Влияние жестокого обращения с ребенком на его развитие
Эльвира Фанзавиевна
Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка»
Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека всю жизнь. От кого бы не исходила психологическая жестокость, в ней всегда присутствует злоупотребление силой и властью над уязвимыми в этом отношении детьми. Если жестокое обращение исходит со стороны близкого, то нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого её члена.
Исследования жестокого обращения проводили Э. Элмер, Б. Стил, Х. Аллен, А. Миллер, К. Брон. В России В. Е. Каган описал механизмы и рассматривал психологическое насилие как результат усвоенного насильственного поведения в детстве (тоталитарное сознание). В своей работе А. Орлов сформулировал принципы консультирования семей с различной степенью выраженности психологической жестокости. Н. Михайлова, Н. Зиновьева исследовали социальные, культурные и семейные факторы риска применения насилия, описали формы и методы работы с детьми, пережившими жестокое обращение в семье.
Для достоверного выявления психологически жестокого обращения с ребенком в семье необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д. Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого-социальной работе с неблагополучными семьями:
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Эйдемиллера.В данном опроснике информативными являются шкалы: чрезмерность требований – запретов, чрезмерность санкций, неразвитость родительских чувств.
«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. Предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.
«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.
«Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» (Е. И. Захарова). Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место при психологически жестоком обращении с ребенком в семье.
Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина, изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.
Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования взрослых и детей (в том числе и дошкольников).
Данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях дошкольников с родителями). Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям, оказавшимся в ситуации психологически жестокого обращения с детьми в семье.
При психологически жестоком обращении в семейном воспитании у ребенка велика вероятность развития следующих негативных личностных черт, как недоверие к себе; трудности общения; конфликтность; враждебность; склонность оправдываться. В дошкольном возрасте выявленные тенденции проявляются не в полной мере, однако, закрепляясь и транслируясь на разных уровнях общения, они способны в подростковом возрасте осложнить процесс формирования характера и взросления.
Источник
Юлия Козловская
Типы неправильного влияния — жестокое обращение с ребёнком
Типы неправильного влияния – жестокое обращение с ребёнком
К сожалению, сегодня актуальным стал вопрос о неправильном влиянии родителей на детей. Под неправильным влиянием подразумевается жестокое обращение с ребёнком.
Любой вид жестокого обращения наносит ребёнку травму. А травма – это пережитое событие, которое оказывает негативное психологическое влияние на развитие ребёнка.
К типам неправильного обращения с ребёнком относятся:
• Детская заброшенность.
• Плохое физическое отношение к ребёнку.
• Плохое психологическое отношение к ребёнку.
• Сексуальная жестокость.
Одни формы плохого обращения с ребёнком являются открытыми, а другие более скрытыми и изощрёнными, последствия которых проявляются спустя долгое время. Например, психологическое безразличие к успехам ребёнка.
Плохое обращение – это такое поведение в отношении другого человека, которое, выходит за рамки норм общественного поведения и влечёт за собой риск причинения физического или эмоционального вреда.
В реальной жизни различные формы жестокого, плохого обращения нередко сосуществуют. Нужно понимать, то, что в одном возрасте жестоко, в другом возрасте таковым не является. Например, если родители оставляют ребёнка раннего и младшего возраста одного дома – это жестокое обращение, приносящее ребёнку психологическую травму, в подростковом возрасте – это норма обращения с ребёнком, т. к. подростки сами жаждут побыть в одиночестве.
Плохое физическое обращение, физическое насилие отличается по степени тяжести от других форм плохого обращения с ребёнком. Чаще всего физическое насилие изменяется в зависимости от возраста. Дети 7 лет и младше составляют самую большую группу по численности – 51%, 26% — дети 3 лет и младше, 20% — подростки.
Более жестокому обращениюподвержены трудные дети с особыми потребностями:
• дети с ускоренным развитием;
• дети с задержкой психического развития;
• дети-инвалиды;
• дети с проблемами в поведении и общении.
То есть все те, кому в первую очередь необходима наша помощь и поддержка, подвергаются плохому обращению.
Папа и мама для ребёнка являются солнцем и луной. Например, в ситуации развода мир ребёнка рушится, он живёт с такими мыслями «Я виноват», «Я плохой». В результате он начинает быть идеальным, чтобы исправить семейную ситуацию, чтобы вернуть на прежнее место солнце или луну. Мама думает, что такое поведение является положительным результатом развода «Давно нужно было расстаться…». К сожалению, это только мамина иллюзия, для детей – это ничто иное как защитный механизм «Я буду хорошим, меня не будут ругать, папа вернётся…».
При физическом насилии:
• Дети младшего возраста особенно отстают в развитии речи. При переходе в среднюю возрастную группу, дети начинают отставать по уровню развития не только речевых, но и математических навыков на 2 года.
• В подростковом возрасте эмоциональные и поведенческие проблемы усиливаются, наблюдаются невысокие достижения и отставания в учёбе.
• Особенно страдает эмоциональное развитие, формируются избегающие привязанности, когда дети, испытывая стресс, воздерживаются от привлечения к себе внимания взрослых, проявляют апатию и безразличие к происходящему. Именно такое поведение снижает риск родительского гнева. В данном случае потребности детей в безопасности и утешении остаются неудовлетворёнными, их дальнейшее развитие очень страдает, не происходит нормального развития чувства Я и осознание своей индивидуальности. В норме у ребёнка потребность в безопасности и утешении проявляется способностью говорить об эмоциях и внутренних состояниях, при физическом насилии у детей бедный лексикон, они не могут передать словами своё внутреннее состояние.
Часто ли ваши дети открыто, свободно, с чувством рассказывают Вам о происходящем с ними в детском саду или школе? Да, это здорово, у вашего ребёнка потребность в безопасности в норме! Нет, подумайте, что Вы сделали для того, чтобы ребёнок «закрылся»?.
• Долговременное последствие плохого физического обращения приводит к неспособности детей регулировать свои эмоции, а также распознавать чувства и эмоции других.В общении таких детей можно распознать по следующим признакам: «комок в горле», слёзы в глазах, апатия. У мальчиков наблюдается агрессия и неповиновение, у девочек – депрессия (долговременная ситуация лишения) и низкая самооценка. У тех, и у других – нереалистично завышенная самооценка личности. Например, ребёнка бьют дома, у него возникает чувство незащищённости,как следствие реакция в школе: «Я самый сильный…».
• Нужно помнить, что именно депрессия может вызывать суицидальный умысел. Чем выше изолированность, тем выше депрессивность. Депрессивный тип характерен для людей, которые подвергались плохому физическому обращению до 11 лет.
• Модель воспитания ребёнка переносится, к сожалению, во взрослую семейную жизнь.
• Наблюдается отсутствие навыков решения межличностных проблем. Испытавшие жестокое обращение, дети полагают, что другие замышляют против них что-то плохое, а потому заслуживают такое же отношение. У детей не сформировано доверие. Даже в ситуации влюблённости они используют унижение и подавление.
Портрет жестокого родителя
Среди жестоких родителей одинаковое количество мужчин и женщин, причём о мужской жестокости известно случаев меньше.
• Статистически часто у таких родителей первый ребёнок рождён до 19 лет.
• Для них характерен высокий уровень жизненного стресса при низком экономическом уровне.
• Часто они чрезвычайно тревожны и гневливы, обладают низкой стрессоустойчивостью, сосредоточенностью.
• Очень низко осведомлены о выполнении родительских функций, о развитии ребёнка.
Например, ребёнок-дошкольник разрисовал обои в комнате, непросвещённая мама подумает, что он балуется, хулиганит, делает на зло. Естественно малыш будет за такое действие наказан, просвещенная мама вспомнит, что данный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей и вместе с ребёнком порадуется его произведению искусства. Жестокие родители склоны к искажениям в своих мыслях о детях, поэтому приписывают им намерение «насолить»,или внутренних отрицательных черт: «Она подлиза», «Вся в отца» и т. д. Родитель, воспринимающий поведение ребёнка как злонамерение, с одной стороны ещё больше расстраивается, с другой стороны находит оправдание своим неправильным плохим действиям.
Следующий тип неправильного обращения с ребёнком — детская заброшенность.
Заброшенность является самой распространённой формой плохого обращения с детьми – 49%. Этот вид неправильного влияния на развитие ребёнка можно определить как недостаток обеспечения ухода за детьми, является результатом скорее отсутствия действий, чем их совершение, поэтому его трудно выявить, результат заброшенности – увечья, случайные смерти ит. д.
Заброшенность – это пренебрежение нуждами ребёнка, отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Индикаторы заброшенности:
• У детей до 2 лет остановка в весе, которая проявляется задержкой роста.
• Умственное развитие заброшенного ребёнка страдает больше, чем при других формах, т. к. родители не проявляют интереса к успехам ребёнка. Дефицит к развитию сохраняется очень долго, как результат появляется низкий уровень развития базовых навыков, хромают речь, счёт, чтение, такие дети более отвлекаемы, имеют низкую самооценку и хуже всех справляются со стрессом.
• В подростковом возрасте у таких детей отсутствует инициатива, они чаще других используют психоактивные вещества. Всё это формы ухода от сложившейся жизненной ситуации.
• Эмоциональное развитие заброшенных детей также сильно страдает. Главное последствие, которое обнаружено, например, у детей с остановкой в весе – несформированная привязанность. В раннем возрасте, когда ребёнок начинает ходить, он нуждается в поддержке со стороны родителей, если физической поддержки нет либо в ней часто отказывают, проявляется реакция – гнев и страх, формируется пассивное разочарование.
• В отношениях с матерями заброшенные дети не чувствуют себя в безопасности и воспринимают их как ненадёжных и недоступных, относятся к ним пассивно.Такие отношения носят амбивалентный характер: жажда контакта с одной стороны, гнев, вызванный фрустрацией, с другой.
• Пассивность в отношениях с матерью распространяется на межличностные отношения, таким детям часто не достаёт настойчивости, они склонны к проявлению негативного аффекта, зависимы от воспитателей и учителей.
• У заброшенных детей часто проявляется агрессия, сочетающаяся с пассивностью и уклонение от контактов, они занимаются самоедством.
• Заброшенность проявляется, например, в покусывании щёк, губ, отказе от пищи и т. д.
Портрет равнодушного родителя
• Матери, невнимательные к своим детям, отличаются юным возрастом, одиночеством.
• Психологический портрет отличается от физически жестоких родителей: это равнодушные родители, находящиеся в более сильном глобальном дистрессе (длительное затяжное состояние, которое иногда является причиной различных психиатрических симптомов).
•Если родители агрессоры имеют импульсивный характер: они то агрессивны, то мучаются чувством вины, то равнодушные родители хронически неадекватны, у них большое количество неудач, неудовлетворённых потребностей, они остро чувствуют своё одиночество, у них почти нет друзей, это приводит к замыканию в себе и психическому отклонению от тягот жизни.
• Равнодушная мама негативно относится и к окружающим людям, склонна впадать в уныние, многие из них сами страдали от плохого обращения, поэтому в защитных целях они блокируют осознание страдания своего ребёнка так же, как когда-то они приучили себя к своему несчастливому детству.
Плохое психологическое отношение к ребёнку
При такой форме плохого обращения с ребёнком все действия или бездействия оцениваются как психологически вредные и ведут к немедленному или отсроченному нарушению поведенческих, когнитивных, аффективных или телесных функций ребёнка. Это любые сообщения ребёнку о его никчёмности и неадекватности, о том, что он не любим, представляет собой лишь малую ценность в жизни родителей.
Виды плохого психологического отношения к ребёнку:
• Отвержение ребёнка: критика, недоброжелательные высказывания, унижения, публичные оскорбления и т. д.
• Терроризирование, запугивание, причинение насилия близким людям или самому ребёнку.
• Изоляция, запрет на общение за пределами семьи.
•Склонение к дурному поведению: попрошайничеству, бродяжничеству и т. д.
•Эксплуатация: использование ребёнка в качестве слуги или удовлетворения эмоциональных потребностей (сам не сделал, не добился, ребёнок сделает, добьется).
• Завышенные требования в отношении ребёнка.
• Сравнивание своего ребёнка с другими.
• Все виды принудительного общения.
К сожалению, любой симптом ребёнка условно выгоден семье по той или иной причине, именно это и называется созависимостью. Чаще всего это связано с неудовлетворённостью супругов, конфликтами, фальшью, непониманием особенностей развития детей, психологической и педагогической безграмотностью, несовместимостью стилей воспитания родителей, а детские симптомы позволяют родителям сблизится, даже на фоне конфликта. Мы обязаны помнить, что только тогда, когда человек гармоничен, целостен, удовлетворён, его жизнь будет счастливой, красивой, доброй.
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Ваня клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Никита из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99%детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине, нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призывать ребёнка к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций,но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Источник
Понятие и виды жестокого обращения и насилия
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства:
враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);
превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);
угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);
угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия
0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;
1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;
подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.
Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей.
Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.
Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (непереодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:
Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, не смотря ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
Классификация сексуального насилия:
Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.
Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение отца (отчима) удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.
Признаки перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
Последствия насилия в семье для развития ребенка
Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.
Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.
Основные последствия сексуального насилия: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности.
Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте.
Последствия физического насилия: агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность, замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость.
Последствия физического насилия могут быть самими разными: от незначительных нарушений и до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.
К последствиям психического насилия относятся: задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности.
Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их замещающими, в первые годы жизни, являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться во взрослом возрасте. Психологическое насилие может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери – он нежеланный, лишний, его уже не любят.
Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.
Самое страшное то, что в будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих из этих детей исходом является смерть. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», которая, подчас, приводит к трагическим последствиям для ребенка.
Источник