Влияние ведущего вида деятельности ребенка на речевое развитие

Таблица № 2

Лекция 4 Назначение функции речи. Речевая деятельность и ее виды

Л.С.Выготский «Речь и мышление»

Речь многофункциональна. Каждая функция формируется в строго определенное время. Становление той или иной функции зависит от того, каким видом деятельность овладевает ребенок.

NB: речь не развивается, не появляется и не становится сама по себе; речь всегда привязана к ведущей деятельности возраста ребенка. Поэтому функции речи произрастают из ведущей деятельности возраста.

Д.Б.Эльконин: «Ведущая деятельность возраста характеризуется тем, что в ее рамках максимально развивается речь и интеллект и переходят на новую ступень развития».

Для проведения обследования необходимо установить контакт с ребенком. Для ребенка с речевой патологией важен первый момент знакомства (если держит за подол, вышел провожать — 50% успеха, значит, ребенок уже доверяет. Но если логопед будет приставать, то ничего не получится). Т.о., контакт должен быть в рамках предметной ведущей деятельности (до 3х лет), тогда ребенок раскроется. Речь не существует сама по себе, поэтому организация занятий по РР должна подчиняться принципу зависимости формирования речи от ведущей деятельности возраста. Логопед должен продумывать свои инструкции и сценарий занятий на базе ВДВ.

№ п/п Возраст Ведущая деятельность возраста Функции речи Виды речи
0-1 год
младенческий
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым (развитие чувственной сферы, сенсорики).(НЭО) Формируются механизмы речи:
1) фонематический слух;
2) слогообразование;
3) психологическая база речи (внимание, память мышление – база для развития речи).
 
1-3 года
ранее детство (преддошкольный возраст)
Предметная деятельность.
2-е стадии:
1) стадия исследовательской деятельности;
2) манипулятивная стадия – ребенок пытается узнать, для чего нужен данный предмет.
 
 
Назывная и познавательная (когнитивная)
 
индикативная
диалог
3-7 лет
дошкольный
Игровая Регулирующая
Произвольное поведение ребенка регулируется посредством речи.
Монологическая речь зарождается благодаря регулирующей функции речи.
4 – 5 лет Общение с книгой    
5-6 лет Общение со взрослым    
7 – 10 лет
младший школьный возраст
Учебно-игровая деятельность Обобщение (группировка знаний) Письменная
Учебный диалог
Учебный монолог
10 – 18 лет
старший школьный возраст
Познавательная (общение со сверстниками) Эмотивная (от слова «эмоции»), т.е. воздействие на поведение человека своим речевым (экспрессивным) поведением посредством эмоционально-речевого общения
Когнитивная и коммуникативная функции речи
Нового вида речи нет, но появляется ее подвид – полилог – общение многих людей со многими, общение компанией.

Языковая способность

способность к усвоению речевых знаков; языковая способность лежит в основе развития речи.

Языковая способность (А.А.Леонтьев «Слово в речевой деятельности») – это совокупность ряда факторов, т.е условий, обеспечивающих способность воспринимать, воспроизводить (т.е. повторять) и порождать (т.е. создавать) речевые высказывания.

Графически это понятие можно представить следующим образом (совокупность 3-х факторов).

Источник

Развитие речи через разные виды деятельности

в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

 ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто  к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик  дружбы», «Прокати мяч  и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !»,  «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются  навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная  деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

 Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и  интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается  связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Источник

И.Г.Завьялова

ОГБОУ «Школа №10»

Основные факторы,

влияющие на развитие речевой деятельности ребенка

В эпоху информационных технологий, когда живое общение ушло на второй план, актуальной становится проблема развития речевой деятельности. Ни для кого не секрет, что владение речью является залогом успеха развития личности в нашем современном мире. Однако считается, что речевая деятельность не требует специального внимания, а формируется как бы сама собой. Это глубокое заблуждение.

Современные дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конце концов, в жизни не потому, что они бездарны и не коммуникабельны, а оттого, что у них не развита речь.

Речь существует в двух формах – устной и письменной. Каждый вид речевой деятельности формируется различными путями:

-подражанием;

-специальным обучением;

Исследователи давно заметили, что быстрее и активнее развивается личность ребенка, если с ним много говорят, общаются. Ведь существует даже методика общения с ещё не родившимся младенцем. Конечно, не любая звучащая речь благотворно действует на психику ребёнка. Вряд ли кто не знает различий между криками ругающихся родителей, звуками телевизионной рекламы и ласковой колыбельной песенкой, чтением сказок перед сном.

Мой опыт работы в коррекционной школе показывает, что последнее время дети, поступающие к нам, практически не знают русских народных сказок. Поэтому на уроках большое внимание уделяется изучению произведений устного народного творчества, разучиванию детских стихов. В 1-2 классах проводятся внеклассные мероприятия по изученному материалу.

Учёные доказали, что если во время беременности и в первые месяцы жизни ребенку была обеспечена благоприятная речевая среда, то в жизнь он вступит с огромным преимуществом перед другими детьми, не имеющими такого общения.

Большинство детей, обучающихся в нашей школе, и относятся к числу тех, кто был лишён такого общения. Для них характерна аграмматичность речи, ограниченность словаря.

Одним из факторов, влияющих на речевую деятельность, являются положительные эмоции. Исследователи отмечают, что «гуление» у младенцев появляется обычно в присутствии близких людей и только в хорошем расположении духа. Влияние положительного эмоционального настроя на речевую деятельность сохраняется и в дальнейшем. Положительные эмоции стимулируют её, а отрицательные – притупляют и гасят. «Знание, усвоенное без радости, не усвоено», — писал известный отечественный психотерапевт В. Леви.1 Отсюда следует вывод: чем чаще ребёнок будет испытывать положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, общаться, делиться с людьми переполняющими его чувствами и переживаниями. Подтверждением этого суждения может служить пример детей-Маугли, лишенных положительного человеческого общения.

Одним из первоочередных факторов является тренировка физиологических механизмов речи. Он характерен для раннего возраста. Младенец, слушая речь взрослых и пытаясь произнести звуки, слоги, приводит в движение артикуляционный аппарат, а также готовит себя к говорению и слушанию. Однако до полноценной речевой деятельности пройдет несколько лет. Здесь можно напомнить родителям, что своевременное формирование физиологических механизмов речи — это показатель состояния здоровья ребёнка. Любые отклонения речевого развития должны заставить родителей обратиться к специалистам врачам, логопедам. При своевременном обращении к специалистам речевые нарушения подаются коррекции, но при тяжёлых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют коррекционные школы. Для детей, обучающихся в нашей школе характерно дефекты звукопроизношения и фонемообразования, скудный речевой запас. Эти нарушения носят стойкий системный характер.

Следующий фактор развития речевой деятельности – потребность в самовыражении. Некоторые родители отмахиваются от детской «болтовни» — это очень распространённая ошибка. «Болтовня» кажется нам утомительной, но это не так – идёт становление речевых способностей, которые нужны ребёнку для достижения успеха в жизни. Родители стараются её пресечь, остановить, но лучше корректировать речь ребёнка, устраняя раздражающие моменты. При взаимопонимании со взрослыми ребёнок выполнит любые условия, и обычный разговор о проведённом дне в школе или детском саду , превратится в речевое упражнение. Вопросы типа: «Что было потом?» «А что дальше?» «Чем закончилась история?» помогут ребёнку логично и последовательно вести рассказ.

Обязательно родители должны оценить и сделать вывод: «Какие вы молодцы!» «Как вам интересно» и т.д., исправить ошибки в произношении и ударении, подсказывать слова. Такое общение поможет естественно и эффективно развивать речевые умения. Только никогда не навязывайте ребёнку своё мнение, дайте высказаться ему. В помощь родителям мною разработан цикл родительских собраний по общей теме: «Учись общаться с ребёнком».

Следующим фактором является речевая активность. Необходимо создавать ситуации, требующие общения детей между собой, со взрослыми. Для этого подходят ролевые игры, настольные игры, обсуждение прочитанных книг и т.д. Можно помочь ребенку вопросами: «А что ты думаешь? Как ты считаешь?»

Многие дети из коррекционной школы не умеют играть и даже не знают никаких ролевых игр. Они предпочитают бессмыленное сидение перед телевизором. В целях развития коммуникативных способностей и речевой активности я использую элементы проектной деятельности. Примером может служить проект «Дикие животные Мещерского края». Каждый ребёнок получил задание собрать материал вместе с родителями о животном и сделать интересное сообщение. В течение двух месяцев дети совместно с родителями собирали информацию о животном, обращались в библиотеки, к Интернет-ресурсам. На уроках развития речи учащиеся рассказывали об их жизни, повадках, рисовали рисунки. В результате был собран альбом «Дикие животные», где можно найти информацию о любом животном. Итогом работы над этим проектом стал праздник, на котором дети показали новую сказку «Теремок».

Последним фактором речевой деятельности является обучение. До школы шёл период стихийного овладения речью, теперь начинается сознательное постижение законов и правил языка. У ребёнка продолжается формирование и тренировка устной и письменной речи не только в школе на уроках, но и в постоянном общении со сверстниками, с родителями. Он нуждается в положительных эмоциях и переживаниях, в добрых книгах, спектаклях.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: становление полноценной личности происходит только в речевой среде и при соблюдении всех перечисленных факторов. Владение речью позволяет человеку уверенно чувствовать себя во всех сферах человеческой деятельности.

Библиографический список.

1. Развитие речи. Дети 7-10 лет. И.И.Мельникова. — Ярославль. 2002.

2. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева. — Москва 1999.

3. Основы теории и практики логопедии. Р.Е.Левина.- Москва. 1998.

1 В. Леви Нестандартный ребёнок 3-е изд. М.Знание с.52

Источник

Роль игровой деятельности дошкольников в развитии речи

Формирование правильной речи ребенка — основная задача дошкольного образовательного учреждения. Однако проведенный анализ практической ситуации свидетельствует об увеличении количества дошкольников с нарушениями в речи. В данной связи перед педагогами ДОУ встает вопрос по созданию оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Для детей-дошкольников игровая деятельность является одной из самых доступных, демократичных видов деятельности, она дает возможность решать актуальные проблемы психологии и педагогики, которые связаны с нравственным и художественным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, памяти, инициативности, воображения, фантазии, мышления.

Л.С. Фурмина, Л.В. Ворошнина, Л.B. Артемова занимались исследованием влияния игр на всестороннее развитие детей. Наиболее яркий теоретик и исследователь игровой деятельности — Д.Б. Эльконин, он в своих работах занимался продолжением и развитием традиций Л.С. Выготского.

А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, считают игру ведущей деятельностью ребенка, с помощью которой он органично развивается, познает очень важную сферу человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Большое влияние игра оказывает на психическое развитие ребёнка дошкольного возраста.

Игра в концепции дошкольного воспитания понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются, взаимодействуя друг с другом.

Игровая деятельность у детей в дошкольном возрасте представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. Ребенок в процессе игры воспроизводит модели взрослой жизни, отношений и труда, а также осуществляет собственные нравственные, эстетические и познавательные потребности. Именно игра дает ребенку возможность с течением времени минимизировать существующие противоречия между собственными стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.

Дошкольник в период с 3 до 6–7 лет с помощью взрослого и самостоятельно осваивает различные виды коллективных и индивидуальных игр.

Современная педагогика раннего возраста содержит различные виды игр, которые передают детям определённые умения и знания: игры-забавы, дидактические, сюжетно-дидактические, ролевые, подвижные, музыкально-коммуникативные, игры-драматизации и др.

Игра должна включать участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 8 в зависимости от особенностей содержания игровой ситуации и желания детей. Образовательный процесс имеет возможность в организации нескольких игровых ситуаций с одним дидактическим средством (игрушкой, сюжетной картиной, природным материалом, книгой), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

О.М. Ельцовой отмечается, что для развития игрового общения можно использовать игровую обучающую ситуацию (ИОС): ситуацию-оценку, ситуацию-иллюстрацию и др.

А.Г. Арушановой предлагаются сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Данная форма содержит разговоры с детьми, народные, подвижные, дидактические игры; обследование предметов, драматизации, инсценировки и др.

Игровая ситуация общения — это возникающая спонтанно либо специально-проектируемая педагогом форма общения, которая направлена на упражнение детей в применении освоенных речевых категорий (А.Н. Терехова, Н.Н. Горбаческая, О.М. Ельцова). Ситуации общения в зависимости от поставленной речевой задачи могут быть описательными, коллизийными, прогностическими, вербально-оценочными, лексическими. Чаще всего при их организации воспитатель «идет от детей», т.е. находит данные ситуации в детской деятельности, используя их для развития речи ребенка.

В пример специально-планируемых игровых ситуаций общения можно представить игры-викторины: «Придумай загадку» (цель — упражнять детей в придумывании загадок, описании предметов), «Кто лучше знает свой город» (цель — упражнять в восприятии и составлении описательных рассказов о памятниках и местах города), «Из какой сказки вещи» (цель — упражнять в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (цель — упражнять в использовании средств языковой выразительности).

Бизиковой О.А предложены игры с готовыми текстами:

― подвижные «Коршун», «Король», «Лиски», «Змея» и др.; дидактические «Смешинки», «Краски», «Я садовником родился» и др. (цель — осваивать разнообразие ответных и инициативных реплик, приобщаться к исполнению основных правил ведения диалога);

― дидактические игры, которые предполагают диалогическое взаимодействие, но без содержания готовых реплик: «Поручение», «Кто кого запутает», «Угощайся пирожком», «Похожи – не похожи», игры с телефоном «Бюро добрых услуг», «Звонок маме на работу», «Вызов врача».

Кобловой Т.А. и Кузевановой О.В. приводятся примеры различных форм работы для речевого развития дошкольников: фольклорные ярмарки, литератрно-музыкальные праздники, различные виды театров, игры-драматизации, социальные акции, агитбригада, книги самоделки, речевые газеты, проблемные ситуации, логоуголок, посиделки, календарь событий, интерактивные речевые стенды и др.

В ДОУ широко использую конструкторы ЛЕГО, представляющие собой различные тематически серии, которые сконструированы на базе основных строительных элементов – разноцветных кирпичиков ЛЕГО. Воспитатель, развивая речевое творчество у детей дошкольного возраста, может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превращается в другую, в процессе рассказа осуществляя данное превращение.

Выстроенные сюжеты из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обуславливаются сюжетом и содержанием той либо иной сказки, литературного произведения и т.д.

Дети, выполняя постройку, создают объемное изображение, способствующее лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую ребенок сделал сам, рассказывает более охотно, придумывая разные истории и т.д.

ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству: ребенок во время постройки персонажа дает описание своего героя. Детям также можно предложить придумать собственное окончание знакомой сказки.

ЛЕГО-элементы используют и в дидактических упражнениях и играх. Воспитатель может разработать разные пособия и применять их для проведения упражнений в целях для развития интереса к обучению, развития психических процессов и речи у детей, формирования коммуникативной функции. К примеру, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Педагог в процессе конструктивно-игровой деятельности, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствуя двигательную и сенсорно-тактильную сферу, корригирует и формирует поведение, развивает интерес к обучению и коммуникативную функцию. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО можно использовать разные формы:

― педагог дает задания, дети их выполняют;

― ребенок формулирует задания и выполняет;

― дети дают задания друг другу;

― педагог дает задания, родители с ребенком выполняют.

Поздеевой С.И. отмечается, что «в ДОУ при организации любого занятия, любой игровой ситуации, воспитателю важно:

― продумать организацию различных способов взросло-детской и детской совместности;

― видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Таким образом, в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в процессе игровой деятельности происходит наиболее эффективно, чем на учебных занятиях.

Игровая деятельность развивает язык, а язык организует игру. Слово в игре ребенку помогает выявить свои чувства и мысли, понимать переживания партнера, согласовывать с ним свои действия.

Между детьми в процессе игры и подготовке к ней складываются отношения взаимопомощи, сотрудничества, кооперации и разделения труда, внимания и заботы друг к другу.

Итак, резюмируя вышеизложенное, можем отметить, что игра – это важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Это один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми с целью воспитания дошкольников, обучая их разным действиям с предметами, средствам и способам общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю.А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. – 2009. — №12. – С.43-47.

  2. Детская речь и пути ее совершенствования. Сборник научных трудов [Текст]. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109 с.

  3. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке [Текст] / Е.А. Пичугина // Воспитатель ДОУ. – 2008. — №6. – С.52-54.

  4. Солнцева, О.В. Развитие субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] / О.В. Солнцева // Детский сад от А до Я. — СПб. — №2 (50). — 2011. С.18-32.

  5. Цейтлин, С.Н. Язык. Речь. Коммуникация [Текст] / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, Е.А. Еливанова, Е.И.Шапиро. — СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.

  6. Швайко, Г.С. Игры и упражнения для развития речи: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1991. — 5-е издание. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 176 с.

Источник