Внутренние причины психического развития ребенка

Внутренние причины психического развития ребенка thumbnail

Т. Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др. Это простейшие реакции мотивированного поведения животного. Их возникновение зависит от интенсивности стимула. Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а низкой интенсивности — приближения к стимулу.

Исследования по сенсорной депривации показываю, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности — первичная потребность организма.

В соответствии с теорией двухфазных процессов Шнейрла объясняет развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз. Поведенческие данные говорят о том. Что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая. При помощи стимула низкой интенсивности можно получить «механическую улыбку», при более высокой интенсивности — различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка — это реакция-гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития. Хотя эту реакцию могут вызвать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи — «газовая улыбка»), все они обладают общим свойством — низкой интенсивностью. Этот процесс постепенно специализируется благодаря обусловливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Улыбка, возбуждающаяся сначала тактильными стимулами, затем регулируется визуальными стимулами низкой интенсивности, когда зрительное восприятие достигает достаточного совершенства.

Визуальный эффект сначала очень генерализирован и распылен, но со временем он становится все более специфическим. Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трех месяцев, не четко отличающейся от общей «лицевой активности», до более четкого ее выражения. Далее возникает «социальная улыбка», обращенная к знакомым лицам. Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степени зависящего от обстановки, в которой происходит развитие.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное или психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».

Подобно либидо у З. Фрейда, эмоции у Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание одного в другое». Так, крик новорожденного — первоначально физическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим. То же самое можно сказать и об улыбке младенца. Будучи первоначально проявлением «вегетативного благополучия» ребенка, она связывает ребенка с его окружением, и, прежде всего, с матерью. Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их «непосредственным органом».

В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. Среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций — это тоническая или постуральная функция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда само движение есть экстрериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Связь эмоции сдвижением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.

А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает Валлон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость.

Сравнительный анализ подтверждает, что все организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. В противном случае они бы не могли развиваться. Организм активно все принимает и исследует свойства среды, благодаря этому возникает физиологическое и (или) психическое развитие. Очевидно, что физиологические структуры могут только ассимилировать те свойства среды, для которых они имеют физиологические органы. Подобным же образом психологические структуры могут только ассимилировать ту информацию и тот опыт, для которых они имеют соответствующую психическую систему. Таким образом, строение организма селективно определяет характер его взаимодействия и результат его опыта. Этот опыт в свою очередь закрепляется в функциональных структурах, которые были первоначальным источником взаимодействия.

Организация предшествующих стадий подразумевает, но не содержит в себе организацию последующих стадий. Так как организация на каждой стадии развития отличается от другой, то взаимодействие организма со средой меняется на протяжении жизни. Когда эти взаимодействия благоприятны для организма, его организация остается стабильной. Когда же обратная связь от этих взаимодействий нарушает организм, тогда возникают условия для выведения его из равновесия и возрастает возможность его функциональной и структурной реорганизации.

Среда — это сцена, или объект для действия и развития организма, а организм — это актер, или субъект на сцене. Следовательно, организм не просто реагирует на среду, он — оператор на своей сцене.

На примитивной стадии развития «сцена», или психологическая среда, — первый инициатор взаимодействия. Хотя функциональные структуры организма определяют форму его поведения, это все же сравнительно пассивная реакция на внешнюю стимуляцию.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, что врожденные свойства организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей силой психического развития ребенка. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры. Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических способностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л. С. Выготский, ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Социальная среда является подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.

Источник

А. Я. Психология

6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка.

Постановка вопроса о фундаментальной основе развития, о том, что главное: ассоциация, подкрепление, инстинкт или таксис — также послужила толчком для разносторонних исследований раннего онтогенеза животных и человека.
Идеи 3.
Фрейда, К.
Лоренца, Ж.
Леба, Ч.
Шеррингтона впитывались американскими учеными и далее разрабатывались для объяснения буквально лавины фактов о сензитивных, критических периодах онтогенетического развития.
Но каждый раз перед учеными выступала лишь одна сторона факта.
Так, американский зоолог Т.
Шнейрла, которого соотечественники считают основателем, отцом современной американской сравнительной психологии, еще в 30 — х годах высказал идеи, намного опередившие свое время.
Т.
Шнейрла провозгласил, что изучение развития — это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов.
Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения.

Т.
Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него.
Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др.
Это самые простейшие реакции мотивированного поведения животного.
Их возникновение, зависит от интенсивности стимула.
Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а; низкой интенсивности — приближения к стимулу.
Основная линия эволюции, несомненно, устлана «останками видов», которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий, — писал Т.
Шнейрла.

У всех животных: у низших — на протяжении всей жизни, у высших — на ранних стадиях онтогенеза приближение и удаление зависит от генерализованных эффектов, регулируемых энергией стимула, а не от того, что этологи называют инстинктами и регулирующими их врожденными механизмами.
Новорожденные котята находят мать с помощью реакций на исходящие от нее термальные и тактильные стимулы; муравьи следуют друг за другом, приспосабливая свои движения к стимульному полю, в котором преобладают слабые ольфакторные и тактильные воздействия.

Представление о том, что стимул сам по себе вызывает реакцию, неадекватно (если это понимать обобщенно) для любого животного на любой стадии.
Используя понятие «врожденный реализующий механизм», этологи не учитывают изменение стимула в ходе онтогенеза.
Эти идеи Т.
Шнейрла направляет как против этологов, так и против сторонников классического бихевиоризма.

Исследования по сенсорной депривации показывают, по мнению Т.
Шнейрлы, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности — от гнездования до решения задач — первичная потребность организма.
Исследования на кошках показали, что постоянное присутствие комплекса химических и тактильных стимулов от гнездового окружения и связи с матерью и собратьями, начиная с момента рождения, необходимы для нормального развития.
Все их последующее развитие строится на основе селективного научения.

У новорожденных млекопитающих эти ранние двухфазные процессы физиологического порядка, возбуждающиеся в соответствии с величиной стимула, обеспечивают основу для последующего индивидуального развития.

В соответствии с теорией двухфазных процессов Т.
Шнейрла объясняет, например, развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз.
Поведенческие данные говорят о том, что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая.
При помощи стимула низкой интенсивности можно получить «механическую улыбку», при более высокой интенсивности — различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка — это реакция — гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития.
Хотя эту реакцию могут вызывать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи — «газовая улыбка»), все они обладают общим свойством — низкой интенсивностью.
Этот процесс постепенно специализируется благодаря обуславливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Улыбка, возбуждающаяся сначала тактильными стимулами, затем регулируется визуальными стимулами низкой интенсивности, когда зрительное восприятие достигает достаточного совершенства.

Визуальный эффект сначала очень генерализован и распылен, но со временем он становится более специфическим.
Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трех месяцев, не четко отличающейся от общей «лицевой активности», до более четкого ее выражения.
Далее возникает «социальная улыбка», обращенная к знакомым лицам.
Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степени зависящего от обстановки, в которой происходит развитие.

В поисках внутренних механизмов развития Т.
Шнейрла игнорировал качественную грань между животными и человеком.

В отличие от американской психологии, которая, по существу, остается психологией научения, европейские психологи (3.
Фрейд, Ж.
Пиаже, К.
Левин, А.
Валлон, X.
Вернер) разрабатывали на основе созданных ими оригинальных методов исследования новые подходы к пониманию психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения.

Жан Пиаже и его последователи создали одно из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка — Женевскую школу генетической психологии.
Как известно, психологи этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка.
Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж.
Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов.
Работы Ж.
Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами.
Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последовательно.
Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.
) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план.

В младшем — школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции.
Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок.
Согласно Ж.
Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.

Современник Ж.
Пиаже и его постоянный оппонент, французский психолог Анри Валлон высоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к психическому развитию ребенка и было предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития.
Ж.
Пиаже отказался рассматривать ощущения в качестве элемента психической жизни.
По его мнению, таким элементом должно стать движение, точнее, действие.
Эти представления легли в основу создания нового направления в исследовании развития психики ребенка.

Однако это направление в психологии, естественно, не могло решить всех проблем и во многих отношениях было ограниченным.
Это заметил А.
Валлон.
Он не нашел в концепции Ж.
Пиаже ответа на вопрос: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание, хотя, как известно, Ж.
Пиаже пытался ответить и на этот вопрос.
Он наметил последовательность стадий развития от простых рефлекторных движений до сложных интеллектуальных операций.
Фактически он руководствовался принципом «после этого — значит, по причине этого».
Ошибку сразу же заметил А.
Валлон: увидеть в генетическом процессе его этапы — еще не означает объяснить сам процесс.
Кроме того, в концепции Ж.
Пиаже моторные схемы и связи между ними соотносились с логическими системами, а они, как заметил А.
Валлон, отражают господствующие идеи какой — либо научной школы или исторической эпохи.
Недостатки теории Ж.
Пиаже, по мнению А.
Баллона, — недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни.
По убеждению А.
Баллона, трудности традиционной психологии нельзя преодолеть, если факторы психической жизни искать только в индивиде.

Принципиальная методологическая установка А.
Валлона — j необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномии в 1 ходе развития ребенка, ибо «познание с самого начала и по своему | существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать | их».
Поэтому, с точки зрения А.
Валлона, при изучении развитияпсихики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и | подобии процессов, сколько на различиях между ними.
Более того, для разрешения противоречий важно даже углубить различия между 1 явлениями, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одного состояния к другому.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А.
Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее.
Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.
Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».

Подобно либидо у 3.
Фрейда, эмоции у А.
Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального.
Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям.
Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое.
Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция.
Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим.
То же самое можно сказать и об улыбке младенца.
Будучи первоначально проявлением «вегетативного благополучия» ребенка, она связывает ребенка с его окружением и, прежде всего, с матерью.
Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их «непосредственным органом».

В концепции А.
Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение».
У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни.
По мнению А.
Валлона, среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций — это тоническая или постуральная функция.
Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир.
Благодаря ей осуществляются локомоции, — схватывание, манипуляции.
В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к

другим

людям.

Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А.
Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция.
Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка.
Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил А.
Баллону выделить психомоторные типы развития ребенка, что составило основу дифференциальной психологии.
Связь эмоции с движением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.


Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник