Внимание в развитии речевой деятельности у ребенка
Елизавета Костылева
Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста
Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе.
Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, — во вторую, зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание.
Произвольное внимание – это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило, говорят там, где предмет, на который обращено внимание, сам по себе человека не привлекает.
В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания.
Речь формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, внимание является составляющей всех психических функций, именно внимание является компонентом любого другого психического процесса, в том числе и речи. Развивая внимание, мы тем самым развиваем и речь ребенка.
Можно использовать следующие игры на развитие слухового внимания:
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.
«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Пропавшая буква». Взрослый показывает картинки парные, они разные. Из первого слова убирается одна буква и получается новое слово, какая буква потерялась в каждом втором слове: коса – оса, столб – стол, крот – рот, уголь – угол, банка – банк, парк – пар, стол – сто, бусы – усы, склад – клад, шарф – шар.
«Забавные стихи». Внимательно послушай забавные стихотворения и скажи, что в них не так.
Рыбы плещутся в песке,
Муравьи живут в реке.
А на пальме бегемот
Ест бананы круглый год.
Гриву лев коню отдал,
А себе подковы взял.
Потерял свой острый рог
Одногорбый носорог.
Посмотри на небеса
И увидишь чудеса:
Черепашки там летят,
Свысока на нас глядят.
Помогите нарисовать картинки-небылицы:
• рыбы плывут по песку,
• муравьи возле водорослей построили муравейник,
• бегемот сидит на пальме и ест бананы,
• конь с львиной гривой,
• довольный лев с подковами,
• горбатый носорог без рога на носу,
• над облаками летят черепашки (на парашютах).
Игры для развития устойчивости внимания:
«Найди игрушку по описанию». Взрослый описывает игрушку, ребенк находит.
«Найди отличия». Взрослый предъявляет две картинки ребенку: «Внимательно посмотри на эти картинки. Опиши то, что на них изображено и найди отличия».
«Найди одинаковые предметы в ряду». Взрослый выставляет в ряд несколько предметов, два одинаковые и просит найти одинаковые.
Игра «Переплетенные линии». Взрослый предъявляет ребенку карточку с изображением переплетенных линий (восемь линий) с четко обозначенным началом и концом. Ребенок должен провести пальцем от начала каждой линии и до конца.
«Игра с мелкими предметами». Взрослый подбирает множество мелких игрушек или предметов (из «киндер-сюрприза»). На листе бумаги рисует контуры нескольких мелких предметов, например, морковки, машинки, звездочки, ботинка и т. д. Затем предлагает ребенку наложить на контур соответствующий предмет. Количество контуров-предметов постепенно увеличивается.
Перед ребенком лежат пять – шесть мелких предметов. По просьбе взрослого он берет только те из них, которые взрослый назовет, и в точно такой же последовательности, например: «Возьми машинку, бусину, звездочку и цветок». Игрушки ставятся в ряд по порядку. Количество предметов постепенно увеличивается.
Игра «Палочки». Взрослый рисует на листе 10-12 палочек разной высоты. Две или три должны быть одной высоты, которые и должен найти ребенок.
Игра «Разрезные картинки». Взрослый изготавливает две картинки: одна целая и одна – с линиями для разреза (шесть – восемь частей, предлагает ребенку собрать разрезанную картинку и назвать ее. Если ребенок затрудняется, взрослый предлагает образец (целую картинку). Собрав картинку по образцу, ребенок называет ее. Картинка может собираться без образца.
Игры на переключаемость внимания:
«Найди пропущенное число»
«4-й лишний»
«Съедобное – несъедобное»
Таким образом, используя игры на развитие внимания, вы тем самым влияете на все психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление) и, конечно же, на речь, так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Источник
Елизавета Костылева
Консультация «Роль внимания в преодолении недостатков развития речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее время количество детей, испытывающих сложности в формировании речи непрерывно увеличивается.
Ранний период развития ребенка выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Анализ речевого развития ребенка показывает глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович).
Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи. Поэтому нарушение внимания, восприятия, памяти или мышления могут непосредственно вызвать какую-либо речевую патологию или усугубить ее.
Многие причины недоразвития речи, ее дефекты у детей кроются в особенностях развития данной психической функции на более ранних этапах. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.) показали важность сензитивных периодов целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Внимание является составляющей всех психических функций (на данной позиции стояли Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, В. И. Селиверстов и др.). Именно внимание является компонентов любого другого психического процесса, в том числе и речи.
Бесспорна ключевая роль внимания как регулятора психических процессов и познавательной деятельности, которая проявляется на всех этапах индивидуального развития. Внимание обеспечивает селективность и более высокую эффективность психической деятельности за счет облегчения процессов, существенных для текущей деятельности и подавления несущественных процессов. Когнитивная сфера, формируемая на основе восприятия информации, определяет содержание внимания и длительность его поддержания.
Принципы системного строения психических функций и динамической системной локализации применительно к речевым процессам и их нарушениям были разработаны Л. С. Выготским, который одним из первых высказал мысль о том, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа психических фукнций является исследование той перестройки психических процессов, которые совершаются под влиянием речи. Основой для всего психического развития ребенка служит формирование активной речи, особенно для детей преддошкольного возраста.
Недостатки в развитии речи ограничивают возможности ребенка общаться с окружающими и препятствуют всестороннему влиянию последних при помощи речи, тем самым отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка. Имеется много исследований, которые показали, что психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская и др.).
Исследования показывают, что у детей с недостатками развития речи существуют и особенности развития основных психических функций и процессов.
Так, говоря о состоянии внимания, памяти, мышления, можно отметить следующее своеобразие их развития: для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса; внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, периодичностью колебания, неравномерной работоспособностью. Трудно сконцентрировать внимание детей и удерживать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, также наблюдается и проявление инертности. Поэтому ребенок с трудом переключается с одного задания на другое, у таких детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма и пространственных ориентировок.
Принимая во внимание тот факт, что речь у некоторых детей нарушена «вторично», и тяжесть нарушения находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций, коррекционную работу следует начинать с восстановления психологической базы речи, а не с корригирования языковых и речевых средств (З. А. Репина).
Поскольку такая психическая функция как внимание является составляющей всех психических функций, в том числе и речи (данной позиции придерживались Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, В. И. Селиверстов и др., необходимо брать за основу формирование внимания и тем самым опосредованно влиять на развитие психики ребенка. По мнению В. И. Селиверстова, все психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление) и действия с организующей помощью внимания становятся более отчетливыми, полными, сильными, осознанными, продуктивными и могут качественно меняться.
Под вниманием понимается сенсорное внимание, т. е. чувственная основа, моторное внимание – двигательная сфера, интеллектуальное внимание – познавательная деятельность.
В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования. Содержание работы по развитию внимания предполагает несколько этапов. Построение поэтапного хода осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются.
Целью первого этапа является развитие механизмов межанализаторных связей как основы адекватной реакции, формирование двигательного, сенсорного и интеллектуального внимания.
Следующий этап решает задачи: формирование сенсорного внимания через уточнение и обогащение поступающих сигналов ощущений, расширение диапазонов эмоциональной реакции, расширение рамок сенсорного восприятия, выработку языковых навыков и сенсомоторных эталонов; формирование двигательного внимания через выполнение соотносящих действий в дидактических играх, развитие точности, согласованности движений рук, развитие зрительно-моторной координации; формирование интеллектуального внимания через развитие целенаправленности, последовательности действий.
Следующий этап решает задачи по совершенствованию умений, полученных на предыдущем этапе, т. к. только наличия зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, формирования зрительно-пространственного анализа и синтеза и сенсорно-перцептивной деятельности недостаточно для того, чтобы формирование речевой деятельности у детей происходило спонтанно.
Вводятся приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале.
На последующем этапе продолжается расширение сенсорного опыта детей, создается основа для развития произвольной регуляции деятельности. Устанавливается соответствие между звучанием и артикуляцией, упрочивается связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Происходит упорядочение лексического материала, практически закрепляются грамматические конструкции, которыми дети овладели на предыдущих этапах. Все это, с одной стороны, способствует формированию различных видов внимания, с другой стороны – формирующаяся способность к произвольному сосредоточению способствует повышению качества осваиваемых умений и навыков.
Последний этап связан с реализацией знаний и приобретенных умений и навыков в речевой деятельности.
Таким образом, работа по формированию интеллектуального внимания позволяет и прямо, и косвенно осуществлять коррекцию психологической базы речи.
Формирование моторного (двигательного) внимания позволяет активизировать механизм самокоррекции, в результате чего ребенок способен к элементарному контролю за собственными кинестетическими и кинетическими ощущениями.
Формирование сенсорного внимания позволяет повысить уровень и качество зрительного, слухового и осязательного сосредоточения, что обеспечивает более качественное восприятие и переработку получаемой информации.
Источник
Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности
Речевая деятельность
как средство развития памяти и мышления дошкольников
План:
1. Актуальность проблемы.
2. Речевая деятельность дошкольников.
3. Память и мышление как психические процессы.
4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.
1. Актуальность проблемы.
Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути. Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали, что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.
Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал, что они видят следующие причины:
Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;
Отрицательное влияние телевидения;
Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.
Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;
В поставленных речевых задачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);
Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.
Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;
Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;
Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.
Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.
Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.
2. Речевая деятельность дошкольников.
Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю. Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.
Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.
Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.
Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.
3. Память и мышление как психические процессы.
Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.
Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.
ПАМЯТЬ
Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.
Мышление — высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.
4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.
Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.
Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.
1. «Запомни фразы»
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.
2. Следующий приём «Мультфильм».
Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке. Получится ли у вас:
Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.
Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом. Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.
Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.
3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику. Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем, что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.
В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например, беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:
Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?
А это схема для составления рассказа о профессиях:
Таким образом, использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:
• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
• Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.
• Облегчение процесса заучивание стихотворений.
• Развитие у детей основных психических процессов.
• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.
Приёмы развития мышления:
1. Игра «Объяснялки»
Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.
Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?
2. Исключение лишнего.
«Лишняя игрушка»
Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.
Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.
Дети посовещавшись, называют «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).
Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.
В старшем дошкольном возрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.
3. Составление предложений
Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.
Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
4. Игра «Опиши предмет».
Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.
1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
2. Форма, цвет, размер, материал.
3. Функции предмета.
4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.
При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.
Сказка о стуле
«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»
«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»
«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно
сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. — восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя
игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».
5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы… Давайте вместе попробуем это сделать:
ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.
Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье» можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».
Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.
Источник