Влияние улицы на развитие ребенка

Влияние улицы на развитие ребенка thumbnail

Современность характерна тем, что основной задачей своей жизни взрослые считают зарабатывание как можно большего количества денег, и несмотря на частую физическую и психологическую усталость, используют для этого любую возможность. И тут уже ни сил, ни времени на детей не остается. Лето. Пора каникул. В школу ходить не надо. Ежедневно выполнять домашнее задание — тоже не надо. Можно сказать, внезапная и полная свобода. Разве что есть неработающая бабушка, способная на нее «посягнуть». Да и та может контролировать внуков, по большому счету, только дома, а то, что происходит с ними на улице, зачастую — тайна за семью печатями.

Чем старше ребенок, тем сильнее у него потребность в самоутверждении. Бабушка, к сожалению, авторитетом для ребенка бывает редко, родителям постоянно некогда. Остаются только сверстники и знакомые постарше. С последними дружить интересно и престижно, а их мнение по любому вопросу котируется весьма высоко. Получается, что, так или иначе, ребенок обязательно попадает в какую-нибудь компанию. Желая сохранить круг общения и иметь поле деятельности для самоутверждения, ребенок будет всячески подстраиваться под правила поведения конкретной группы детей. Опять же, следует отметить, что девять из десяти группировок объединяются по принципу либо примитивного коллективизма, когда одного явного лидера нет или их несколько, но без четкого разделения сфер влияния, либо для совместного времяпрепровождения с «вожаком».

Лидерами, задающими тон в компании детей, обычно становятся наиболее уверенные в себе, властные, категоричные, нагловатые, в общении склонные к «импровизации», проявляющие резкость, дерзость, грубость, жестокость, лицемерие, лживость, мелкий авантюризм, показную экстравагантность и пренебрежение к различным психологическим и нравственным нормам поведения. Желая обрести подобный авторитет лидера, ребенок невольно может копировать определенные внешние элементы поведения «вожака», его привычки и принципы, взгляды и убеждения. Чем больше компания, тем больше у лидера так называемых главных помощников, стать которыми в глубине души страстно желают почти все «рядовые» этой детской группы. Именно этим зачастую и объясняется столь слепое и безграничное подчинение членов группы ее лидеру даже в тех вопросах, в которых убеждения, привитые родительским воспитанием, вступают в конфликт с мнением лидера.

Если в семье нет полного взаимопонимания между родителями и детьми, а сами родители не являются реальными авторитетами для своего ребенка, то и их наставления будут иметь для него весьма относительную ценность и значимость. Возраст детей, совершающих различные правонарушения, постепенно снижается все больше и больше. Особенно эта тенденция видна в городе, где из-за масштабов и большого числа людей мало кто кого знает и обращает на кого-либо внимание. Отсюда и возникает детский рэкет, попрошайничество, распространение различных форм психологического и физического насилия, мелкое хулиганство, воровство, купание в водоемах, не внушающих доверия своей чистотой и безопасностью. Часто дети становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.

Все больше появляется детей с явными садистскими наклонностями. Появляются чуть ли маньяки и серийные убийцы 10-12 лет. Детская проституция, стремительно расширяясь, приносит все больше прибыли ее организаторам. Дети все чаще используются старшими подростками или взрослыми для совершения правонарушений. Продолжает снижаться возрастной ценз на курение и прием спиртных напитков. Конечно, это не водка, но для детского организма и слабые напитки являются мощнейшим негативным фактором.

Как же уберечь ребенка от столь нежелательного влияния улицы? Только запретом здесь не обойтись. Воспитание не должно складываться из нудных нотаций. Ежедневное обсуждение различных событий из жизни, причем, как ребенка, так и вашей собственной, с небольшими комментариями относительно того, почему тот или иной человек так поступил, как это воспринимается обществом и к чему это привело. Разговаривайте с ребенком как с равным, исподволь подводя его к желательным для вас выводам. У него должно складываться впечатление, что к тому или иному умозаключению он пришел сам, и тогда оно уже не выветрится из его головы. В ребенке необходимо воспитывать самостоятельность в принятии любых решений и выработке точки зрения на любые вопросы. Следует не навязывать ему свои представления, а как бы рассуждать вместе с ним о том, что такое хорошо и что такое плохо и почему это именно так. Уважение у ребенку, искренность, правдивость, доброжелательность и внимание, желание быть ему близким другом — вот, в чем залог педагогического успеха.

Автор: Александр Алтунин

Сайт: Psiholog.Kollegia.RU

Источник

Улица как социально-педагогическая среда рассматривается в совокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Они оказывают существенное влияние на растущего человека, определяя своеобразие формирования личности. Попадая на улицу он должен уметь реализовывать себя, не деформируя позитивных личностных характеристик.

В результате изучения главы 27 студент должен:

знать

  • • понятие улицы, как социокультурной среды воспитания подрастающего поколения;
  • • факторы привлекательности улицы для детей;
  • • факторы улицы и их влияние на формируемую личность;
  • • понятие ребенок улицы, дети улицы, их социально-педагогическая характеристика;
  • • основы социально-педагогической работы с детьми улицы;

уметь

  • • учитывать социально-педагогические факторы улицы, существенно влияющие на детей;
  • • организовывать социально-педагогическую работу с детьми улицы;

владеть

  • • методами социально-педагогической характеристики влияния социокультурной среды улицы на подрастающее поколение;
  • • способами организации социально-педагогической работы с детьми улицы.

Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы занимает особое место. Существует специальный раздел – педагогика среды. Необходимость изучения улицы и социально-педагогического использования ее возможностей определяется тем, что ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Особенно велико ее влияние на детей, которые значительную часть или все время находятся в условиях улицы. Не случайно ее называют «мачехой ребенка» и «школой жизни». На улице ребенок может встретить много негатива, который скажется на его воспитании. В то же время, именно на улице он учится адаптироваться к среде, получает позитивные «уроки жизни».

Изоляция от улицы ведет к искусственности воспитания, что создает значительные трудности. Человек будет испытывать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт при встрече с различными факторами на улице, не понимать происходящего вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления. Поэтому он может легко стать жертвой обстоятельств, обмана, негативного воздействия факторов улицы, других людей.

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители не редко при характеристике ребенка отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время нередко улица является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем, социокультурной средой социализации и самореализации. Их называют – «дети улицы».

Основные причины (факторы) ухода детей на улицу делятся внешние и внутренние.

Внешние причины, побуждающие ребенка к уходу на улицу, рассматривались при изучении темы «социальное сиротство». Их достаточно много.

Внутренние причины (факторы) влияния определяются самой улицей. Они стимулируют уход ребенка на улицу и делают ее привлекательной и жизненно важной в самореализации. К ним относятся индивидуально-психологические особенности детского возраста, которые раскрыл С. Т. Шацкий, отмечая, что они обусловлены природными свойствами ребенка:

  • – у детей сильно развит инстинкт общительности;
  • – они настойчивые исследователи по природе;
  • – им свойственно созидание – делание;
  • – они стремятся проявить себя и получить собственные впечатления;
  • – огромную роль играет инстинкт подражательности.

Для подростка также характерно стремление к автономности, определенной самостоятельности, независимости от родителей.

Нельзя отбрасывать и патологический (субъективный) фактор, который может быть характерен ребенку вследствие врожденных или приобретенных психических отклонений в детском возрасте.

Систематизируя факторы улицы, делающие ее привлекательной для ребенка, можно выделить следующие:

  • свобода самопроявления личности, в которой в большой степени нуждается ребенок (подросток). Именно улица предоставляет ему такую по форме и содержанию свободу самопроявления, какую он, как правило, не может получить в домашних условиях;
  • субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. Улица создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. На ней ребенок чувствует себя «как все», на равных (ощущает чувство комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от такой среды способствует формированию комплексов и личностных проблем внутренней ограниченности. Однако такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она может создаваться детьми улицы, которые и способствуют се поддержанию;
  • многообразие новизны и необычности явлений улицы, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущего интереса и естественной потребности. Именно на улице он встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и тем делающих их образцами достаточно доступными для подражания. Учитывая, что они в значительной степени негативны по содержанию, С. Т. Шацкий назвал улицу как форму главной отрицательной силы и негативный образ окружающей ребенка среды основным врагом воспитательного процесса. Она способствует беспорядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность»[1];
  • совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих.

На улице дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от действий отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе и негативные: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, издевательства над окружающими;

  • иллюзию свободы, представляемая улицей, позволяющая отделиться от семьи и взрослых, избавится от опеки. В большинстве случаях эмоциональная близость подростка к матери самая сильная, если она естественным образом сформировалась. Она в той или иной степени сохраняется к матери, а иногда и к отцу и после ухода ребенка на улицу. Нарушение эмоциональной близости с родителями может иметь место по их вине, из-за образа жизни, отношения к ребенку, вследствие которых ему лучше на улице, чем дома;
  • «активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые, благодаря улице, получают такую возможность;
  • общие интересы, объединяющие детей в условиях улицы и делающие их взаимно интересными;
  • дети«исследователи» и искатели приключений. Они формируются под воздействием склонности к поиску нового, необычного. На их психики значительно сказываются рассказы старших или сверстников, книги, телевизионные программы, кино и другие факторы, побуждая любопытство поиска и познания.

Улица в значительной степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты и себя, формируясь в личностном плане, с учетом ее своеобразия и особенностей воспитуемого. Она не ограничивает, а, наоборот, стимулирует их проявление по тем образцам, которые определяют непосредственную среду жизнедеятельности ребенка на улице, и на которые он стремится походить.

В совокупности внешние факторы и его внутренние предрасположения определяют формирование детей улицы.

В условиях улицы формируются различные категории детей, отличающиеся по возрасту, времени пребывания на улице, последствиями социального формирования, социализации. Данный факт диктует необходимость выделения основных групп детей улицы, изучения их социально-педагогических особенностей и определения перспективы социально-педагогической работы с ними.

Источник

Тема 10. Улица как среда воспитания. «Дети улицы»

Улица как социально-педагогическаясреда рассматривается в совокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Такое воздействие оказывает существенное влияние на растущего человека, определяя его своеобразие как формируемой личности. Одновременно человек, попадая на улицу, должен уметь реализовывать себя в ней, не деформируя позитивных личностных характеристик.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) факторы улицы и их влияние на формируемую личность;

2) социально-педагогическаяработа с «детьми улицы».

Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка являются индивидуально-психологические особенности детского возраста. Как отмечал СТ. Шацкий(1878—1934), это обусловлено природными свойствами ребенка, которые можно свести к следующим положениям:

1)у детей сильно развит инстинкт общительности;

2)они настойчивые исследователи по природе;

3)им свойственно созидание — делание;

4)они стремятся проявить себя, получить собственные впечатления;

5)огромную роль играет инстинкт подражательности.

Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты. Дети каждый день сталкиваются с поведением сверстников и взрослых на улице во всем его многообразии. Основными факторами улицы, су—свобода самопроявления личности. Ребенок (подросток) очень нуждается в такой свободе. Именно улица предоставляет ему свободу самопроявления и по содержанию, и по форме, какой он, как правило, не имеет в домашних условиях;

—субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. Эта среда создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. В ней ребенок чувствует себя «как все», на равных (ощущение комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от среды, наоборот, создает комплексы, личностные проблемы внутренней ограниченности и пр. Такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она создается такими же детьми улицы способствует поддержанию среды;

—многообразие, новизна и необычность явлений, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущий интерес и естественные потребности. Именно на улице ребенок встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и поэтому становящихся образцами, достаточно доступными для подражания. Учитывая значительное негативное влияние этих примеров, Шацкий назвал улицу ‘ основным врагом воспитательного процесса (форма главной отрицательной силы, негативный образ окружающей ребенка среды). Она способствует беспорядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и сильно действует на детскую подражательность»;

—совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих. От безделья дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от поступков отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, совместные песни, издевательства над окружающими и пр.;

—«активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые благодаря улице получают такую возможность и др.

—общие интересы, объединяющие детей, делают их взаимоинтересными. Шацкий отмечал, что с педагогической точки зрения «дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно».

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом. Основными причинами формирования таких личностей являются:

•потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;

•если ребенок брошен родителями;

•родители, лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав;

•жестокое обращение с ребенком в семье;

•агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

•одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по различным причинам от его воспитания;

•материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

•творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;

•недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатные учреждения;

•психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;

•субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как

кдоминирующей, и другие причины.

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с:

•лишением их родительских прав;

•ограничением в родительских правах;

•признанием их безвестно отсутствующими;

•признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными);

•нахождением их в лечебных учреждениях;

•объявлением их умершими;

•отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

•уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

•отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;

•иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Существуют классификации «детей улицы»:

а) взависимости от времени нахождения ребенка на улице:

•дети, воспитанием которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

•дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и возвращающиеся домой;

•дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время (от нескольких недель до полугода);

•дети, живущие на улице долгий срок (год и больше);

•дети — воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей и воспитывающиеся средой жизнедеятельности;

•молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально они имеют жилье, но из-за специфики организации жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице;

б) в зависимости от социального положения ребенка:

•бездомные — дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те, которым по каким-либо причинам негде жить;

•безнадзорные — несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. Суть этого общественного явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми (ребенком) со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать домой. К ним относят и

тех, родители (или лица, их замещающие) которых (которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в этом случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности — беспризорность;

• беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие определенного места жительства (регистрации). Такая категория детей может быть, как при живых родителях или лицах, их замещающих, так и без них.

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы имеет особое значение. Существует специальный раздел — педагогика среды, в котором они занимают важное место. Необходимость ее изучения и социально-педагогического использования заключается в том, что ее нельзя игнорировать, так как ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Изоляция от среды ведет к искусственности воспитания, что создает серьезные сложности для растущего человека. В дальнейшем он будет испытывать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт на улице в различных ситуациях, не понимать происходящее вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления и пр. Ему легко стать жертвой обстоятельств, негативного воздействия других людей, обмана и т.д.

Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воздействий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это — превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педагогически целесообразный фактор — целенаправленный, организованный, управляемый.

Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выявлении и развитии ее педагогического потенциала на основе:

а) культурно-образовательной работы с окружающим населением;

б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия на детей и население района;

в) создания своеобразного социокультурного пространства, в котором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.

Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельности. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), отрывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятельность, воспитывая их.

В современных условиях существуют несколько направлений по работе с «детьми улицы». Среди них следует выделить:

—создание социально-педагогических центров по месту жительства детей (например, «Форпост СТ. Шацкого» — Москва);

—специальные центры для трудных в воспитательном отношении детей. В такие центры детей направляют комиссии по делам несовершеннолетних или органы МВД;

—детские оздоровительные лагеря для трудновоспитуемых;

—приюты для временной изоляции беспризорных детей с последующим их определением в семью или государственное учреждение;

—интернатные учреждения и детские дома и др.

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать специалист. В зарубежных странах защита прав детей улицы возложена на специально подготовленных социальных работников. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное или негосударственное учреждение.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник