Влияние взрослых и сверстников на развитие личности ребенка

Влияние взрослых и сверстников на развитие личности ребенка thumbnail

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник

Мухамеджанова Зифа
Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие

«Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».

Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:

• формирование положительного отношения к правилам поведения;

• закрепление в сознании дошкольника значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;

развитие умения принимать правила как руководство к действию;

• обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;

• переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям

Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную эмоциональную базу. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом, радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.

Что такое социальное развитие?

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:

• трудовых навыков;

• знаний;

• норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Общение детей и взрослых

Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.

Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.

Младенчество

Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.

От трех до пяти

Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

От шести до семи

Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками.

Влияние игры на социальное развитие.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенкадвижется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности,характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

• частотой контактов с ребенком;

• эмоциональной насыщенностью контактов;

• информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень– взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т. д.

Четвертый уровень– люди, о существовании которых ребенок может знать,но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т. д.

Потребность в общении со сверстниками.

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением сосверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение.

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка,пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень поп улярности, которой пользуется ребенок,зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

• индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических

ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

• воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемыхформ поведения и усвоения моральных норм общества:

• чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

• подчеркивать сходство между разными людьми;

• предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

• вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

• последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

• не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

• ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развитияпозволяет сделать следующие выводы:

социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному” и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

• дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство.

Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный,сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т. к. рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом наша ответственность перед ребенком.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Условия развития дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа Значительно повышаются требования взрослых к его поведению Центральной требованием является соблюдение обязательных для всех прави ил поведения, норм общественной морали Новые возможности познания мира способствуют усвоению форм взаимоотношений, которые существуют между взрослыми Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать и с ними свои действия, считаться с их интересами и мыслями все время меняется и усложняется ее деятельность, предъявляет новые требования к восприятия, мышления, памяти, умение организовывать свою повед инку Все это постепенно формирует личность ребенка, а каждое личностное достояние меняет, расширяет возможности для воспитания Условия развития и само развитие личности взаимосвязанныхв’язані.

Развитие личности ребенка охватывает такие качественные изменения:

1) понимание ребенком окружающего мира, осознание своего места в нем, что порождает новые мотивы поведения, под влиянием которых он осуществляет свои поступки;

2) развитие чувств и воли, обеспечивающих действенность мотивов, устойчивость поведения, его независимость от внешних обстоятельств

Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе Сильнее всего на ребенка влияет на поведение близких й ей людей Она подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей Однако это влияние не ограничивается близкими людьми Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью доро слыхом людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т.д. Для нее образцовой является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят, авторитетных от нолиткив, персонажей сказок, мультфильмов и др. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка найавтор итетнишетніша.

Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки Предъявляя требования, эти инюючы поступки, они требуют от детей выполнения правил Постепенно малыши начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и ровесникки.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются оволо надеть этими правилами Нередко в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками Эти заявления зачастую является своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех Иногда является попыткой открыть новое, неизвестное правило В такой ситуации дети спрашивают, можно ли так делатьобити.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав, интересов това Ариша Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая Овладение ими происходит на основе опытду.

ближайшее социальным окружением ребенка является, как правило, семья Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека Особая значимость семейного микросреды пояснюет ться относительной самостоятельностью ребенка, зависимости жизни и благополучия от заботы и помощи взрослых людей, ее воспитывают Такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведениеінки.

Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостению Отрицательно влияют на их самооценку и достигнет ения, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения ее элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения (с целью приучения к д оброго, положительного), оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценностиі.

В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми квалифицируют как дем демократического и авторитарнымі.

По демократической формы семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ей, уважают мнение, разъясняют приняты в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и т.д.

Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, до минимума сводят общение с целью объяснения правил поведения и т.д.

Дети из демократических семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (неприятие приспособленчества), адекватную эмоциональность в социальных взаимо емина.

Психологический климат в семье, который отображается на характер общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблем, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика я ребенка Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержена пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого ха рактеру Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизмму.

На формирование личности дошкольника влияет и составе семьи Ребенок, в воспитании которой, кроме родителей, участвующих бабушки и дедушки, более способна к сочувствию, дружелюбным, однако менее самостоятельная н упорная, ей недостает организаторских способностейй.

Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как она относится к ним, оценивает их Приверженность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страх хи, напуганная), играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказыванияях.

Особая роль в семейном микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп Важное значение имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой сею, нередко — с далекими родственниками.

36. Психологические основы гуманистического взаимодействия с детьми???????

.

Источник