Внутренняя позиция и развитие психики ребенка

Внутренняя позиция и развитие психики ребенка thumbnail

Бытие
общественных отношений отражается на
личности,как из­вестно,
через присвоение человеком общественно
значимых ценностей, через усвоение
социальных нормативов и установок. При
этом и по­требности, и мотивы каждой
личности несут в себе общественно-исто­рические
ориентации той культуры, в которой
развивается и действует данный человек.
Это означает, что человеческое существо
может поднятьсяв своем
развитии до уровня личности только в
условиях соци­ального окружения,
через взаимодействие с этим окружением
и при­своение того духовного опыта,
который накоплен человечеством. Чело­век
постепенно в процессе онтогенетического
развития формирует свою собственную
внутреннюю позицию через систему
личностных смыслов.

Система
личностных смыслов.

Психология выделила ряд условий, которые
определяют основные закономерности
психического разви­тия личности.
Исходным в каждой личности является
уровень психи­ческого развития; сюда
можно отнести умственное развитие и
способ­ность к самостоятельному
построению ценностных ориентаций, к
выбору линии поведения, позволяющей
отстаивать эти ориентации.

Индивидуальное
бытие личности формируется через
внутрен­нюю позицию, становление
личностных смыслов, на основе чего
человек строит свое мировоззрение,
через содержательную сторону самосознания.

Система
личностных смыслов каждого человека
определяет инди­видуальные варианты
его ценностных ориентаций. Человек с
первых лет жизни усваивает и создает
ценностные ориентации, которые фор­мируют
его жизненный опыт. Эти ценностные
ориентации он проеци­рует на свое
будущее. Именно поэтому столь индивидуальны
ценностно-ориентационные позиции людей.

Современное
общество поднялось на ту ступень
развития, накото­рой
осознается ценность личностного начала
в человеке, высоко оце­нивается
всестороннее развитие личности.

А.
Н. Леонтьев указывал, что личность — это
особое качество, ко­торое индивид
приобретает в обществе, в совокупности
отношений, общественных по своей природе,
в которые индивид вовлекается65.
Удовлетворение человеком
предметно-вещественных потребностей
приводит к низведению их лишь до уровня
условий, а не внутренних источников
развития личности: личность не может
развиваться в рам­ках потребностей,
ее развитие предполагает смещение
потребностей на созидание, которое не
знает границ. Этот вывод имеет
принципи­альное значение.

65
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
Личность. — М., 1975.

Психологи,
разрабатывающие теорию личности,
считают, что че­ловек как личность
представляет собой относительно
устойчивую психологическую систему.
Согласно Л. И. Божович, психологически
зрелой личностью является человек,
способный руководствоваться сознательно
поставленными целями, что определяет
активный харак­тер его поведения. Эта
способность обусловлена развитием трех
сто­рон личности: рациональной,
волевой, эмоциональной66.

66Божович
Л. И. Психологические закономерности
формирования личности в он­тогенезе//Избранные
психологические труды/Под ред. Д. И.
Фельдштейна. — М., 1995.

Для
целостной, гармоничной личности,
несомненно, важна спо­собность не
только к сознательному самоуправлению,
но и к форми­рованию мотивирующих
систем. Личность не может характеризовать­ся
развитием какой-либо одной стороны —
рациональной, волевой или эмоциональной.
Личность — этонекая
нерасторжимая целостность всех ее
сторон.

В.
В. Давыдов правомерно указывал,что
социально-психологи­ческая зрелость
личности определяется не столько
процессами орга­нического роста,
сколько реальным местом индивида в
обществе. Онутверждает,
что в современной возрастной психологии
вопрос надо ставить следующим образом:
«Как сформировать целостную челове­ческую
личность, как помочь ей, по выражению
Ф. М. Достоевского, «выделиться», как
придать образовательно-воспитательному
процес­су наиболее точное, социально
оправданное направление»67.

67
Давыдов В. В. Личности надо «выделяться…»
// С чего начинается личность. — М., 1979.-
С. 110-111.

Безусловно,
этот процесс должен строиться таким
образом, что­бы каждый ребенок получил
шанс стать настоящей полноценной,
всесторонне развитой личностью. Чтобы
ребенок стал личностью, надо сформировать
у него потребность быть личностью. Об
этом писал Э. В. Ильенков: «Хотите, чтобы
человек стал личностью? То­гда поставьте
его с самого начала — с детства — в такие
взаимоотно­шения с другим человеком
(со всеми другими людьми), внутри кото­рых
он не только мог бы, но и вынужден был
бы стать личностью… Именно всестороннее,
гармоничное (а не уродливо-однобокое)
раз­витие каждого человека и является
главным условием рождения личности,
умеющей самостоятельно определять пути
своей жизни, свое место в ней, свое дело,
интересное и важное для всех, в том
чис­ле и для него самого»68.

68
Ильенков Э. В. Что же такое личность? //
С чего начинается личность. — М., 1979.-С.
236-237.

Всестороннее
развитие личности не исключает
бесконфликтности самой личности.
Мотивация и сознание личности определяют
особен­ности ее развития на всех
этапах онтогенеза, где неизбежно
возникают единство и борьба
противоположностей в самосознании
личности и ее эмоционально-аффективных
и рациональных проявлениях69.

69
См.: Мухина
B. C. Проблемы
генезиса личности. — М., 1985.-С. 59.

На
современном этапе культурно-исторического
развития общест­ва в результате
выделения особого «фактора места» в
системе общест­венных отношений
по-особому определяется развитие детей
дошколь­ного возраста. Вся система
дошкольного воспитания направленанато, чтобы
организовать эффективное «присвоение»
ребенком духов­ной культуры, созданной
человечеством, сформировать у него
полез­ную для общества иерархию
мотивов поведения, развить ее сознание
и самосознание.

Что касается
личности ребенка, находящейся в процессе
развития, то применительно к ней мы
говорим лишь о формировании предпо­сылок,
необходимых для достижения всестороннего
развития. Пред­посылки на каждой
ступени психического развития создают
личност­ные образования, которые
имеют непреходящее значение, опреде­ляющее
дальнейшее развитие личности. Нам
представляется очевид­ным, что развитие
человека идет в направлении совершенствования
личностных качеств, обеспечивающих
возможность успешного развития
индивидуальности личности и одновременно
в направлении раз­вития личностных
качеств, обеспечивающих возможность
существо­вания личности как единицы
общества, как члена коллектива.

Стать
человеком — значит научиться проявлять
себя по отношению к другим людям, как
подобает человеку. Когда мы говорим о
«при­своении» материальной и духовной
культуры, созданной человечест­вом,
мы имеем в виду не только усвоение
человеком умения правиль­но употреблять
предметы, созданные трудом людей, успешно
общать­ся с другими людьми, но и
развитие его познавательной деятельности,
сознания, самосознания и мотивов
поведения. Мы имеем в виду раз­витие
личности как активного, своеобразного,
индивидуального бы­тия общественных
отношений. При этом важно выявить
позитивные достижения и негативные
образования, которые возникают на разных
этапах онтогенеза, научиться управлять
развитием личности ребенка, понимая
закономерности этого развития.

Развитие
личности определяется не только
врожденными особен­ностями (если речь
идет о здоровой психике), не только
социальными условиями, но и внутренней
позицией — складывающимся уже у мало­го
ребенка определенным отношением к миру
людей, к миру вещей и к самому себе.
Указанные предпосылки и условия
психического разви­тия глубинно
взаимодействуют друг с другом, определяя
внутреннюю позицию человека по отношению
к себе самому и окружающим лю­дям. Но
это не значит, что, сложившись на данном
уровне развития, эта позиция не поддается
воздействию извне на следующих этапах
формирования личности70.

70
См.: Там же. — С. 59-61.

На
первом этапе происходит стихийное, не
направляемое самосоз­нанием формирование
личности. Это период подготовки рождения
сознающей себя личности, когда у ребенка
появляются в явных фор­мах
полимотивированность и соподчиненность
его действий. Начало развития личности
обусловлено следующими событиями в
жизни ре­бенка. В первую очередь он
выделяет себя как персону (это происхо­дит
на протяжении всего раннего и дошкольного
возраста), как носи­теля определенного
имени (имя собственное, местоимение «Я»
и опре­деленный физический облик).
Психологически «Я-образ» формирует­ся
с эмоционального (положительного или
отрицательного) отноше­ния к людям и
с изъявления своей воли («Я хочу», «Я
сам»), которая выступает как конкретная
потребность ребенка. Очень скоро
начина­ет проявляться притязание на
признание (имеющее как позитивное
направление, так и негативное). В то же
время у ребенка формируется чувство
половой принадлежности, что также
определяет особенности развития
личности. Далее, у ребенка возникает
ощущение себя во времени, у него появляется
психологическое прошлое, настоящее и
будущее,он
по-новому начинает относиться к самому
себе — для него открывается перспектива
его собственного развития. Важнейшее
зна­чение для формирования личности
ребенка имеет пониманиетого, чточеловек
среди людей должен иметь обязанности
и права.

Таким образом,
самосознание представляет собой
ценностные ориентации, образующие
систему личностных смыслов, которые
со­ставляют индивидуальное бытие
личности. Система личностных смы­слов
организуется в структуру самосознания,
представляющую един­ство развивающихся
по определенным закономерностям звеньев.

Структуру
самосознания личности формируют
идентификация с телом, именем собственным
(ценностное отношение к телу и имени);
самооценка, выраженная в контексте
притязания на признание; пред­ставление
себя как представителя определенного
пола (половая иден­тификация);
представление себя в аспекте
психологического времени (индивидуальное
прошлое, настоящее и будущее); оценка
себя в рам­ках социального пространства
личности (права и обязанности в кон­тексте
конкретной культуры).

Структурные
звенья самосознания наполняются знаками,
возник­шими в процессе исторически
обусловленной реальности существова­ния
человека. Системы знаков культуры, к
которой принадлежит че­ловек, являются
условием его развития и «движения»
внутри этой системы. Каждый человек
по-своему присваивает значения и смыслы
культурных знаков. Поэтому в сознании
каждого человека представ­лены
объективно-субъективные реальности
предметного мира, образ­но-знаковых
систем, природы, социального пространства.

Именно эта
индивидуализация значений и смыслов
культурных знаков делает каждого
человека неповторимым, уникальным
индиви­дом. Отсюда естественным
образом вытекает необходимость
присвое­ния наибольшего объема
культуры; парадоксальная представленность
общечеловеческого в индивиде — чем
больший объем культурных еди­ниц
представлен в самосознании отдельного
человека, тем больше индивидуальных
трансформаций значений и смыслов
социальных знаков, тем богаче
индивидуальность человека.

Конечно, здесь
можно говорить лишь о возможной корреляции
между объемом присвоения и индивидуализацией
человека. Безуслов­но, существует
множество разнообразных условий и
предпосылок, со­ставляющих возможность
индивидуализации человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Бытие общественных
отношений отражается на личности, как
из­вестно, через присвоение человеком
общественно значимых ценностей, через
усвоение социальных нормативов и
установок. При этом и по­требности, и
мотивы каждой личности несут в себе
общественно-исто­рические ориентации
той культуры, в которой развивается и
действует данный человек. Это означает,
что человеческое существо может
под­няться в своем развитии до уровня
личности только в условиях соци­ального
окружения, через взаимодействие с этим
окружением и при­своение того духовного
опыта, который накоплен человечеством.
Чело­век постепенно в процессе
онтогенетического развития формирует
свою собственную внутреннюю позицию
через систему личностных смыслов.

Система
личностных смыслов.

Психология выделила ряд условий, которые
определяют основные закономерности
психического разви­тия личности.
Исходным в каждой личности является
уровень психи­ческого развития; сюда
можно отнести умственное развитие и
способ­ность к самостоятельному
построению ценностных ориентации, к
выбору линии поведения, позволяющей
отстаивать эти ориентации.

Индивидуальное
бытие личности формируется через
внутрен­нюю позицию, становление
личностных смыслов, на основе чего
человек строит свое мировоззрение,
через содержательную сторону самосознания.

Система личностных
смыслов каждого человека определяет
инди­видуальные варианты его ценностных
ориентации. Человек с первых лет жизни
усваивает и создает ценностные ориентации,
которые фор­мируют его жизненный
опыт. Эти ценностные ориентации он
проеци­рует на свое будущее. Именно
поэтому столь индивидуальны
ценно-стно-ориентационные позиции
людей.

Современное
общество поднялось на ту ступень
развития, на кото­рой осознается
ценность личностного начала в человеке,
высоко оце­нивается всестороннее
развитие личности.

А.
Н. Леонтьев указывал, что личность
— это особое
качество, ко­торое индивид приобретает
в обществе, в совокупности отношений,
общественных по своей природе, в которые
индивид вовлекается65.
Удовлетворение человеком
предметно-вещественных потребностей
приводит к низведению их лишь до уровня
условий, а не внутренних источников
развития личности: личность не может
развиваться в рам­ках потребностей,
ее развитие предполагает смещение
потребностей на созидание, которое не
знает границ. Этот вывод имеет
принципи­альное значение.

Психологи,
разрабатывающие теорию личности,
считают, что че­ловек как личность
представляет собой относительно
устойчивую психологическую систему.
Согласно Л. И. Божович, психологически

50

зрелой
личностью является человек, способный
руководствоваться сознательно
поставленными целями, что определяет
активный харак­тер его поведения. Эта
способность обусловлена развитием трех
сто­рон личности: рациональной,
волевой, эмоциональной66.

Для
целостной, гармоничной личности,
несомненно, важна спо­собность не
только к сознательному самоуправлению,
но и к форми­рованию мотивирующих
систем. Личность не может характеризовать­ся
развитием какой-либо одной стороны
— рациональной,
волевой или эмоциональной. Личность
— это некая
нерасторжимая целостность всех ее
сторон.

В.
В. Давыдов правомерно указывал, что
социально-психологи­ческая зрелость
личности определяется не столько
процессами орга­нического роста,
сколько реальным местом индивида в
обществе. Он утверждает, что в современной
возрастной психологии вопрос надо
ставить следующим образом: «Как
сформировать целостную челове­ческую
личность, как помочь ей, по выражению
Ф. М. Достоевского, «выделиться», как
придать образовательно-воспитательному
процес­су наиболее точное, социально
оправданное направление»67.

Безусловно,
этот процесс должен строиться таким
образом, что­бы каждый ребенок получил
шанс стать настоящей полноценной,
всесторонне развитой личностью. Чтобы
ребенок стал личностью, надо сформировать
у него потребность быть личностью. Об
этом писал Э. В. Ильенков: «Хотите, чтобы
человек стал личностью? То­гда поставьте
его с самого начала
— с детства
— в такие
взаимоотно­шения с другим человеком
(со всеми другими людьми), внутри кото­рых
он не только мог бы, но и вынужден был
бы стать личностью… Именно всестороннее,
гармоничное (а не уродливо-однобокое)
раз­витие каждого человека и является
главным условием рождения личности,
умеющей самостоятельно определять пути
своей жизни, свое место в ней, свое дело,
интересное и важное для всех, в том
чис­ле и для него самого»68.

Всестороннее
развитие личности не исключает
бесконфликтности самой личности.
Мотивация и сознание личности определяют
особен­ности ее развития на всех
этапах онтогенеза, где неизбежно
возникают единство и борьба
противоположностей в самосознании
личности и ее эмоционально-аффективных
и рациональных проявлениях69.

На современном
этапе культурно-исторического развития
общест­ва в результате выделения
особого «фактора места» в системе
общест­венных отношений по-особому
определяется развитие детей дошколь­ного
возраста. Вся система дошкольного
воспитания направлена на то, чтобы
организовать эффективное «присвоение»
ребенком духов­ной культуры, созданной
человечеством, сформировать у него
полез­ную для общества иерархию
мотивов поведения, развить ее сознание
и самосознание.

51

Что касается
личности ребенка, находящейся в процессе
разви­тия, то применительно к ней мы
говорим лишь о формировании предпосылок,
необходимых для достижения всестороннего
развития. Предпосылки на каждой ступени
психического развития создают личностные
образования, которые имеют непреходящее
значение, определяющее дальнейшее
развитие личности. Нам представляется
очевидным, что развитие человека идет
в направлении совершенст­вования
личностных качеств, обеспечивающих
возможность успеш­ного развития
индивидуальности личности и одновременно
в на­правлении развития личностных
качеств, обеспечивающих возмож­ность
существования личности как единицы
общества, как члена коллектива.

Стать
человеком
— значит
научиться проявлять себя по отношению
к другим людям, как подобает человеку.
Когда мы говорим о «при­своении»
материальной и духовной культуры,
созданной человечест­вом, мы имеем в
виду не только усвоение человеком умения
правиль­но употреблять предметы,
созданные трудом людей, успешно общать­ся
с другими людьми, но и развитие его
познавательной деятельности, сознания,
самосознания и мотивов поведения. Мы
имеем в виду раз­витие личности как
активного, своеобразного, индивидуального
бы­тия общественных отношений. При
этом важно выявить позитивные достижения
и негативные образования, которые
возникают на разных этапах онтогенеза,
научиться управлять развитием личности
ребенка, понимая закономерности этого
развития.

Развитие
личности определяется не только
врожденными особен­ностями (если речь
идет о здоровой психике), не только
социальными условиями, но и внутренней
позицией
— складывающимся
уже у мало­го ребенка определенным
отношением к миру людей, к миру вещей и
к самому себе. Указанные предпосылки и
условия психического разви­тия
глубинно взаимодействуют друг с другом,
определяя внутреннюю позицию человека
по отношению к себе самому и окружающим
лю­дям. Но это не значит, что, сложившись
на данном уровне развития, эта позиция
не поддается воздействию извне на
следующих этапах формирования личности70.

На первом этапе
происходит стихийное, не направляемое
самосоз­нанием формирование личности.
Это период подготовки рождения сознающей
себя личности, когда у ребенка появляются
в явных фор­мах полимотивированность
и соподчиненность его действий. Начало
развития личности обусловлено следующими
событиями в жизни ре­бенка. В первую
очередь он выделяет себя как персону
(это происхо­дит на протяжении всего
раннего и дошкольного возраста), как
носи­теля определенного имени (имя
собственное, местоимение «Я» и
опре­деленный физический облик).
Психологически «Я-образ» формирует­ся
с эмоционального (положительного или
отрицательного) отноше-

52

чия
к людям и с изъявления своей воли («Я
хочу», «Я сам»), которая выступает как
конкретная потребность ребенка. Очень
скоро начина­ет проявляться притязание
на признание (имеющее как позитивное
направление, так и негативное). В то же
время у ребенка формируется чувство
половой принадлежности, что также
определяет особенности развития
личности. Далее, у ребенка возникает
ощущение себя во времени, у него появляется
психологическое прошлое, настоящее и
будущее, он по-новому начинает относиться
к самому себе
— для него
открывается перспектива его собственного
развития. Важнейшее зна­чение для
формирования личности ребенка имеет
понимание того, что человек среди людей
должен иметь обязанности и права.

Таким образом,
самосознание представляет собой
ценностные ориентации, образующие
систему личностных смыслов, которые
со­ставляют индивидуальное бытие
личности. Система личностных смы­слов
организуется в структуру самосознания,
представляющую един­ство развивающихся
по определенным закономерностям звеньев.

Структуру
самосознания личности формируют
идентификация с челом,
именем собственным (ценностное отношение
к телу и имени);

самооценка,
выраженная в контексте притязания на
признание; пред­ставление себя как
представителя определенного пола
(половая иден­тификация); представление
себя в аспекте психологического времени
(индивидуальное прошлое, настоящее и
будущее); оценка себя в рам­ках
социального пространства личности
(права и обязанности в кон­тексте
конкретной культуры).

Структурные звенья
самосознания наполняются знаками,
возник­шими в процессе исторически
обусловленной реальности существова­ния
человека. Системы знаков культуры, к
которой принадлежит че­ловек, являются
условием его развития и «движения»
внутри этой системы. Каждый человек
по-своему присваивает значения и смыслы
культурных знаков. Поэтому в сознании
каждого человека представ­лены
объективно-субъективные реальности
предметного мира, образ­но-знаковых
систем, природы, социального пространства.

Именно
эта индивидуализация значений и смыслов
культурных знаков делает каждого
человека неповторимым, уникальным
индиви­дом. Отсюда естественным
образом вытекает необходимость
присвое­ния наибольшего объема
культуры: парадоксальная представленность
общечеловеческого в индивиде
— чем больший
объем культурных еди­ниц представлен
в самосознании отдельного человека,
тем больше индивидуальных трансформаций
значений и смыслов социальных знаков,
тем богаче индивидуальность человека.

Конечно, здесь
можно говорить лишь о возможной корреляции
между объемом присвоения и индивидуализацией
человека. Безуслов­но, существует
множество разнообразных условий и
предпосылок, со­ставляющих возможность
индивидуализации человека.

53

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник