Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока thumbnail

Урок «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Педагогическая цель: сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения

Тип, вид урока: формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты: обучающийся  научится характеризовать сущность процессов размножения и развития человека; использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)будет знать строение и функции органов половой системы человека; определение понятий: размножение, оплодотворение, основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека; должен уметь называть функции плаценты; перечислять этапы жизненного цикла человека; узнавать  по рисункам органы размножения; перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной

Личностные результаты: будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности, навыки обучения, понимания уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос; получит возможность научиться ставить учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в  изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информацию, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умение  и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные(анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: размножение, оплодотворение, эмбриональное развитие, эмбриогенез, постэмбриональное развитие

Образовательные ресурсы: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Развитие человека. Возрастные процессы. Режим доступа:https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81778/?interface= catalog &class=50&subject=29

  1. Актуализация опорных знаний.

-Что такое гонады?

-Какие клетки называются гаметами?

-Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов?

-Что такое оплодотворение?

-Какой набор хромосом содержат половые клетки?

-Как называется период, в течение которого может произойти оплодотворение?

-Почему яички мужчин расположены вне тела?

-Назовите особенности строение сперматозоида?

-Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения?

  1. Мотивация к изучению нового материала.

Что же происходит с зиготой после оплодотворения?

Куда она попадает и какие изменения с ней происходят?

Запись в тетрадях. На развитие эмбриона оказывает влияние не только состояние матери во время беременности, но и генетический материаа, который был принесен сперматозоидом и яйцеклеткой. Здоровье матери и экологическая обстановка окружающей среды также оказывают влияние на этапы развития эмбриона.

-Какие же этапы наиболее важны во время беременности, что же происходит с эмбрионом? Обо все этом мы узнаем сегодня на уроке.

         3.   Усвоение новых знаний и способов действий.

             ( Объяснение учитель ведет с   помощью учебника и ЭОР.)

  Наступление    беременности   неразрывно связано с целым рядом   физиологических  

 изменений, происходящих в организме будущей матери, что и формирует признаки    беременности. Принято различать объективные и субъективные, достоверные и косвенные признаки беременности. Субъективные, т.е. основанные на собственных ощущениях, признаки принято считать вероятными так как они могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и других состояниях организма женщины. Наиболее точную консультацию можно получить только во время консультации врача-гинеколога.

Беременность – это состояние женщины в организме, которой развивается будущий ребенок. На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток, и следовательно, отсутствует менструация. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во время обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша. Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. Поэтому в этот период будущая мать должна избегать тревог, повышенных нагрузок. Длительное пребывание на свежем воздухе очень полезны и для женщины, и для ребенка, которого она вынашивает. Пища должна быть легко усваиваемой, необходимо исключить алкоголь, острые приправы. Беременным категорически противопоказано курение, которое может привести на свет новорожденного с развитой в утробе матери тягой к курению. У курящих матерей дети рождаются ослабленными и страдающими рядом расстройств нервной деятельности, сердечно-сосудистой и других систем. В дальнейшем такие дети начинают отставать в развитии от своих сверстников.

Период развития зародыша человека внутри материнского организма называют эмбриональным. Этот период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребенка и составляет около 280 суток ( 40 недель).

После оплодотворения зигота начинает делиться. Этот процесс называется дроблением. Образуется микроскопический зародыш, который прикрепляется к стенке матки. В матке начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки(материнская часть), а часть из клеток зародыша(детская часть). Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является железой внутренней секреции, ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности. Во все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, необходимые вещества. На 8-й неделе зародыш становится плодом, так как  к концу 8-й недели заканчивается закладка всех органо. Начиная с 9-й недели происходит развитие и рост всех систем плода. На 5-ом месяце беременности мать уже ощущает движение плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. Период внутриутробного развития заканчивается родами. Молоко матери содержит абсолютно все вещества, необходимые для нормальной жизни и быстрого развития ребенка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний. Поэтому, так важно кормление грудью, молоком матери.

4.Первичное закрепление изученного материала.

-Как происходит связь эмбриона с организмом матери?

-Когда эмбрион начинает называть плодом?

-Что происходит с зиготой сразу после оплодотворения?

-Какую функцию выполняет плацента?

-Какой срок составляет период внутриутробного развития человека?

5.Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли?

6.Подведение итогов.

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, комментирует оценки и задает дом. задание

Источник

Выход яйцеклетки из
яичника называется овуляцией. После овуляции женская половая
клетка попадает в брюшную полость
, захватывается бахромчатой воронкой
маточной трубы и движется по направлению к матке. При встрече со сперматозоидом
происходит оплодотворение слияние половых клеток.
Генетический материал отцовского и материнского организма объединяется и в
результате начинается развитие нового гибридного организма.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Обычно одну яйцеклетку
оплодотворяет один сперматозоид. Но не всегда. Случается, созревают
одновременно две яйцеклетки
. Соответственно, две яйцеклетки – два
сперматозоида – две зиготы (оплодотворённые яйцеклетки) – два новых зародыша –
два новых ребёночка-близнеца
. Которые, кстати, не будут копиями друг друга,
так как образовались из разных яйцеклеток и разных сперматозоидов.
Соответственно, могут быть одного или разных полов.

А вот если в
оплодотворении приняли участие только одна яйцеклетка

и один сперматозоид, но по неизвестным на сегодня науке причинам
началось развитие двух зародышей – рождаются так называемые однояйцевые
близнецы
. Естественно, одного пола и абсолютно идентичные друг-другу.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Вы встречались с такими
примерами? Вероятность рождения близнецов составляет около двух процентов.

С момента оплодотворения
наступает беременность – состояние женщины, в матке которой развивается
плод – будущий ребёнок. Нормальная беременность продолжается около девяти
календарных, или десяти лунных месяцев. За это время из микроскопической зиготы
размером 130 микрометров (помните размер сперматозоида для сравнения? Его длина
50 микрометров) формируется ребёнок массой около 3 килограмм и ростом 48-52
сантиметра. За 280 дней внутриутробного развития мы увеличиваемся примерно в
3000 раз. Подробнее со всеми, не побоимся этого слова, грандиозными изменениями
в процессе зародышевого развития вы познакомитесь в 9 классе.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

А можно ли определить
наступление беременности по внешним признакам в обычной жизни? Признаками
наступления беременности являются прекращение менструации. Вначале беременности
у многих отмечается слабость, сонливость, усталость, иногда рвота, изменение
вкуса, учащённое мочеиспускание.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Пока будущая мама
привыкает к новым ощущениям, зигота уже по пути в матку начинает делиться и
превращается в зародыш, или эмбрион.

На 4-й неделе
беременности начинается закладка органов. В этот период появляются зачатки
конечностей и основных систем органов. Их рост и становление функций
продолжаются вплоть до родов.

Все эти процессы
обеспечиваются за счёт питательных веществ и кислорода, поступающих из
организма матери. Вы помните, что яйцеклетка человека, как и большинства
млекопитающих, несопоставимо мала по сравнению с яйцеклетками некоторых других
организмов. Птиц, например. Ну представьте куриное яйцо и сравните с точкой
размером 13 сотых долей миллиметра. Поэтому в ней просто не может поместиться
запас питательных веществ, необходимый для развития трёхкилограммового ребёнка.

В ходе беременности вне
тела зародыша развиваются специализированные органы, которые и обеспечивают его
рост и развитие. Это, в первую очередь —плацента, или так называемое детское
место
. Плацента по внешнему виду напоминает диск, прочно прикреплённый
к слизистой оболочке матки. После образования плаценты, с 9-й недели зародыша
называют плодом. Размер его при этом составляет 3-4 сантиметра.

Связь зародыша с
плацентой осуществляется через пуповину – упругий тяж, по
которому от плаценты к плоду проходят две артерии и вена. Артерии несут кровь
от плода к плаценте и далее в организм матери для очистки и насыщения
кислородом. А вена обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ от
плаценты ребёнку.

Как бы не были близки
организм матери и ребёнка (куда уж ближе, скажете вы) с образованием плаценты
кровь матери никогда не смешивается с кровью плода.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Через плаценту плод
получает все необходимые для своего развития вещества: глюкозу, белки, жиры,
гормоны, витамины, воду и минеральные соли, кислород и даже антитела.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Поэтому беременной
женщине нужно хорошо и сбалансированно питаться. Ну а от плода по артериям в
плаценту поступают вода, углекислый газ, мочевина, мочевая кислота, гормоны и
другие вещества.

Таким образом,
благосостояние плода целиком зависит от здоровья матери, её условий труда и
отдыха. Поэтому, в случае неразумного, а скорее преступного поведения
беременной женщины – курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков в
организм будущего ребёнка могут попасть ядовитые вещества. Накапливаясь в
тканях и органах, они вызывают различные пороки развития и даже могут привести
к гибели плода. Если же всё прошло нормально, через 9 месяцев ребёнок появляется
на свет.

Беременность
заканчивается родами.
Роды – процесс изгнания плода
из матки. За плодом следует так называемый послед – плацента с оболочками и
околоплодными водами.

Незадолго до срока родов
у женщины появляются признаки, сигнализирующие о скором их наступлении.
Примерно за 2-3 недели начинает опускаться живот. Часть плода, которая лежит
спереди, обычно голова, прижимается ко входу в таз. Беременная женщина может
заметить, что ей стало легче дышать.

Вначале родов появляются родовые
схватки
– регулярные сокращения матки. Перед схватками наблюдаются
потуги, при которых одновременно сокращаются мускулатура матки, мышцы брюшного
пресса и диафрагмы.

В результате
родовой деятельности ребёнок выталкивается в малый таз, а затем наружу
.
Но он ещё не свободен и не дышит самостоятельно, так как связан с организмом
матери пуповиной. Её сначала перевязывают у живота новорождённого, а затем
перерезают. После этого младенец криком извещает окружающих о том, что его
лёгкие расправились, и он начал дышать самостоятельно.

После рождения ребёнка в
молочных железах женщины вырабатывается молозиво, которое
постепенно заменяется на настоящее молоко. Грудное молоко содержит все
необходимые для роста и развития ребёнка вещества. Продолжительность грудного
вскармливания различается и составляет в среднем от 4 до 10 месяцев.

Через несколько недель, а
иногда месяцев после родов созревание яйцеклеток у женщины восстанавливается, и
она снова становится способна к зачатию.

Человек растет не равномерно. Посмотрите, какие огромные
восхитительные глаза у этой новорождённой девочки! А весь фокус в том, что глазное
яблоко в течение жизни практически не увеличивается
. Чего не скажешь о
голове. Которая, впрочем, тоже велика. У новорождённого она уже достигает
половины своего окончательного размера. Это обусловлено важностью уже на
начальном этапе развития головного мозга. Кроме того, рано начинается развитие
кровеносной системы и печени.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

До 5-7-летнего возраста
рост и масса тела увеличиваются быстро. При этом туловище, руки и ноги
растут относительно поочерёдно
. Вначале растут руки, затем включаются в
погоню ноги и уж потом подтягивается само туловище. Размер головы же
увеличивается незначительно.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

В дальнейшем каждый
человек проходит так называемый полуростовой
скачок
. На этой стадии длина его тела достигает половины окончательной величины.
Отсюда и название.

Важность этого этапа в
развитии ребёнка заключается в том, что наряду с выраженными анатомическими
изменениями организм приобретает и важные физиологические. Из-за изменения
строения грудной клетки брюшное дыхание сменяется грудобрюшным. То есть человек
может дышать не только с помощью диафрагмы, но и используя грудные мышцы.

Также начинают полноценно
работать сосудосуживающие рефлексы. Это приводит к более рациональному
расходованию вырабатываемой энергии. Сосуды кожи сужаются, при понижении
температуры окружающей среды и человек теряет меньше тепла.

С 7 до 10 лет
рост несколько замедляется. В это время растёт в основном туловище. Это
происходит равномерно и с сохранением пропорций тела.

В подростковом возрасте
наступает следующий ростовой скачок. Очень интенсивно растут руки – может
появиться даже некоторая неуклюжесть и размашистость движений. Затем быстрее
начинают расти ноги. Когда они достигают окончательного размера, включается в
рост туловище. Сначала оно растёт в высоту, а затем в ширину. В этот
период окончательно формируется телосложение человека.

Если сравнить части тела
новорождённого и взрослого человека – наблюдаем следующую картину. Размер
головы увеличился в два раза, туловище и руки стали больше в три раза, а длина ног
увеличилась в пять раз.

На какой величине может
остановиться рост человека? В июне 1936 года в центральном Китае была
обнаружена деревня, заселённая популяцией из 800 мужчин и женщин, ростом не
превышающих 120 см.

Что касается
высокорослых, то самым высоким человеком, о котором имеется достоверное
свидетельство, был Роберт Першинг Уодлоу, родившийся
в 1918 г. в Олтоне, шт. Иллинойс, США. Когда 27 июня
1940 г. ему измеряли рост, он равнялся 2,72 м при размахе рук 2,88 м.

В целом человечество
постепенно «растёт». Если 50 лет назад средний рост был 160 сантиметров, то
сейчас на 5 сантиметров больше. Примерно на килограмм увеличилась в среднем и
его масса. У подростков перемены ещё более заметны. Средний рост современного
подростка на 3—5 сантиметров выше, чем у его сверстника 30-х годов.

Параллельно росту
человека, происходит и его развитие.
У разных людей рост и
развитие происходит в разные сроки, поэтому специалистами были введены понятия
календарного и биологического возраста. Биологический возраст для каждого свой.
Бывают ситуации, что люди одного биологического возраста, то есть с
одинаковым развитием физиологических функций, различаются на 2-3 года по
возрасту календарному
.

Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Кроме того, развитие девочек, как правило, происходит быстрее, а развитие мальчиков
немного задерживается. Поэтому если кто-то из вас пока отстаёт в росте,
особенно беспокоиться не стоит.

Рост человека
стимулируется гормоном гипофиза. Сознательно помочь ему в этом способен
и сам человек. Активный образ жизни, подвижные игры, упражнения на перекладине
способствуют росту костей, связок и мышц. А также в целом оказывают
общеукрепляющее воздействие на организм. Поэтому поменьше проводите свободного
времени за компьютером, а максимально используйте его для занятий физической
культурой и спортом. И вы гарантированно станете ещё более стройными,
подтянутыми и здоровыми.

Источник