Внутренний фактор психического развития ребенка

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Психическое развитие и его факторы
Психическое развитие – это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
В возрастной психологии, психическое развитие – это закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни (Е.Е. Сапогова, 2002).
Современными исследованиями доказано, что психика человека – это не результат или прямое продолжение развития простейших форм психической жизни животных, а прижизненное формирование психических функций, путем усвоения человеком социального опыта, что само по себе уже является специфической формой психического развития, свойственной лишь человеку
Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн, 1988).
Факторы психического развития личности – это то, объективно существующее, что определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.
Все многообразие факторов психического развития в возрастной психологии можно условно разделить на три группы:
1. Собственно возрастные факторы психического развития – связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.
Сензитивный период – период наивысшей психической чувствительности к развитию определенных психических функций.
Сензитивные периоды:
— для развития речи — от 1 года до 3 лет;
-·для освоения иностранных языков – 4 –5 лет;
— для усвоения этических представлений и норм – дошкольный возраст;
— для формирования самооценки — от 3 до 9 лет;
— для усвоения основ наук – младший школьный возраст.
При упущении сензитивного периода – восстановление психических функций осуществляется по принципу компенсации и гиперкомпенсации.
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Значение воспитания и образования для психического развития – не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.
2. Внутренние факторы психического развития – биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности.
Биологические факторы развития – включают в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуется, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей.
Биологические факторы, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (токсикозы, лекарства, болезни матери) и сам процесс рождения (родовые травмы, асфиксия и др.).
Индивидуальные особенности – это особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е. отличают данную личность ото всех других. На их формирование оказывают существенное влияние: природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.
3. Внешние факторы психического развития – включает в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.
Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.
Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Кроме того, это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены семьи, позже — воспитатели и учителя, позже – сверстники и социальные группы.
Значение социальной среды на психическое развитие наглядно показывают случаи с детьми «Маугли». Их участь, как правило, – заведения для умственно отсталых, т.к. если ребенок был изолирован от людей и жил среди зверей с младенчества более трех лет, он практически не может освоить человеческую речь, и познавательные процессы его очень затруднены.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
25
Условия
и движущие силы психического развития
Развитие
— постоянный процесс количественных и
качественных изменений природных и
социальных сторон личности, трансформация
строения и функций организма, появление
новых качеств в сознании, совершенствование
различных видов деятельности.
Психическое
развитие личности обусловлено разными
факторами, предпосылками и движущими
силами. От того, насколько мы их знаем
и учитываем специфику их проявления,
зависит эффективность правильного
понимания всех индивидуальных и
социальных действий и поступков человека.
Это
то объективно существующее, что с
необходимостью определяет ее
жизнедеятельность в самом широком
смысле этого слова. Факторы психического
развития личности могут быть внешними
и внутренними.
Внешними
факторами выступают природно-географическая
среда, макросреда, микросреда и
общественно-полезная деятельность.
Природно-географическая
среда
оказывает большое влияние на развитие
личности. Известно, например, что выросшие
на Крайнем Севере люди более выдержанны,
более организованны, умеют ценить время
и правильно относиться к тому, чему их
обучают.
Макросреда,
т. е. общество в совокупности всех его
проявлений, также оказывает большое
влияние на формирование личности. Так,
человек, выросший в тоталитарном
обществе, как правило, развит и воспитан
не так, как представитель демократического
государства.
Микросреда,
т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д.,
также является важной детерминантой
формирования личности. Именно в микросреде
закладываются важнейшие нравственные
и морально-психологические характеристики
человека, которые, с одной стороны,
необходимо принимать во внимание, а с
другой — совершенствовать или
трансформировать в процессе обучения
и воспитания.
Общественно-полезная
деятельность
— это труд, в условиях которого развивается
человек и формируются его важнейшие
качества.
Внутренними
факторами развития личности выступают
биогенетические особенности личности
и ее психики (анатомо-физиологические
и задатки).
Анатомо-физиологические
особенности
личности — это: •специфика функционирования
ее нервной системы, выражающаяся в самых
разнообразных характеристиках:
своеобразии работы всей нервной системы,
соотношении процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга,
проявлении темперамента, эмоций и
чувств, поведения и поступков и т. д.; •
Задатки
—
это врожденные анатомо-физиологические
особенности организма, которые облегчают
развитие способностей. Такой, например,
задаток, как подвижная нервная система,
может способствовать развитию многих
способностей в любом виде деятельности,
связанной с необходимостью адекватно
реагировать на смену ситуаций, быстро
перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы, устанавливать
взаимоотношения с другими людьми.
Закономерности
В
психологии отмечаются общие тенденции,
закономерности
психического развития,
но они вторичны
по отношению к воздействию среды (в
широком смысле слова), так как их
своеобразие зависит от условий жизни,
деятельности и воспитания.
Неравномерность
— о при любых даже самых благоприятных
условиях обучения и воспитания различные
психические функции, психические
проявления и свойства личности не
находятся на одном и том же уровне
развития. По-видимому, существуют
оптимальные сроки для становления и
роста отдельных видов психической
деятельности. Такие возрастные периоды,
когда условия для развития тех или иных
психических свойств и качеств будут
оптимальными, называют сензитивными
(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной
такой сензитивности являются и
закономерности
органического созревания мозга,
и то обстоятельство, что некоторые
психические процессы и свойства могут
формироваться лишь на основе других
сформировавшихся психических процессов
и свойств (например, математическое
мышление может формироваться на основе
сформировавшейся до известной степени
способности к абстрактному мышлению),
и жизненного
опыта.Интеграция
психики.
По мере развития психика человека
приобретает все большую ценность,
единство, устойчивость, постоянство.
Маленький ребенок, по мнению Н. Д.
Левитова, в психическом отношении
представляет собой малосистематизированное
сочетание психических состояний.
Психическое развитие представляет
собой постепенное перерастание
психических состояний в черты личности.Пластичность
и возможность компенсации.
На величайшую пластичность нервной
системы указывал И. П. Павлов, отмечая,
что все можно изменить к лучшему, лишь
бы были осуществлены соответствующие
воздействия. На этой пластичности
основаны возможности целенаправленного
изменения психики ребенка, школьника
в условиях обучения и воспитания.
Пластичность открывает возможности и
компенсации:
при слабости или дефектности развития
одной психической функции усиленно
развиваются другие. Например, слабую
память можно компенсировать
организованностью и четкостью
деятельности, дефекты зрения отчасти
компенсируются обостренным развитием
слухового анализатора и др.
Итак,
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс.
Источник
Псих.развитие – процесс необратимый, направленный и закономерно изм, привод.к возникновению количеств, качеств и структ.преобразований психики и поведения чел-ка.
Необратимость – способность к накапливанию изменений.
Направленность – способность СС психики к проведению единой линии развития.
Закономерность – способность психики к воспроизвед.однотипных изменений у разных людей.
Развитие – филогенез (процесс становл.псих.стр-р в ходе биологич.эволюции вида или его соц-историч.развития) и онтогенез (процесс индивид.развития чел-ка).
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Наследственность
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца – в 9-10 лет.
В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С, Марютина Т. Н., 1992).
Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек – это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
Среда
Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» (Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть – отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.
Активность
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
«Активность,– писал Н. А. Бернштейн,– важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»
На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Берншгейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприя гной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.
Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия, которое более подробно будет описано ниже. «Жизнедеятельность каждого организма,– писал Н. А. Бернштейн,– есть не уравновешивание его со средой… а активное преодоление среды, определяемое… моделью потребного ему будущего» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 456). Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.
Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 3120; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9093 — | 7337 — или читать все…
Источник