Влияние улицы на духовное развитие ребенка

Влияние улицы на духовное развитие ребенка thumbnail

Современность характерна тем, что основной задачей своей жизни взрослые считают зарабатывание как можно большего количества денег, и несмотря на частую физическую и психологическую усталость, используют для этого любую возможность. И тут уже ни сил, ни времени на детей не остается. Лето. Пора каникул. В школу ходить не надо. Ежедневно выполнять домашнее задание — тоже не надо. Можно сказать, внезапная и полная свобода. Разве что есть неработающая бабушка, способная на нее «посягнуть». Да и та может контролировать внуков, по большому счету, только дома, а то, что происходит с ними на улице, зачастую — тайна за семью печатями.

Чем старше ребенок, тем сильнее у него потребность в самоутверждении. Бабушка, к сожалению, авторитетом для ребенка бывает редко, родителям постоянно некогда. Остаются только сверстники и знакомые постарше. С последними дружить интересно и престижно, а их мнение по любому вопросу котируется весьма высоко. Получается, что, так или иначе, ребенок обязательно попадает в какую-нибудь компанию. Желая сохранить круг общения и иметь поле деятельности для самоутверждения, ребенок будет всячески подстраиваться под правила поведения конкретной группы детей. Опять же, следует отметить, что девять из десяти группировок объединяются по принципу либо примитивного коллективизма, когда одного явного лидера нет или их несколько, но без четкого разделения сфер влияния, либо для совместного времяпрепровождения с «вожаком».

Лидерами, задающими тон в компании детей, обычно становятся наиболее уверенные в себе, властные, категоричные, нагловатые, в общении склонные к «импровизации», проявляющие резкость, дерзость, грубость, жестокость, лицемерие, лживость, мелкий авантюризм, показную экстравагантность и пренебрежение к различным психологическим и нравственным нормам поведения. Желая обрести подобный авторитет лидера, ребенок невольно может копировать определенные внешние элементы поведения «вожака», его привычки и принципы, взгляды и убеждения. Чем больше компания, тем больше у лидера так называемых главных помощников, стать которыми в глубине души страстно желают почти все «рядовые» этой детской группы. Именно этим зачастую и объясняется столь слепое и безграничное подчинение членов группы ее лидеру даже в тех вопросах, в которых убеждения, привитые родительским воспитанием, вступают в конфликт с мнением лидера.

Если в семье нет полного взаимопонимания между родителями и детьми, а сами родители не являются реальными авторитетами для своего ребенка, то и их наставления будут иметь для него весьма относительную ценность и значимость. Возраст детей, совершающих различные правонарушения, постепенно снижается все больше и больше. Особенно эта тенденция видна в городе, где из-за масштабов и большого числа людей мало кто кого знает и обращает на кого-либо внимание. Отсюда и возникает детский рэкет, попрошайничество, распространение различных форм психологического и физического насилия, мелкое хулиганство, воровство, купание в водоемах, не внушающих доверия своей чистотой и безопасностью. Часто дети становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.

Все больше появляется детей с явными садистскими наклонностями. Появляются чуть ли маньяки и серийные убийцы 10-12 лет. Детская проституция, стремительно расширяясь, приносит все больше прибыли ее организаторам. Дети все чаще используются старшими подростками или взрослыми для совершения правонарушений. Продолжает снижаться возрастной ценз на курение и прием спиртных напитков. Конечно, это не водка, но для детского организма и слабые напитки являются мощнейшим негативным фактором.

Как же уберечь ребенка от столь нежелательного влияния улицы? Только запретом здесь не обойтись. Воспитание не должно складываться из нудных нотаций. Ежедневное обсуждение различных событий из жизни, причем, как ребенка, так и вашей собственной, с небольшими комментариями относительно того, почему тот или иной человек так поступил, как это воспринимается обществом и к чему это привело. Разговаривайте с ребенком как с равным, исподволь подводя его к желательным для вас выводам. У него должно складываться впечатление, что к тому или иному умозаключению он пришел сам, и тогда оно уже не выветрится из его головы. В ребенке необходимо воспитывать самостоятельность в принятии любых решений и выработке точки зрения на любые вопросы. Следует не навязывать ему свои представления, а как бы рассуждать вместе с ним о том, что такое хорошо и что такое плохо и почему это именно так. Уважение у ребенку, искренность, правдивость, доброжелательность и внимание, желание быть ему близким другом — вот, в чем залог педагогического успеха.

Автор: Александр Алтунин

Сайт: Psiholog.Kollegia.RU

Источник

Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие ребенка

А.А. Абрамова

Абрамова Анна Афанасьевна — педагог-психолог ОСШИ ГОУ «Балтийский берег». Образование  — высшее, Санкт-Петербургский государственный университет. Стаж по специальности – 15 лет, педагогический – 10 лет. Квалификационная категория – высшая. Составила две программы: «Профилактика употребления психоактивных веществ (для начальной школы и подростков) и «Программа обеспечения развития и гармонизации личности  учащихся среднего звена ОСШИ (5 – 8 классы)». Внедрила в ОСШИ образовательную программу «Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация детей «Я, Ты и Мы». Владеет разнообразными современными психологическими технологиями.

        Глубоко личная, сокровенная, задушевная атмосфера семьи – та арена, где у ребенка формируется способность к сопереживанию, способность чувствовать как огорчение и боль, так и радость другого будто свои собственные. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека, — писал в этой связи В.А.Сухомлинский, — все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Тут нужно искать эмоционально-эстетический корень благородной духовной потребности человека».

Современное развитие общества, социально-экономическая политика страны, нестабильность семейного института, диктуют совсем другие условия взаимодействия в семье и ее выживания. Серьезна искажает семья нравственное развитие ребенка, когда взрослые члены семьи страдают потребительством. Потребительство проявляется в виде преклонения человека перед вещью. Его можно назвать вещной болезнью, когда вещь из средства, призванного облегчать жизнь человека, его быт, становится целью, подчиняя и порабощая человека, когда приобретательство становится основным смыслом жизни. Исследователь данного вопроса В. Мотяшов пишет о потребительстве, что «…оно самоцельно, а доставляемое им удовольствие иллюзорно, оторвано от сущности потребляемого, от внутренней логики его содержания, будь то одежда, автомобиль, книги классиков».

        Диагностируя эмоциональные отношения в семье, я прошу детей, учащихся начального звена: « Нарисуйте, пожалуйста, свою семью, какой бы вы хотели ее видеть». Дети усердно трудятся, изображая на листке, двух – трехэтажные дома с газонами и деревьями вокруг, дорогие автомобили, обязательно иномарки, и, как правило, объясняют марку автомобиля, ее стоимость. Рисуют море, пароход, горы и название отеля, где они отдыхали с родителями, солнце и много красок, и единственно кого не хватает  во всем этом великолепии, так это их самих и родителей. И с каждым разом таких рисунков «тщеславия» становится все больше и больше. Опасность потребительства для духовного развития ребенка уже в том, что оно, как и пьянство, в его зрелых, открытых формах более всего проявляется в семье, поскольку здесь – сфера личного потребления, удовлетворение индивидуальных потребностей, а также в его многоликости, многообразии проявления и в довольно широком диапазоне распространения. Духовные ценности отходят далеко на задний план ради приобретения дорогого автомобиля, загородного дома, квартиры в престижном районе.

        Невинное, казалось бы, стремление окружить себя «престижными»  вещами оказывается чрезвычайно опасным в воспитательном отношении. Сколько угодно можно привести факторов, когда приобретение родителями «престижных» вещей ведет к тому, что не дети, а вещи становятся главным объектом внимания старших. и чем в большей мере оказывается внимание вещному миру в семье, тем в большей мере, как правило, ощущают недостаток внимания к себе дети. Чем больше в квартире предметов, тем теснее и неуютнее становится в ней детям, ограниченнее их свобода, тем чаще они оказываются в подъездах, во дворах, на улице. Вспоминаю подростка, который не простил своего отца только за то, что тот оказался менее обеспеченным: не такой особняк и не в таком престижном районе, не такая крутая «тачка». «Это из-за отца мне стыдно встречаться с другом, из-за отца я не могу купить за двадцать тысяч куртку. Я его ненавижу», — кричал, буйствуя в истерике, подросток. Я потерпела полное фиаско, вступив в дискуссию с ним, в том, что материальные блага важнее духовных, что материальные ценности – высшие ценности, не выдерживающие конкуренции и какими-либо иными, стали средством самоутверждения, доказательством его исключительности, средством самовыражения.

        Недавно я проводила тренинг развития личности подростка 8-го класса. Темой упражнения одного занятие было следующее: «Сможете ли вы подвергнуть человека смертельной опасности своим бездействием из-за некой суммы денег, предположим, в эквиваленте квартиры, будучи абсолютно уверенными в безнаказанности такого поступка?» На мой провокационный вопрос «Да или нет», группа дружно ответила «Да», соглашаясь и на менее весомый эквивалент. В эту группу не входили «трудные» дети, т.е. те дети, которые нарушают общепринятые нормы поведения, это были подростки с обычной мотивацией к учению и нормальным поведением, не досаждающим учителям и окружающим, но вирус «потребления, потребительских отношений, потребительства» активно развивается и действует  в таких группах. Потребительство – это арена, где формируются угодничество и приспособленчество. Оно – источник духовной черствости, холодной расчетливости, бездушного отношения к человеку, оно противоестественно для привития детям товарищества и чувства ответственности в коллективе.

        Нравственная ущербность личности, оказавшейся в плену потребительских настроений, приобретает огромное число оттенков и нюансов, сдерживает и деформирует ценностное мировозрение детей и их нравственное развитие.

В анонимном анкетировании родителей на одном из родительских собраний на вопрос: «Стоит ли сейчас, в России, учить современного молодого человека бескорыстию, благородству, духовности?» — мнения родителей разделились. Некоторые подчеркивали эти качества, как важнейшие составные нравственного мира, а многие рассудили по другому: «Чувства, чувствами, а ум, трезвость во взгляде, точный расчет – основное для нашего времени»; «В современном человеке я ценю три качества: силу, ум, волю»; «Бескорыстие, благородство, деликатность – чувства для барышень девятнадцатого века»; «За свое место в жизни нужно бороться с кулаками, иначе из тебя ничего не выйдет. Я боролся и буду заставлять бороться своего сына».

        Психологически нестойкая, уязвимая во многих отношениях атмосфера семьи, где довлеют потребительские интересы, узость и примитивность духовных запросов старших, делают ее зачастую неспособной к формированию у детей того запаса жизненной прочности, который выступает в качестве противоядия против дурного влияния улицы и правонарушений несовершеннолетних.

        Анализируя исследования на эту тему, можно сделать вывод, что в семьях подростков-правонарушителей в отличие от семей, имеющих детей с нормальным, общепринятым поведением интерес к материальным, потребительным благам, преобладает над духовными потребностями.

Источник

Негативное влияние улицы на подростка. Как уберечь ребенка от влияния улицы?

Каждый ребенок, как губка, впитывает все события и влияния окружающей среды, с увлечением играя в опасную игру под названием личная свобода. Современное общество характерно тем, что родители видят основную задачу в жизни в достижении материальных благ путем зарабатывания как можно большего количества денег. Они психологически и физически устают на работе. И на воспитание своих детей у них не остается ни сил, ни времени.

Ребенок получает полную свободу, ведь его практически никто не контролирует. Конечно, дома родители стараются уделить внимание ребенку, иногда проверяют его дневник, готовят ему еду и всячески ухаживают за ним. Но проверять, что с ним происходит на улице, у них нет просто времени. Как утверждает статистика, на ребенка улица оказывает намного большее влияние, чем воспитание его родителей. Уже с первого класса школа становится для ребенка своеобразным психологическим испытанием, с этого периода жизни практически он предоставлен сам себе.

В таком возрасте дети часто еще не подготовлены к самостоятельной жизни, они беззащитны. Практически целый день ребенок общается с одноклассниками и друзьями, а родителей видит всего несколько часов в день. И неудивительно, что часто уже в первом классе родители удивляются, почему ребенок употребляет бранные слова или совершает дурные поступки. Неужели все их воспитание до школы ничего не значит, как же предотвратить эти факты?

Многие родители, обнаружив тот факт, что ребенок изменился, запирают ребенка дома или нанимают няню. При такой изоляции от общества психологии ребенка наносится непоправимый вред. Часто такие дети замыкаются в себе и предпочитают общению компьютерные игры и телевизор. Такой ребенок не может вырасти социально-адаптированной личностью и у него не может быть полноценной жизни. Изолируя ребенка от общения с друзьями и установив за ним строгий контроль, родители признают свою несостоятельность к правильному воспитанию.

влияние улицы на ребенка

Некоторые родители стараются оградить своего ребенка от влияния улицы путем физического наказания ребенка ремнем или крепкой руганью за каждый плохой поступок. Метод воспитания поркой или бранью помогает обуздать шалости и прихоти ребенка, но он также становиться причиной того, что ребенок вырастает озлобленным, безвольным и скрытым человеком. Нельзя воспитать сильную личность в семьи, где царят насилие и злоба.

Есть и такие родители, которые полагают, что для правильного воспитания ребенка они уже заложили необходимый фундамент и дальше пусть он сам решает, что ему плохо, а что хорошо. Такой ребенок получает полную свободу и оказывается практически выброшенным в большой мир. Чем старше становится ребенок, тем сильнее у него возникает потребность в самоутверждении.

Авторитетом для ребенка становятся не родители, которым постоянно никогда, а ровесники и ребята постарше. С ними ему дружить приятно и престижно. В результате ребенок попадает в ту или иную компанию и подстраивается под правила их поведения. Лидерами в таких компаниях обычно являются уверенные в себе, нагловатые и нахальные дети. Желая обрести авторитет лидера, ребенок подсознательно копирует элементы его поведения и его убеждения.

Какой же правильный путь защиты ребенка от влияния улицы? Ответ очень простой — это абсолютное внимание родителей к своему ребенку не только дома, но и в школе. Ребенку необходимо внимание, а не ношение на руках, наказание и потакание его прихотям.

Для этого родители должны следовать следующим советам:

1. Создать такую атмосферу дома, чтобы ребенок был постоянно занят. Надо сделать так, чтобы ребенок сразу после уроков шел домой и занимался уроками и не помышлял о баловстве. Для этого заинтересуйте его рисованием, музыкой или занятиями спортом. Приучите его пылесосить и убирать дом, готовить себе еду. Можно закрепить часть обязанностей работы по дому ему, пусть он несет ответственность за него. Надо постараться сделать так, чтобы у ребенка оставалось меньше времени на бесцельное шатание по улицам и бездарную трату времени.

2. Как можно больше общайтесь с ребенком. При разговоре дайте понять ребенку, что вы относитесь к нему как к взрослому и уважаете его мнение. Только родители могут дать ребенку уверенность в исключительной важности его существования и воспитать в нем чувство доброты. При разговоре интересуйтесь тем, с кем общается ваш ребенок. Родители должны быть в курсе кто друзья и одноклассники подростка. Пригласите их к вам домой, пусть они общаются с вашим ребенком, пьют чай и играют. Если подросток попал под влияние плохой компании, поговорите с ним о том, что в настоящей дружбе люди должны помогать друг другу, а если этого нет, то нет и дружбы. Держите постоянный контакт со школьной учительницей и будьте в курсе школьной жизни ребенка.

3. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Любить ребенка надо не только тогда, когда его поведение и успехи приносят вам радость, но и тогда когда он совершает ошибки. Если вы можете остановиться и уделить ребенку больше времени, сходить с ним в театр или в цирк, то вы уже на правильном пути. Ведь вся ответственность за детей лежит на родителях, нет ничего страшнее того, когда уже слишком поздно вспомнить об этом.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Улица как социально-педагогическая среда рассматривается в совокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Они оказывают существенное влияние на растущего человека, определяя своеобразие формирования личности. Попадая на улицу он должен уметь реализовывать себя, не деформируя позитивных личностных характеристик.

В результате изучения главы 27 студент должен:

знать

  • • понятие улицы, как социокультурной среды воспитания подрастающего поколения;
  • • факторы привлекательности улицы для детей;
  • • факторы улицы и их влияние на формируемую личность;
  • • понятие ребенок улицы, дети улицы, их социально-педагогическая характеристика;
  • • основы социально-педагогической работы с детьми улицы;

уметь

  • • учитывать социально-педагогические факторы улицы, существенно влияющие на детей;
  • • организовывать социально-педагогическую работу с детьми улицы;

владеть

  • • методами социально-педагогической характеристики влияния социокультурной среды улицы на подрастающее поколение;
  • • способами организации социально-педагогической работы с детьми улицы.

Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы занимает особое место. Существует специальный раздел – педагогика среды. Необходимость изучения улицы и социально-педагогического использования ее возможностей определяется тем, что ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Особенно велико ее влияние на детей, которые значительную часть или все время находятся в условиях улицы. Не случайно ее называют «мачехой ребенка» и «школой жизни». На улице ребенок может встретить много негатива, который скажется на его воспитании. В то же время, именно на улице он учится адаптироваться к среде, получает позитивные «уроки жизни».

Изоляция от улицы ведет к искусственности воспитания, что создает значительные трудности. Человек будет испытывать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт при встрече с различными факторами на улице, не понимать происходящего вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления. Поэтому он может легко стать жертвой обстоятельств, обмана, негативного воздействия факторов улицы, других людей.

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители не редко при характеристике ребенка отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время нередко улица является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем, социокультурной средой социализации и самореализации. Их называют – «дети улицы».

Основные причины (факторы) ухода детей на улицу делятся внешние и внутренние.

Внешние причины, побуждающие ребенка к уходу на улицу, рассматривались при изучении темы «социальное сиротство». Их достаточно много.

Внутренние причины (факторы) влияния определяются самой улицей. Они стимулируют уход ребенка на улицу и делают ее привлекательной и жизненно важной в самореализации. К ним относятся индивидуально-психологические особенности детского возраста, которые раскрыл С. Т. Шацкий, отмечая, что они обусловлены природными свойствами ребенка:

  • – у детей сильно развит инстинкт общительности;
  • – они настойчивые исследователи по природе;
  • – им свойственно созидание – делание;
  • – они стремятся проявить себя и получить собственные впечатления;
  • – огромную роль играет инстинкт подражательности.

Для подростка также характерно стремление к автономности, определенной самостоятельности, независимости от родителей.

Нельзя отбрасывать и патологический (субъективный) фактор, который может быть характерен ребенку вследствие врожденных или приобретенных психических отклонений в детском возрасте.

Систематизируя факторы улицы, делающие ее привлекательной для ребенка, можно выделить следующие:

  • свобода самопроявления личности, в которой в большой степени нуждается ребенок (подросток). Именно улица предоставляет ему такую по форме и содержанию свободу самопроявления, какую он, как правило, не может получить в домашних условиях;
  • субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. Улица создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. На ней ребенок чувствует себя «как все», на равных (ощущает чувство комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от такой среды способствует формированию комплексов и личностных проблем внутренней ограниченности. Однако такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она может создаваться детьми улицы, которые и способствуют се поддержанию;
  • многообразие новизны и необычности явлений улицы, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущего интереса и естественной потребности. Именно на улице он встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и тем делающих их образцами достаточно доступными для подражания. Учитывая, что они в значительной степени негативны по содержанию, С. Т. Шацкий назвал улицу как форму главной отрицательной силы и негативный образ окружающей ребенка среды основным врагом воспитательного процесса. Она способствует беспорядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность»[1];
  • совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих.

На улице дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от действий отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе и негативные: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, издевательства над окружающими;

  • иллюзию свободы, представляемая улицей, позволяющая отделиться от семьи и взрослых, избавится от опеки. В большинстве случаях эмоциональная близость подростка к матери самая сильная, если она естественным образом сформировалась. Она в той или иной степени сохраняется к матери, а иногда и к отцу и после ухода ребенка на улицу. Нарушение эмоциональной близости с родителями может иметь место по их вине, из-за образа жизни, отношения к ребенку, вследствие которых ему лучше на улице, чем дома;
  • «активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые, благодаря улице, получают такую возможность;
  • общие интересы, объединяющие детей в условиях улицы и делающие их взаимно интересными;
  • дети«исследователи» и искатели приключений. Они формируются под воздействием склонности к поиску нового, необычного. На их психики значительно сказываются рассказы старших или сверстников, книги, телевизионные программы, кино и другие факторы, побуждая любопытство поиска и познания.

Улица в значительной степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты и себя, формируясь в личностном плане, с учетом ее своеобразия и особенностей воспитуемого. Она не ограничивает, а, наоборот, стимулирует их проявление по тем образцам, которые определяют непосредственную среду жизнедеятельности ребенка на улице, и на которые он стремится походить.

В совокупности внешние факторы и его внутренние предрасположения определяют формирование детей улицы.

В условиях улицы формируются различные категории детей, отличающиеся по возрасту, времени пребывания на улице, последствиями социального формирования, социализации. Данный факт диктует необходимость выделения основных групп детей улицы, изучения их социально-педагогических особенностей и определения перспективы социально-педагогической работы с ними.

Источник