Влияние учебной деятельности на развитие ребенка

Влияние учебной деятельности на развитие ребенка thumbnail

2.1 Развитие личности младшего школьника посредством учебной деятельности и родителей.

Учебная
деятельность в младшем школьном возрасте
играет ведущую роль в формировании
личности. Понимая это, наиболее
ответственные родители пытаются
пополнять свои знания, читая популярную,
а иногда и научную литературу, выискивать
информацию в Интернете, слушать теле-
и радиопередачи, посвященные воспитанию,
обучению и развитию детей. Однако число
таких родителей невелико. Если ребенок
не справляется с учебной нагрузкой,
педагоги обычно требуют, чтобы родители
усилили контроль над ними, в частности,
следили за приготовлением уроков[7].

Однако
подобные требования порой оказываются
выше их реальных возможностей. Жизнь
диктует свои условия выживания, и для
многих родителей на первом месте стоят
здоровье и материальное благополучие
семьи. Естественно, учебная деятельность
ребенка занимает не менее важное место,
но высокая занятость, а также низкий
образовательный уровень не всегда
позволяет оказать реальную помощь[13].

Причины
снижения успеваемости часто кроются в
нерациональной организации режима дня,
низком уровне самостоятельности,
отсутствии познавательных интересов.
Обычно резкое снижение работоспособности,
утомление и переутомление учащихся
являются следствием нерационально
организованного режима дня. Считается,
что следить за правильной организацией
режима дня школьников должны родители
[14].

Однако
довольно часто они и сами не отличаются
организованностью, склонны к хаотичности
в делах, к чему невольно приучают и своих
детей. Другие слишком заняты работой.

В
обоих случаях большую часть свободного
от школы времени ребенок посвящает так
называемому отдыху: смотрит телевизор,
играет в компьютерные игры или «шатается»
без дела на улице. Все накопившиеся за
день проблемы и дела переносятся на
вечерние часы, когда родители возвращаются
с работы.

Одна
из ежедневных проблем связана с
выполнением домашнего задания. Учащиеся
младших классов должны овладеть техникой
самостоятельной работы, усвоить
рациональные приемы организации труда.

Однако
многие родители, вместо того, чтобы
показать ребенку правильные приемы
подготовки домашнего задания, либо
только контролируют выполнение, либо
подменяют ребенка в работе, показывая
ему допущенные ошибки, называя правильный
ответ или просто выполняя всю его работу.
Подобная «помощь» делает бесполезным
весь процесс подготовки ребенком
домашних заданий.

Не
менее вредна и другая крайность, когда
родители, считая, что у ребенка после
его поступления в школу должны
автоматически появиться самостоятельность
и ответственность, полностью устраняются
от контроля над выполнением им школьных
обязанностей.

Подобная
воспитательная направленность взрослых
не способствует формированию
ответственности, самоорганизации и
самоконтроля. Более того, недоразвитие
самостоятельности, подавление взрослым
инициатив ребенка либо устранение от
поддержки его действий ведет не только
к задержке в развитии, но и к личностной
деформации ребенка (повышенная
тревожность, всевозможные страхи,
неуверенность в себе, невротизм).

Занятия
в студиях, кружках, секциях приучают
школьников начальных классов к
организованности, учат их грамотно
распоряжаться своим временем, быть
собранными.

При
этом школьники, имеющие стойкие интересы
и увлечения, как правило, имеют и
стабильную успеваемость. Кроме того,
увлечения обогащают личность ребенка:
он становится более интересным для
сверстников, круг его социальных
контактов расширяется.

Младший
школьный возраст обычно характеризуется
бурным развитием сферы интересов и
увлечений, это один из самых благодатных
периодов в развитии способностей
ребенка. Поэтому одной из обязанностей
родителей является грамотная организация
его свободного времени. Опасность могут
представлять две крайности.

Стремление
родителей максимально развить таланты
своего ребенка должно быть подкреплено
их готовностью распознать его задатки,
предоставить ряд возможностей попробовать
себя в разных областях деятельности[16].

При
этом необходимо следить, какие занятия
вызывают у ребенка наибольший интерес,
приносят ему удовольствие.

Распознавание
и развитие талантов ребенка находится
в сильной зависимости от воспитательных
способностей родителей, от наличия у
них желания и терпения на проведение
такой кропотливой работы.

Более
того, учебная деятельность школьников,
качество выполнения ими домашних заданий
часто становятся причиной разногласий
в семье.

Таким
образом, учебная деятельность направлена
на максимальное раскрытие способностей
ученика, его всестороннее психосоциальное
развитие через коллективную совместную
работу с учениками и учителем.

Что
касается готовности родителей к обучению
ребенка в школе, то в первую очередь она
определяется верой в его способности,
готовностью в любых ситуациях поддерживать
интерес школьника в учебе и помогать
ему в обретении самостоятельности,
поддерживать уверенность в своих силах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Елена Хабибулина
Особенности учебной деятельности младших дошкольников

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

При формировании учебных умений следует учитывать, что деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер. Малыши уже могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия, у них появляется стремление к самостоятельности и активности. Под руководством взрослого самостоятельность и активность постепенно приобретают осознанный характер. Это позволяет переходить от обучения, основанного на подражании действиям взрослых, к обучению, при котором организуется самостоятельная деятельность детей, направленная на выполнение определенного задания.

Эффективность обучающего воздействия на детей определяется характером требований, которые предъявляются к деятельности ребенка на занятиях. Указания, объяснения, наглядный образец должны быть направлены на организацию практической и игровой деятельности дошкольников, в ходе которой они усваивают определенные знания и умения. Поскольку дети этого возраста воспринимают пояснения взрослого как адресованные каждому из них лично, педагог, обращаясь к группе, называет имена воспитанников. На занятиях воспитатель, как правило, использует форму наглядно-действенного показа в сочетании со словесным пояснением. Указания, пояснения и показ должны быть четкими, точными, вызывать у детей непроизвольный интерес, носить форму целостной инструкции, не превышать 1—2 мин. Однако в том случае, когда дети только начинают овладевать новой деятельностью, лучше раскрывать ее содержание, используя поэтапную инструкцию.

Следует помнить, что в этом возрасте дошкольники только начинают овладевать навыками поведения на занятиях. Если в младших группах

ребенок привыкнет просто присутствовать на занятиях, не принимая в них активного участия, в дальнейшем перестроить его поведение будет трудно. Особенно это относится к тем детям, которые сидят спокойно, никому не мешают, но и ничего по-настоящему не усваивают, так как чаще всего выполняют задания на основе механического подражания сверстнику или образцу воспитателя. Очень важно с младшего дошкольного возраста приучать детей действовать на занятиях самостоятельно, осознанно воспринимать задание, а в дальнейшем и самостоятельно ставить перед собой цель деятельности.

В течение учебного года важно сформировать у детей интерес к учебной деятельности, под влиянием которого они будут стремиться поскорее закончить свои игры, выполнить установленные правила и подойти к воспитателю.

В ходе занятия необходимо вызывать у малышей положительные эмоциональные переживания. Общий эмоциональный подъем способствует формированию дружеских взаимоотношений. Само содержание занятий позволяет вызывать у ребенка радость от участия в совместной со сверстниками деятельности.

Организация детей на занятиях имеет свою специфику. В начале учебного года следует переводить детей от игры к занятию постепенно, используя для этого игровые моменты, занимательные задания. Так, педагог может собрать вокруг себя воспитанников и предложить послушать, что им скажет Петрушка. Петрушка достает из «чудесного мешочка» игрушку. Малыши усаживаются на стулья в кружок и начинают играть в игру «Чудесный мешочек». На занятиях по конструированию дети тоже могут сидеть полукругом на стульях. Воспитатель показывает, как строить мосты разной ширины. Затем дети сами строят мосты на полу. Можно организовать занятие за столами, сдвинув их короткой стороной. Дети усаживаются по обеим сторонам и после показа и объяснения педагога строят домики, в результате чего получается улица.

Педагог постепенно приучает воспитанников не мешать друг другу, пользоваться общим материалом. Во второй половине учебного года можно давать общий раздаточный материал для двух детей. В конце занятия можно предложить малышам помочь друг другу в уборке материала. Если дети отвлекаются, это следует расценивать как сигнал для переключения их внимания на новое содержание. Оживленность, общение друг с другом, хоровые ответы свидетельствуют о непосредственном интересе к занятию.

Постоянно, от занятия к занятию, следует воспитывать у дошкольников умение выполнять некоторые требования педагога (всем идти заниматься; слушать, что говорит воспитатель; выполнять задания по его указанию, не мешая при этом друг другу).

Необходимо стремиться к тому, чтобы этот опыт складывался у ребенка на основе понимания выдвигаемых требований, а не на основе механического послушания

В результате целенаправленной воспитательной работы дети приучаются к сдержанности, сосредоточенности, но формировать такое поведение следует путем использования игровых приемов, сюрпризных моментов, переключения внимания малышей во время занятий. Именно это дает возможность педагогу формировать у воспитанников интерес к занятиям, желание заниматься. Большое внимание воспитатель уделяет развитию детской активности, заинтересованности. Только при этом условии дети будут способны к некоторому напряжению сил, будут стремиться достичь результата, проявлять активность, прилежание.

Особенно важное место в умственном воспитании детей занимают дидактические игры. Это одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают

признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие, которое включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включены в современные программы дошкольного воспитания. ФГТ предъявляет к дидактическим играм большие требования. В них говорится: «Программа должна предусматривать решение программных

образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является дидактическая игра».

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей, она активизирует психические

процессы и вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней ребенок охотно преодолевает значительные трудности, тренирует свои силы, развивает способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

Источник

Психологические особенности младших школьников

психологический школьник учебный эмоциональный

Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст.

По мнению Крутецкого В.А. младшим школьным возрастом считается «возраст детей примерно от 7 до 10 -11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития» [15, c. 262].

Зинченко В.П. и Мещеряков Б.Г. понимали под младшим школьным возрастом «(англ. midchildhood — среднее детство) — возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства М. ш. в. выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение — единственная ступень образования.» [32, c. 267]

А Еникеев М.И. младший школьный возраст определяет как « — дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний; формируются и закладываются основы духовного и физического развития ребенка, научнотеоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнения других учебных заданий. У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности..» [8, c.242]

Подведя итог выше предложенным определениям можно сделать вывод, что младший школьный возраст совпадает с периодом обучения и в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.

Познавательная сфера младшего школьника

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В отличие от ребенка — дошкольника, школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных знаний. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словестно-логическому мышлению Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).[38] В начале обучения в школе мышление ребенка отличается выраженным эгоцентризмом — восприятием явлений и вещей с единственной занимаемой им позиции; ему сложно представить, что может быть другая точка зрения на предмет. Ж.Пиаже ярко продемонстрировал это качество детского мышления в своих опытах, показавших отсутствие у детей 6 -7 лет представления о постоянстве основных свойств вещей — величины, высоты, ширины и т.д. [16] [25][35][38]

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. На первом плане — формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, либо целенаправленно.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет для школьника — значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, потрогать его. Характерная особенность детей младшего школьного возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети в первую очередь воспринимают те объекты и их свойства, особенности которых вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. [37][16][12]

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Как справедливо замечал Д.Б. Эльконин, « память в этом возрасте становится мыслящей»[39] Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, связанный с яркими пособиями, но в тоже время, в отличие от дошкольников, способны целенаправленно запоминать не интересный материал. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. [37][12][4]

Дальнейшее развитие в младшем школьном периоде получает воображение. Творчество играет важную роль в жизни любого человека, а оно невозможно без воображения. К тому же раз игра всё ещё важна для младших школьников, в этой деятельности воображение активно используется. Благодаря воображению человек может прогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение неразрывно связанно с памятью. Материал для воображения частично предоставляется памятью, а память использует образы воображения.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;

2. рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3. развитие познавательного отношения к действительности

В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему.

Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода» [5, C.251]. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. Развитие личности зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются три аспекта самосознания: притязание на признание, осознание прав и обязанностей, осознание времени [23]

В этом возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. [23]

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверсниками.

Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.

Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются. Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными (уроки, природные явления, уколы).

Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. По мнению Дружинина В.Н. «Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности — как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи» [5, C.255]. Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. «Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом» [8, C. 206].

Возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. Младшие школьники всецело опираются на мнение учителя.

Принимая во внимание все выше сказанное необходимо более подробно рассмотреть учебную деятельность. [23]

Источник