Внешние факторы влияющие на развитие ребенка

Внешние факторы влияющие на развитие ребенка thumbnail

Поскольку биологические и социальные
факторы
играют огром­ную роль в
развитии ребенка, можно предположить,
что в развитии аномальных детей эти
факторы приобретают еще большее значение.
Ведь первопричиной нарушенного развития
является имен­но органический
(биологический) дефект, а условия
социальной среды могут или сгладить,
компенсировать последствия биологического
«сбоя», или же, напротив, усилить его
отрицательные последствия.

В связи с тем, что
среди биологических
факторов большое зна­чение принадлежит
наследственности, начнем с/этой группы.

Биологические факторы. Формирование
личности — сложный, Многозначный процесс
анатомо-физиологического, психического
и социального становления человека,
определяющийся внутренними и внешними
естественными и общественными условиями.

Развитие человека, как и
всех живых организмов, связано пре­жде
всего с действием фактора наследственности.

Человек от рождения несет в себе
определенные органические задатки,
которые играют существенную роль в
развитии различ­ных сторон личности,
особенно таких, как динамика психических
процессов, эмоциональная сфера, виды
одаренности. В ходе дол­гой эволюции,
путем действия законов наследственности,
измен­чивости и естественного отбора,
сложилась сложная телесная ор­ганизация
человека, потомкам передавались основные
биологи­ческие признаки, свойства
человека как вида. Материальными
носителями наследственности являются
гены.

В соответствии с законами передачи
наследственной информа­ции (их изучает
генетика) люди наследуют анатомическое
строе­ние, характер обмена веществ и
физиологического функциониро­вания,
тип нервной системы, степень пластичности
нервной тка­ни, делающей ее податливой
к воздействиям внешней среды. Вме­сте
с тем наследственно обусловлены основные
безусловнорефлекторные реакции,
физиологические механизмы жизненно
важных для организма влечений и
органических потребностей. Число
возможных комбинаций человеческих
генов и их мутаций биоло­ги считают
едва ли не большим, чем число атомов во
Вселенной. По мнению академика
Н.П.Дубинина, в современном человече­стве
за всю прошлую историю и в будущем не
было и не будет двух наследственно
идентичных людей.

И все же процесс развития
личности не есть простое раскрытие и
развертывание биологического фонда.
Еще Ч.Дарвин показал, что развитие живых
организмов идет через борьбу
наследствен­ности и приспособления
к условиям жизни, через наследование
старых и усвоение новых признаков. Ранее
многие ученые счита­ли, что гены
неизменны, отличаются абсолютной
устойчивостью. Ныне твердо установлена
изменчивость
наследственных
структур клетки. Следовательно,
изменчивость, как и наследственность,
является одним из коренных свойств
организма.

Как бы ни было велико значение
наследственности, ее влияние опосредствовано
системой воспитания и социального
воздейст­вия. Образ поведения человека,
по мнению И. П. Павлова, не только
обусловлен прирожденными свойствами
нервной системы, но и
зависит от постоянного
воспитания и обучения в широком смысле
этих слов. Благодаря пластичности
нервной системы свой­ства ее типа
изменяются под влиянием жизненных
впечатлений, обеспечивая соответствующее
приспособление организма к среде.
Свойства типа в этом случае сдвигаются
в ту или иную сторону, а вместе с этим
изменяются динамические особенности
личности (в частности, темперамент).

Прирожденные особенности нервной
системы и других систем организма
являются анатомо-физиологической
основой тех жиз­ненных сил, которыми
человек отчасти наделен от рождения и
ко­торые существуют в нем в виде
задатков. Человек получает от при­роды
не готовые психические свойства, а
функциональные возмож­ности, природные
потенции возникновения и развития тех
или иных качеств личности. Особенности
нервной системы человека не предопределяют
будущих форм поведения, но образуют
почву, на которой одни из них формируются
легче, другие-труднее.

Природные задатки весьма многозначны.
На основе одного и того же задатка могут
быть сформированы различные способно­сти
и психические свойства. Все будет
зависеть от сочетания за­датков, а
также от обстоятельств жизни и условий
воспитания.

Механизм наследственности легче
прослеживается в передаче физических
особенностей человека и относительно
простых пси­хических свойств. В
формировании сложных психических
свойств (качеств ума, характера, взглядов,
мотивов деятельности и т. п.) ведущая
роль принадлежит условиям жизни и
воспитания.

Наследственность как один из источников
развития личности еще не изучена наукой
должным образом. Каждый нормальный
человек к одному виду деятельности
способен больше, чем к дру­гому.
Потенциально, т.е. генетически, человек
необыкновенно богат по своим возможностям,
но он никогда не реализует их полностью
в своей жизни. В определенной степени
это объясняет­ся тем, что до сих пор
еще не выработаны методы выявления
ис­тинных способностей человека в
процессе его детского и юноше­ского
воспитания, а потому и не предоставляются
адекватные ус­ловия для их развития.

Дальнейшее развертывание исследований
в этой области сде­лает педагогический
процесс более обоснованным, позволит
эф­фективнее управлять формированием
личности школьника.

Социальные факторы. В
самом общем виде формирование личности
ребенка можно определить как процесс
социализации, т.е. усвоения индивидом
социального опыта.

Человек на основе социального общения
и деятельности обособляется в особую
социально-психологическую
систему. Личность в пол­ном смысле
этого слова начинается тогда, когда из
всего соци­ально-психологического
материала, ставшего личным достоянием
индивида, формируется особым образом
организованная система, которая
обладает индивидуальностью, известной
автономией, способностью к саморегуляции,
избирательным отно­шением к социальной
среде. Оставаясь общественным сущест­вом,
человек вместе с тем выступает как
некоторый особенный индивид со своим
внутренним миром, со своими особыми
пси­хологическими качествами и
свойствами. На каждом уровне своего
развития ребенок, занимая определенное
место в системе доступных ему общественных
отношений, выполняет опреде­ленные
функции, обязанности. Овладевая
необходимыми для этого знаниями,
общественно выработанными нормами и
пра­вилами поведения, он формируется
как общественное существо, как личность.
Формирование личности есть расширение
круга отношений ребенка с действительностью,
постепенное усложне­ние форм
деятельности и общения с людьми.

Ребенок развивается как
личность под воздействием окружаю­щей
среды. В понятие «среда» входит сложная
система внешних об­стоятельств,
необходимых для жизни и развития
человеческого ин­дивида. К этим
обстоятельствам относятся как
естественные, так и общественные условия
его жизни. Ребенок
уже от рождения являет­ся не просто
биологическим существом. По природе
своей он спо­собен к социальному
развитию — у него возникает потребность
в общении, в овладении речью и т.п. При
этом во взаимодействии личности и среды
необходимо учитывать два решающих
момента:

1) характер воздействия обстоятельств
жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей
на обстоятельства с целью подчинения
их своим нуждам и интересам.

Но не все, что окружает
ребенка, является действительной сре­дой
его развития. Для каждого ребенка
складывается неповтори­мая и сугубо
индивидуальная ситуация развития,
которую мы на­зываем средой
ближайшего окружения.
Среда
ближайшего окру­жения, или микросреда,
есть выражение
социальной среды. В то же время она
относительно автономна. Микросреда —
это часть социальной среды, состоящая
из таких элементов, как семья, шко­ла,
друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда несет ребенку по
преимуществу неорганизованные влия­ния,
действующие стихийно и
нецеленаправленно.
Поэтому пола­гаться на воздействие
только одной среды, даже самой
благопри­ятной для формирования
человека, — значит рассчитывать на успех
весьма сомнительный, призрачный,
ненадежный. Это привело бы к самотеку,
к растворению процесса развития личности
в по­токе стихийных, неорганизованных
влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения со средой, в которые вступает
ребенок, всегда опо­средованы взрослыми.
Всякая новая ступень в развитии личности
ребенка есть одновременно новая форма
его связи со взрослыми, которая ими же
подготовлена и направляется. Вот почему
воспита­ние выступает как ведущий,
исключительно глубокий и действен­ный
фактор формирования личности, как
организованное, направ­ленное развитие.

Там. где есть воспитание, учитываются
движущие силы разви­тия, возрастные
и индивидуальные особенности детей,
используют­ся положительные и
ослабляются отрицательные влияния
среды (распущенность, пьянство и т. п.),
У детей формируется нравствен­ная
стойкость против всякого рода негативных
факторов, достига­ются единство и
согласованность всех звеньев,
осуществляющих воздействие на учащихся
(школы, семьи, внешкольных учреждений,
общественности). Там. где есть воспитание,
ребенок раньше оказы­вается способным
к самовоспитанию. С возникновением
этого но­вого субъективного фактора
он становится соратником воспитате­ля.

Воспитание проектирует личность,
преднамеренно и плано­мерно поднимает
ее на новую ступень, движет ее в заданном
на­правлении. Воспитание ориентируется
не только на уже достигну­тый уровень
развития, но и на те особенности, процессы,
свойства личности, которые находятся
в стадии становления.

Ключ к пониманию процесса
формирования и развития лично­сти
аномального (умственно отсталого)
ребенка лежит в работах Л. С. Выготского,
раскрывающих, как было показано выше,
слож­ную структуру дефекта и так
называемую «зону
ближайшего раз­вития».

Остановимся на первом.

Мы уже говорили о том, что
в основе любого нарушенного развития
лежит биологический фактор. При любых
нарушениях интеллекта присутствует
органическое поражение высшего от­дела
центральной нервной системы (ЦНС) — коры
больших по­лушарий головного мозга.
Например, при олигофрении кора головного
мозга может быть поражена в пренатальный
период (в период
беременности, до родов), в натальный
(во время родов) и в
постнаталъный
(послеродовой), в
первые годы жизни ребенка

Естественно, что при так называемых
сенсорных нарушениях (нарушениях слуха,
зрения) или речевой патологии органические
нарушения, в том числе и корковые, бу­дут
другими.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы развития личности ребенка

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник

Введение

Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.

Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е. обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей. В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.

Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

1.Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.

В 1971–74 гг. в Праге подвергалась исследованию группа из 220 детей, родившихся в 1961–63 гг. на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Попарно с ними соотносилась группа контрольных детей. Критерием при этом были возраст и пол ребенка, далее, дети посещали тот же самый класс. Возраст матерей и отцов приблизительно был схож, причем эти родители занимали сходное социально-экономическое положение.

Хотя статистическая значимость сравнительно невыразительна, однако различия все же существуют и свидетельствуют о фактах вполне определенным образом. Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела при родах), то нежеланные дети не отличаются от положительно или хотя бы нейтрально принимаемых детей. У этих детей был, однако, существенно более короткий период кормления грудью, они чаще становились объектом врачебной помощи и отличались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (т.е. к несоответствующей полноте).

Матери усматривали у своих «нежеланных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования менее благоприятные личностные свойства. Также учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, давали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (при социометрическом обследовании) значительно чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в коллективе в качестве менее приемлемого. Что касается уровня умственного развития, то между группами не отмечалось никаких различий. Что касается школьной успеваемости и способности приспосабливаться к фрустрационным ситуациям, то «нежеланные» дети явно отставали от контрольных детей. Различия между детьми, выявлялись у мальчиков более четко, чем у девочек – по заболеваемости, школьной успеваемости, оценке личных свойств матерями, учителями и одноклассниками.

Независимые наблюдатели также считали, что у «нежеланных» мальчиков интеллект ниже, чем у девочек.

Выяснилось также, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежеланных» детей весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что «нежеланных» детей характеризует не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической «супердепривацией», которая при благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться отрицательным образом. Несомненно при неблагоприятных условиях она может принести пострадавшему индивиду в будущем серьезные жизненные осложнения.

Предупреждение нежелательной беременности отличается, следовательно, далеко идущим как психологическим, так и общественным значением.

Обследования в педопсихиатрических и педагогическо-психологических консультациях показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, значительно чаще входят в контакт с данной службой и что их проблемы там принимаются в качестве более серьезных. Различия в школьной успеваемости – при условии одинакового интеллектуального развития – с переходом в высшие классы школы становятся более выраженными скорее не в пользу «нежеланных» детей. Значительно чаще эти дети оцениваются своими матерями и учителями как менее добросовестные, однако более импульсивные, как менее послушные, а также хуже приспосабливающиеся в детском коллективе. Сами «нежеланные» дети в тестах семейных связей усматривают существенно менее положительной заинтересованности со стороны своих матерей чем контрольные дети. Они отмечают также значительно меньше директивности и больше несистематичности. В то время как в контрольных семьях отмечается значительно высокая корреляция воспитывающего поведения матери и отца в отношении ребенка, в семьях с «нежеланным» ребенком данная корреляция весьма низка. Последнее означает, что в таких семьях дети воспринимают поведение своих родителей чаще как отмечающееся несогласиями или противоречиями.

Подобно результатам первоначального обследования многие установленные данные свидетельствуют о том, что ситуация нежеланных мальчиков более затруднительна, чем ситуация девочек. Например, нежеланные мальчики чаще предполагают, что с течением времени отношение к ним их матерей начинает, скорее, ухудшаться. Менее часто они воспринимают мать как наиболее значительное лицо своего детства. В отличие от данных, устанавливаемых у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на отцовский, чем на материнский. Брак своих родителей они чаще расценивают как несчастливый.

Хотя с течением времени в большинстве случаев наступает, по-видимому, далеко идущее компенсирование, которое занимает первоначально совершенно отрицательные позиции к существованию данного ребенка, однако сам факт, что различия все-таки имеются, причем со временем они скорее возрастают, свидетельствуют о том, что «нежелательность беременности» безусловно не представляет фактора, которым можно было бы в жизни ребенка пренебречь. Картина психической субдепривации, как она была показана выше, остается и далее сохранной.

Возникает вопрос: будут ли отмеченные отклонения в развитии личности нежеланных детей отражаться на сексуальном поведении, отношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях. Можно обсуждать гипотезу, что данная субдепривация также будет отличаться тенденцией передавать свои неблагоприятные последствия дальнейшему поколению, как это, кстати, можно отметить и в случае других психо-патологических единиц.

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтическими (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.) и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.

Источник