Внимание как фактор развития ребенка

Внимание как фактор развития ребенка thumbnail

«Внимание — есть та дверь, которую

не  может  миновать  ни  одно слово ученья,

иначе оно не попадет в душу ребенка»

писал К.Д. Ушинский.

Внимание, как один из главных факторов успешного развития дошкольника. 

Богданова Г.У., педагог-психолог

г.Казань, МАДОУ «Детский сад

 №294» e-mail:safiyab@mail.ru,

тел.:8(843)555-10-94

Внимание  –  важная  сторона  познавательной  деятельности.  Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования.  Непроизвольное внимание обычно связано с  внезапным  появлением  какого-либо объекта,  сменой  его  движений,  демонстрацией  яркого,  контрастного предмета.  Слуховое,  непроизвольное  внимание   возникает   при   внезапно раздающихся звуках, оно  поддерживается  выразительной  речью  воспитателя: сменой интонации силы голоса. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения  нельзя  все  сделать  настолько  интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли.  Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что  требует  от  ребенка  значительного напряжения. Тем не менее, эти усилия воли могут уменьшаться или даже  совсем исчезать.  Это  наблюдается  в  тех  случаях,  когда  в  процессе   занятий появляется интерес  к  самой  работе.  Произвольное  внимание  переходит  в после произвольное. Наличие после произвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и  уже  не  требуется  значительных  волевых усилий  для  ее  поддержания.  Это  качественно  новый  вид  внимания.   От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

Значение после произвольного внимания важно для педагогического процесса, так  как  длительное  поддержание  внимания  с   помощью   волевых   усилий утомительно. К особенности внимания относятся сосредоточенность (или концентрация)  и устойчивость.

Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но  сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы. Формирование внимания  всегда  было  важным  звеном  процесса  обучения. «Однако пишет А.П.  Усова,  —  воспитание  внимания  неправомерно  начало выделяться в самостоятельную  задачу,  решаться  изолированно  от  усвоения знаний и  умений».  Внимание  детей  приобретает  определенные  качества  в зависимости от деятельности, в которой оно  проявляется  и  формируется,  в зависимости от того, как направляется эта деятельность.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он  проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено  заранее  и  у  воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен  переход  от игры  к  «рабочему  состоянию»,  то,  как   правило,   отмечается   быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда.  Иногда  организационный момент затягивается до четырех и более минут. По нашим наблюдениям, длительность организационного  момента  не  должна превышать минуты.

Включение детей в работу способствует, прежде всего, способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой  интерес  и  любознательность,  привлекало  их  внимание   к   словам воспитателя. Одно из  занятий  по  конструированию  воспитательница  начала следующим образом: «Дети, скоро Новый год.  Мы  в  группах  будем  украшать елки, для этого нужно сделать игрушки.  Малыши  не  умеют  делать  красивые игрушки, поэтому договоримся, что самые лучшие отберем для малышей». Иногда целесообразно и  прямо  указать  на  трудности  в  работе.  Можно сказать, что предстоящее занятие  по  подклейке  книг  трудное,  его  могут выполнить только дети подготовительной группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Настроенность на занятие создается и с помощью загадок,  предложением вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей,  развивает у них речь, сообразительность. Внимание детей необходимо  поддерживать  в  течение  последующих  этапов занятия. Объяснение, по данным А.П. Усовой, не должно затягиваться более  5минут, иначе наступает ослабление внимания.  На  занятии  по  декоративному рисованию, наблюдаемом нами,  воспитательница  затратила  на  объяснение  8 минут. В результате 10 детей отвлеклись, не смогли сразу начать работу, как длительное ожидание начала деятельности привело к ослаблению внимания.

Какие  методические  приемы,  используемые  воспитателем,   способствуют поддержанию активного внимания?

Объяснение задания  должно  быть  немногословным,  нацеливать  детей  на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью  воспитателя,  при этом можно использовать  метод  поэтапной  инструкции,  разработанный  А.П.Усовой. К примеру, на первом занятии воспитательница  объясняет  и показывает, как рисовать фигуру человека.  На  втором  – может предложить  ребенку нарисовать на доске фигурку лыжника. Третье занятие провести на тему «Лыжники в лесу», где  детям  следует  самостоятельно поработать и добавить ряд дополнительных деталей.  Поэтапное  объяснение служит опорой для поддержания внимания во время выполнения задания.

Воспитатели  часто  используют  показ,  объяснение,  образец.  На  таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но  когда  воспитатель  просит повторить, не все могут ответить. Во  время  объяснения  и  в   течение   занятия   необходима   известная эмоциональная разрядка,  смена  приемов.  Воспитатель  приводит  интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их. Сочетание   слова   воспитателя   с   применением   наглядности   широко используется  в  практике  обучения.  Формы   этого   сочетания   различны: использовать образец или вместо него  картинку,  рисунок,  и  не  только  вначале объяснений, но и в середине, конце. Но вот дети  приступили  к  выполнению  задания.  Как  же  сохранить  их внимание на этом этапе занятия? Проанализируем  особенности  поведения  детей  в  зависимости  от   вида деятельности и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20  минут. В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем  увеличивается (9-10). На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение  25  минут,  при конструировании – до 20  минут.  В  дальнейшем  число  отвлекающихся  детей увеличивается до 6-7 человек.

Какие  методические  приемы  используются  воспитателем  на  этом  этапе занятия?

Особенно важно направлять  деятельность  детей  в  процессе  занятия  по родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить  внимание, как  можно  сказать  по-другому,  что  интересного  в  ответе   товарища, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания. Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу. При  однообразном  ведении  занятия  внимание  сохранить  трудно.   Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й минуте чтения сказки  дети  начали  отвлекаться.  К.Д.  Ушинский говорил,  что  губительно  действует  на  ребенка  всякая  слишком   долгая однообразная деятельность.

Немаловажное   значение   имеет   и   характер   вопросов,    задаваемых воспитателем. На  вопросы,  непонятные  детям  или  носящие  слишком  общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.»  —  ребенок не  может  ответить  правильно.  Ему  приходится  догадываться,  что  хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность  ребенка  своими  ответами  может ослабить внимание. К концу занятия утомление нарастает. У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у  других  замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия.  И  в  том  и  в  другом  случае внимание детей снижается.

В конце занятия воспитатель обычно подводит итог  деятельности,  поэтому целесообразно использование разных форм выбора  и  оценки  работ,  ответов: анализ работ воспитателем, выбор  и  оценка  лучших  работ,  игровая  форма анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.

Нарушения внимания

Существуют так называемые отрицательные стороны  процесса  внимания  или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная  подвижность  инертность. Под   нарушениями    внимания    понимают    патологические    изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся  при состоянии утомления  или  при  органических  поражениях  мозга,  в  сужении объекта внимания, когда  одновременно  человек  может  воспринимать  только небольшое  число  объектов,  в  неустойчивости  внимания,  когда   нарушена концентрация  внимания  и  наблюдается  его   отвлекаемость   на   побочные раздражители. Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними  причинами можно считать различные негативные воздействия  (стрессоры,  фрустаторы)  и негативные отношения ребенка  с  окружающими  людьми.  Действия  внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую часть.

К нарушениям внимания относятся:

   — неспособность сохранять внимание: ребенок не может  выполнить  задание до конца, не собран при его выполнении;

   — снижение избирательного  внимания,  неспособность  сосредоточиться  на предмете;

   — повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся,  часто переключаются с одного занятия на другое;

   —  снижение  внимания  в   непривычных   ситуациях,   когда   необходимо действовать самостоятельно.          

Отвлекаемость

Отвлекаемость  (отвлечение  внимания) — непроизвольное   перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней  и  внутренней.  Внешняя  отвлекаемость возникает  под  влиянием  раздражителей,  при  этом  произвольное  внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под  влиянием переживаний,   посторонних   эмоций,   из-за    отсутствия    интереса    и гиперответственности.  Причиной внутренней  отвлекаемости  является  запредельное торможение, развивающееся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

   — неполная нагрузка;

   — недостаточно сформированы волевые качества;

    — привычка быть невнимательным  (привычная  невнимательность  связана  с отсутствием серьезных интересов, поверхностным  отношением  к  предметам  и явлениям);

   — повышенная утомляемость;

   — плохое самочувствие;

   — наличие психотравмы;

   — монотонная, неинтересная деятельность;

   — неподходящий тип деятельности;

   — наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Чтобы организовать внимание  ребенка,  надо  включить  его  в  действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

Рассеянность

Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться  на   чем-либо определенном  в  течение  длительного   времени.   Термин   «рассеянность» обозначает  поверхностное,  «скользящее»   внимание.   Рассеянность   может проявляться:

   а) в неспособности к сосредоточению;

   б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

«При сосредоточенном думании, пишет И.П. Павлов, — и увлечении каким-либо делом  мы  не  видим  и  не  слышим,  что  около  нас  происходит  —   явно отрицательная индукция».  

Механизмом  рассеянности  является  наличие  мощной  доминанты  —  очага воображения в  коре  головного  мозга,  подавляющего  все  прочие  сигналы, поступающие извне.  Сходное  явление  рассеянности  наблюдается  в  состояниях  депрессии  и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися  и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко  называют  и  легкую  истощаемость  внимания,  как следствие  болезни,  переутомления.  У  болезненных  и  ослабленных   детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо  работать  в начале  урока или учебного дня, но вскоре  устают,  и  внимание ослабевает. На сегодняшний  день  наблюдается  тенденция  увеличения  числа детей, имеющих различные отклонения  в  состоянии  здоровья  и  хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и  неустойчивое  внимание  встречается  у  дошкольников  — мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко  указывает еще на одну причину рассеянности  — переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и  болезненные  дети  отвлекаются  в  1,5-2  раза  чаще,  чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и  подбирать индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом. Причин подлинно рассеянного внимания много.  Наиболее  распространенными являются:

   — общее ослабление нервной системы (неврастения)

   — ухудшение состояния здоровья;

   — физическое и умственное переутомление;

   — наличие тяжелых переживания, травм;

   — эмоциональная перегрузка вследствие  большого  количества  впечатлений (положительных и отрицательных);

    — недостатки  воспитания  (например,  в  условиях  гиперопеки  ребенок, получающий слишком много  словесных  указаний,  большой  объем  информации, привыкает  к  постоянной  смене  впечатлений,  и  его  внимание  становится поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

   — нарушения режима труда и отдыха;

   — нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания  могут  быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом,  дышит неглубоко,  поверхностно,  его  мозг   не   обогащается   кислородом,   что отрицательно влияет на работоспособность, низкая  работоспособность  мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)

   — чрезмерная подвижность;

Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность

Инертность внимания —  малая  подвижность  внимания,  патологическая  ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

  В   детском   возрасте   очень   часто   отмечается    невнимательность. Невнимательность  требует  коррекции,  если  перечисленные  ниже   признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

   — неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

   — неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную  к  нему речь;

   — частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

   — беспомощность в доведении задания до конца;

   — отрицательное отношение к заданиям, требующие напряжения;

    — забывчивость, ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на  протяжении

его выполнения;

   — потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте.

 1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенно режима — важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода решении этой задачи. Иной раз принципиальная педагогическая позиция негативно отражается на развитии индивидуальности ребенка.

 2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

• использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

•  проявление активности при познании предмета (его изучение с целью выявления новых свойств и качеств);

•  доведение начатых дел до конца;

 • рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

• умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности);

• запрет на введение на одном занятии сразу 3—5 новых компонентов;

•  заблаговременное информирование детей о смене деятельности
(«Поиграй еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать»);

•  использование игровых ситуаций и др.

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д.), педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т. е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным ocуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания. Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут  развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

Литература

1. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном

возрасте// Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.

2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М.,1973 г.

3.Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр.

соч.: В 6 т. М., 1983 г.

4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.

5. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г.

6. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. М., 1965 г.

7. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр.  психологии. 1975 г. № 2

8. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. 1938г. № 8.

6. Хрестоматия по вниманию/ Под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976 г.

Источник

Внимание,
как психический процесс, имеет свои
этапы развития.

Историю
развития внимания,
как и многих других психических функций,
пытался проследить Л.С.
Выготский
в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал,
что история внимания ребенка есть
история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка. Психолог
указывал на то, что произвольное
внимание возникает из того, что окружающие
ребенка люди «начинают при помощи
ряда стимулов и средств направлять
внимание ребенка, руководить его
вниманием, подчинять его своей власти
и этим самым дают в руки ребенка те
средства, с помощью которых он впоследствии
и сам овладевает своим вниманием».
[2]

При
помощи взрослого ребенок усваивает ряд
искусственных стимулов-средств (знаков),
посредством которых он дальше направляет
свое собственное поведение и внимание.

Процесс
возрастного развития внимания по идеям
Л.С. Выготского представил А.Н.
Леонтьев.
По его мнению, «с
возрастом внимание ребенка улучшается,
однако развитие внешне опосредствованного
внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие в целом, тем более натурального
внимания. При этом в школьном возрасте
наступает перелом в развитии, который
характеризуется тем, что первоначально
внешне опосредствованное внимание
постепенно превращается во внутренне
опосредствованное, и со временем эта
последняя форма внимания занимает,
вероятно, основное место среди всех его
видов. Различия в характеристиках
произвольного и непроизвольного внимания
возрастают, начиная с дошкольного
возраста, и достигают максимума в
школьном возрасте, а затем вновь
обнаруживают тенденцию к уравниванию».

Первый
этап развития внимания
– первые недели-месяцы жизни. В это
время появление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного внимания
ребенка.

В
первые месяцы жизни у ребенка отмечается
наличие только непроизвольного внимания:
на 10-12-й день жизни, ребенок вначале
реагирует только на внешние раздражители.
Причем это происходит только в случае
их резкой смены, например, при переходе
из темноты к яркому свету, при внезапных
громких звуках, при смене температуры
и т.п. Однако наблюдаются и некоторые
проявления внимания, когда он тянется
к материнской груди, ищет ее, начинает
фиксировать взором некоторые предметы,
прекращает движения, услышав громкие
звуки. К концу первого месяца он уже
может следить в течение нескольких
секунд за ярким блестящим предметом,
движущимся на расстоянии около метра
от его глаз.

Начиная
с третьего месяца, ребенок все больше
интересуется объектами, тесно связанными
с его жизнью, т.е. с наиболее близкому к
нему. Со второго полугодия дети проявляют
большой интерес к окружающим предметам,
начинают рассматривать их, брать в рот,
вертеть в руках. Возможность манипулировать
вещами значительно расширяет круг
объектов внимания и продолжительность
его удерживания на каком-либо предмете.
Особенно заметно проявление его интереса
к ярким и блестящим предметам. Это
позволяет говорить о том, что его
непроизвольное внимание уже достаточно
развито.

К
6-месячному возрасту увеличивается как
длительность зрительного сосредоточения,
так и дальность расстояния до фиксируемого
предмета. Ребенка привлекают не только
яркие, подвижные предметы, но и звуки,
а начиная со 2-го месяца возрастает и
длительность сосредоточения на звуках.
На 2-3 месяце жизни внимание ребенка
наиболее легко привлекает человек и
его голос. Сосредоточение на словах
взрослого – результат и необходимое
условие развития слушания, а затем и
разговорной речи ребенка. Однако в этом
возрасте внимание ребенка еще очень
неустойчиво. Стоит показать ему другой
предмет, как он роняет на пол первый и
тянется за вторым. Увидев какую-либо
заинтересовавшую его вещь, ребенок
начинает требовать ее, даже плачет, если
не удовлетворяют его желания, но
достаточно показать ему в этот момент
что-либо другое, чтобы он сразу же
заинтересовался новым и забыл о том,
что именно только что требовал.

Второй
этап развития внимания – возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания. Ребенок
уже может сосредоточенно заниматься с
разными предметами в течение 8-10 минут.

Третий
этап развития внимания
– начало второго года жизни. Обнаружение
зачатков произвольного внимания под
влиянием речевых инструкций взрослого,
направление взора на названный взрослым
предмет. Можно предположить, что
возникновение и формирование произвольного
внимания связано с процессом воспитания
ребенка. Окружающие ребенка люди
постепенно приучают его выполнять не
то, что ему хочется, а то, что ему нужно
делать.

Четвертый
этап развития внимания
– второй-третий год жизни. Достаточно
хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного
внимания. На втором году жизни, благодаря
появлению возможности самостоятельно
передвигаться и приобретению умения
не просто манипулировать предметом, а
выполнять простейшие действия (например,
брать песочек лопаткой), объектами
внимания становятся самые различные
предметы, используемые ребенком в его
деятельности. Формирование этого вида
внимания происходит главным образом
под влиянием взрослых, которые начинают
предъявлять детям различные требования
(соблюдать чистоту, определенным образом
пользоваться теми или иными вещами и
т. п.).

Параллельно
с произвольным вниманием на основе
чувственного опыта развивается и
непроизвольное внимание. Знакомство
со все большим и большим количеством
предметов и явлений, постепенное
формирование умения разбираться в
простейших отношениях, постоянные
беседы с родителями, прогулки с ними,
игры, в которых дети поражают взрослым,
манипулирование игрушками и другими
предметами – все это обогащает опыт
ребенка, а вместе с тем развивают его
интересы и внимание.

Пятый
этап развития внимания
– четыре с половиной – пять лет. Появление
способности направлять внимание под
влиянием сложной инструкции взрослого.
Дети – дошкольники (4-5 лет) обнаруживают
иногда интенсивное и устойчивое внимание,
подчиненное той деятельности, которую
они выполняют. Они могут подолгу играть
в интересующую их игру, внимательно
слушать рассказы взрослых, однако даже
в этих случаях их внимание все еще
характеризуется значительной
отвлекаемостью, если на них начинают
действовать другие, интересные для них,
предметы. Ребенок 4–5 лет, например,
внимательно слушает сказку, его глаза
горят живым интересом, даже рот приоткрыт
от удивления, но вот в комнату вбегают
играющие дети, и мысли ребенка сразу
отвлекаются от сказки. Все это говорит
о том, что дети-дошкольники еще не умеют
намеренно поддерживать внимание в
течение длительного времени в одном и
том же направлении. Так, в одном
эксперименте детям в возрасте 5 лет
предложили указать на картинке, кто из
группы катающихся на катке детей потерял
варежку. Многие из детей с этой задачей
не справились, так как их внимание все
время отвлекалось другими предметами,
нарисованными на картинке. Они так и не
смогли сосредоточиться на поставленной
перед ними задаче и рассмотреть в
соответствии с ней руки изображенных
на картине детей.

В
дошкольном возрасте происходит расширение
объема внимания и рост его устойчивости,
формируется произвольное внимание.
Расширение объема внимания проявляется
в том, что ребенок старшего дошкольного
возраста может воспринять уже не один
предмет, однако у 4-6-летних детей объем
внимания еще недостаточен для различения
сложных или малоотличимых друг от друга
объектов (например, буквенных или
цифровых знаков).

Большое
значение для развития произвольного
внимания имеет игра. В процессе игры
ребенок учится координировать свои
движения сообразно задачам игры и
направлять свои действия в соответствии
с ее правилами. Нарастание устойчивости
внимания проявляется у детей в увеличении
продолжительности игр. Если годовалые
дети сохраняют устойчивое внимание на
играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних
это время достигает 27 минут, а 5-6-летние
дети могут играть на протяжении 96-100
минут. Если младшие дошкольники
рассматривают картинку 6-7 секунд, то
старшие дошкольники тратят на те же
картинки 12-19 секунд времени. В устойчивости
внимания особенно сильно сказываются
индивидуально-типологические особенности
нервной системы детей. У возбудимых
детей устойчивость внимания в 1,5-2 раза
меньше, чем у детей сдержанных,
уравновешенных.

Шестой
этап развития внимания–
пять-шесть лет. Возникновение элементарной
формы произвольного внимания под
влиянием самоинструкции (с опорой на
внешние вспомогательные средства).К
концу дошкольного возраста ребенок
приобретает некоторый опыт в управлении
вниманием, что является одним из
показателей его готовности к обучению
в школе.

Седьмой
этап развития внимания
– школьный возраст. Дальнейшее развитие
и совершенствование произвольного
внимания, включая волевое. В процессе
школьных занятий ребенок приучается к
дисциплине. У него формируется усидчивость,
способность контролировать свое
поведение. В школьном возрасте развитие
произвольного внимания также проходит
определенные стадии. В школе ученик
должен внимательно слушать то, что
говорится в классе, и быть внимательным
не только к тому, что его интересует, но
и к тому, что не представляет для него
интереса.

В
первых классах ребенок не может еще
полностью контролировать свое поведение
на уроках. У него по-прежнему преобладает
непроизвольное внимание. Поэтому опытные
учителя стремятся сделать свои занятия
яркими, захватывающими внимание ребенка,
что достигается периодической сменой
формы подачи учебного материала. При
этом следует помнить, что у ребенка в
этом возрасте мышление в основном
наглядно-образное. Поэтому, для того,
чтобы привлечь внимание ребенка,
изложение учебного материала должно
быть предельно наглядным.

В
старших классах произвольное внимание
ребенка достигает более высокого уровня
развития. Школьник уже в состоянии
достаточно длительное время заниматься
определенным видом деятельности,
контролировать свое поведение.
Подростковый возраст характеризуется
большей интенсивностью, концентрацией
и устойчивостью внимания. Его внимание
обуславливается, помимо привычки быть
внимательным, появлением интересов
познавательного характера. Ему многое
хочется выполнить самостоятельно. У
него много энергии и активности, многое
его интересует. Но именно поэтому он
легко отвлекается от работы, ему еще
трудно сдерживать свои желания,
заставляющие его искать новых впечатлений.

Юношеский
возраст характеризуется дальнейшим
развитием внимания, которое обусловливает
уже высокую работоспособность старшего
школьника. Широкий круг познавательных
интересов в этом возрасте обеспечивает
интенсивное развитие непроизвольного
внимания, а сознательное отношение к
обучению, понимание задач, связанных с
подготовкой к будущей деятельности,
помогает произвольно направлять и
поддерживать внимание. В этом возрасте
ученики становятся участниками
производительного труда, задания многие
из них выполняют уже с немалой степенью
квалификации. Они уже могут работать
сосредоточенно в течение довольно
продолжительного времени и противостоять
всякого рода отвлечениям. В особо трудных
случаях (подготовка к экзамену, срочное
задание на производстве) старшие
школьники могут мобилизовать свое
внимание на длительный срок.[8]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник