Волшебный сундучок для развития ребенка

Волшебный сундучок для развития ребенка thumbnail

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КОНКУРС

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ «КРОХА»

Название работы: Многофункциональное дидактическое пособие

«Чудесный сундучок», «Волшебный сосуд»

Сокоделова Марина Петровна

Воспитатель 1 кв.категории

МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Екатериновка

Екатериновка 2016.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

Чтобы детство младшего дошкольника было счастливым, основное, главное место в его жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

В данной разработке представлены пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленны на освоение ими сенсорных эталонов.

Дидактические пособия предназначены для детей 1,5 — 3 лет.

В этот период у детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативное — деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно — действенное мышление, интенсивно развивается активная речь детей, воображение.

Дидактические игры являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. Игра приносит пользу тем, что ненавязчиво обучает новым навыкам, развивает у детей мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи. Моделирование разнообразной деятельности даёт возможность усвоения нового опыта и приобретения оригинальных моделей поведения личности. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями.

Пособия красочны, что обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметами. Развивает у детей интерес и мотивацию к различным видам деятельности. Они изготовлены из различных материалов с разными поверхностями, что влияет на развитие мелкой моторики руки ребенка.

Задачи:

• Развитие мелкой моторики рук в организации двигательной активности, умений включать движение рук процессе поиска предмета и знакомства с ним

• Развитие познавательных процессов ребенка (внимание, память, наглядно — образное мышление, восприятие и воображение) и интереса к окружающему миру в процессе игры.

• Создание условий для эмоционального благополучия ребенка и развитие его интереса к различным видам деятельности.

• Воспитание бережного и уважительного отношения к результатам труда взрослого, к окружающим предметам.

• Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, стремления помогать друг другу.

• Воспитание аккуратности и опрятности в процессе игры.

Дидактическое пособие для детей 1,5-3 лет: «Чудесный сундучок»

hello_html_204fd05d.png

Целью дидактического пособия является:

Развитие мелкой моторики рук.

Также с помощью этого пособия можно решать следующие педагогические задачи:

  • Развитие игровых навыков, слуховое восприятие, развитие внимания, памяти, мышления

  • Формирование навыков, аккуратности действия с предметами

  • Восприятие красоты в окружающем, бережного отношения, аккуратности

  • Закрепление и различение цветов.

Материал для изготовления: рис, краски разных цветов (акриловые), игрушки, киндер сюрприз, пуговицы, колечки, катушки, шарики и т.д., деревянные ложки, стаканчики.

.hello_html_1cf0b039.jpg

hello_html_m1e0d49a3.jpg

hello_html_m6b71e777.jpg

Изготовление:

Берем одну часть риса, перемешиваем с краской, например, желтого цвета, затем красного цвета и т.д. Просушиваем окрашенный рис и все перемешиваем (в данной коробке 5 кг риса).

В ходе игры дети выбирают разные предметы (катушки, шарики, колечки и др.) Рассматривают, обследуют, называют предмет, его качества.

hello_html_32ffc872.jpg

Дидактическое пособие для детей 1,5-3 лет: «Волшебный сосуд»

hello_html_m7841b3f2.jpg

Материал для изготовления:

Пластиковые бутылки, песок, ракушки, пенопласт, камни, палочки разноцветные, бусинки, бисер, резинки для плетения и т.д.

«Праздник»

Взяли пластмасовую бутылку, налили воды, добавили краску по выбору, резинки для плетения.

hello_html_m217125de.jpg

Дети рассматривают содержимое бутылочки, называют предметы, цвет, на что похоже, переворачивают, крутят, встряхивают и наблюдают за изменениями.

«Море»

В пластмасовую бутылку наливаем воды, масло растительное, краску, песок,камни.

hello_html_mb52cb73.jpg

«Салют»

В бытылку насыпаем декоративный песок, рис подкрашенный разноцветветный, тоненькие палочки, мишура и т.д.

hello_html_5287e776.jpg

«Медуза»

В бутылку кладем политиленовый пакет с небольшим камнем, воду подкрасить в голубой цвет.

hello_html_m3d8e7740.jpg

«Пузыри»

В бутылку наливаем подкрашенную воду и немного моющего средства.

Воды наливаем не полную бутылку.hello_html_m2c13aab2.jpg

Список использованных источников.

  1. Г. П. Федорова «Игра – путь воспитания и развития малыша» Санкт – Петербург «Паритет» 2007.

  2. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду». Мозаика – синтез Москва. 2008.

  3. Е. А. Тимофеева подвижные игры: «Хрестоматия и рекомендации» Воспитание дошкольника Москва, 2008.

  4. https://www.maam.ru/obrazovanie/detskie-igry

Читайте также:  Планы развития ребенка 6 лет

11

Источник

Наталия Суслова
Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок»

Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок».

Цель: обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

*развивать у детей творчество, фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, речевую и творческую инициативу, диалогическую и монологическую речь;

*формировать умение анализировать и описывать систему связей любого объекта окружающего мира, его назначение, динамику развития в определенный отрезок времени, признаки и строение;

*закреплять, систематизировать и обобщать ранее полученные знания, делать выводы;

*совершенствовать умение слушать и слышать друг друга, эмоционально-доброжелательно относиться к окружающим, преодолевать чувство скованности, застенчивости.

Описание пособия.

Дидактическое пособие – это дидактический модуль, имеющий форму куба или коробки.В данном случае задействованы только три стороны:

1 блок – дидактическая игра «Волшебный телевизор»;

2 блок – дидактическая игра «Часики»;

3 блок – дидактическая игра «Картинная галерея».

(В дальнейшем при разработке следующих игр можно использовать остальные стороны-экраны.)

1 блок.

Дидактическая игра «Волшебный телевизор».

1 блок предназначен для составления описательных рассказов, используя признаки, представленные в виде картинок и зрительных символов с учетом изменения объекта во времени и пространстве. Данный блок основан на методике ТРИЗ и является непосредственно системным оператором. Это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса, в данном случае, у детей, позволяющий им выявлять причинно-следственные связи и закономерности вещей. Он не просто развивает фантазию детей, а развивает умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, видения единства всего, что окружает детей. Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае — значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Поэтому необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь настоящего с будущим. Данная игра основана на принципах сотрудничества, ставит педагогов и детей в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая у них веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

«Волшебный телевизор»состоит из девяти экранов:

Где 1 – это сама система, рассматриваемый объект в данный момент времени, то есть в настоящем;

2 – подсистема, составные части самой системы в настоящем;

3 – надсистема, пространство более широкого значения, частью которого является изучаемый нами объект (система, в настоящем.

4, 5, 6 – это прошлое нашей системы (рассматриваемого объекта):

4 – (система) то, чем был наш объект в прошлом, раньше;

5 – (подсистема) составные части, свойства уже того предмета, который в прошлом;

6 – (надсистема) частью чего является объект в своем прошлом.

7, 8, 9 – это будущее нашей системы (изначально рассматриваемого объекта):

7 – (система) то, чем будет наш первоначальный объект в будущем, что с ним может произойти и почему;

8 – (подсистема) из чего состоит объект из будущего, его составные части;

9 – (надсистема) частью чего будет или может являться объект, который уже в будущем.

(Есть еще понятие «антисистема» — это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему. В данном игровом блоке не заостряется внимание на этом. Детям только дается представление о таком понятии. В силу своих особенностей дети при составлении рассказа могут упоминать об этом по своему желанию.)

Пример: зимнее дерево.

Настоящее:

1 — Дерево – высокое, без листьев; всего скорее это зима (сама система).

2 – Есть ствол, ветки, веточки, на них – почки, в земле находятся корни (подсистема).

3 – Дерево – это растение, часть природы (надсистема).

Прошлое:

4 – Раньше оно было одним из множества семян на другом дереве. После семечко упало на землю, его полил дождь, и из него выросло опять дерево (система).

5 – Дерево с маленькими семенами на ветках (подсистема).

6 — Часть природы, растение (надсистема).

Будущее (один из вариантов):

7 – Дерево срубят, распилят на доски и сделают стол (система).

8 – У стола есть ножки и столешница (подсистема).

9 – Стол – это мебель, он будет стоять у кого-нибудь в доме, и дети будут сидеть за ним и рисовать (надсистема).

Читайте также:  Оценка психомоторного развития недоношенного ребенка

Таким образом, порядок рассмотрения экранов — 5, 2, 8; 4, 1, 7; 6, 3, 9. Этот порядок дает наиболее полное описание системных характеристик прошлого и будущего. В основе системного рассматривания любого предмета (живого или неживого объекта)лежат следующие мыслительные действия:

— выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

— определяется подсистема объекта (из чего состоит);

— определяется надсистема объекта (по месту нахождения объекта);

— рассматривается процесс развития объекта в прошлом;

— рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «Волшебный телевизор» со схемами и зрительными символами.

Описание элементов игры:

*непосредственно «Волшебный телевизор» с 9 экранами и изображенными на них символами;

*карточки с изображением различных предметов и объектов;

*чистые карточки, на которых дети могут рисовать все составляющие части рассматриваемого объекта в настоящем, прошлом и будущем и размещать их в нужных экранах.

Игровое действие – составление «Волшебного телевизора».Оно может сопровождаться словесным восстановлением по стихотворению: «Что-то» автор М. С. Гафутулин.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Ход и правила игры.

1 вариант.

Игроков может быть любое количество. Дети совместно с воспитателем рассматривают карточку с нарисованным на ней объектом, описывают его, рассказывают о его прошлом и будущем. Рисуют соответствующие картинки и размещают их в нужных экранах.

2 вариант.

Дети делятся на две команды (или три, если количество играющих будет большим). Выбирается карточка с объектом,каждая команда самостоятельно выполняет все задание: описывает настоящее, прошлое и будущее выбранного объекта, рисует необходимые картинки. Начинает рассказ команда, закончившая первой выполнение задания. В случае возникновения паузы в рассказе, происходит переход хода другой команде (то есть продолжает рассказ другая команда).

Победителем считается та команда, которая допустила меньшее количество заминок в рассказе или вообще не допустила ни одного перехода хода.

2 блок.

Дидактическая игра «Часики».

2 блок формирует умение придумывать загадки по предметным картинкам, по представлению или по предметам и отгадывать их, используя схемы со зрительными символами.

Описание дидактического блока.

«Часики» разделены на 12 секций, на данный момент задействованы 8 из них. Свободные поля необходимы для развития творчества детей, чтобы в дальнейшем они сами придумывали подсказки – картинки для отгадывания задуманного предмета.

Последовательность секций и описания задуманного предмета.

1 – Что вижу? (зрительный образ): форма, цвет (одноцветное или разноцветное, величина.

2 – Что чувствую? (обоняние): наличие или отсутствие запаха;

3 – определение съедобности или несъедобности предмета, затем вкуса (если предмет съедобен);

4 – определение качественных характеристик предмета (тактильные ощущения): мягкий, твердый, колючий и т. д.

5 –Определение: живой или неживой объект (если неживой — из какого материала сделан).

6 – Где можно увидеть предмет? (его месторасположение в помещении).

7 – Что этот объект может делать?

Что с этим предметом можно делать?

8 – Из каких частей, деталей состоит данный объект?

Ход и правила игры.

1 вариант.

Дети рассаживаются полукругом, воспитатель задумывает предмет, находящийся в том же помещении, где происходит игра. Чтобы отгадать предмет, дети по очереди задают вопросы, состоящие из 2-3 слов, опираясь на зрительные символы, расположенные на «Часиках». Ведущий может отвечать только «Да» или «Нет». Выигрывает тот ребенок, который верно определил задуманный водящим предмет. Если отвечающий торопится и неправильно отгадывает предмет, то получает штрафную фишку. В конце игры дети, получившие штрафы, выполняют задания. Например, отгадывают загадку, показывают пантомимой какой-либо предмет и т. д. В начале ознакомления с игрой, воспитатель сам дает задания. Затем дети самостоятельно придумывают их.

2 вариант.

Количество игроков может быть любое, но не менее трех. Ведущий выбирается считалкой, жеребьевкой и т. д., остальные делятся на две команды. Дети из каждой команды по очереди задают водящему вопросы в определенной последовательности, опираясь на зрительные символы. (Эта последовательность в дальнейшем поможет детям легче освоить описательные рассказы по предметам). Выигрывает та команда, которая первой правильно назовет задуманный предмет. Проигравшая команда выполняет задание.

Читайте также:  Пособие для развития речи для ребенка 3 года

Пример: ведущий задумывает предмет – часы, висящие на стене в комнате.

Дети – Это круглое?

Вед. – Нет.

Дети – Это квадратное?

Вед. – Да.

Дети – Это белое?

Вед. – Нет.

Дети – Это синее?

Вед. – Нет.

Дети – Это разноцветное?

Вед. – Да.

Дети – Это большое?

Вед. – Нет.

Дети – Это маленькое?

Вед. – Нет.

Дети – Это среднего размера?

Вед. – Да.

Дети – У предмета есть запах?

Вед. – Нет.

Дети – Это съедобное?

Вед. – Нет.

Дети – Это мягкое?

Вед. – Нет.

Дети – Это твердое?

Вед. – Да.

Дети – Это живое?

Вед. – Нет.

Дети – Это деревянное?

Вед. – Нет.

Дети – Это пластмассовое?

Вед. – Да.

Дети – Это находится на полу?

Вед. – Нет.

Дети – Это находится на потолке?

Вед. – Нет.

Дети – Это находится на стене, где окно?

Вед. – Нет.

Дети – Это находится на стене, где полки?

Вед. – Да.

Дети – На этом можно рисовать?

Вед. – Нет.

Дети – Это можно открывать и играть с ним?

Вед. – Нет.

Дети – На это можно только смотреть?

Вед. – Да.

Дети – На нем есть буковки?

Вед. – Нет.

Дети – На нем есть цифры?

Вед. – Да.

Дети – У него есть стрелки?

Вед. – Да.

Дети – Это часы.

3 блок.

Дидактическая игра «Картинная галерея».

3 блок способствует составлению творческих рассказов от лица определенного живого или неживого объекта, изображенного на иллюстрации, репродукции картины и рассуждение от лица этого персонажа, личной симпатии и эмпатии, что способствует развитию индивидуальных способностей детей.

Ход и правила игры.

1 вариант.

Игроков может быть любое количество. Вывешивается сюжетная иллюстрация.Дети выбирают себе роли: кем они хотели бы быть, если были бы частью этой картины.Персонажи могут быть любые: как живые объекты, так и неживые. Каждый игрок рассказывает о своем персонаже от первого лица, рассказ состоит из 4-8 предложений. Первый рассказывающий определяется считалкой или жеребьевкой. Переходом хода к следующему игроку считается упоминание в предложении другого персонажа. Именно тот продолжает игру. Окончанием игры считается, когда все дети составили рассказ о своих персонажах. Если желающих играть большое количество, то будет уместным провести игру в измененном варианте.

2 вариант.

Выбирается ведущий – экскурсовод, остальные делятся на две команды. По жеребьевке, считалке и т. д. определяется, какая команда будет представлять картину в музее, а какая – посетителей. Ведущий начинает рассказ и как только называется персонаж, который выбран, — рассказ продолжает ребенок, взявший на себя данную роль. Дальнейшие переходы ходов могут быть как по инициативе самих детей, если в последнем предложении указывается следующий персонаж. Если же ребенок просто рассказывает о своем объекте, то по окончании такого рассказа, переход хода выполняет ведущий, указывая следующего. Когда все дети расскажут о своих персонажах, команды меняются местами, выбираются и новая картина, и новый ведущий. Экскурсия по картинной галерее продолжается.

Пример: иллюстрация к сказке В. Сутеева «Мешок яблок» (часть диалога).

— Я – сорока — белобока, красавица из красавиц. Перышки все у меня такие красивые и блестящие. Кончики крылышек черненькие, клювик острый, хвостик длинный и белый фартучек. Только жалко, что яблока мне не досталось, вот и смотрю на него.

— А я – яблоко сочное да румяное. Вот какое кругленькое да хорошенькое. Один бочок у меня желтый, а другой красненький. Совсем спелое, сладкое да хрустящее. Люблю пользу приносить – пусть меня кушают. Заяц всем яблоки раздавал и белочку угостил.

— Я – веселая белочка. Хвостик у меня пушистый-пушистый, шкурка рыженькая гладенькая, мягонькая. А животик беленький. На ушках у меня кисточки. Я люблю бегать, лазить и прыгать по деревьям. Еще нравится в догонялки играть. Я очень быстрая, меня никто не догонит. Вот сейчас я около зайца сижу, а только что спрыгнула с березы …

Источник