Внутриутробный период развития ребенка в основном характеризуется

Период развития до 14 недель

Внутриутробное развитие ребенка

Период внутриутробного развития – особый невероятно значимый период, как для мамы, так и для ее малыша, который пока неотделим от матери. Христианский психолог А. Гармаев называл этот период внутриутробного развития периодом в котором происходит душевное становление ребенка, неотделимо связанным с материнской душевной организацией. И по его словам мать в период беременности должна быть наполнена душеным спокойствием.

Если говорить о развитии ребенка на данном начальном пути его становления, то стоит отметить следующие особенности:

В первый триместр: происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 неделя – закладывается центральная и периферическая нервные системы ;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

c 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки и появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 неделя – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр: период развития чувствительности (сенсорный период):

В этот период женщине лучше как можно больше радоваться и переживать положительных эмоций и впечатлений. Задача мамы – не выключаться из внешней жизни, но быть внимательной к тому, что происходит внутри нее.

С 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимой речевое подкрепление и стимулирование ребенка родителями;

К 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система;

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук, дотрагивается и закрывает лицо руками;

С 20 недель можно начинать обучать ребенка и обеспечивать ему полный словесный контакт;

26 – 28 недель – ребенок мимически начинает выражать основные эмоции.

Третий триместр: чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей, способностей и интеллекта ребенка. Для мамы главными задачами становятся – стабильное реагирование на шевеление ребенка, постоянное речевое обращение к нему и ограничение самой себя от раздражающих внешних факторов. Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи. Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Период развития до 40 недель

Периоды развития беременности

Возможность выносить и родить ребенка — это удивительный дар, которым обладает женщина. Ведь в этот период жизни она становится чудесным сосудом, в котором из микроскопических клеток зарождается и развивается новая жизнь.

В среднем продолжительность беременности составляет 280 дней, что равно 10 акушерским (28 дней) или 9 календарным месяцам, считая от первого дня последней менструации. За это время из невидной вооруженным глазом яйцеклетки в матке разовьется зрелый плод — маленький человечек, организм которого будет готов к внеутробной жизни.

Периоды развития беременности по месяцам

1 месяц (1-4 неделя беременности)

С момента оплодотворения яйцеклетки в маточной трубе запускается механизм деления клеток. Он происходит настолько быстро, что можно буквально сказать «твой ребенок растет не по дням, а по часам». Уже на третий день после зачатия ребенок начинает вырабатывать гормон ХЧГ, благодаря которому в организме женщины происходит ряд изменений.

Первые три недели зигота яйцеклетки превращается в эмбрион. У ребенка закладываются все органы.

К концу четвертой недели внутри эмбриона начинает циркулировать кровь, формируется пуповина, как связь с будущей плацентой. Происходит имплантация эмбриона в матку.

К концу первого месяца у него есть глазные впадины, зачатки ножек и ручек.

К концу 4 недели развития эмбрион внешне напоминает ушную раковину и имеет размер песчинки — около 1 мм.

2 месяц (5-8 неделя беременности)

После того, как эмбрион со всеми оболочками прикрепляется к внутренней стенке матки, он начинает питаться не от плодного яйца, как раньше, а от мамы. В связи с этим ребенок начинает стремительно расти.

На первом месяце развития ребенок состоял из двух слоев — эндодермы и мезодермы, на 5-й неделе появляется 3-й слой — эктодерма, который станет нервной системой, кожей, волосами, зубной эмалью. На задней части эмбриона образуется желобок, который постепенно сворачивается. Он станет нервной трубкой, которая затем станет хордой, центральной и периферийной системой. В груди образуется примитивное сердце-трубка.

На 6 неделе у вашего малыша начинается активный органогенез, то есть формирование всех самых важных внешних и внутренних структур: руки, ноги, голова.

На 7 неделе начинает быстро расти голова из-за развития головного мозга. Она округляется, и уже видно глазницы. Появляются зачатки носа, начинает формироваться рот. В будущей дыхательной системе уже видны две ветки бронхиальных ветвей. Сердце начинает разделяться на камеры с артериями. Появляются вены, а также такие органы, как печень, селезенка и желчный пузырь, правда, последние свои функции пока не выполняют.

На 8 неделе УЗИ показывает, что ребенок начинает совершать первые неосознанные движения. Уже хорошо различимы руки и пальчики на них, а вот ножки развиваются дольше. Уже видны верхняя губа, нос и ушные раковины. Рост ребенка на 2 месяце развития составляет 13 мм от макушки до основания попки.

3 месяц развития (9-12 неделя беременности)

В период третьего месяца развития беременности твой ребенок пройдет стадию эмбриона и станет, так называемым в акушерстве, плодом. На 9-й неделе происходят изменения, связанные со скелетом ребенка. Хрящи в руках начинают превращаться в кости, руки и ноги начинают сгибаться, сформировалась шея. Помимо этого появляются веки, но пока они спаяны между собой.

10 неделя — окончание периода эмбрионального развития плода. Пальцы рук и ног разъединились, перепонки между ними исчезли. Наружные гениталии плода не различимы, однако у мальчиков уже начинает вырабатываться тестостерон.

На 11 неделе уже полностью исчезает хвостик. Ребенок становится похож на маленького человека, правда пропорции его тела пока сильно отличаются от тех, с которыми он родится. На этом сроке развития 10% веса плода принадлежит печени. У малыша уже начали работать почки, они производят мочу, которая пополняет объем околоплодных вод.

На 12 неделе полностью завершился органогенез. Все системы организма полностью сформированы и в последующие периоды развития плода они будут только развиваться.

К концу третьего месяца беременности рост плода составляет примерно 61 мм, а его вес — 14 г.

4 месяц (13 — 16 недели беременности)

На 14 неделе все хрящи, которые составляли скелет ребенка, превращаются в кости. Гениталии уже можно характеризовать по половому признаку, но на УЗИ их все еще не видно.

На 15 неделе начинает появляться волосяной покров на голове и брови на лице. На этом сроке развития начинает функционировать желчный пузырь.

На 16 неделе глаза и уши ребенка занимают свое окончательное положение. Заметно удлинились ноги — они стали пропорциональны телу. На этом сроке у ребенка сформировались ногти.

Вес малыша на четвертом месяце внутриутробного развития составляет 130 г, а его рост — 12 см.

5 месяц (17- 20 неделя беременности)

Окончательно сформировались бороздки на ладонях и пятках, которые составят основу для будущих отпечатков. Размеры ребенка и плаценты сравнялись.

На 18 неделе ребенок начинает слышать внешние звуки и может реагировать на них.

На 19 неделе стремительный рост малыша замедляется и начинается образование подкожного жира. В легких начинается формирование бронхиол, и через несколько недель они уже будут готовы функционировать. Ребенок уже реагирует на свет.

К 20 неделе у девочек уже полностью сформирована матка, а вот влагалища еще нет.

К концу 5 месяца рост ребенка составляет 16 см, а его вес — 320 г.

6 месяц (21-24 неделя беременности)

Нервная система ребенка развилась настолько, что он уже может глотать околоплодные воды.

На УЗИ в деснах видны зачатки молочных и постоянных зубов.

На голове продолжают расти волосы, но они пока не имеют цвета, поскольку пигмент меланин появится позже.

На 23 неделе на УЗИ можно зафиксировать быстрые движения глаз, когда ребенок спит, что говорит о развитии мозга.

24 неделя — начало жизнеспособности ребенка. В легких на концах капилляров образовались так называемые терминальные мешочки, которые отделены от альвеол тонкой пленкой. В легких началась выработка сурфактанта — поверхностного вещества, не позволяющего капиллярным мешочкам смыкаться под воздействием дыхания.

В конце шестого месяца беременности рост плода составляет уже 21 см, а его вес — 630 г.

7 месяц (25 — 28 неделя беременности)

Продолжается процесс активного образования подкожного жира, но малыш все еще выглядит худым. Кожа у него все еще красная и сморщенная. На языке сформировались вкусовые сосочки.

Все органы малыша уже функционируют, но еще продолжают развиваться.

В последние три месяца внутриутробного развития у ребенка стремительно растет головной мозг.

На 28 неделе ребенок открывает глаза. У мальчиков на этом сроке развития яички начинают опускаться в мошонку.

Рост ребенка на 6 месяце внутриутробного развития составляет 35 см, а весит он 1 кг.

8 месяц (29 — 32 неделя беременности)

Продолжается образование белого подкожного жира — важного источника энергии.

Начинает работать иммунная система, хотя в кровь малыша поступают антитела и от мамы.

На зубах в деснах появилась эмаль. Находясь в матке, малыш готовится к самостоятельной жизни: он вдыхает околоплодные воды (дыхательная зарядка, позволяющая увеличить объем легких), сосет кулачок или палец (развивает сосательный рефлекс). Он стал уже пухленьким, под кожей больше не просвечиваются сосуды.

Рост плода в конце этого периода развития беременности составляет около 40-41 см, а его вес — 1600 г.

9 месяц (33 — 36 неделя беременности)  37 — 40 недель беременности

Ребенок становится все активней, но с каждым днем границы его водной комнаты становятся все тесней. Белый подкожный жир уже составляет 8% от его веса. В легких ребенка полным ходом идет выработка суфрактанта.

К концу 9 месяца рост ребенка составляет примерно 45 см, а его вес 2500 г.

У ребенка выпадает лануго — волосы, покрывающие его голову и тельце. Количество первородной смазки уменьшается. Ребенок занимает позу, в которой рождается (колени крепко прижаты к подбородку). Он полностью готов к жизни вне мамы.

В среднем доношенный ребенок имеет рост 51 см, а его вес — 3400 г.

Завершающий период развития беременности подходит к концу, впереди нелегкое испытание — роды, после которых ты наконец-то обнимешь свое долгожданное сокровище.

Источник

Периоды
детского возраста.

Воспитание
ребенка

Возрастные
периоды — это жизненные отрезки времени,
в пределах которых процесс роста и
развития, а также морфофункциональные
особенности организма тождественны.
При характеристике каждого возрастного
периода детства оцениваются законы
роста и развития; морфофункциональное
состояние органов и систем; особенности
центральной нервной системы (ЦНС),
нервно-психическое развитие; ведущие
линии развития; особенности эндокринной
системы; иммунологические особенности;
основной характер патологии, свойственный
данному возрастному периоду; инфекционные
возбудители заболеваний; наиболее
неблагоприятные факторы, воздействующие
на организм ребенка; создание условий
для гармоничного развития с учетом
возраста и принципы воспитания детей.
Таким образом, выделение отдельных
возрастных периодов способствует
дифференцированному подходу к ребенку.

В
процессе развития плода и ребенка
выделяют еще критические периоды в
отношении роста и развития, созревания
и становления функций органов и систем.

Согласно
Международной конвенции защиты прав
ребенка 1999 г., к детям относятся
человеческие индивидуумы в возрасте
от рождения до 18 лет. Выделяют следующие
возрастные периоды:

I.
Внутриутробный период — от момента
зачатия до рождения ребенка. Продолжается
280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет
с первого дня последнего менструального
цикла у женщины.

II.
Период новорожденности — от момента
перевязки пуповины по 28-й день жизни. В
пределах его различают: ранний неонатальный
период — до окончания 7-х суток (всего
168 часов); поздний неонатальный период
— с 8-го по 28-й день жизни новорожденного;
перинатальный период — с 24-й недели
беременности до окончания первой недели
после рождения.

По
рекомендации экспертов ВОЗ (1960) его
исчисляли с 28 недель внутриутробного
развития до окончания первой недели
после рождения. В настоящее время
перинатальный период исчисляют с 24-й
недели беременности, так как исследования
показали, что с 23—24 нед гестационного
возраста ребенок жизнеспособен внеутробно
при совершенствовании современных
методов выхаживания недоношенных
новорожденных.

III.
Период грудного возраста — от 29-го дня
жизни ребенка до 1 года.

IV.
Период раннего детского возраста — от
1 года до 3 лет.

V.
Период дошкольного возраста — от 3 до
7 лет.

VI.
Период младшего школьного возраста —
от 7 до 11 лет.

VII.
Период старшего школьного возраста —
с 12 до 17—18 лет.

Внутриутробный
период — это важнейший период, определяющий
биологическую судьбу организма человека
на последующие годы, состояние здоровья,
адаптационные реакции, риск развития
болезней. В настоящее время можно
говорить о возрастающей значимости
отклонений в здоровье плода на формирование
болезней человека. Отсюда большое
значение перинатальной диагностики, и
плод выступает как пациент. Для прямой
оценки исследования функционального
состояния плода используется биофизический
профиль, мониторный контроль за сердечной
деятельностью плода, исследование
маточно-плацентарного и плодо-плацентарного
кровотока; синхронное исследование
компьютерной интервалограммы матери
и плода.

Определение
биофизического профиля включает
сосательные движения плода, глотание,
сон и целенаправленные движения,
рефлексы.

Особенности
роста и развития. 
Характерен
бурный рост и тканевая дифференцировка
плода. На сроке 8 нед сформированы
рудименты всех основных органов и
систем. С 4-й недели определяется у
эмбриона сердцебиение, на 8-й неделе
наблюдается мышечная реакция в ответ
на стимуляцию, к 9-й неделе рефлексогенными
становятся ладони и подошвы, отмечается
спонтанная моторика кишечника. Система
кровообращения плода достигает
окончательного развития между 8 и 12 нед
беременности. К 12 нед определяется кора
больших полушарий головного мозга. К
13–14 нед появляются плавные движения в
ответ на стимуляцию различных зон. На
14-й неделе начинаются глотательные
движения. К 17-й неделе появляется
хватательный рефлекс. На 18-й неделе
отмечаются дыхательные движения. С 20-й
по 28-ю недели устанавливается
костно-мозговое кроветворение (вместо
печеночного). С 28–29 нед плод может
активно сосать.

К
концу второго триместра беременности
масса плода составляет 1000 г, а длина
тела — 35 см, а к концу беременности масса
тела 3200–3500 г, длина тела 48–50 см и более.

Критические
периоды в отношении роста и развития:

  • первые
    7–9 дней — период имплантации яйцеклетки;

  • 3–12-я
    недели — ранний фетальный период —
    интенсивный рост и тканевая дифференцировка
    плода;

  • после
    28 нед и до начала родов — поздний
    фетальный период, когда отмечаются
    исключительно быстрый рост и накопление
    клеточной массы; обеспечиваются процессы
    депонирования многих компонентов
    питания: депо солей кальция, железа,
    фтора, меди, витаминов D и В12. В этот же
    период происходит созревание сурфактанта
    в органах дыхания. В это время отмечается
    высокий уровень пассивного иммунитета,
    созревания ферментных систем,
    неспецифических факторов защиты
    организма.

Развитие
плода определяет функциональная система
мать—плацента—плод; это нервные,
гуморальные, иммунные связи (прямые и
обратные).

Главными
факторами, определяющими и регулирующими
рост плода, являются маточный кровоток
и плацентарная перфузия. Особую роль
играют инсулин, гормоны гипофиза. Одним
из основных факторов, обеспечивающих
нормальное развитие и рост организма
до рождения, являются гемодинамические
процессы в функциональной системе
мать—плацента—плод. С помощью
допплеровского исследования сердцебиение
плода можно определить с 10–12 нед
беременности.

Особенности
ЦНС плода. 
Темпы
роста мозга до 33-й недели превышают
темпы роста остальных систем и органов,
особенно быстрое нарастание массы мозга
в последние недели перед рождением.
Созревание коры головного мозга
происходит на 12–16-й неделе. На 12-й неделе
отмечается время появления электрических
импульсов в дыхательные центры в ответ
на внешние раздражители. С 13–14-й недели
фиксируются плавные грациозные движения
плода в ответ на стимуляцию всех зон за
исключением областей спины, затылка,
темени. С 17-й недели формируются и хорошо
развиты хватательные рефлексы рук. К
27 нед зафиксировано влияние двигательной
активности и эмоций матери на плод. К
28-й неделе у плода созревает
моторно-кардиальный рефлекс, и к 32-й
неделе фиксируется реакция плода на
звук, передающийся через брюшную стенку
изменением частоты пульса.

Критический
период созревания головного мозга —
это время появления электрических
сдвигов в коре больших полушарий и ее
ответов на внешние раздражители —
12–16-я недели.

Электроэнцефалограмма
плода с 5 мес имеет однотипный и прерывистый
характер. С 7 мес наблюдается межзональная
дифференциация. С 8 мес ЭЭГ приобретает
непрерывный характер, далее появляются
качественные различия сна и бодрствования.

Регуляция
моторики и позы плода. 
Основное
значение спинального уровня рефлекторной
деятельности — обеспечивание позы
плода. С 9-й недели отмечены импульсы с
рецепторов скелетных мышц. С 20-й по 40-ю
недели быстрое увеличение мозжечка (в
12 раз), регуляция моторики и позы. Кора
мозжечка принимает непосредственное
участие в регуляции общего уровня
активности плода, пространственной
ориентации, модуляции вегетативной
нервной системы, обеспечивая адаптивное
поведение во внешней среде уже
новорожденного.

Особенности
эндокринной системы плода. 
Отмечается
преобладание функции надпочечников.
Корковая зона надпочечников очень
широкая, пучковая зона выражена
неотчетливо; мозговое вещество
надпочечников не выявляется — это так
называемый эмбриональный тип. С 25-й
недели плод образует кортикостероиды
из собственных субстратов.

Инсулин
определяется в b-клетках поджелудочной
железы к 12-й неделе, синтез его нарастает
к середине внутриутробного периода и
концентрация инсулина в крови плода не
отличается от таковой в крови матери.

Инсулин
и соматомедины под влиянием соматотропного
гормона гипофиза определяют рост плода.
Гипофиз закладывается у эмбриона на
4-й неделе, а с 9–10-й недели определяются
следы адренокортикотропного гормона
(АКТГ). Соматотропный гормон гипофиза
через инсулиноподобные факторы роста
влияет на метаболизм и рост.

Щитовидная
железа к 4-му месяцу сформирована
структурно, функционально активна и по
внутритиреоидному обмену йода не
отличается от взрослых. Регуляция
щитовидной железы плода осуществляется
собственным тиреотропным гормоном
гипофиза, так как аналогичный гормон
матери через плацентарный барьер не
проникает.

У
плода с 27 нед сформирована функциональная
система гипофиз–надпочечник–гипоталамус.
Благодаря этой системе плод способен
отвечать на стрессовые воздействия

Особенности
иммунитета плода. 
Пассивный
иммунитет — перенос IgG материнского
через плаценту с 26-й недели. Синтез
иммуноглобулинов плода ограничен,
усиливается при наличии антигенной
стимуляции. Способность к самостоятельному
синтезу IgM и IgG появляется с 3 мес гестации,
IgM с 7 мес; IgE c 11 нед в легких и печени; с
21-й недели— в селезенке. Первые В-лимфоциты
появляются на 7–8-й неделях, а к 14-й неделе
число их в крови плода достигает уровня
взрослого. Первые Т-лимфоциты образуются
на 10–11-й неделях. К моменту рождения их
число выше, чем у взрослого. С 6-й недели
начинают типироваться HLA антигены —
создается индивидуальный конституциональный
«портрет».

Неспецифические
факторы резистентности плода. 
Синтез
лизоцима плодом зафиксирован с 9-й
недели, к моменту рождения уровень
лизоцима превышает уровень взрослого
человека. Содержание пропердина у плода
низкое, нарастает быстро в течение
первой недели жизни новорожденного.
Становление системы комплемента у плода
отмечено на 8–15-й неделях, к моменту
рождения общий уровень комплемента
составляет 50% его уровня в крови матери;
к концу первой недели жизни ребенка
количество комплемента быстро нарастает.
Лейкоциты на всем протяжении фетального
периода и полученные из пуповинной
крови новорожденных обладают низкой
способностью к фагоцитозу и низкой
подвижностью. Первые периферические
лимфатические железы формируются,
начиная с 3 мес гестации, «заселение»
их лимфоидными элементами происходит
в течение 4-го месяца.

Лимфатические
железы и образования желудочно-кишечного
тракта формируются после 21-й недели.

Нервно-психическая
активность плода. 
В
работах конца XX века приводят аргументы
в пользу наличия своеобразной
нервно-психической активности плода
уже в III триместре беременности. Слуховая
и вестибулярная система у плода структурно
созревает к 6-му месяцу беременности.
Доказано, что плод способен воспринимать
особенно интонации звуков, при этом
необходимы более частые повторения
фонетических раздражений. Плод реагирует
на голос матери, музыкальные мелодичные
звуки, что фиксируется учащением
сердцебиения, характерным для
моторно-кардиального рефлекса; при этом
отмечена позитивная и негативная реакция
на тоны. Играет роль упомянутая выше
система плода гипоталамус–гипофиз–надпочечники,
способная отвечать на стрессовые
воздействия.

Выявлены
наиболее информативные показатели
нарушений развития ЦНС плода. Основные
из них — продолжительность промежуточного
и спокойного состояния цикла
«активность–покой», величина
моторно-кардиального рефлекса и
осцилляций сердечного ритма плода в
активном состоянии цикла «активность–покой»,
а также особенности дыхательных движений
плода.

В
отношении развития нервно-психической
активности плода большое значение имеет
система мать–дитя. Воздействие на плод
и его развитие осуществляется опосредованно
через организм, психику, восприятие,
образ жизни и деятельности женщины-матери,
а также через генетический код. Полагают,
что акустические раздражения, которым
подвергается плод в конце беременности,
оставляет в нервных клетках след реакции,
являющейся основой развития кратковременной
памяти.

Отсутствие
материнского чувства, искаженность или
недостаточность его являются самым
распространенным источником стресса
для ребенка на антенатальном этапе
развития. Уже на этапе внутриутробного
развития несомненна важнейшая роль
матери, семьи в рациональном развитии
ребенка. Система пренатального воспитания
предполагает проведение коррекции
психоэмоционального состояния беременной
женщины и воспитание ребенка, начиная
с внутриутробного развития.

Профилактические
меры. 
Задача
активной защиты плода — одна из важнейших
целей в период внутриутробного развития.
Достигается эта цель путем воздействия
на плод через организм матери. Установлено,
что уже с 5–5.5 мес внутриутробной жизни
у плода могут функционировать вкусовой,
слуховой, вестибулярный, тактильный и
другие анализаторы, что позволяет начать
дородовое воспитание будущего ребенка.
Это перестройка уклада семьи с постоянным
акцентом на интересы ожидаемого ребенка,
любовь к нему и доброта.

Важное
значение имеет режим беременной женщины:
достаточный сон, прогулки, гигиеническая
гимнастика. Особую роль играет двигательная
активность, ходьба. Процессы жизнеобеспечения
плода зависят от двигательной активности
беременной женщины (энергетическое
правило скелетных мышц). Уменьшение
мышечной активности сочетается с
уменьшением импульсации в ЦНС, дыхательные
мышцы плода. Творческий контакт матери
и отца с плодом, беседы с ним, ласковое
пение необходимы. Отмечено, что головка
ребенка в утробе матери движется за
рукой отца, поглаживающего живот
беременной. Огромную роль играет
мелодичная музыка. Описаны примеры
дифференцированного отношения плода
к музыке в III триместре беременности:
музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского
успокаивает плод; рок-музыка действует
плохо. Успокаивает плод мелодичное
пение матери, а также пение родителей
дуэтом. Беременной женщине необходимо
отказаться от телевизионных фильмов-ужасов
и передач, содержащих насилие и жестокость.
Беременной следует соблюдать рекомендации
по рациональному питанию.

Большое
значение имеет подготовка грудных желез
к лактации.

Возможный
характер патологии во внутриутробном
периоде. 
Воздействие
неблагоприятных факторов в зародышевой
стадии (до 8-го дня), особенно вирусов,
радиации приводят к хромосомным и генным
аномалиям или гибели яйцеклетки; в
эмбриональной (с 8-го дня до 9–10 нед) к
нарушению органогенеза: уродства,
врожденные пороки.

Заболевания
матери и токсические влияния (курение,
алкоголь, наркотики) в эмбриональную
стадию (11–12 нед) могут привести к задержке
внутриутробного развития, поражению
ЦНС. При воздействии неблагоприятных
факторов в ранней фетальной стадии (до
28 нед) может быть задержка роста и
дифференцировки органов и тканей: гипо-
и дисплазии их; недоношенность; а в
поздней фетальной (после 28 нед) —
недостаточное образование депо в
организме плода: жирового, белкового,
витаминного (D, В12) и минерального —
кальция, железа, меди, селена. В указанный
период может быть преждевременное
рождение и функциональная незрелость
плода.

Одним
из наиболее распространенных синдромов
перинатального периода, непосредственно
отражающегося на физическом,
нервно-психическом развитии и
заболеваемости младенца, является
задержка внутриутробного развития
(ЗВУР). По данным ВОЗ, в Европейских
странах ЗВУР встречается в 6,5%, а в
Центральной Азии — до 31%.

В
патологии внутриутробного периода
большую роль играет гипоксическое
поражение мозга, а также при недостаточности
питания беременной — уменьшение числа
глиальных клеток мозга. Особенно опасна
недостаточность в питании фолиевой
кислоты, цинка, меди и других эссенциальных
нутриентов.

Неблагоприятное
влияние на развитие плода оказывают
экзогенные токсиканты, особенно соли
тяжелых металлов, приводящие к
метаболическим нарушениям и поражениям
органов и систем плода. Магнитно-резонансная
томография дает практически 100% точность
визуализации состояния ЦНС плода и его
аномалий.

Фетопатии
могут быть вызваны гормональными
расстройствами матери: сахарный диабет,
гипотиреоз, недостаточность функции
надпочечников.

Одно
из ведущих мест в формировании пороков
развития плода принадлежит группе
инфекционных возбудителей: краснухе,
цитомегалии, токсоплазмозу и герпес-вирусам.
Исследование на антитела к краснухе,
цитомегаловирусу и токсоплазме проводится
обязательно.

При
заражении плода до 5–6 мес беременности
обычно развивается генерализованный
процесс с преобладанием поражения ЦНС,
печени и почек. При более позднем
инфицировании, а особенно при заражении
непосредственно перед рождением или в
процессе родов, развиваются инфекционные
заболевания, такие как пневмония,
пиелонефрит, отит, конъюнктивит и т. д.

Дети
с проявлениями внутриутробной инфекции
(ВУИ) имеют пролонгированную желтуху,
снижение мышечного тонуса, двигательной
активности и сосательного рефлекса,
значительную первоначальную потерю
массы тела и медленное восстановление
ее, повторные падения массы тела,
«плоскую» кривую массы, а также
субфебрильную температуру тела.
Максимальную диагностическую
информативность при ВУИ бактериальной
этиологии имеют тесты на определение
сывороточных концентраций С-реактивного
белка (СРБ), интерлейкина-8 и преальбумина
[Володин Н. Н. и соавт., 2001]. Повышенные
концентрации СРБ и ИЛ-8 в сыворотке крови
расцениваются как наличие системного
воспаления и являются основанием для
начала антибактериальной терапии
новорожденным.

В
настоящее время большое значение имеет
пренатальная диагностика в I и II триместрах
беременности УЗИ, ДНК-зонды, кордоцентез,
амниоцентез, биопсия хориона, позволяющие
выявить врожденные пороки развития в
75–80% случаев, хромосомные болезни
(методы гибридизации in situ с
хромосомспецифическими ДНК-зондами) в
85–95%, моногенные заболевания более 50
нозологических форм (Айламазян Э. К.),
генные болезни — муковисцидоз, гемофилия
А и В, болезнь Виллебранда, миотоническая
дистрофия, миодистрофия Дюшена.

Плод
выступает как пациент в случаях
фетохирургии, при гемолитической
болезни. Получены первые удачные попытки
лечения фетальными тканями мозга
человека, использование нейротрансплантации
стволовых клеток мозга. Имеет большое
значение доклиническое выявление и
лечение фенилкетонурии, галактоземии,
гипотиреоза. Успешно осуществляется
медикаментозная коррекция дефектов
при адреногенитальном синдроме,
гемофилии, диабете. Перспективы — в
генотерапии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник