Влияние занятий физическими упражнениями на развитие ребенка

Влияние занятий физическими упражнениями на развитие ребенка thumbnail

Татьяна Зологина
Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие быстроты, силы и выносливости, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Следовательно, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детском саду.

Я считаю, что игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

В нашем детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно — физкультурные праздники (летний и зимний, когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости.

Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В коллективном воспитании детей в детском саду подвижным играм мы уделяем большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Каждый комплекс упражнений повторяется две недели. Во время гимнастики обеспечена максимальная двигательная активность детей.

Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

Адаптационные возможности органов дыхания и сердечнососудистой системы в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых, поэтому физические упражнения строго дозируются.

Можно использовать готовые комплексы, а можно составлять самим с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма: потягивание, ходьба, мышцы шеи, рук и плечевого пояса, мышцы туловища и живота, мышцы ног, общего воздействия, силового характера, на расслабление, дыхательные.

Полезны занятия в форме так называемых двигательных рассказов, где ребенок может создавать знакомые ему образы, т. е. имитировать и подражать героям.

Использование таких приемов, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Источник

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.

По данным Министерства образования и Министерства здраво­охранения РФ, НИИ педиатрии РАН, общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Даже у младших школь­ников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую-шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями.

Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдер­живать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть (похо­дить или побегать) на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

Важнейшая задача, стоящая перед учителями, тренерами, родите­лями, — создать условия, при которых дети школьного возраста смо­гут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеучебное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.

Систематические занятия фи­зическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что ничто так силь­но не разрушает организм, как физическое бездействие. Древнегре­ческий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их при­менения: «Гармония функций является результатом правильного от­ношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древ­неримский врач Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здо­ровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Многие великие люди говори­ли о пользе движения и физических упражнений.

«Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нуж­ды в употреблении лекарств… Умеренно и своевременно занимаю­щийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в ка­ком лечении, направленном на устранение болезни» (Авиценна).

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспо­собность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ).

«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболе­ешь» (Гораций).

В современных условиях человек меньше двигается, а значит, его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно ак­тивны, из-за чего быстро стареют. Ухудшающаяся экология и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека начинают преследовать болезни. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно тренировать организм, зани­маясь физической культурой и спортом.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Оздоровительная физическая культура предусматривает использование физических упражнений в целях повышения или поддержа­ния уровня физической дееспособности и здоровья. Необходимы такие упражнения, которые сопровождались бы значительным расходом энергии и давали бы длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям (т. е. аэробические упражнения).

Эффективность физических упражнений оздоровительной на­правленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режи­мом работы и отдыха.

В оздоровительных целях у детей школьного возраста недельный объем двигательной активности должен составлять 14-21 ч. Если двигательная активность мала, у здоровых детей проявляются: одышка при незначительной физической нагрузке; боль в области сердца, головокружение; боль в спине, как следствие недостаточного развития мышечного аппарата; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная возбудимость и др.

Чтобы оздоровительная физическая культура оказывала на детей положительное влияние, необходимо сформировать у детей глубоко осмысленное отношение и устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности, потребность в ней, а также побуждать их к оптимальной активности.

В оздоровительной физической культуре применяются разнообразные методы и формы занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста: утренняя гимнастика, физкультурные минутки и физ­культурные паузы, общая физическая подготовка, оздоровительный бег, передвижение на лыжах, стретчинг, дыхательная гимнастика; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивная работа в школе; внешкольная спортивно- массовая работа; дни здоровья и спорта; самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями и др.

Утренняя гимнастика — или, как ее еще называют, зарядка — представляет собой комплекс физических упражнений, обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию. Она необходима для ликвидации застойных явлений после сна, активизации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма. Утренняя гимнастика состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов или с пред­метами.

Желательно, чтобы утренняя гимнастика выполнялась детьми в домашних условиях. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры.

Физкультурные минутки и паузы — это кратковременные сеанс физических упражнений, которые проводятся для активного отдыха и поддержания работоспособности.

На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении до­машних учебных заданий у учащихся проявляется три вида утомления: утомление глаз, утомление мышц кисти при письме, общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе. Упражнения активизируют дыхание, кровообращение и обмен ве­ществ в организме, снимают общее утомление.

Физкультминутки: продолжительность — 1 (2) мин.

Физкультпаузы: продолжительность — 2-3 мин.

Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловко­сти), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Занятия по общей физической подготовке способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособ­ности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена. Увеличиваются жизненная емкость легких, сеть капиллярных сосу­дов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются ее сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работ.

Оздоровительный бег всесторонне воздействует на организм (на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппа­рат и психику). Недаром в Древней Греции, колыбели Олимпийских игр, был рожден лозунг: «Если хочешь быть сильным — бегай! Если хочешь быть красивым — бегай! Если хочешь быть умным — бегай!».

Стретчинг (англ. — растягивание) — это система спе­циальных упражнений для растягивания мышц и повышения под­вижности в суставах.

Польза стретчинга заключается в том, что в мышцах при растя­гивании (и удержании определенной позы) активизируются процес­сы кровообращения и обмена веществ.

Физические упражнения и подвижные игры на переменах.

Их основное назначение: организовать здоровый отдых в процессе учебного дня с целью повышения работоспособности, содействовать формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма знаний и навыков проведения массовых самодеятельных форм активного отдыха; содействовать развитию творческой инициативы и самостоятельности, формированию навыков сознательной дисциплины.

Переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровой) во время перемены способствует повышению продуктивности последующей учебной работы.

Игры и упражнения надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию организма и укреплению здоровья учащихся. В случае неблагоприятных условий занятия переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах и рекреациях.

Спортивный час.

Основная форма занятий в группах продленного дня. Его ежедневно проводят со школьниками воспитатели групп на открытом воздухе с целью закаливания организма и обеспечения активного отдыха младших школьников. Он способствует психической разрядке, противодействует развитию чрезмерного утомления и тем самым повышают умственную работоспособность учащихся, способствует повышению двигательной активности, совершенствованию двигательных навыков, целенаправленному развитию физических качеств, воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, формированию умения организованно играть в коллективе сверстников, а также проводить простейшие игры с небольшой группой товарищей.

В содержание спортивного часа включают упражнения и подвижные игры, ранее разученные детьми на уроках физкультуры:

Внеклассная спортивная работа по физическому воспитанию представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой во внеурочное время.

Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения.

Значение внеклассной работы огромно: она способствует повышению уровня двигательной активности детей и укреплению их здоровья; содействует полезной организации отдыха школьников; удовлетворяет их индивидуальные интересы в физическом совершенствовании, и способствуют формированию интереса к занятиям спортом; развивает социальную активность школьников.

Кружок физической культуры – основная форма организации внеклассной работы с учащимися начальных классов. Задачи: а) активизация оздоровительного двигательного режима младших школьников; б) расширение круга знаний из области физической культуры, двигательных умений и навыков учащихся; в) формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.

Секция общей физической подготовки является одной из форм организации дополнительной работы с учащимися по предмету «Физическая культура» и своеобразной переходной ступенью от занятий общеподготовительной направленности к специализированным занятиям спортом. Задачи: а) приобщить возможно большее количество школьников к систематическим организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать их общему физическому развитию и успешному выполнению требований учебной программы.

Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи – демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы.

Праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители.

Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса.

Задачи: а) содействовать улучшению общефизической и спортивной подготовленности школьников; б) обеспечить возможность выполнения норм спортивной классификации; в) проверить и объективно оценить качество работы по физическому воспитанию в школе; г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содействовать пропаганде физической культуры.

Формы внешкольной спортивно – массовой работы разнообразны. Они дополняют работу учебную и внеклассную, и помогают более качественно решать задачи физического воспитания. Внешкольная работа обеспечивает удовлетворение разнообразных интересов детей к занятиям физическими упражнениями, расширяет возможности выбора спортивной специализации. Узкоцелевая направленность отдельных форм занятий создает условия для совершенствования в избранном виде спорта.

Задачи: 1. Вовлечь возможно большее количество школьников в систематические занятия физическими упражнениями на основе удовлетворения индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании.

2. Содействовать организации полезного досуга организации полезного досуга школьников, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности и спортивной классификации.

3. Содействовать формированию интереса к проведению массовой физкультурной работы в различных звеньях системы физического воспитания школьников на основе совершенствования инструкторских и судейских знаний и навыков.

Дни здоровья и спорта.

Массовые физкультурные мероприятия являются важным звеном в системе физического воспитания учащихся. Организуются и проводятся в соответствии с общей целью и задачами физического воспитания, содействует направленному развитию физических и психических свойств личности школьников. Решают задачи по удовлетворению потребностей школьников в регулярных занятиях физкультурой, а также проявлять свои физические способности в соревнованиях.

Дни здоровья и спорта включают в себя:

  • Подвижные игры;

  • Спортивные игры;

  • Прогулки и походы с играми на местности;

  • Спортивные соревнования;

  • Конкурсы, различные развлечения, аттракционы;

В паузах для отдыха – викторины, настольные игры, выступления художественной самодеятельности.

Правильно организованные занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию и оздоровлению всех функций организма, укреплению нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня.

Физическое благополучие, высокая надежность организма в целом и отдельных его систем, всестороннее и гармоничное развитие двигательных способностей – это может быть достигнуто при регулярных каждодневных занятиях физическими упражнениями. Физические упражнения, игры, спорт, туризм, система закаливания, дарящие и сохраняющие здоровье, должны на все годы жизни человека оставаться лидирующими в его шкале основных жизненных ценностей.

Источник