Вопросы для обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка
Козлова Елена
План проведения индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка
План проведения индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка.
Тема: «Агрессия ребёнка. Причины и способы ее предотвращения» (5-6 лет).
Цель:Оказание помощи родителям в разрешении проблемы – агрессивное поведение ребенка дома и в детском саду.
Задачи:
1. Познакомить родителей с признаками и причинами проявления агрессивного поведения дошкольников.
2. Предложить практические рекомендации,по взаимодействию родителей с детьми данного типа.
Примерные вопросы к родителям:
1. Как вы думаете, в чем причина такого поведения ребенка?
2. В чем проявляется агрессивное поведение Вашего ребенка?
3. Какими по-вашему методами следует предотвращать такое поведение ребенка?
4. Нужно ли применять строгие меры?
5. Как Вам удается бороться с приступами агрессии и жестокости?
6. Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
7. Как часто сталкиваетесь с приступами агрессии?
8. Какие качества появились недавно, а какие давно?
9. Почему возникла такая ситуация?
10. Что заставляет ребенка так себя вести?
11. Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?
Практические рекомендации для родителей:
А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.
Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:
Образец отношений и поведения родителей;
Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения наших детей.
Что же такое агрессия?
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.
Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы вашего ребенка:
• Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
• Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
• Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
• Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).
• Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
• Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
• Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
• На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
• Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).
• Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.
• Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.
• Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.
• Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так-же ознакомиться с играми, в которые играют дети.
• Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
И главное любить и понимать своего ребенка.
Игры для снижения агрессивности ребенка.
«Игрушка в кулаке».
Цель: снять напряжение и переключить на положительные эмоции.
Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.
«Мешочек гнева»
Цель: снять агрессивный настрой.
Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.
«Тух-тиби-дох»
Цель: снять агрессивный настрой по отношению к другим людям.
Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох».
Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.
«Час «можно», «Час тишины»
Цель: дать возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится.
Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.
Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.
Для борьбы с агрессией нужны:
• Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.
• Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.
• Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу
Рефлексия
Мы рассмотрели с Вами проблему детской агрессии.
-Скажите, была ли данная информация Вам полезна?
-Помогла ли Вам представляемая информация разобраться в ситуации?
-Какие из предложенных методов и игр Вы будете использовать?
Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через некоторое время. Всего доброго!
Источник
План индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка.
Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разныНа основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений можно четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания. Также во время посещений на дому отмечаем, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. х семей, но и членов каждой семьи.
Выявив, в основном, низкий уровень знаний и опыта родителей по вопросам развития и воспитания детей, я поставила перед собой цель: вовлечь семьи в образовательный процесс с целью развития индивидуальных способностей детей нашей группы.
Нужно всей своей работой доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их ребенка. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Участие родителей и детей в совместных конкурсах, выставках рассматриваю как средство развития творчества детей на основе их взаимодействия с родителями. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, оформляют книжки — малышкам по тематике «Овощи», «Фрукты», «Времена года» и т.д. Принимают участие в оформлении фотостендов: «Как я провел лето», «Семейный Новый год», «Наши бабушки и мамы» и др.
Ведение портфолио позволяет мне целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Это позволяет увидеть индивидуальные особенности ребенка, его интересы и возможности. Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Хочу остановиться подробнее на разделе «Мои успехи». Мы можем не только зафиксировать эти успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития. Воспитатель и родители становятся партнерами в изучении ребенка. Очень важной особенностью портфолио является то, что оно позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированнный подход к каждому ребенку. Именно здесь воспитатель и узкие специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребенка, поддерживать и сопровождать его личный рост, установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнером в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому и родительскому вниманию и заботе дети раскрываются и проявляют свой талант. На каждого ребенка составляю индивидуальную карту развития, план индивидуальной работы по развитию индивидуальных способностей ребенка, который корректирую в течение года и обсуждаю с родителями. Планирую индивидуальные консультации, беседы, рекомендации для родителей. Это все дает возможность включения ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей детей, и реализовать в организованных на базе ДОУ кружках.
К сожалению, не все родители в силу своей занятости могут участвовать в специально организованной работе детского сада и группы. Одним из путей решения данной проблемы стало использование интернета (электронная почта). Проведенная работа принесла определенные результаты: родители начали серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, стали задавать вопросы, которые свидетельствуют о мотивации на сотрудничество; стали доверять нам, советоваться; принимают активное участие в жизни ребенка, проявляющиеся в партнерской деятельности результатом которой являются досуговые мероприятия, совместно проведенные открытые занятия, проекты, помощь группе и др. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Источник
Анжела Курова
Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
СП «Детский сад» Аленький цветочек»
Тема: «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации»
Выполнила: Курова Анжела Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заключается в необходимости объединения усилий родителей и ДОУ в воспитательном процессе дошкольников. Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада
Новизна заключается в использовании нетрадиционной формы взаимодействия с родителями – индивидуальной консультации.
Цель: изучить и проанализировать проведения индивидуальных консультаций по результатам наблюдений за ребенком.
Задачи
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы на примере индивидуальной консультации
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
— планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
— наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими)
достижений и трудностей в развитии ребенка;
— определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам
наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
-взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
— руководства работой помощника воспитателя;
уметь:
— планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
— изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
— формулировать цели и задачи работы с семьей;
— организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы, привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
-консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
-анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
руководить работой помощника воспитателя;
знать:
— основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
— сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
— основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
— задачи и содержание семейного воспитания;
— особенности современной семьи, ее функция;
-содержание и формы работы с семьей; особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
— методы и приемы оказание педагогической помощи семье
методы изучения особенностей семейного воспитания;
— должностные обязанности помощника воспитателя;
— формы, методы и приемы взаимодействия и организации — профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Изучение и анализ проведения индивидуальных консультаций по результатам наблюдений за ребенком
Индивидуальная работа с родителями может проходить в форме беседы, консультации или посещения семьи ребенка на дому.Поводом может стать:
— результат наблюдений педагога за ребенком,
— проблемы в общении ребенка с группой и педагогами,
— инициатива самого ребенка, связанная с семейной ситуацией,
— инициатива родителей, желающих разрешить вопросы, возникающие в процессе воспитания ребенка; и др.
Индивидуальные консультации помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений дошкольников, поддерживать единые требования к нему в детском саду и дома, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка.
В ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительные консультации ребенка.
Каждая консультация или беседа должна разработаться и тщательно анализироваться воспитателем. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике воспитателя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.
По результатам наблюдения в индивидуальной консультации по вопросу «Воспитание послушания у детей дошкольного возраста» нуждаются 7 детей среднего дошкольного возраста.
Индивидуальная консультация для родителей «Воспитание послушания у детей дошкольного возраста» (Приложение 1)
Цель: Познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, подсказать советы и рекомендации по искоренению непослушания в поведении детей.
Ход.
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, как же воспитать послушание у детей, так как именно в среднем возрасте дети вызывают больше хлопот у родителей своим непослушанием. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Есть такие родители, которые считают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Послушание не противоречит воспитанию воли. Сила воли как раз заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Выдающийся советский педагог А. С.Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.
Воспитание послушания требует от вас, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение.
Нельзя постоянно упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания. При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и ее результатам, внимательно выслушивать его вопросы, верить в возможности ребенка, доверять ему. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с требовательностью к нему. Опыт показывает, дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, требуйте от ребенка то,что он сможет сделать наверняка: сложить свои игрушки, аккуратно сложить вещи и т. д. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мама предъявляет к ребенку требования, а папа освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет делать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Если ребенок будет постоянно ощущать это единство, то у него выработается устойчивая привычка послушания. Очень важно, объяснить ребенку для чего он будет выполнять эти требования.Ребенку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и т. д. Иногда бывают случаи, что даже послушный ребенок не всегда выполняет ваши требования. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок выполнял ваши поручения, обращайтесь к нему спокойно, ровно, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на ваше распоряжение как на нечто необязательное. Избегайте распоряжений,заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!» Хорошее желание ребенка довести начатое дело до конца, помочь маме с уборкой в квартире, сделать что-нибудь приятное бабушке и прочее – надо всемерно поддерживать и поощрять. Надо четко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает обсуждение и при этом объяснять причины запрета. Тогда запрет станет более убедительным и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Но иногда искушение сделать что-нибудь запретное настолько сильно, что ребенок не в состоянии ему противиться. В таком случае,лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чем-то рассказать вам, вспомнить о каком-нибудь интересном случае, предложить вместе чем-нибудь заняться. Когда никакие отвлечения не помогают, и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребенок увидит, что его слезы остаются без внимания и постепенно успокоится. Послушание ребенка формируется в деятельности, в процессе упражнений в хороших поступках. Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях и сестрах. Жизненный опыт детей еще не значителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей. Одобрение, похвала поднимут настроение, укрепят веру в свои силы. Недостаточно сказать «молодец» или «хорошо»: нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечать, что хорошо и что плохо.
Дети будут слушать вас, если чувствуют, что вы слушаете их. Мы часто удивляемся почему дети нас не слушаются, хотя сами демонстрируем им совсем обратное, забывая, что они нам рассказывают, и отмахиваясь от их разговоров, когда устаем или заняты. Слушайте своих детей внимательно, чтобы понять их мир или суметь разовраться в мотивах поведения, которое они демонстрируют.
Я думаю, советы и рекомендации помогут вам воспитать послушание у ваших детей. Важно помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.
Источник