РЕБЕНОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» г. МЫТИЩИ е Консультация для родителей «ИГРА И РЕБЕНОК» Воспитатель 2-ой младшей группы «Лапушки» Трифонова А.В. г. Мытищи,
Подробнее
РАЗВИТИЕ НЕСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ НЕСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Система обучения и воспитания глухих детей направлена на коррекцию их развития, на получение ими образования в объёме неполной средней массовой школы и на трудовую
Подробнее
Игры в жизни ребенка.
Игры в жизни ребенка. В нашем дошкольном учреждении большую роль отводят играм и игре в целом. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон
Подробнее
Опыт чего мы передаем детям?
Глава 1 Опыт чего мы передаем детям? Часть первая. Зеркало с рентгеном Тома педагогической литературы посвящены тому, что надо делать с детьми, дабы они выросли приличными и счастливыми людьми! Боже Мой,
Подробнее
«Речь в союзе с природой»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 86» «Речь в союзе с природой» Консультация для родителей Подготовила: воспитатель I кв. категории Меньшакова А.В. Саранск 2015 Речь важнейшее
Подробнее
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте
Подробнее
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте
Подробнее
Мастер — класс для родителей
МБДОУ «Детский сад 42» Г.Сыктывкар Составитель Кукольщикова О.А. Мастер — класс для родителей «Учим детей пересказывать» Речь — одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит
Подробнее
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОБРОТА 1 КЛАСС
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОБРОТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 1 КЛАСС Составитель: Горбунова Любовь Иннокентьевна,
Подробнее
Ситуации опасности на дороге
Консультация для родителей Ситуации опасности на дороге Дорожная «ловушка» это ситуация обманчивой безопасности. Такие «ловушки» надо уметь разгадать и избегать их. К сожалению, не все дети обучены дорожной
Подробнее
«Берегите родной край»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тепловская школа «Берегите родной край» (Социальный проект) Выполнил классный коллектив 5 класса МБОУ Тепловской школы Руководители: Котынова О. Н.,
Подробнее
Роль классической музыки в жизни ребенка
Роль классической музыки в жизни ребенка Любителями и знатоками не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать… Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет
Подробнее
Настоящая любовь где ее искать?
Настоящая любовь где ее искать? Рассмотрим человеческую природу. Человек существо двойственное. С одной стороны, мы живем в объективном мире, а с другой у каждого есть свой субъективный, предназначенный
Подробнее
Воспитываем пешехода
Воспитываем пешехода Описание материала: методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге. Консультация направлена на предупреждение
Подробнее
СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА
УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И. В. ДУБРОВИНА СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА Сканирование и создание электронного варианта: Библиотека Киевской Духовной Академии (www.lib.kdais.kiev.ua)
Подробнее
«Психологическая готовность к школе»
Консультация педагога-психолога для родителей и педагогов «Психологическая готовность к школе» Психологическая готовность к школе это как снежный человек. Все о ней слышали, все знают, что это какая-то
Подробнее
«Роль семьи в развитии речи детей»
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи детей» Воспитание правильной и чистой речи у ребенка одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и
Подробнее
Консультация для родителей
МКДОУ «Малиновский детский сад» Консультация для родителей «Что такое детское словотворчество?» Приготовила: учитель логопед Ускова Ольга Сергеевна п. Малиновка 2016 год Взрослые никогда ничего не понимают
Подробнее
«Папа, мама, я дружная семья» Сборник
«Папа, мама, я дружная семья» Сборник Москва, ЮАО ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье». 2008 Усанова Настя, 5-б Любит читать моя семья, Разные книжки читает она. Есть детективы, фантастика есть, И
Подробнее
Психология отношений
Психология отношений Психология о отношениях Проще всего объяснить этот парадоксальный факт тем, что не перевелись еще невоспитанные люди, которым с детства не привили хорошие манеры. Но дело не только
Подробнее
Откуда берутся дети? :00
Рано или поздно в каждой семье наступает момент, когда ребенок начинает интересоваться, откуда берутся дети. В такой ситуации очень важно понимать, что отпрыск впитает в себя ту информацию, которую ему
Подробнее
Отец образ мужчины для дочери
Консультация для родителей Уважаемые родители, в соответствии с требованиями к психологопедагогическим условиям, указанным части 3 статьи 2 пунктом 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Подробнее
Ребенок познает окружающий мир
Ребенок познает окружающий мир Возрастной период от рождения до шести лет считается самым благоприятным для развития ребенка. Именно в эти дошкольные годы ваш ребенок максимально активен и любознателен,
Подробнее
Посвящается Эми Эхрлих, сказавшей мне «ДА!» С уважением и признательностью, Р. Г. Х. и М. Э.
П ве!! Посвящается Эми Эхрлих, сказавшей мне «ДА!» П ве! е! С уважением и признательностью, Р. Г. Х. и М. Э. НЕСКОЛЬКО СЛОВ РОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ, БИБЛИОТЕКАРЯМ, МЕДСЁСТРАМ, ВРАЧАМ, СВЯЩЕННИКАМ И ВСЕМ ТЕМ,
Подробнее
Консультация для родителей
ДОУ 96 Консультация для родителей «Значение игры в жизни детей 5-7 летнего возраста» Подготовила: Моисеенко А.А. г. Липецк, 2016 г. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение
Подробнее
Программа кружка «Азбука Почемучек»
Программа кружка «Азбука Почемучек» 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Подробнее
Иванниковой Светланы Геннадьевны
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Подробнее
Дети и дорога. Осторожно, опасно!
Дети и дорога. Осторожно, опасно! Составитель: Зуева Лариса Юрьевна, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ д/с 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка» Многие склонны рассматривать
Подробнее
родителей детей дошкольного
Тема: Консультация для родителей «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» Выполнила педагог-психолог МДОУ-ЦРР 48 Голикова Ирина Викторовна Понятие процесса внимания Нельзя поставить внимание в
Подробнее
«Многие знают, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, больше двигаться, бывать на воздухе.
«Многие знают, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, больше двигаться, бывать на воздухе. Но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать
Подробнее
Воспитатель Мисевра Наталья Викторовна
Воспитатель Мисевра Наталья Викторовна Данная игра включает в себя нравственно патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности. В дошкольном возрасте у детей формируется
Подробнее
Фантазёры. Николай Носов
Николай Носов Фантазёры Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор,
Подробнее
Источник
Эльфия Улисова
Консультация на тему: «Вопросы и их роль в умственном развитии ребёнка на музыкальных занятиях»
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Особо отметим влияние музыки в развитии творческой деятельности детей. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению. Дошкольное детство – пора наибольшего оптимального приобщения ребят к миру прекрасного. Важно не только понимать и любить музыку, научить выразительно и стройно петь в хоре, ритмично двигаться и играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применять полученные знания и свой музыкальный опыт в повседневной жизни. Необходимо направлять их поиск, помогать словесно, не навязывая своих движений. Важно поддерживать их творческие фантазии, чтобы не разрушать веру ребёнка в себя. Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жёстких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жёстких стандартных рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жёсткая предметность. Развитие ребёнка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная и т. д. Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.
Направление «Художественное – эстетическое развитие» включает в себя образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», содержание которых направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Тема моей консультации «Вопросы и их роль в умственном развитии ребёнка» может быть наиболее полно раскрыта в таком виде музыкальной деятельности как слушание музыки. Этот вид музыкальной деятельности обеспечивает следующие аспекты развития: эмоциональную сферу, социализацию, мышление, память, внимание, воображение, интерес к окружающему миру, исполнительские умения и творчество в художественных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Одним из основных принципов организации этой работы является принцип субъективного взаимодействия, который означает достаточную свободу реакций и высказываний воспитанников в ходе слушания, обмен взаимными оценками и суждениями между взрослыми и детьми по музыкальному произведению. В ходе такого взаимодействия ребёнок может выбирать все виды художественной деятельности, в которых нашло бы воплощение всё услышанное в музыке: рассказать о своём впечатлении, показать услышанное через танцевальные движения, нарисовать рисунок на услышанную музыку и т. д.
Выделим следующие этапы слушания музыки:
1. Встреча с музыкой. Первичное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него, привлечение внимания детей к музыке через интригу, загадку, стихотворение, игру со звуком рассказ и т. д.
2. Время вопросов. После повторного слушания начинается анализ впечатлений, которые ребёнок получил, и используемых средств музыкальной выразительности. Нужно пробудить фантазию ребёнка, активизировать его воображение, обратить внимание, с какими событиями в его жизни ассоциируется эмоциональное переживание музыки, сосредоточиться на характере образа, музыкальном содержании, повествовании и сюжете.
3. Закрепление представлений о прослушанном в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём. На этом этапе целесообразно использовать дидактические игры, задавать вопросы о прослушанном произведении в виде викторины, загадки и т. д.
4. Создание условий для выражения ребёнком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, двигательной, художественной, речевой. Предложить, например, детям составить рассказ о том, что произошло в музыке, или нарисовать музыкальный образ, или создать двигательную импровизацию под музыку, или сочинить сюжет для игры.
Каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приёмами, отличаться разнообразием этих приёмов с учётом музыкального опыта ребёнка и его индивидуальными особенностями.
Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – воспитать людей ищущих, неравнодушных, коммуникабельных, способных к преобразовательской деятельности.
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ №40/2 «Радость» Улисова Э. Б., г. Новочебоксарск.
Источник