Влияние здорового образа жизни на развитие ребенка
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек.
Компьютер и телевизор негативно влияют на здоровье школьников. Со временем у многих школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме того, постоянное сидение за компьютером неизбежно приводит к проблемам со зрением и позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним весом и с глазами. Следовательно, важно ограничить влияние на школьника телевизора и компьютера. Конечно, запрещать не нужно, чтобы избежать нежелательных последствий, но необходимо делать перерывы.
Составляющие здорового образа жизни:
Питание
Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.
Режим дня
У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности.
Физическая активность
Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо следить только за тем, чтобы организм не был перегружен.
Отсутсвие вредных привычек
Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.
Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:
развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;
выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;
формирование умения принять правильное решение;
приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;
обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;
формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;
развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.
МЫ — ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!!!
Наш класс активно учавствует в спортивных мероприятиях: «Осенний кросс», «Веселые старты», «Лыжные гонки» , «Зарничка» и т.д. Неоднократно становились победителями данных мероприятий.
Кроме общешкольных спортивных мероприятий, мы посещаем один раз в неделю бассейн, а также совершаем походы выходного дня. Каждый поход проходит с разными целями: физическая выносливость (прохождение дистанции), ознакомительние с окружающим миром , выполнение творческих заданий ( сплочение коллектива, взаимодействие с родителями).
Уважаемые коллеги, какими Вы средствами , методами сохраняете здоровье детей?
Дорогие родители, какие пожелания имеются у Вас?
Источник
Марина Ерофеева
Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка»
В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Взрослым, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей положительное отношение к собственному здоровью.
В понятие здорового образа жизнивходят следующие составляющие:
— оптимальный двигательный режим
— рациональное питание
— закаливание
— личная гигиена
— положительные эмоции
Основная причина многих болезней в мире – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники, которые очень много времени проводят сидя за просмотром телепередач, играя в компьютерные игры. Для того,чтобы это исправить надо заниматься с детьми циклическими упражнениями аэробного характера: ходьба, легкий бег, плаванье, лыжные и велосипедные прогулки и конечно же играть в подвижные игры.
Следующий фактор здорового образа жизни ребенка – это питание. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Следует обратитьвнимание на следующее:
— питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма
— регулярный прием пищи
— питательные вещества поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой
— питание должно быть индивидуальным
Закаливание- является еще одним из составляющих здорового образа жизни ребенка.
«Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья»-вот дивиз закаливания!
Разумное использование этих естественных сил природы приводит к тому,что ребенок делается закаленным, успешно противостоит переохлаждению и перегреву.
Надо помнить,что закаливание будет успешным если соблюдать три принципа:
— постепенность -увеличивать продолжительность процедур надо постепенно
— систематичность – проводить закаливающие мероприятия ежедневно
— комплексность –использовать в комплексе естественные силы природы (солнце, воздух, вода)
— учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Постараться, чтобы закаливание проходило при положительных эмоциях, дети должны выполнять процедуры с радостью, желанием. В этом большое значение имеет пример родителей.Существует множество видов закаливания: хождение босиком, обтирание, обливание, воздушные ванны, воздушно-солнечные и т. д.
Не менее важным так же является следующий фактор здорового образа жизни ребенка — это личная гигиена. Без соблюдения правил личной гигиены (уход за телом, волосами, полостью рта, одеждой, обувью) невозможно сохранить и укрепить здоровье. Должны стать естественной и неотъемлемой процедурой мытье рук перед едой, после прогулки, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ, уход за зубами. Воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой и обувью.
Большое значение оказывает на здоровый образ жизни благоприятный климат в семье, который влияет на эмоциональное состояние ребенка. В будущем оно отразится и на его здоровье. Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь, понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка. Все родители хотят, чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным. Здоровый образ жизни необходимо формировать с детского возраста, тогда забота о своем здоровье станет естественной формой поведения. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.
Источник
Анагуричи Розалия Андреевна
Консультация «Влияние ЗОЖ на формирование личности воспитанника»
Влияние ЗОЖ на формирование личности воспитанника.
«Если не бегаешь пока здоров,
придётся побегать когда заболеешь!»
Гораций
За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Создаются неблагоприятные условия для формирования и развития современной молодежи.
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья, без установления ею соразмерных и стройных отношений с окружающей природой и социальной средой, а также с самой собой. Вот почему овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.
Итак, здоровье, здоровый образ жизни — фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности.
Охрана собственного здоровья-это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. Человек-сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга детского коллектива. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества учащихся.
Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. В нашем же случае дети проживают в интернате весь учебный год и ответственность за жизнь и здоровье воспитанника несет воспитатель. Однако, чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать условия и правила проживания в интернате – это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния взрослого и ребенка.
В современной системе российского образования множество проблем. Одной из приоритетных является ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Данная проблема имеет как стратегическое значение для развития образования в России на обозримое будущее, так и высокую актуальность сегодня.
Обществу нужна Личность – гармонично развитая, творческая, активная, понимающая свое предназначение в жизни, умеющая управлять своей судьбой, здоровая физически и нравственно.
Спортивные мероприятия в интернате и в школе имеют решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь спорт в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Внеклассная физкультурно-оздоровительная, спортивно- массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление воспитанников школ-интернатов, приобщение их к ЗОЖ.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и других видов деятельности в течение суток.
Проблема здоровьесберегающих технологий является достаточно сложной, так как требует серьезных научных разработок и серьезных программ на уровне образовательного учреждения, в которых предусматривалось бы сохранение здоровья не только воспитанников, но и педагогов, работающих с детьми.
Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Важными компонентами здоровья школьников являются физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное здоровье. Духовное здоровье влияет на уровень физического. Здоровье, творчество и духовность – три взаимосвязанные составные части гармонично развитого человека. Детям, как воздух необходима самостоятельность, увлекательная игра, изобретаемая ими самими, нужно свободное общение – иных путей к развитию эмоций и интеллекта нет.
Цель здоровьесберегающих технологий – укрепление и сохранение здоровья воспитанников.В своей работе на первое место ставлю задачи:
— сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
— дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;
— обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки.
Самым хорошим примером для детей являются родители. В работе с родителями имеют место совместные мероприятия.Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья». Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито не только духовно, но и физически.
Источник
Фёдорова Вера Леонидовна
Бойцова Елена Рудольфовна
МБДОУ детский сад №43
г. Усолье – Сибирское.
Статья.
«Влияние здорового и безопасного образа жизни на развитие детей дошкольного возраста».
Такое понятия как «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ. В последние годы создано немало технологий и данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская, М. Д. Маханёва, и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век новых технологий, исследований и разработок проблема формирования здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной, современной. От состояния здоровья и безопасности детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье и безопасность детского населения в настоящее время оставляет желать лучшего. Ухудшение здоровья детей связано с экологическими проблемами, различными бытовыми факторами, химическими добавками в продукты питания, некачественной водой, накапливающимися раздражениями в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, а проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях . Это лишь некоторые факторы, отрицательно воздействующие на здоровье и безопасность ребенка. В настоящее время важной задачей, стоящей перед взрослыми, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, а также формирование основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. Поэтому воспитание и образование в этих направлениях должно строиться на активности детей. Необходимо включать самого ребенка в заботу о здоровье, приобщать его к ценностям здорового образа жизни, формировать культуру здоровья и навыки безопасного поведения. Культура здоровья – это умение ребенка правильно и безошибочно выбирать в любой ситуации только полезное, содействующее здоровью и умение отказываться от всего вредного. Основная задача ДОУ – воспитать ребенка психически и физически здоровым гражданином нашей Родины, поэтому дошкольное образование уделяет большое внимание формированию культуры здорового и безопасного образа детей. Но результаты указывают на социально-педагогический уровень существующих проблем и диктуют нам необходимость поиска новых механизмов, которые позволят изменить ситуацию, а также необходимо выработать определённую комплексную систему в работе, охватывая комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Каждый человек имеет огромные возможности для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, для поддержания своего здоровья и для сохранения работоспособности. Поэтому заниматься этим вопросом следует с ранних лет жизни, нужно формировать у детей эту культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой, спортом и закаливанию. В своих трудах В. А. Сухомлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является важнейшим трудом воспитателя. Педагог, воспитывающий культуру здорового и безопасного образа жизни, прежде всего сам должен быть здоров. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог выдерживает все режимные моменты, графики, чередования умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. Свою педагогическую деятельность я планирую в соответствии программы «От рождения до школы» а также ориентируясь на показатели нервно-психического развития детей, физической подготовленности детей. Реализуя данное направление работы, мной был разработан проект «Будь здоров». Работа над педагогическим проектом проводится с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, постепенно расширяя и углубляя представления детей о здоровом и безопасном образе жизни. В данной статье мной представлен материал работы с дошкольниками 5-6 лет. Система работы построена по трем направлениям («Я и мое тело», «Личная гигиена и привычки здоровья», «Правила безопасности») с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 5-6 лет. Вся работа построена с учетом интеграции образовательных областей. Совместная деятельность детей и взрослых содержит элементы экспериментальной, исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренние гимнастики, подвижные игры, закаливающие мероприятия, массажи, пальчиковая, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз), беседы, рассматривание иллюстраций, обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, двигательные упражнения, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы т. д. Материалы, используемые в работе, находят отражение во всех режимных моментах группы дошкольников. В процессе работы у детей формируется осознанное отношение к укреплению своего здоровья и соблюдению правил безопасного поведения. Дети овладевают навыками анализа своего состояния с целью своевременной самопомощи и регуляции поведения.
Важным моментом в работе по данному направлению является тесное взаимодействие с родителями. Вместе с ними мы создаем единые требования и формируем положительную мотивацию к сохранению и укреплению здоровья детей. Знания родителей повышаются через информационный стенд. Родители участвуют в создании различных выставок. Тематика выставок разнообразна. Родители являются активными участниками совместных развлечений, досугов. Папка «Будь здоров», созданная в группе, знакомит родителей с мероприятиями по ОБЖ и здоровьесбережению, проводимыми с детьми в детском саду. Родители используют рекомендованные упражнения и игры в общении с ребенком дома. Так же они могут обмениваться опытом, помещая в папку информацию по ОБЖ и здоровьесбережению детей в семье.
В заключение хочется сказать, что повышение качества знаний по теме здоровья и безопасности у родителей и активное участие в образовательном процессе способствует формированию потребности к здоровому образу жизни всей семьи.
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. — 2004. — №1.
2. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е.Я. Гаткин. М.: Лист, 2007. — 173 с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. [Текст] / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 480 с.
4. Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации [Текст] / Автор-составитель О.В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 226 с.
5. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000. Т. 7.- №2
Источник