Влияние творчества на развитие речи ребенка
Алена Затонских
Влияние творческой деятельности на развитие речи детей
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, но этого недостаточно для развития творческих способностей детей, имеющими общее недоразвитие речи. Изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с нарушениями речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степенью выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию.
Мы, педагоги старшей логопедической группы «Затейники» МАДОУ «Детский сад № 10»города Стерлитамак Республики Башкортостан в своей работе широко применяем нетрадиционные техники в продуктивной деятельности детей. Наша задача — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства,в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Наши дети очень любят рисовать, лепить, конструировать из бумаги. Конструирование так же помогает ребёнку с речевой патологией. У ребёнка развивается диалогическая, монологическая, связная речь, пополняется активный и пассивный словарь. А если мы рисуем и лепим необычным способом, то это их приводит в восторг. В учебный процесс мы включаем размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинирование разных материалов, используем смешанные изобразительные техники. Всё это способствует развитию мелкой моторики рук, речи детей. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Работая с детьми мы отметили, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования и лепки в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по- новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; дает представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость, удовольствие, уверенность в себе.
Из детских работ организовываются выставки, которые радуют и детей, и взрослых.
Проводимая нами работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствуют творческой активности детей, позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
А. Затонских-воспитатель г. Стерлитамак РБ
Источник
Лариса Ворсина
Консультация для педагогов «Влияние художественного творчества на речевое развитие детей»
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи, поэтому проблема исправления речи в наше время очень актуальна. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. У детейстрадают все средства речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. Преодоление дефектов речи красной нитью должно проходить через все режимные моменты и осуществляется во всех видах деятельности. Я считаю, что возможности по развитию и коррекции речи детей на занятиях по изобразительной деятельности велики.
Мы, воспитатели, часто слышим упреки в свой адрес от учителей начальной школы из-за качества подготовки детей к школе. Достаточно серьезные требования предъявляет школа к подготовке руки к письму, к развитию творческого компонента личности ребенка. Дети с речевыми отклонениями требуют наиболее тщательной работы по их подготовке. Иначе проблемы, возникающие у детей, станут препятствием к успешному обучению в школе.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своёвремя: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Продолжая аналогию руки с мозгом,можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающего работу мысли и функции речи.
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Изобразительная деятельность может стать фундаментом к овладению средствами языковой системы и сформировать коммуникативную направленность речи.
Изобразительная деятельность является частью развития личности дошкольника и взаимосвязана со всеми другими направлениями развития: с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии, с разными видами искусства — как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Совместной деятельности воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду уделяется немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребенком определенного продукта.В процесс создания включаются все сферы деятельности ребенка:
• общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
• воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);
• ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);
• формирования элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);
Занятия по изодеятельности имеют терапевтический эффект:
• успокоение ребенка;
• раскрытие его внутреннего мира;
• развитие мелкой мускулатуры кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);
• координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое);
• координация руки и глаза;
• подготовка руки к письму.
На занятиях развиваютсяпредпосылки к учебной деятельности:
• формирование умений планирования последовательности выполнения;
• осуществление контроля на различных этапах работы;
• развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.
• развитие психических процессов,для того чтобы ребенку что-либо изобразить нужно задействовать все психические процессы:
• восприятие (сенсорные эталоны);
• память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
• мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
• речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры, а значит и речь ребенка; внимание;
• воображение.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, обязательно используем пальчиковую гимнастику.
Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Во время изодеятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.
На занятиях по изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет, на основе предметного рисунка создают целый сюжет, оживляют предмет, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. Яркие детские работы вызывают чувство удовлетворения и радости у дошкольников. Каждому хочется рассказать о своем рисунке, поделиться впечатлениями о работе сверстников. Это благодатное время для составления рассказов. Ребенку гораздо интереснее составлять рассказ по своему рисунку, чем по картине художника, поскольку сюжет рисунка ближе ему и понятнее.
Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты путем общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в коллективной изобразительной деятельности, которая одновременно создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога, слухового внимания.
Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.
Хочется отметить несколько художественных нетрадиционных техник, увлекающих детей. Аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань, — старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность. Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать. Оригами — складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности, развивает умение анализировать, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Торцевание — один из видов бумажного конструирования. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка. Обрывная аппликация — это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий — настоящий простор для творчества. Поделки из мятой бумаги, техника, которая не требует большой подготовки и усилий, но хорошо развивает моторику.Много нетрадиционных техник и в рисовании: пальцевая живопись, рисование с помощью свечи и мыла, рисование по сырой бумаге, кляксогрфия, рисование простым карандашом и ластиком.
И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Проведение таких занятий подарят детям новую широкую гамму ощущений.
В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. И помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.
Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие».
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем творчестве”.
Роден
Источник
Светлана Насибуллина
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К. Д. Ушинский
Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очевидно. Устное народное творчество помогает ребёнку погрузиться в истоки культуры той страны, где он живёт. В старшем дошкольном возрасте дети способны выражать свое отношение к героям, к происходящему, делать соответствующие выводы. Поэтому на этом этапе развития ребёнка важно помочь ему правильно воспринимать услышанное, чтобы это стало базой для формирования нравственных качеств. Художественное слово является помощником в понимании красоты родной речи, в обучении эстетическому восприятию всего, что нас окружает, а также в формировании нравственных представлений. Произведения фольклора, как ничто лучше, отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они позволяют ввести его в мир народного слова, раскрыть богатство и красоту родного языка.
К сожалению, во время всеобщей компьютеризации, технического прогресса, внедрения в родной язык иностранных слов, потери образности и эмоциональности в речи взрослым всё сложнее найти время для живого общения с ребёнком, для приобщения его к народным праздникам, к произведениям устного народного творчества, всё чаще ребёнок предоставлен компьютеру, мобильному телефону или планшету. Отсутствие времени на общение с детьми зачастую приводит проблемам развития речи. В наше время именно педагог, находящийся рядом с ребёнком большую часть времени, может повлиять на развитие речи, используя фольклор в качестве украшения и одухотворения жизни (Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. — №9. – С. 11 – 18, стр. 12). Отсюда очевидной становится цель нашей работы, которая заключается в раскрытии роли устного народного творчества в развитии речи дошкольников, в изучении средств ознакомления детей с фольклором.
Проблеме развития речи всегда уделялось внимание учёными, педагогами, исследователями в разных областях. Так О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, О. Л. Князева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич. посвятили свои труды исследованиям в области теории развития детской речи. Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский провели психолого- педагогические исследования особенностей речи. В трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д Л. В. Щербы, А. А. Пешковского, В. В. Виноградова, Е. А. Флериной отражены подходы в решении задач речевого развития детей.
В чём заключается ценность фольклорных произведений?
Очевидно, что усвоение ребёнком родного языка происходит благодаря подражанию разговорной речи окружающих, героев сказок, ребёнок не только слышит пословицы, загадки, сказки, но и повторяет их. Они начинают входить в его речь. И разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Особую роль в развитии речи выполняют народные частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, которые представляют мир ярко, интересно и понятно, что является очень важным для детей. в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких. Ценность фольклорных произведений состоит в том, что благодаря им взрослый может без труда установить с ребёнком эмоциональный контакт, побудить его к речевой активности.
Какие требования предъявляются к фольклорным произведениям?
В ходе педагогического процесса знакомства с фольклором русского и других народов мы не должны забывать, что фольклорный материал должен быть доступным для детского восприятия, быть социально значимым для детей, оживлять образовательный процесс, служить средством формирования гуманного отношения с окружающим миром, обладать потенциалом развития речи. Органичному внедрению фольклорного материала в образовательный процесс должны способствовать продуктивные методы работы с детьми, нетрадиционные формы организации работы с родителями, совместные развлечения (Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с., стр. 12-14).
Какие виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей, существуют?
Фольклор богат и разнообразен. Он представлен многими жанрами.
1. Колыбельные песни — спокойные, нежные песни, успокаивающие ребёнка перед сном, народное название «байки» от глагола «баять», что означает «шептать», «заговаривать» В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Изначально носили обрядовый характер, выполняя роль заговорной песни.
2. Пестушки — простые мелодичные песенки для поддержания игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками (распространённый пример «Идёт коза рогатая»).
3. Потешки — произведения устного народного творчества, связанные с движениями, пляской, отличаются весёлым ритмом. Имеют незамысловатый сюжет. Служат обучению восприятия в последствие таких произведений, как сказка, а также нехитрым приёмам словообразования.
4. Прибаутки — шуточные выражения, имеющие рифму. Используются для улучшения настроения в качестве средства для того, чтобы развеселить себя и собеседника. Сюжет яркий, действие происходит стремительно, что соответствует природной сути восприятия реального мира ребёнком.
5. Небылицы – песни-шутки, основанные на вымысле, где намеренно изображается действительность искажённо.
6. Дразнилки — стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.
7. Скороговорки — сочетание однокоренных или созвучных слов, объединённых смыслом, средство для обучения четкому и правильному произношению.
8. Загадки — стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, живое существо или явление, не называя его самого. Полезное упражнение для ума, которое вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.
9. Пословицы и поговорки — выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица –суждение, выраженное в форме законченного предложения, которое содержит мораль. Поговорка – образное изречение или сравнение, характеризующееся незавершенностью высказывания.
10. Народные подвижные игры характеризуются наличием элемента соревновательности, задора, демонстрируют обладание силой, ловкость, выносливость, быстроту действий, а также выдержку и находчивость.
11. Считалка – рифмованный стишок, средство для организации игры, распределения ролей, установления очерёдности очередь для начала игры.
12. Хороводы — танцы, содержащие в себе игровое действо, пение и/или игру на инструментах.
13. Народная песня — жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.
14. Сказки – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.
15. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто к птицам.
16. Приговорки — обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название «приворожилки». Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.
17. Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.
Использование различных видов устного народного творчества в соответствии с возрастными группами
В младших группах целесообразно использовать в работе малые фольклорные формы, такие, как потешка, загадка, считалка, которые создают положительный настрой во взаимоотношениях с детьми, влияют на развитие интереса к культурно-гигиеническим навыкам. В этот период педагог знакомит детей с народными играми «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. п., с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок».
В средней группе продолжается знакомство детей прежде всего со сказками (например, «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» «Рукавичка», объясняется, почему сказка называется народной. Дети этого возраста с удовольствием читают потешки, водят хороводы, пеют песни.
В старшей группе происходит знакомство с фольклором через рассказывание сказок, загадывание загадок, пение и драматизацию народных песен. Именно в этом возрасте происходит знакомство с пословицами и поговорками, педагогом рассказывается об их особенностях и уместном использовании. В старшей группе дети начинают знакомиться с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.
В подготовительной группе особое внимание придаётся ознакомлению с поговорками и пословицами. Кроме того, что объясняется их скрытый смысл и возможные варианты использования, воспитатель обучает воспитанников правильно и к месту их использовать. Дети данной возрастной группы продолжают знакомиться с народной песней, с произведениями национального эпоса, такими, как легенды, былины, сказы. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, — она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Просвещение, 1985. – 238, стр. 115-124).
В заключении нужно отметить, что различные виды устного народного творчества способствует развитию речи в плане увеличения словарного запаса, развития речевой активности дошкольников. Кроме этого благодаря использованию педагогом в работе фольклорных произведений происходит формирование духовности, моральной чистоты личности ребёнка, что является базой для нравственного развития сознания и проявления его в дальнейшей деятельности.
Источник