Влияние заболеваний на физическое развитие ребенка
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма — физического развития.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой — степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, то есть имеет, как минимум, два значения: совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Физическое развитие — один из важнейших критериев в оценке состоянии здоровья детей, тесно связанный с моторным (двигательным) развитием и половым созревание организма.
Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста средней школы № 69 города Гомеля.
Практическое значение работы заключается в том, что на основании полученных результатов можно планировать объем и характер оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Физическое развитие детей и подростков
Факторы, влияющие на физическое развитие
Все факторы, влияющие на рост и развитие ребенка условно делятся на эндогенные и экзогенные.
К эндогенным факторам относятся: здоровье родителей, течение беременности и родов, питание беременной женщины, наличие врожденных аномалий развития и др. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, является маточный кровоток и плацентарная перфузия. Отклонение в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов могут оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребенка.
Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни — щитовидной железы, с 3-4 лет — гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены — у юношей, эстрогены — у девушек). Соматотропный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном возрастах. Действие андрогенов как стимуляторов роста определяет начало препубертатного «ростового скачка» и является кратковременный. Следом за пубертатным ускорением роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и таким образом способствуют его прекращению. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста, и чувствительность тканей к их действию определяются генотипом. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100.
Генетические факторы. Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.
Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, обуславливает важность качественного питания, особенно содержание в нем достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов — витамина А, цинка, йода — избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревание, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функции ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.
Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна — именно во сне осуществляется основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета является физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка — психическая напряженность, травмы, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хроническое заболевание неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.
Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий [1].
Источник
Àâòîð: Èðèíà Íåñòåðîâà ✔ 22.11.2016
Íåñòåðîâà È.À. Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ
Ðàññìîòðèì âçàèìîñâÿçü çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êëþ÷åâûõ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ ðåáåíêà. Îáîñíîâàíà íåîáõîäèìîñòü ðåãóëÿðíîé îöåíêè óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ öåëüþ ïðåîäîëåíèÿ âîçìîæíûõ çàáîëåâàíèé íà ðàííèõ ýòàïàõ èõ âîçíèêíîâåíèÿ.
Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé
Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå íàõîäÿòñÿ â òåñíîé âçàèìîñâÿçè. Ó äåòåé ñ èìåþùèìèñÿ íàðóøåíèÿìè çäîðîâüÿ çàìåäëåíî èëè çíà÷èòåëüíî óõóäøåíî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ïðåäñòàâëÿåòñÿ â ñîâîêóïíîñòè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè â äåòñêîì âîçðàñòå. Îíî íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ âîñïèòàíèåì òÿãè ê çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè.
Ïðîáëåìà çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé øèðîêî èçó÷åíà â ìåäèöèíå. Åùå â XIX âåêå ðóññêèå ó÷åíûå Ô. Ô. Ýðèñìàí è Í. Â. Çàê óñòàíîâèëè, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ èç ïðèâèëåãèðîâàííûõ êðóãîâ çíà÷èòåëüíî âûøå ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè èç ñåìåé ìàëîîáåñïå÷åííûõ.
 ïåðèîä ñîâåòñêîé âëàñòè î çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé ïèñàëè òàêèå ó÷åíûå êàê: À. Í. Àíòîíîâà, Ì. Ä. Áîëüøàêîâà, Ì. À. Ìèíêåâè÷, Å. Ï. Ñòðîìñêàÿ, Ë. À. Ñûñèí, Ë. Ë. Ðîõëèí, Â. Î. Ìî÷àí è äð.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîáëåìàì äåòñêîãî ðàçâèòèÿ è çäîðîâüÿ áîëüøîå âíèìàíèå óäåëåíî â òðóäàõ òàêèõ ñïåöèàëèñòîâ êàê: Â. Â. Ãîëóáåâ, À.À. Áàðàíîâ, Í.Â. ÅæîâàÍ.Ï., Øàáàëîâè äð. [7]
Ê ñîäåðæàíèþ
Ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé
Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé çàâèñèò îò òîãî, â êàêîé ôèçè÷åñêîé ôîðìå è êàê ÷àñòî çàíèìàåòñÿ ñïîðòîì ðåáåíîê. Âàæíóþ ðîëü â îöåíêå çäîðîâüÿ äåòåé âûïîëíÿþò ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé.
Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé ïîíèìàþò ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà òàêèõ êàê:
- ðîñò,
- âåñ,
- îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè,
- åìêîñòü ëåãêèõ,
- ìûøå÷íàÿ ñèëà ðóê è ò. ä.
Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ðåáåíêà è âçðîñëîãî íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ äåÿòåëüíîñòüþ ñèñòåì îðãàíèçìà:
- ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé,
- äûõàòåëüíîé,
- ïèùåâàðèòåëüíîé,
- îïîðíî-äâèãàòåëüíîé è äð.
Ñîñòîÿíèå âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèñòåì ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Óñòàíîâëåíî, ÷òî, îò òîãî, êàê ðàçâèò ðåáåíîê ôèçè÷åñêè çàâèñèò óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì ñðåäû, ñîïðîòèâëÿåìîñòü áîëåçíÿì. Òàêèì îáðàçîì, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàíû è âëèÿþò äðóã íà äðóãà.
Ìíîãèå ó÷åíûå-âàëåîëîãè îòìå÷àþò, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå êàê êàòåãîðèÿ çäîðîâüÿ, íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ ñîñòîÿíèåì ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, îïîðíî-äâèãàòåëüíîé è äðóãèõ ñèñòåì. Ýòî íåîñïîðèìî. Îäíàêî, íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî îò óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì ñðåäû, ñîïðîòèâëÿåìîñòü áîëåçíÿì è ñîîòâåòñòâåííî ñîñòîÿíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàíû è âëèÿþò äðóã íà äðóãà. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îòðàæàåò ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà è ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ äåòåé.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå áîëüøå è áîëüøå ãîâîðÿò îá àêñåëåðàöèè äåòñêîãî îðãàíèçìà. Îíà îêàçûâàåò íåïðåäñêàçóåìîå âîçäåéñòâèå íà çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé. Àêñåëåðàöèÿ ýòî óñêîðåííûå òåìïû ðàçâèòèÿ íàçûâàþòñÿ îðãàíèçìà.  íàóêå óæèâàþòñÿ íå îäíà òåîðèÿ àêñåëåðàöèè. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ýòî ðåçóëüòàò îáùåé òåíäåíöèè â áèîëîãèè ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, âîçíèêøåé ïîä âëèÿíèåì íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà. Ýòî èçìåíåíèå ïèòàíèÿ, óâåëè÷åíèå àêòèâíîñòè Ñîëíöà, èçìåíåíèå êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèé, óðáàíèçàöèÿ, íàðóøåíèÿ ãåíåòè÷åñêîé èçîëÿöèè (ìåæíàöèîíàëüíûå áðàêè), èçëó÷åíèå áûòîâîé òåõíèêè è ò.ï.[4]
Ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÷àùå âñåãî ñ÷èòàþòñÿ ðîñò è âåñ. Îíè îöåíèâàþòñÿ ïóòåì ñðàâíåíèÿ âåëè÷èíû åãî ðîñòà ñ íîðìàìè, ïðåäñòàâëåííûìè â ñòàíäàðòíûõ òàáëèöàõ. Òàêèå òàáëèöû ïåðèîäè÷åñêè ñîñòàâëÿþò íà îñíîâàíèè ìàññîâûõ îáñëåäîâàíèé äåòåé â îïðåäåëåííûõ ðåãèîíàõ, èìåþùèõ ñâîè ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå è ýêîíîìè÷åñêèå îñîáåííîñòè [6].
Äëÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà õàðàêòåðåí áûñòðûé ðîñò è íåïðåðûâíîå ðàçâèòèå. Ïî ìíåíèþ Í.Â. Åæîâîé[2] â ìåäèöèíñêîé íàóêå ðàçëè÷àþò ðÿä ïåðèîäîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûå îòðàæåíû íà ðèñóíêå íèæå.
Ïåðèîäû æèçíè ðåáåíêà
Íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà îêàçûâàþò âëèÿíèå ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ:
- Íàñëåäñòâåííîñòü, â êîòîðîé áîëüøóþ ðîëü èãðàþò íå òîëüêî ãåíû ðîäèòåëåé, íî è ðàñîâàÿ ïðèíàäëåæíîñòü è ãåíû ìíîãèõ ïîêîëåíèé ïðåäêîâ.
- Ïèòàíèå ðåá¸íêà, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà. Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå ÷àñòî ïðèâîäèò ê äåôèöèòó èëè èçáûòêó îïðåäåë¸ííûõ âåùåñòâ, ðàçâèòèþ ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé.
- Óñëîâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû è óõîä çà ðåá¸íêîì.
- Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè, íàëè÷èå íåêîòîðûõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, ïåðåíåñ¸ííûå òÿæåëûå òðàâìû èëè èíôåêöèîííûå áîëåçíè.
- Ïðàâèëüíî ðàñïðåäåë¸ííàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåá¸íêà, åãî ïñèõîëîãè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå [].
×àùå âñåãî ðîñò îðãàíèçìà çàêàí÷èâàåòñÿ ê 16 18 ãîäàì [6].
Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîöåññ, ñòðîãî ïîä÷èí¸ííûé îïðåäåë¸ííûì áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì.
Îäèí èç âàæíåéøèõ çàêîíîâ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ÷åì ìåíüøå âîçðàñò, òåì àêòèâíåå ïðîèñõîäÿò ïðîöåññû ðîñòà. Èñõîäÿ èç ýòîãî, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ñàìûì àêòèâíûì îáðàçîì îðãàíèçì ðàñòåòò âíóòðèóòðîáíî. Çà 9 ìåñÿöåâ îðãàíèçì ìàëûøà ðàñò¸ò îò íåñêîëüêèõ êëåòîê äî ðàçìåðîâ â ñðåäíåì 49 54 ñì ðîñòà è 2,7 4 êã âåñà. Çà ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåá¸íîê âûðàñòàåò ïðèìåðíî íà 3 ñì è ïðèáàâëÿåò ìàññó 700 1000 ã.  ñðåäíåì ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà ðåá¸íîê âåñèò îêîëî 10 êã è èìååò ðîñò 73 76 ñì. Ñ óâåëè÷åíèåì âîçðàñòà óìåíüøàþòñÿ ïðèáàâêè â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà [4].
Äðóãîé íåìàëîâàæíûé çàêîí ðîñòà äåòñêîãî îðãàíèçìà ýòî ñìåíà ïåðèîäîâ âûòÿæåíèÿ è îêðóãëåíèÿ. Ïåðèîäû òàê íàçûâàåìîãî âûòÿæåíèÿ ñìåíÿþòñÿ ïåðèîäàìè îêðóãëåíèÿ êàæäûé ïåðèîä äëèòñÿ îêîëî 1,5 3 ëåò. Íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåíû ïåðèîäû îêðóãëåíèÿ â âîçðàñòå 3 5 ëåò, à ïåðèîäû âûòÿæåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå [7].
Êîíòðîëü çà ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà íåîáõîäèì íà êàæäîì ýòàïå ðàçâèòèÿ. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ëþáîå çàáîëåâàíèå îòðàæàåòñÿ íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, íàðóøàÿ åãî.
Ê ñîäåðæàíèþ
Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà
Äëÿ âûÿâëåíèÿ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèå äåòåé ïðîâîäÿò àíàëèç ïîêàçàòåëåé è ðàñ÷åòû, íà âûÿâëåíèå ðàçëè÷íûõ èíäåêñîâ.
Îöåíêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñðàâíåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà ñ íîðìàòèâíûìè. Ïåðâûì (áàçîâûì), à âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ åäèíñòâåííûì ìåòîäîì îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ïðîâåäåíèå àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé è îöåíêà ïîëó÷åííûõ äàííûõ. Ïðè ýòîì èñïîëüçóþò äâà îñíîâíûõ ìåòîäà ïðåäñòàâëåííûõ íà ðèñóíêå.
Ìåòîäû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé
Ðàññìîòðèì êàæäûé ìåòîä îöåíêè çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïî îòäåëüíîñòè.
Ìåòîä îðèåíòèðîâî÷íûõ ðàñ÷åòîâ îñíîâûâàåòñÿ íà çíàíèè îñíîâíûõ çàêîíîìåðíîñòåé óâåëè÷åíèÿ ìàññû è äëèíû òåëà, îáâîäîâ ãðóäíîé êëåòêè è ãîëîâû. Ñîîòâåòñòâóþùèå íîðìàòèâíûå ïîêàçàòåëè ìîæíî ðàññ÷èòàòü äëÿ ðåáåíêà ëþáîãî âîçðàñòà. Äîïóñòèìûé èíòåðâàë îòêëîíåíèé ôàêòè÷åñêèõ äàííûõ îò ðàñ÷åòíûõ ñîñòàâëÿåò ± 7% äëÿ ñðåäíèõ ïîêàçàòåëåé ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ìåòîä äàåò ëèøü ïðèáëèçèòåëüíóþ êàðòèíó î ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé è èñïîëüçóåòñÿ ïåäèàòðàìè, êàê ïðàâèëî, â ñëó÷àå îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè äåòÿì íà äîìó.
Ìåòîä àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ñòàíäàðòîâ ÿâëÿåòñÿ áîëåå òî÷íûì, ïîñêîëüêó èíäèâèäóàëüíûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå âåëè÷èíû ñðàâíèâàþò ñ íîðìàòèâíûìè ïî âîçðàñòó è ïîëó ðåáåíêà. Ðåãèîíàðíûå òàáëèöû ñòàíäàðòîâ ìîãóò áûòü äâóõ òèïîâ:
- Ñèãìàëüíûé òèï.
- Öåíòèëüíûé òèï.
Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàáëèö, ñîñòàâëåííûõ ïî ìåòîäó ñèãìàëüíûõ ñòàíäàðòîâ, ñðàâíåíèå ôàêòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ïðîâîäèòñÿ ñî ñðåäíåé àðèôìåòè÷åñêîé âåëè÷èíîé (Ì) äëÿ äàííîãî ïðèçíàêà òîãî æå âîçðàñòíî-ïîëîâîé ãðóïïû, ÷òî è ó ðåáåíêà, êîòîðóþ ìû íàáëþäàåì. Ïîëó÷åííóþ ðàçíèöó âûðàæàþò â ñèãìà (δ ñðåäíåå êâàäðàòè÷åñêîå îòêëîíåíèå), îïðåäåëÿÿ ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ äàííûõ îò èõ ñðåäíåé âåëè÷èíû.
Ðåçóëüòàòû îöåíèâàþòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: ïðè ñðåäíåì ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè èíäèâèäóàëüíûå çíà÷åíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò âîçðàñòíûõ ñòàíäàðòîâ (Ì) íå áîëåå ÷åì íà îäíó ñèãìó â òó èëè äðóãóþ ñòîðîíó.
 çàâèñèìîñòè îò ðàçìåðîâ ñèãìàëüíûõ îòêëîíåíèé âûäåëÿþò 5 ãðóïï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îíè ïðåäñòàâëåíû íà ðèñóíêå íèæå [3].
Ãðóïïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ðàçìåðàìè ñèãìàëüíûõ îòêëîíåíèé[3].
Ðàññìîòðèì ïðèìåð: Ñðåäíèé ðîñò ìàëü÷èêîâ 10-ëåòíåãî âîçðàñòà ðàâåí 137 ñì, ñðåäíåå êâàäðàòè÷åñêîå îòêëîíåíèå 5,2 ñì, òîãäà øêîëüíèê ýòîãî âîçðàñòà, èìåþùèé ðîñò 142 ñì, ïîëó÷èò îöåíêó ðîñòà â äîëÿõ ñèãìû, ðàâíóþ
142 137 / 5,2 = 0,96,
ò. å. ðîñò øêîëüíèêà íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ Ì + 1σ è îöåíèâàåòñÿ êàê ñðåäíèé, íîðìàëüíûé ðîñò.
Èòîãîâûå äàííûå, ïîëó÷àåìûå ïî êàæäîìó ïðèçíàêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, â ñèãìàëüíîì âûðàæåíèè ìîãóò áûòü íàãëÿäíî ïðåäñòàâëåíû â âèäå òàê íàçûâàåìîãî àíòðîïîìåòðè÷åñêîãî ïðîôèëÿ, êîòîðûé âûïîëíÿåòñÿ ãðàôè÷åñêè è ïîêàçûâàåò îòëè÷èÿ òåëîñëîæåíèÿ äàííîãî ÷åëîâåêà îò äðóãèõ ëèö. Ýòîò ñïîñîá øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ïðè äèíàìè÷åñêîì ìåäèöèíñêîì íàáëþäåíèè çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé, ñïîðòñìåíîâ, âîåííîñëóæàùèõ è äðóãèõ ãðóïï íàñåëåíèÿ.
Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàáëèö, ñîñòàâëåííûõ ïî ìåòîäó öåíòèëüíèõ ñòàíäàðòîâ, íåîáõîäèìî îïðåäåëèòü öåíòèëüíèé èíòåðâàë, êîòîðîìó ñîîòâåòñòâóåò ôàêòè÷åñêàÿ âåëè÷èíà ïðèçíàêà, ó÷èòûâàÿ âîçðàñò è ïîë ïàöèåíòà, è äàòü îöåíêó. Ìåòîä íå ìàòåìàòèçèðîâàííûõ è ïîýòîìó ëó÷øå õàðàêòåðèçóåò âàðèàöèîííûå ðÿäû â áèîëîãèè è â ÷àñòíîñòè â ìåäèöèíå. Îí ïðîñò â èñïîëüçîâàíèè, íå òðåáóåò ðàñ÷åòîâ, â ïîëíîé ìåðå ïîçâîëÿåò îöåíèòü âçàèìîñâÿçü ìåæäó ðàçëè÷íûìè àíòðîïîìåòðè÷åñêèìè ïîêàçàòåëÿìè è ïîýòîìó øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ â ìèðå [7].
 íàñòîÿùåå âðåìÿ, çíàÿ ïîë, âîçðàñò ðåáåíêà è îïðåäåëèâ àíòðîïîìåòðè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, ìîæíî âûÿñíèòü ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ åãî ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
Öåíòèëü îïðåäåëåííàÿ äîëÿ èëè ïðîöåíò ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðèçíàêà ó äåòåé â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà è ïîëà. Ýòî êîëè÷åñòâåííûé ïîêàçàòåëü ôèçèîëîãè÷åñêèõ ãðàíèö äàííîãî ïðèçíàêà [1].
Çà ñðåäíèå, èëè óñëîâíî íîðìàëüíûå, âåëè÷èíû ïðèíèìàþòñÿ çíà÷åíèÿ â èíòåðâàëå 25-75 öåíòèëåé (50% âñåõ äåòåé). Èíòåðâàë îò 10 äî 25 öåíòèëåé õàðàêòåðèçóåò îáëàñòü âåëè÷èí íèæå ñðåäíåãî, îò 3 äî 10 öåíòèëåé íèçêèõ, íèæå 3 öåíòèëåé î÷åíü íèçêèõ è íàîáîðîò, èíòåðâàë îò 75 äî 90 öåíòèëåé îáëàñòü âåëè÷èí âûøå ñðåäíåãî, îò 90 äî 97 öåíòèëåé âûñîêèõ, âûøå 97 öåíòèëåé î÷åíü âûñîêèõ. Âûøå 75 è íèæå 25 öåíòèëåé ëåæàò ïîãðàíè÷íûå çîíû êîëè÷åñòâåííûõ õàðàêòåðèñòèê äëèíû è ìàññû òåëà, òðåáóþùèå îñòîðîæíîñòè ïðè îöåíêå ðèñêà ñåðüåçíûõ îòêëîíåíèé.
Ïîêàçàòåëè, ëåæàùèå çà ïðåäåëàìè 97-ãî è 3-ãî öåíòèëåé, îòðàæàþò ÿâíóþ ïàòîëîãèþ èëè çàáîëåâàíèå.
Êàæäûé ðåçóëüòàò, ïîëó÷åííûé ïðè èçìåðåíèè äëèíû èëè ìàññû òåëà, ìîæåò áûòü ïîìåùåí â ñîîòâåòñòâóþùóþ îáëàñòü, èëè «êîðèäîð», öåíòèëüíîé øêàëû, ÷òî ïîçâîëÿåò îöåíèòü ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà: ñðåäíåå, âûøå ñðåäíåãî, âûñîêîå, î÷åíü âûñîêîå, íèæå ñðåäíåãî, íèçêîå è î÷åíü íèçêîå. Åñëè ðàçíîñòü «êîðèäîðîâ» ìåæäó ëþáûìè 2 èç 3 ïîêàçàòåëåé íå ïðåâûøàåò 1, ìîæíî ãîâîðèòü î ãàðìîíè÷íîì ðàçâèòèè. Åñëè ýòà ðàçíîñòü ñîñòàâëÿåò 2 «êîðèäîðà», ðàçâèòèå ñëåäóåò ñ÷èòàòü íåãàðìîíè÷íûì, à ïðè 3 è áîëåå äèñãàðìîíè÷íûì, ò.å. ñâèäåòåëüñòâîì ÿâíîãî íåáëàãîïîëó÷èÿ.
Ïðè íàáëþäåíèè è èçìåðåíèè ðåá¸íêà ïåäèàòð äà¸ò çàêëþ÷åíèå ïî ôèçè÷åñêîìó ðàçâèòèþ è ðåêîìåíäàöèè â ñëó÷àå îòêëîíåíèÿ îò íîðìû.
Íî äëÿ àäåêâàòíîé îöåíêè è ñâîåâðåìåííîãî êîððåêòèðîâàíèÿ èìåííî âàøåãî ðåá¸íêà âðà÷ äîëæåí áûòü îçíàêîìëåí:
- ñ ïðåäûäóùèì ðàçâèòèåì ðåá¸íêà,
- ñ ïåðåíåñ¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè,
- ñ íàëè÷èÿìè îñîáåííîñòåé ðåá¸íêà.
Ðîäèòåëè äîëæíû ÷åòêî îòñëåæèâàòü ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñîâìåñòíî ñ ïåäèàòðîì. Ýòî íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû âîâðåìÿ ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå çàáîëåâàíèé, òàêèõ êàê ýíäîêðèííûå, áîëåçíè îáìåíà âåùåñòâ, áîëåçíè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è ò.ä.
Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ñòðîãî ðåãëàìåíòèðîâàííûå ïåðèîäû óêàçàííûå íèæå.
Èòàê, êîíòðîëü çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì ðåáåíêà è åãî îöåíêà êðàéíå âàæíû â ñîâðåìåííûõ êðàéíå ñëîæíûõ ýêîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ. Òàê æå íóæíî ïîä÷åðêíóòü òîò ôàêò, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàííûå ïîêàçàòåëè. Ó çäîðîâûõ äåòåé àäåêâàòíûå ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Åñëè æå ó ðåáåíêà èìåþòñÿ êàêèå ëèáî çàáîëåâàíèÿ, òî îíè óõóäøàþò ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
Ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé íåîáõîäèìî, îíî ïîçâîëÿåò âûÿâèòü íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ, åù¸ äî íà÷àëà æàëîá íà çäîðîâüå ðåá¸íêîì èëè åãî ðîäèòåëÿìè.
Ëèòåðàòóðà
- Ãîëóáåâ Â.Â.Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2011
- Åæîâà Í.Â. Ïåäèàòðèÿ Ìí.: Âûñøàÿ øêîëà, 1999
- Æèäêîâà Î.È.Ìåäèöèíñêàÿ ñòàòèñòèêà: êîíñïåêò ëåêöèé Ì.: Ýêñìî, 2011
- Çàïðóäíîâ À. Ì., Ãðèãîðüåâ Ê. È. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè. Ì.: ÃÝÎÒÀÐ- Ìåäèà, 2011
- Ïåäèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. Êðàòêîå èçäàíèå / Ïîä ðåä. À. À. Áàðàíîâà. Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2014.
- Ïèùàåâà Ì.Â. Äåíèñîâà Ñ.Â. Ìàñëîâà Â.Þ.. Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà Àðçàìàñ: ÀÃÏÈ, 2006.
- Òÿæåëàÿ Î.Â. Ïåäèàòðèÿ. Íîâàÿ êíèãà, 2010.
Источник