Внутренние и внешние условия развития ребенка
Внешние— факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:
1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;
2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;
3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.
Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).
Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе.
Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основных формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации.
Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе учащиеся усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (экстериоризация).
Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития.
Движущие силы — внутренние противоречия, которые побуждают человека к активности, направленной на их преодоление. Например, Г. С. Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий.
1. Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Например, вследствие появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью как средством общения с окружающими.
2. Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью. Решение этого противоречия ведет к появлению «гибкой стабильности». В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствах.
3. Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни.
4. Между перспективными и близкими целями.
Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, что и составляет процесс ее развития. Таким образом, личность выступает субъектом собственного развития, что происходит только через ее активность.
Индивидуальность– это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.
Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Только что родившиеся дети, так похожие друг на друга, с первых минут своей жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего мира. Пусть это проявляется в реакции на приход и уход мамы, особенностях подачи самых примитивных сигналов окружающим или выражении негативного отношения к чему-либо. Ребенок проявляет свободную волю, которая приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних и внутренних факторов.
Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование
Оригинальность интеллекта, например, состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера) и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в силе воли, удивительном мужестве, самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или деятельности. им различных способностей в деятельности.
Неравномерность – одна из закономерностей психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в младенчестве интенсивно развиваются органы чувств. На их основе в дальнейшем формируются предметные действия. В раннем возрасте действия с предметами превращаются в особую деятельность, в ходе которой развиваются речь, наглядно-действенное мышление и гордость зав собственные достижения.
ПЛАСТИЧНОСТЬ Гибкость, изменяемость, податливость, адаптивность, научаемость
Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.[1] Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее, понятый как жизненная стратегия, стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Например, занятия спортом для инвалида будет являться компенсацией. Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация.
Среда— это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода и т. д.), из факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами) и социальных факторов.
Вся совокупность социальных факторов может быть объединена понятием «социальная среда»: влияние матери, семьи, яслей, детского сада, школы, высшего и среднего учебного заведения, предприятия, где человек трудится. Высший уровень социальной среды — общественная среда.
Среда является необходимым условием существования любого живого существа. Вне среды нет и жизни. Из окружающей среды организм получает все вещества, необходимые для жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные для него продукты обмена. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого организма следует рассматривать только в единстве со средой.
Наследственностьпредставляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды. Наследственность является всеобщим свойством живой природы и у человека характеризуется тем, что между родителями и детьми наблюдается некоторое сходство по ряду Взаимосвязь процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:
Воспитание ибучения,в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», — отмечал СЛ. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Именно оно преимущественно и рассматривается педагогической психологией.
Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.
Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.
Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно реалистичное именно на момент воздействия воспитание старшими, сверстниками часто оказывается решающим.признаков.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.002 с)…
Источник
Основные тенденции психического развития — внешние причины влияния — не напрямую и не напрямую детерминируют человека и его деятельность, а через ее внутренние условия, составляющие основы. Внутренние условия — это наследственные, генетические задатки, психические свойства человека, формирующиеся весь его жизненный опыт, вообще вся личность. Поэтому от внутренних условий зависит то, какой результат получается в процессе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего. Так, внешнее всегда опосредуется внутренним.
Психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий. К первым относят условия природной и социальной среды, в которых человек проживает, учится, работает, реализует потенциальные возможности своего развития.
Развитие психики в конечном итоге обусловлен внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств. Эти условия и обстоятельства всегда преломляются через жизненный опыт человека, его личность, индивидуальные психические особенности, ее психический склад. В этом смысле внешнее воздействие опосредуется преломляется через внутренние условия, к которым и относится своеобразие психики индивида, его личный опыт. Однако действие внешних условий на этот процесс всегда опосредована внутренними условиями (С. Л. Рубинштейн).
Внешние и внутренние условия не только противоположные, но и взаимосвязаны, переходят одни в другие. Так, происходит «интериоризация» практических, речевых действий, формируется способность оперировать объектами мысленно (то есть внешнее, объективное становится внутренним, субъективным). В то же время формируется способность выводить психические процессы наружу, обьектуваты их, «екстериоризуваты».
В ходе развития меняется также соотношение внешних и внутренних условий, приобретая свой неповторимый обнаружения на каждой стадии этого процесса.
Человеческая психика развивается как система, которая сама себя совершенствует (И.П. Павлов). Постоянно нарушается и опять восстанавливается равновесие между организмом и средой, причем состояние равновесия ε временным, а процесс уравновешивания — постоянным. Противоречия, возникающие при этом, побуждают организм к активности, направленной на их преодоление, на восстановление равновесия.
«Снятие» одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности.
Психика, сознание ребенка, таким образом, развивается вследствие его собственной деятельности по освоению объективной действительности, деятельности, опосредованная взаимоотношениями со взрослыми.
Рассматривая эту схему, отметим, что внешние противоречия, то есть противоречия между человеком и окружающей средой, сами по себе еще не является источником развития. Только тогда, когда они интериоризируются, становятся внутренними, порождают в самом человеке противоположные тенденции вступают в борьбу между собой, они становятся источником ее активности, направленной на преодоление внутренних противоречий путем выработки новых способов поведения (С. Костюк).
С особой настойчивостью С. Костюк подчеркивал, что психическое развитие не сводится «к простому накоплению учебных достижений». Он «характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, которые знаменуют собой ее прогрессирующее движение» от низших к высшим уровням структур психической деятельности. Что же касается количественных изменений психики, то они подготавливают качественные, но сами их не обеспечивают.
Движущие силы психического развития С. Костюк усматривал в характерных для субъекта внутренних противоречиях. К их числу он относил расхождение между возникшими у субъекта новыми потребностями и наличным уровнем овладения средствами их удовлетворения: несоответствие достигнутого субъектом уровня развития занимаемому им месту в системе общественных отношений, выполняемых им функций; противоречие между тенденциями к инертности и устойчивости, стереотипизации, с одной стороны, и к подвижности, изменчивости, с другой.
Таким образом, как на основное противоречие, закономерно оказывается на всех возрастных этапах и по-новому определяет развитие личности на каждом из них, Г, С. Костюк указывает на различия между новыми потребностями, целями, стремлениями личности и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения, причем в социальных условиях процесс овладения последним основном отстает от развития первых.
Не менее важной является и то обстоятельство, что на ранних этапах развития указанная противоречие внутренних тенденций, происходящих в жизни человека, как правило, не осознается (С. Костюк). Только на более поздних этапах она становится предметом самоосознания, переживается как неудовлетворенность человека собой, как появление стремления к преодолению т.
Конкретизируя сказанное, остановимся на некоторых типичных проявлениях этой основного противоречия. Так, учебная деятельность систематически создает различия между новыми познавательными целями, задачами и уже освоенными учащимися способами действий, между новыми ситуациями и предыдущим опытом между освоенными уже обобщениями и новыми фактами и тому подобное. Эти противоречия разрешаются путем овладения новыми способами действий, более совершенными операциями, обобщенными приемами умственной деятельности.
Мотивационная сторона развития личности, как правило, опережает операционную и содержательную, побуждая к совершенствованию последних.
Существуют различия между желаемым, ожидаемым и имеющимся, настоящим. Противоречия возникают и между достигнутым уровнем развития человека и способом ее жизни, место в обществе. Выработка новых мотивов деятельности личности включает борьбу старого и нового, выработки способности подчинять непосредственные мотивы более отдаленным, опосредованным мотивам деятельности и тому подобное.
Становление отдельных сторон психики также порождает множество противоречий, в частности при переходе от перцептивного к умственному познания действительности, от низших до высших ступеней развития мышления и речи, от аналитического различия признаков объектов их синтетического отражение и.
Д.Б. Эльконин считал, что психическое развитие проходит в форме овладения ребенком деятельностями двух типов: такими, в рамках которых происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение целей, мотивов и норм отношений между людьми (непосредственно-эмоциональное общение младенца с Взрослым, ролевая игра дошкольников, интимно-личностное общение подростков), и теми, в которых осваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и эталоны выделение в предметах тех или иных сторон (манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младших школьников, учебно профессиональная деятельность старших школьников).
Несоответствие потребностно — мотивационной сферы ребенка, формируется через деятельности первого типа, и ее операционно-технических возможностей, которыми ребенок овладевает через деятельности второго типа и составляет определяющую движущую противоречие психического развития ребенка.
Усиление названной разногласия вызывает изменение ведущей деятельности, в которой прежде всего и формируются необходимые для ее преодоления психические новообразования.
А.Н. Леонтьев выделяет следующие признаки ведущей деятельности: возникают и дифференцируются новые виды деятельности, перестраиваются и формируются отдельные психические функции, определяются изменения личности.
Каждому периоду детства соответствует своя ведущая деятельность, а именно: непосредственно-эмоциональное общение со взрослым для младенцев, предметно манипулятивная деятельность в раннем возрасте, ролевая игра в дошкольный период, учебная деятельность для младших школьников, интимно-личностное общение для подростков, учебно-профессиональная деятельность для периода ранней юности (Д.Б. Эльконин).
Такое определение ведущих видов деятельности не является общепринятым. Например, Д. И. Фельдштейн считает, что ведущей деятельностью подросткового возраста является развернутая общественно — полезная деятельность во всех ее формах (трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная, учебная). М.С. Каган настаивает, что для периода ранней юности ведущей является ценностно — ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех моральных, политических и эстетических идеалов и тому подобное.
Л. Выготский отмечал, что, управляя формированием психики ребенка, взрослый должен принимать во внимание неравномерность этого процесса. В психическом развитии
человека психологи выделяют наиболее благоприятные, оптимальные — сензитивные сроки для формирования определенных видов психической деятельности. Например, на втором и третьем году жизни человек легко и быстро овладевает языком именно потому, что в этот период она сензитивного к лингвистическим явлений. Дети 5 лет имеют особую чувствительность к звуковой стороны речи и т. П.
Заметим, что во всех этих подходах к осмыслению проблемы психического развития указывается на различные противоречия, но все они, несомненно, является источником такого развития.
Источник