Внутренние и внешние факторы развития ребенка педагогика
Для успешного решения проблем формирования личности необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания и обучения, как происходит ее развитие, и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию в специально организованных условиях. Данная проблема имеет различные аспекты и рассматривается различными науками: возрастной физиологией, анатомией, социологией, психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного и разностороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.
Для педагогики характерно рассмотрение проблемы развития личности с точки зрения взаимоотношений между воспитанием и развитием. Существенное значение имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность».
В общем развитии человека обычно прослеживаются две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Это хорошо видно при наблюдении за процессом развития человека с момента его рождения. Ребенок рождается как биологическое существо и не имеет никаких социальных качеств. При взрослении у ребенка происходит развитие биологических задатков и свойств — так происходит его функциональное созревание, и в дальнейшем формируется человек. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и психологическая система.
Параллельно с процессом биологического развития человека происходит приобретение им определенного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо, живущее среди других людей. Так постепенно ребенок начинает реагировать на близких родственников, овладевает речью, начинает ходить, приобретает навыки общения и поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности.
Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые как раз и характеризуют его общественную сущность. Поэтому человек рассматривается в педагогике как биосоциальное существо. Понятие «человек» объединяет в себе и биологические, и социальные (общественные) свойства и качества.
Нетрудно видеть, что понятие «личность» включает только социальные свойства и качества человека, к которым, как правило, относятся сознание, речь, привычки и т.д. Биологические характеристики человека (психологические, физиологические) в данное понятие не входят. И, как отмечает И.Ф. Харламов, свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами.
Под понятием «личность» будем понимать общественную сущность человека и обозначать совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя. К таким свойствам и качествам относятся мотивы, направленность, мировоззрение, характер, мышление и др. У одних людей эти качества могут быть выражены более ярко, у других слабее. Наличие тех или иных социальных свойств и качеств говорит о готовности того или иного человека к жизни в обществе.
В этом случае можно также говорить и об уровне готовности в зависимости от сформированности личностных качеств. Так, если подросток физически и психически развит, но не имеет сформированных личностных качеств, то вряд ли его будет отличать правильное, адекватное поведение в обществе. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личности относил разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.
Характеристика понятий «человек» и «личность» часто дополняется понятием «индивидуальность», которая характеризует отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Как правило, индивидуальность определяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие «индивид», которое в переводе с латинского означает «единичность». Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.
Мы рассмотрели понятие«личность» и связанные с ним родственные научные категории. Как уже отмечалось, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие самих понятий «развитие» и «формирование», а также их взаимоотношений.
В начале данной главы уже было дано определение понятию «развитие» как процессу количественных и качественных изменений, которые происходят при биологическом и социальном созревании человека. Формирование — это специально организованный процесс приобретения конкретных личностных свойств и качеств в определенных условиях. Формировать* — значит придавать определенную форму, законченность.
Таким образом, формирование в отличие от развития представляет его результат на определенном этапе становления личности, а результат понимается как конкретный количественный параметр, например, готовность человека к определенной деятельности. При этом развитие выступает как общая цель, формирование – как текущий процесс достижения цели, а уровень готовности – диагностируемый результат развития человека на определенном этапе его формирования.
Так, например, подросток в соответствии с поставленной педагогической целью обеспечения социального развития прошел процесс формирования личностных качеств и достиг такого уровня готовности, когда он просто знает о конкретных личностных качествах (гуманизм, демократизм и т.п.), но они у него не закрепились, и он не может воспроизвести их в отношениях с другими людьми. Когда же эти качества закрепились и проявляются в общении с другими людьми — это другой уровень готовности к общению в социуме.
Одним из понятий, характеризующих взаимодействие человека с обществом, является понятие «социализация». В педагогике социализация рассматривается как процесс, в ходе которого личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными (В.А. Сластенин). Через эти роли личность имеет возможность проявить и раскрыть себя. О достаточном уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично.
Человек как общественное существо развивается целиком по социальной программе, заданной обществом, и источник формирования личности находится не внутри, а вне ее. Правда, при этом нельзя абстрагироваться от биологической природы человека, так как он наделен определенными природными задатками и способностями, которые также оказывают влияние на социальное развитие человека. Укажем основные положения, определяющие биологическое влияние на развитие человека.
Для формирования человека как общественного существа большое значение имеет его природная способность к развитию. Это означает, что ребенок в состоянии освоить речь, прямохождение, нормы и правила поведения и т.д., т.е. все то, что в конечном итоге делает его личностью. Биологическое в формировании человека сказывается также в том, что у него имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, способность к поэзии, феноменальная память, особые физические свойства и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, а также влияют на их личностное формирование.
Таким образом, биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но при этом следует понимать, что биологическая подструктура личности не противоречит ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.
Одним из наиболее мощных факторов, оказывающих влияние на личностное развитие человека, является воспитание. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.
Таким образом, биологические задатки, среда и воспитание являются главными факторами развития и формирования личности (рис.20). Каково же влияние каждого из данных факторов в соотношении с другими? Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно, выступая как потенциальная возможность развития. Так, если необходимая среда имеется, то это еще ничего не гарантирует в обеспечении задач, связанных с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание (образование).
Рис. 20. Факторы, определяющие развитие личности
То же самое можно сказать и о творческих задатках человека. Для того, чтобы эти задатки проявились, необходимы определенные социальные условия и определенный уровень развития общества, а также и соответствующее воспитание (образование).
Таким образом, можно сделать следующий вывод:воспитаниеиграет определяющую роль в развитии личности. При этом воспитание выступает как содержание процесса формирования личности и определяет необходимый уровень готовности подрастающего поколения к жизнедеятельности.
Принято считать, что среда и воспитание являются внешними факторами развития личности, а к внутренним относятся природные склонности, влечения и вся совокупность чувств и переживаний человека. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.
Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творчески-преобразующей деятельности.
В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Поэтому неслучайно, что порой воспитательные воздействия не достигают целей педагога, так как учащийся имеет свои внутренние установки, не совпадающие с целями воспитательных воздействий. Поэтому, чтобы студент хорошо учился, необходимо, чтобы все внешние советы, поучения и замечания преподавателей вызывали положительный отклик в его сознании и чувствах, превращаясь во внутренние побудители его активности.
Таким образом, можно говорить о том, что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития.
Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложный процесс получил название персонификации воспитания (от лат. регsona — личность, facere — делать).
Сопоставляя персонификацию и социализацию личности, можно сказать, что персонификация не противоречит социализации, а является внутренним механизмом ее осуществления. Таким образом, все внешние социализирующие личность факторы (среда, воспитание) способствуют ее саморазвитию и формированию только когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. Взаимодействие факторов (среда, воспитание), воздействующих на личность, с внутренними (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.д.) как раз и приводит личность к саморазвитию.
Как уже отмечалось ранее, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь). Каждый возрастной период развития личности имеет индивидуально-неповторимое содержание и определенные границы. Возрастные периоды характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. теми качествами и свойствами личности, которых не было раньше. При этом новое появляется закономерно подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития, как известно, является социальная среда, которая становится совершенно иной, когда человек переходит от одного возрастного периода к следующему. Взаимодействие человека со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Для каждого возрастного периода характерно наличие основного, или ведущего, типа деятельности. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии человека.
Рассмотрим классификацию возрастных периодов, принятую в отечественной психологии (табл. 1).
Таблица I
Классификация возрастных периодов
Возраст | Ведущая деятельность | Основные психические новообразования |
Младенческий (от рождения до 1 года) | Общение со взрослыми, в основном с матерью | Общение со взрослыми, в основном с матерью. Сенсомоторное развитие |
Раннее детство (от года до 3 лет) | Предметно-манипулятивная деятельность | Способность ориентироваться в пространстве, способность пользоваться окружающими предметами в соответствии с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действенный характер |
Дошкольный (от 3 до 6 лет) | Игра | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом – произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения. Развитие самооценки и самосознания. Межличностные отношения |
Младший школьный (от 6 до 10 лет) | Учебно-познавательная деятельность | Дальнейшее развитие частных психических процессов: восприятие, становясь более целенаправленным, превращается в наблюдение, усиливается произвольность внимания, растет количество запоминания, развивается воссоздающее воображение. Формирование характера. Развитие коммуникативных умений и навыков |
Подростковый (от 10 до 14 лет) | Общественно-полезная деятельность в различных ее формах: Общественно-организационная, учебная, производственно-трудовая | Чувство взрослости — субъективное переживание своего взросления, способствует самопознанию подростка, определению своего отношения к себе. Людям, окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность, которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание, сознательная регуляция своего поведения с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба |
Окончание табл. 1 | ||
Ранняя юность (от 14 до 18 лет) | Учебно-профессиональная деятельность | Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становление эмоционально-волевой сферы личности |
Юность (от 18 до 25 лет) | Профессионально-познавательная и профессиональная деятельность | Обобщенный способ познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределение |
Молодость (от 25 до 30 лет) | Профессиональная деятельность | Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт |
Зрелость (от 30 до 55/60 лет) | Профессиональная деятельность | Творческая активность, социально-профессиональная позиция, интеграция важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности или любой другой |
Пожилой (от 60 до 75 лет) | Общественно-полезная деятельность: чаще организационная, иногда трудовая | Потребность в передаче опыта, в уважительном и почтительном признании заслуг |
Старческий (от 75 до 90 лет) | Эмоциональное общение | Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих |
Долгожители (более 90 лет) | Эмоциональное общение | Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого |
Для нас наиболее интересным возрастным периодом является ранняя юность, когда ведущей деятельностью является учебно-профессиональная.
К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Мышление учащихся отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность.
Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях, в отличие от подростков, они начинают ценить ум, культуру, образованность. Обостряется интерес и к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении, переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующих решения.
Периодизация профессионального становления личности, которая включает семь стадий рассмотрена в гл. 1.
Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 13632; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8735 — | 7552 — или читать все…
Читайте также:
Источник
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.
Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.
Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.
Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.
К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.
Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.
Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Что же человек наследует?
По наследству от родителей к детям передаются:
- • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
- • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
- • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
- • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
- • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;
- • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).
Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.
Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?
Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Различают задатки двух видов:
- а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
- б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.
Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.
Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.
Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.
Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.
Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.
Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.
Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.
Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.
Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.
Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.
В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.
Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).
Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.
Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.
Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
- • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
- • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
- • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
- • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
- • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
- • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.
Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.
На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.
В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.
Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принад?