Внешние условия эффективной инклюзии ребенка с проблемами в развитии
Ирина Щепетинникова
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ»
Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение специалистами различных уровней.
Выделяют четыре этапа, присущие по ведущему и типичным видам детской деятельности, особенностям ПМПК- сопровождения, особенностям коррекционно-педагогического процесса и направленности в работе с семьей.
Теоретической основой данного подхода являются: концепция Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуации развития ребенка (Л. И. Божович, методологические основания А. А. Венгер, положение о необходимости учета «смещенного сенситива» в коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим особые портебности (Е. А. Екжанова).
Для социально-образовательной интеграции значимы следующие специфичные этапы:
• Период раннего детства;
• Дошкольное образование;
• Школьное обучение;
• Профессионально-трудовая адаптация.
Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей, организацией педагогической и предметно-развивающей среды, особенностями необходимого взаимодействия.
Период дошкольного детства — время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. :«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В ст. 79 ФЗ — № 273 раскрыта «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
На этапе дошкольного детства осуществление интегративных процессов проходит через:
• обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка с ОВЗ, с учетом его состояния здоровья, особенностей, потребностей и возможностей;
• создание адекватной возможностям ребенка образовательной среды охранительно-педагогической, безбарьерной и предметно-развивающей;
• наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой специалистами, при доминирующей роли педагога-психолога;
• четкое разделение функционала всех специалистов, воспитателей вовлеченных в интегрированное образование;
• обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребенком;
• обязательное психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, которые вовлечены в интегрированное обучение.
В настоящее время дошкольные учреждения, которые принимают детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности, в основном, берут детей с незначительными нарушениями при сохранном интеллекте, т. к. для таких детей легче создать специальные условия и систему поддержки.
Показатели, характерные для модели интеграции ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, можно условно назвать «внутренними» и «внешними».
Внешние показатели определяют систему условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, а внутренние — уровень его психофизического и речевого развития.
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, в этом случае можно достичь положительных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;
• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление помогать своему ребенку в процессе его обучения;
• наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.
К внутренним показателям относятся:
• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные сроки;
• психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.
Одна из основных форм интегрированного обучения детей дошкольного возраста — группы кратковременного пребывания. В такие группы принимаются дети с различной структурой и сложностью дефекта. В процессе организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа двух-трех педагогов, которые осуществляют обучение и развитие, а также обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, с учетом их возможностей и различий имеющихся отклонений. Во время проведения одним из педагогов занятия по развитию той или иной деятельности, другие педагоги выполняют функцию сопровождения, тем самым помогая детям на занятии.
К процессу развития, воспитания и коррекции целесообразно привлечь родителей, которые обучились навыкам правильного взаимодействия с детьми, а также прошедших квалифицированное обучение, специально подготовленных ассистентов/тьюторов.
При этом важно учитывать гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы выработать разные стратегии поведения в процессе организации видов детской деятельности и общения.
Таким образом, каждый ребенок имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. При интегративной организации образовательного пространства все обучающиеся дети оказываются вовлеченными в образовательную среду и социально активную деятельность дошкольного учреждения, что позволяет повысить адаптивные возможности и раскрыть индивидуальные способности личности.
Источник
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
Маркина И.П., учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство гарантирует любому человеку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Инклюзия (от лат. inclusio «заключение, включение») — это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?
Интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития системы специального (коррекционного) образования, логически продолжающимися и не противоречащими друг другу, обеспечивающими расширенный доступ к образованию и включению ребёнка с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
Интегрированное образование — форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзивное образование — процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Хотя интегрированное и инклюзивное образование, в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов.
Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах:
1.6.2 Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
1.6.7 обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
2.11.2 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Восемь принципов инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Контингент детей с ОВЗ
- с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
- с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
- с нарушениями речи (ФФН);
- с тяжелыми нарушениями речи (ОНР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);
- с нарушениями аутистического спектра.
К внешним условиям интеграции относятся:
- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения;
- наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;
- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного
обучения.
К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность к интегрированному обучению.
Проблема интеграции и инклюзии
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированого образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России.
Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:
- изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
- изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
- уменьшение размеров групп;
- улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
- создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
- реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Перспектива организация интегрированного (инклюзивного)
образования
- Специальная (коррекционная) группа соответствующего вида.
- Включение ребенка с ОВЗ в специальную группу ДОУ определенной направленности (вида), например: группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта и др.
Модели интеграции
- Постоянная полная интеграция.
- Постоянная неполная интеграция.
- Постоянная частичная интеграция.
Диагностика и мониторинг успешности образовательной деятель-ности
Образовательный маршрут определяется решением региональной или муниципальной ПМПК (комиссии).
Пути реализации образовательного маршрута и успешность его освоения отслеживается решением МПк (консилиумом) учреждения и заключением ПМПК.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся, функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня корректно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ:
- традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ДОУ;
- интегрированного;
- инклюзивного.
Таким образом, реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. СанПин 2.41. 3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26.
5. «Инклюзивное образование в России». — М.: «Юнисеф», 2011.
6. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ./ Начальная школа Плюс До и После, 2011 г., №10.
7. Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Мурманской области, 2013 г.
8. https://ru.wikipedia
Источник