Влияние врожденных расщелин неба на физическое развитие ребенка

Влияние врожденных расщелин неба на физическое развитие ребенка thumbnail

Наличие
врожденных расщелин неба ставит ребенка
в не­благоприятные условия для его
физического развития. Чем обширнее
дефект, тем большие нарушения претерпевает
дет­ский организм в период своего
развития. В анамнезе детей, рожденных
с грубым дефектом неба (полной или
неполной расщелиной), отмечается, что
грудное вскармливание было невозможным.
При попытках грудного вскармливания
ребенка с неполной расщелиной неба
молоко попадает в дыхательные пути,
ребенок захлебывается, и приходится
переводить детей на капельное вскармливание
с ложечки или из пипетки. Даже во время
такого приема пищи эти дети поперхиваются,
у них появляется кашель, срыгивание,
рвота. Во время кормления пища попадает
в складки недоразвившегося неба, в
носовую полость, евстахиевы трубы,
носоглотку и дыхательные пути; пища
застаивается там, вызывает раздражение
и воспалитель­ные процессы слизистых
оболочек.

Неправильное
развитие верхней челюсти ведет к
искрнвле-лию зубного ряда, появлению
двойного ряда зубов, сужению

1
Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба.
<М., 1960, с. 21.

небного
свода. Часто резцы вгибаются внутрь или
.передви­гаются по небу вглубь, и зубы
растут в середине неба. Вслед­ствие
плохого питания молочные зубы у ринолалика
быстро разрушаются.

Как
уже было отмечено, дети с врожденной
расщелиной неба и губы не могут
осуществлять сосательные движения.
Поэтому врожденный сосательный рефлекс
подавляется. Вы­падение губных движений
ослабляет развитие всей лицевой
мускулатуры.

У
ребенка с врожденной расщелиной даже
после операции губы (хейлопластики)
мышечное развитие лицевой мускула­туры
протекает своеобразно. Это обусловливается
тем, что дви­жения мышц верхней губы
отсутствуют или значительно ослаб­лены.

В
результате обедняется мимика ребенка,
и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Наличие
небной расщелины резко ухудшает условия
физио­логического дыхания ребенка.
У нормального ребенка вдыхае­мая
струя воздуха проходит за небную
занавеску через носовую полость и хоаны,
и во внутренние дыхательные пути
воздух поступает достаточно нагретым.
Теплый воздух не раздражает слизистую
оболочку дыхательного тракта и глотки
и предохра­няет ребенка от простуды.
У ребенка с врожденной расщелиной этого
не происходит: вдыхаемый воздух попадает
сразу в носо- ^’ ротовую полость, так
как хоаны при полной расщелине неба
; соединены в единый резервуар со ртом.
При. неполной расще- ‘»‘
лине
длина хоан сильно укорачивается, и
вдыхаемый воздух >•.
также
не успевает нагреваться. 4 В результате
вдыхаемый воздух охлаждает .всю
поверхность г носо-ротовых слизистых,
раздражает дыхательные пути.

Дети
с врожденной расщелиной с самого рождения
вынуж­дены инстинктивно приспосабливаться
к своему дефекту. Это приспособление
выражается своеобразным расположением
язы­ка в полости рта. Ребенок чисто
рефлекторно сдвигает тело языка
назад, благодаря чему продольная мышца
языка сокра­щается и образует высокий
подъем корневой части языка. Та­ким
образом вход в дыхательные пути сужается,
что и предо­храняет зев и стенки глотки
от излишнего охлаждения. Свое­образное
положение языка в полости
рта постепенно стабилизируется. Дети
с врожденной расщелиной неба предпо­читают
спать навзничь, что облегчает удержание
языка в глу­бине рта.

При
кормлении из рожка они сжимают соску
не губами, а корнем языка и фрагментами
небного свода. При таком соса­нии
вместе с движениями корневой части
языка активизиру­ются лицевые мышцы.
Эта мышечная взаимосвязь прочно
за­крепляется и в дальнейшем гк-я^мполт-™
„.„ .._—

.__
…„.^^^. ^,1а
мышечная
взаимосвязь прочно з крепляется и в
дальнейшем сказывается на качестве
лепета оказывает влияние на формирование
произношения.

40

И

Ребенок
с врожденной расщелиной рефлекторно
стремится осуществить более полное
проглатывание пищи и усиливает работу
корня языка, одновременно -включая в
этот процесс отдельные лицевые мышцы.

Итак,
у детей с врожденной расщелиной неба
осуществление самых важных жизненно
необходимых функций (дыхания, пи­тания)
приводит к чрезмерному поднятию корня
языка, которое успешно закрепляется и
становится стабильным..

Такое
положение языка приводит к тому, что во
время речи выдыхаемая струя воздуха,
встречая на пути через рот почти
перпендикулярное препятствие в виде
поднятого корня языка, направляется в
носоглотку и лишь частично ‘попадает в
рото­вую полость. Часть воздуха,
попавшая в ротовую полость, не всегда
выдыхается, а задерживается там и
резонирует. Нару­шается речевое
дыхание. Это и создает носовой оттенок
речи.

При
стабильном положении корня языка кончик
его оттяги­вается в середину ротовой
полости. Движение всего языка
за­тормаживается, относительно
подвижным остается лишь его кончик. При
таком положении языка осуществление
движений, нужных для артикуляции речевых
звуков, ринолаликам не удается. Осознавая
свой дефект речи, дети пытаются найти
способы его компенсации. Иногда во время
речи они сильно втягивают крылья носа,
в артикуляцию вовлекаются мышцы лица.
В результате речь детей производит
неприятное впечат­ление как на слух
. (из-за невнятности артикуляции и
назаль-ности). так и во внешнем оформлении
(из-за излишних движе­ний крыльев носа
и лицевых мышц).

Таким
образом, дефекты небного свода при
ринолалии обусловливают
неправильную мышечную взаимосвязанность
мышц всего артикуляционного аппарата.
Даже
.если мышцы речевого аппарата у ринолаликов
анатомически сохранны и все движения
их возможны, они отличаются некоторой
вялостью, заторможенностью, неловкостью.
Эти же качества характери­зуют и
артикуляцию ринолалика.

Часто
при ринолалии отмечается снижение
слуха. Это свя­зано с тем, что пища,
попадая в евстахиевы трубы, вызывает
воспалительные процессы слухового
тракта. Снижение слуха может быть разной
степени: от крайне незначительного до
тя­желой тугоухости и глухоты (Л. Я.
Дербанкж, 1966; В. В. Мес­сина, 1971; В. С.
Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).

Наблюдается
также снижение функционального речевого
слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором
больные не заме­чают собственных
дефектов речи.

Таким
образом, при врожденных расщелинах неба
и губы в большей или меньшей степени
нарушаются питание ребенка, его
физиологическое и речевое дыхание,
изменяется характер работы лицевой
мускулатуры (может возникнуть снижение
слуха), стабилизируется неправильное
положение языка в щ

полости рта.
Естественно, что все это оказывает
влияние на

формирование речи
ребенка. >’


3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА С РИНОЛАЛИЕЙ

«•

При рниолалии речь
развивается с опозданием (первые слова
появляются к двум годам и значительно
позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивиая речь
развивается относительно нормально, а
экспрессивная претерпевает некоторые
качественные измене­ния.

В
первую очередь следует отметить крайнюю
невнятность речи больных. Появляющиеся
у них слова и- фразы малопо­нятны для
окружающих, так как формирующиеся звуки
свое­образны по артикуляции и звучанию.
Вследствие дефектного положения языка
в полости рта согласные звуки образуются
главным образом за счет изменений
положения кончика языка (при незначительном
участии корня языка в артикуляции) и
при излишней активизации лицевых мышц.

Эти
изменения положения кончика языка
относительно постоянны и соотносятся
с артикуляцией определенных звуков. ;
Произношение
некоторых согласных звуков представляет
для- }
больных
особую трудность. Так, они не могут
осуществить -необходимой преграды у
верхних зубов и альвеол для произне- >
сения звуков верхней позиции: л,
т, д, ч, ш, щ, ж, р;
улижних
резцов для произнесения звуков с,
з, ц
с
одновременным рото­вым выдохом;
поэтому свистящие и шипящие звуки у
ринолл-ликов приобретают своеобразное
звучание. Звуки* к,
г
либо
от­сутствуют, либо замещаются
характерным взрывом, производи­мым
при соединении несращениых частиц
увули или стенок глотки.

Гласные звуки
произносятся при оттянутом кзади языке
с выдохом воздуха через нос и характеризуются
вялой губной артикуляцией.

Таким
образом, гласные и согласные звуки
формируются с сильным носовым оттенком.
Артикуляция .их зачастую значи­тельно
изменена, и звуки между собой нечетко
дифференциро­ваны. Для самого больного
такие артикуле.мы служат кинемой, т. е.
двигательной характеристикой определенного
звука, и з его речи выполняют
с.мыслоразличителышо функцию, что и
позволяет использовать их для речевого
общения.

Все
произносимые больным звуки на слух
воспринимаются как дефектные. Общая их
характеристика для слушающего — храпящие
звуки с носовым оттенком. При этом глухие
.звуки воспринимаются как близкие к
звуку х,
звонкие
— к г
фрика­тивному;
из них губные и губно-зубные — как
близкие к звуку

.10

м, а
переднеязычные — к звуку н с незначительной
модифика­цией звучания.

Иногда
артикулемы в речи ринолалика очень
близки к нор­ме, а их произношение,
несмотря на это, на слух воспринима­ется
как дефектное (храпящее), так как речевое
дыхание нарушено, и, кроме того, возникает
излишнее напряжение лице­вых мышц,
что в свою очередь влияет на артикуляцию
и звуко­вой эффект.

Таким образом,
звукопроизношение при ринолалин
пораже­но тотально.

Самостоятельное
осознание дефекта речи у больных обычно
отсутствует или критичность к нему
снижена. Прослушивание записи своей
речи стимулирует больных к серьезным
логопеди­ческим занятиям.

Таким образом, в
структуре речевой деятельности при
рино-лалии дефект фонетико-фонематического
строя речи является ведущим звеном
нарушения, причем первичным является
нару­шение фонетического оформления
речи. Этот первичный дефект накладывает
некоторый отпечаток на формирование
лексико-грамматического строя речи,,
но глубокие качественные изме­нения
его встречаются обычно лишь при сочетании
ринолални с другими речевыми нарушениями.

В
литературе имеются указания на своеобразие
формирова­ния письменной речи при
рино’лалии. Мы не останавливаемся
отдельно на анализе причин дефектности
письма при ринола-лии, однако укажем,
что предлагаемая методика работы
преду­преждает нарушения письма и
исключает их в случаях ранней логопедической
помощи (до школьного обучения).

Неполноценность
речи при ринолалии сказывается на
фор­мировании всех психических функций
больного и в первую оче­редь— на
становлении личности.

Своеобразие ее
развития обусловливается неблагоприятны­ми
для ринолалика условиями жизни в
коллективе.

Нарушение
речи как -средства коммуникации затрудняет
по­ложение больных в Коллективе. Часто
их общение с коллекти­вом односторонне,
а .результат общения травмирует детей.
У них развивается замкнутость,
застенчивость, раздражитель­ность.
Деятельность их находится в более
благоприятном состоянии, так как эти
больные нередко интеллектуально
пол­ноценны (если ринолалия проявляется
в чистом виде).

Целенаправленная
работа по преодолению дефекта речи
способствует становлению положительных
черт характера, сти­мулирует развитие
высших психических функций. Катамнести-ческие
сведения, представленные в литературе,
и наши наблю­дения показывают, что
большинство детей с ринолалией способно
к высокой степени компенсации дефекта
и реабилита­ции функций.

Итак,
врожденные расщелины отрицательно
влияют на формирование детского организма
и развитие высших психических функций.
Больные находят своеобразные пути
компенсации дефекта, в результате
чего формируется неправильная взаимо­связь
мышц артикуляционного аппарата. Это
является причи­ной первичного
расстройства — нарушения фонетического
оформления речи — и выступает в структуре
дефекта как веду­щее расстройство.
Это расстройство влечёт за собой ряд
вто-‘ ричных нарушений в речи и психическом
статусе больного. Тем не менее -у этой
группы больных имеются большие
приспособи-тельные и компенсаторные
возможности для реабилитации
нарушенных функций.

Соседние файлы в папке кНИГИ_РИНОЛАЛИЯ

  • #
  • #
  • #

Источник

Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое развитие.

Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание невозможно. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти детипоперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.

Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Вследствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.

дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно осложнены. В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться. В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.

Расщелина, неоперированная долгое время, при отсутствии мер профилактики, приводит к снижению тонуса, вялости дыхательных мышц, что нередко находит свое выражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как ротового, так и носового типов дыхания. Смешанное ротоносовое дыхание, наблюдаемое у детей с врожденной патологией неба, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывает патологические изменения дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи. Уже в 3-4 года у неоперированных детей с небной патологией Т.Н. Воронцова (1966) отмечала нарушения условно-рефлекторной деятельности дыхательных мышц, снижение их тонуса. Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата способствует скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха. С другой стороны, у детей с расщелинами неба уже к 4-5 годам частота дыхательных циклов и глубина дыхания на 30% больше, чем у здоровых детей, что является компенсаторной реакцией организма, а продолжительность выдоха значительно меньше. Если в течение 1-2 года жизни у ребенка с неоперированной расщелиной страдает дифференциация ротового и носового выдоха, преобладает смешанный тип дыхания, то в дальнейшем, при отсутствии мер профилактики, дыхание становится поверхностным, верхне-реберным. Л.И. Вансовская (1974) называла такой тип дыхания нерациональным и нездоровым. У ребенка грудная клетка кверху уже, чем в середине и основании: ее расширение оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает большое напряжение.

Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты.

Влияние врожденных расщелин губы и неба на речевое развитие.

Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Своеобразное положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.

При кормлении они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.

Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.

При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).

Таким образом, дефекты небного свода при ринолалииобусловливаютнеправильнуюмышечнуювзаимосвязанностьмышцвсегоартикуляционногоаппарата. Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.

Наблюдается также снижение функционального речевого слуха, при котором больные не замечают собственных дефектов речи.При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.

Влияние врожденных расщелин губы и неба на психическое развитие.

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь — на становлении личности.

Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.

Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

У значительной группы больных с врожденными расщелинами в связи с имеющимся дефектом речи отмечаются психогенные нарушения вторичного порядка, а у некоторых они сопровождаются явлениями вегетативной патологии — выраженной потливостью, учащением пульса, нарушениями сна. Особенно отрицательно отражается на развитии психики, в частности на интеллекте ребенка, отсутствие педагогической помощи, благоприятных условий жизни.

У детей с врожденной расщелиной нёба возможна:

— задержка психического развитиявследствие нарушений слуха. Основной симптом — недоразвитие речи, нарушение фонематического восприятия. Такие дети затрудняются с объяснением выбора при решении вербальных логических заданий, при составлении рассказа;

— задержка психического развития вследствие психического инфантилизма, причинами которого могут быть: расстройства питания, гипотрофии и анемии в раннем возрасте, связанные с нарушениями вскармливания.

Наиболее характерным для детей с ВРГН наличие дефицита внимания. Отмечена рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок по истечении определенного временного отрезка памяти выразились в трудности запоминания речевого материала, быстром его забывании.

7.Закрытая и смешанная формы ринолалии. Особенности коррекционной работы при закрытой ринолалии.

В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах — открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может бытьорганическая и функциональная.

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Закрытаяринолалия образуется вследствие снижения носового резонанса при произнесении каких-либо звуков. Особенно сильно страдают носовые звуки [м], [м’]. [н], |н’|. В норме при их произнесении мягкое небо опушено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и придает этим звукам необходимый носовой резонанс. При закрытойринолалии они теряют назальность и произносятся как [б], [б’|. |д], |д’|. Также страдает качество произношения гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание.

Причины закрытой ринолалии принято делить на органические и функциональные. В соответствии с классификацией причин и сама закрытая ринолалии подразделяется на органическую и функциональную.

Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой полости или носоглоточной полости.

В зависимости от локализации поражения анатомических структур — полости носа или полости носоглотки — М. Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию и заднюю закрытую ринолалию.

В качестве причин передней закрытой ринолалии может выступать хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, полипы в носовой полости, искривление носовой перегородки, опухоли носовой полости.

Задний закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причинами могут быть аденоидные разрастания или опухоли носоглотки.

Функциональная закрытая ринолалия обусловлена гиперфункцией (повышенной функцией) мягкого неба. При этом каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. В данном случае при произнесении носовых звуков мягкое небо поднимается, закрывает проход в носовую полость, и воздушная струя идет через рот. Такие нарушения, как правило, бывают обусловлены невротическими расстройствами и причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Для преодоления органической закрытой ринолалии прежде всего необходимо оперативным путем устранить причины, препятствующие доступу воздуха в носовую полость. Как правило, с устранением этих причин, носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то после операции проводится курс логопедического обучения, включающий следующие направления:

активизация мыши мягкого неба и задней стенки глотки. Используются упражнения, аналогичные тем, которые применяются при коррекции открытой ринолалии;

дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, осуществляемая с помощью дыхательных упражнений;

постановка правильного произношения звуков |м|, [м’1. |н|, [и’].

Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает перечисленные направления, но учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным. Требуется консультация врача-невролога.

Смешанная ринолалия

Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения.

Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса.

Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 69 | Нарушение авторских прав

Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии | Нарушение звукопроизношения у детей с ринолалией. (Причины, особенности) | Дооперационный подготовительный этап | Этап автоматизации звуков при ринолалии. | Логопедический массаж твердого неба после уранопластики | Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений. | Работа над развитием фонематического слуха у детей с ринолалией. | История развития учения о ринолалии. | Особенности коррекционной работы с детьми раннего возраста с ВРГН. |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.016 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник