Влияние устного народного творчества на развития речи ребенка младшего дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на развития речи ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

Валентина Снигирёва
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Тип проекта.

• По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

• По содержанию: социально — педагогический.

• Участники проекта: дети, воспитатель групп, родители.

• По времени проведения: долгосрочный.

• По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Обоснование проекта.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик».

Актуальность.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых. И взрослые должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Духовно обогатить среду может использование устного народного творчества, что обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели и родители.

Концептуальность. Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.

Научность. В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, где развивается и совершенствуются связная речь.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Проблема.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что взрослые в семье разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Гипотеза проекта: если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, то улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательных и коммуникативных способностей детей.

Цели проекта:

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Определение уровня развития речевых умений детей.

Приобщение детей к культуре своего народа.

Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Задачи проекта:

— Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

— Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

— Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

— Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

— Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком.

— Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Методы и формы проекта:

• Методы: словесные: беседы, рассказ.

• Игровые: дидактические и подвижные игры.

• Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.

Формы: тематические занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

Методическое обеспечение проекта:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. — М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. — М., 2009.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. — СПб,. 2008.

4. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. — М., 2005.

Оптимальность и эффективность средств:

• проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

• проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;

• специальные игровые задания;

• психогимнастика;

• досуги;

• консультативная работа с родителями;

• свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.

Совместная деятельность с семьёй.

Практика показывает, что ДОУ и семьи является важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияют на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями должны регулярно проводиться мероприятия по повышению психолого-педагогической культуры, совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.

Содержание проектной деятельности.

Данный проект должен реализовываться в 3 этапа.

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

2) собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Деятельность участников проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» отражена в таблице.

Таблица.

Деятельность участников проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Деятельность участников проекта

Педагоги Дети Родители

Подготовительный этап

Введение детей в проектную деятельность, формулирование проблемы. Вхождение в проблему. Возникновение у детей желания как можно больше узнать о веселой ярмарке. Чтение детям народных сказок «Репка», «Колобок» и т. д. Рассматривание иллюстраций, беседы. Приобретение серии книг с потешками, пестушками, попевками, прибаутками.

Разработка перспективного плана реализации проекта. Выбор форм работы с детьми, родителями. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности. Подбор художественного, иллюстративного (наглядного) материала для создания развивающей среды в группе. Подбор дидактических, подвижных, хороводных игр по теме проекта, художественной литературы для чтения и пересказа в ходе непосредственно образовательной деятельности, бесед и самостоятельной деятельности. Написание сценария досуга «Веселая ярмарка». Вживание в игровую ситуацию.

Поиск путей решения проблемной ситуации (вместе с педагогом) Изготовление масок-шапочек для театрализованных и подвижных игр.

Чтение детям произведений художественной литературы по теме проекта.

Оформление книжного уголка по теме проекта.

Основной (практический) этап

Проведение организованной образовательной деятельности с детьми:

«Накроем стол»; «Сорока-сорока…»; «Как у нашего кота…»; «Бычок черный бочок, белые копытца».

Лепка: «Неваляшка», «Пряники», «Красивая птичка», «Утенок»

Рисование: «Украсим рукавичку», «Украсим тарелочку», «Разноцветные платочки», «Украсим уточку»

Чтение художественной литературы: «Репка», «Рукавичка», «Колобок», потешки, загадки и т. п.

Организация сюжетно-ролевых игр: «Семья», «К нам пришли гости», «Мы едем в театр», «В гости к сказке»;

Организация дидактических игр: «Собери картинку», «Составь узор», «Найди и покажи», «Чудесный мешочек».

Игры – драматизации: отрывки из сказок «Репка», «Колобок», «Теремок»

Подвижные, хороводные игры: «У медведя во бору», «Барашеньки, крутороженьки…», «Мишка по лесу гулял…», «Зайка серый умывается», «У дядюшки Трифона…» и т. п.

Изготовление «Книжки – малышки»

Пальчиковые игры: «Два козлика», «Цыплята», «Пять поросят», «Котята», «Маленькая мышка»

Артикуляционная гимнастика: «Гости» Разучивание стихотворений и песен: «Сельская песенка» (отрывок, «Бобик», Барашеньки, крутороженьки…», «Мишка по лесу гулял…»,

«Зайка серый умывается»,

«У дядюшки Трифона…» и т. п.

Игры – драматизации отрывков из сказок «Репка»,

«Колобок»,

«Теремок»

Совместное художественное творчество (рисование) детей и родителей на тему проекта.

Заключительный этап

Проведение досуга «Веселая ярмарка».

Выставка детских работ

Предполагаемые результаты:

Предполагается, что проделанная работа даст к концу года следующие результаты:

Грамматика

1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1) произносить звуки родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым

2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Диагностика эффективности проекта.

Для обследования развития речи детей можно пользоваться методическим пособием для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ушаковой О. С, Струниной Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», в котором есть методики, выявляющие овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые навыки при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение) [26] .

Конечно, связывать развитие речи детей только с воздействием на неё УНТ – невозможно. На детей и их развитие оказывают влияние множественные факторы. Но произведения УНТ, безусловно, развивают звукопроизношение, обогащают словарь, способствуют развитию грамматической стороны речи, развивают связную речь, выразительность речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Для воспитания подрастающего поколения особенную важность приобретает устное народное творчество. Из всего жанрового многообразия фольклора, необходимо отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка. Многие видные педагоги указывают на воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников и рекомендуют использовать его в своей работе. Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания.

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором социального и духовного развития ребенка, его речи. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка.

Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок.

При планировании работы по приобщению дошкольников к истокам народного творчества необходимо:

— равномерно распределить фольклорный материал в течение учебного года;

— заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию;

— своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей;

— яснее видеть намеченную цель, которая поставлена в соответствии с возрастом детей.

Важно, чтобы занятия по ознакомлению с фольклором были необычны, интересны детям, чтобы на них царил дух народности.

В процессе ознакомления с фольклором очень важна реализация воспитательных задач, поддержание эмоционального настроя.

Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста. Раннее и дошкольное детство – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен народной мудростью, содержащейся в произведениях устного народного творчества.

Источник

Муниципальное образовательная организация –

средняя образовательная школа№3

«Образовательный комплекс»

им. Л.Г. Венедиктовой г. Маркса Саратовской обл.

Консультация на тему:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Сальникова М.В

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Работая в доме ребенка с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

В домах ребенка наряду со многими проблемами, стоит проблема развития речи детей. За много лет работы в этом учреждении, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Для работы над данной проблемой мною были поставлены конкретные цели и определенны задачи.

Цели:

1. Определить уровень развития речевого умения детей.

2. Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

3. Приобщать детей к культуре своего народа.

4. Расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

В работе мною используются такие методы как: словесные (беседы, рассказ, чтение, игровые (дидактические и подвижные игры, наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия).

Также использую разнообразные формы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями. Провожу дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу с детьми.

В течение учебного года в группу периодически поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, так как дети раннего возраста очень ранимы и подвержены стрессовым ситуациям. Вот тут помогает использование разных форм фольклора: стишки, потешки, песенки, прибаутки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора в том, что можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям, доставить ему радость.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей в нашей группе подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам. Изготовлены настольные театры:«Теремок»«Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя»,«Заюшкина избушка»«Репка»«Курочка Ряба». В группе есть аудио и видеокассеты со сказками, уголок ряженья, проводятся различные мероприятия, праздники, развлечения.

Проделанная работа дала следующие результаты: Речь детей удалось повысить на 2-3 эпикризных срока (по результатам диагностики нервно-психического развития). У детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности. С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенкавлияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, по этому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички. Мой опыт работы показывает, что фольклор это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

Источник