Влияние творческой деятельности на развитие способностей ребенка
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Влияние художественно – творческой деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
педагог — психолог
Шлык Е.Н.
2015 г.
Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – усиление внимания к формированию художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.
Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».
Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.
Художественная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов – представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно – творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации, лепке и т.п.).
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и изонити доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.
Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Источник
ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ГАРМОНИЧНОЕ УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 000 г. Томска
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности свойственные ребенку с рождения.
Целенаправленное умственное развитие, начатое в раннем возрасте способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Все окружение ребенка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организационная развивающая среда не только группы, но и всех помещений детского сада. Развивающая среда группы, ее стилевое и цветовое единство в оформлении активно воздействуют на ребенка и положительно влияют на его развитие.
Современная педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей гармоничного отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Основной задачей художественного воспитания дошкольников является научение оформлению мыслей и чувств в образах посредством конкретных материалов разных видов искусств.
Изучение проблем творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
В детской психологии установлено, что изобразительная деятельность в своем спонтанном стихийном развитии претерпевает определенную метаморфозу: ребенок в рисовании переходит от целостных и диффузных графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов, к дифференцированным изображениям конкретных вещей. Способность создавать такое гармоничное целое, схватывать его до анализа «частей» активно формируется средствами художественной деятельности в процессе творения и освоения продуктов художественно-эстетической культуры.
Изобразительная деятельность направлена на получение конкретного продукта с вполне определенными свойствами. В рисунке должны «опредмечиваться» более или менее стабильные и отчетливые представления ребенка. Ключевым показателем сформированности у ребенка специфически человеческого видения мира является способность к созданию художественного изображения как материализованного способа воображения и мышления, формой, цветом, перспективой или к его осмысленному восприятию.
Изобразительное искусство развивает сенсорную культуру, обогащает представления об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображение, мышление, память, внимание, познавательную активность, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству. Расширяя диапазон развития ребенка и вовлекая его в сказочный мир искусства, мы развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности ребенка.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Занятие лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук, ребенок активно работает пальцами, а это способствует развитию речи.
Стремление рисовать присуще детям дошкольного возраста. В рисунках отражается настроение ребенка, его переживания, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознает и еще реже высказывает. В процессе рисования необходимо выражать ему одобрение по поводу того, что он справился с заданием. У ребенка повышается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Работа с красками увлекает детей яркостью мазка, легкостью линий. Большое значение для развития ребенка имеет размер листа бумаги, на котором он рисует. Чем больше лист, тем больше территория освоенного пространства. Работа внутри листа бумаги с использованием трафаретов организует ребенка, он учится действовать в определенных рамках, соблюдая правила. Педагогом ставится цель получить содержательные, познавательной направленности рисунки.
Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, выявляет потребность в знании, в работе мысли и вводит его в атмосферу поиска. Поэтому развитие творческого воображения в процессе работы воспитанников с бумагой по технике «оригами» – одна из основных задач при подготовке их к школе. Легкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника. Здесь теснейшим образом связаны мыслительные и практические действия. Решая задачи на оригами, дети учатся создавать замысел и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Таким образом, активизируется мышление детей.
Изобразительная деятельность дошкольника обогащается новым содержанием с помощью различных дидактических игр. Проводимые в непринужденной обстановке, с использованием наглядного материала, они способствуют развитию творческого воображения, художественного мышления и специальных изобразительных способностей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть, передать на бумагу то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Но традиционные виды детской художественной деятельности – рисование, лепка, аппликация и другие в предметном выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве.
В интегрированном творческом процессе дети создают эмоционально-выразительные образы, самостоятельно выбирая вид деятельности, адекватные материалы и способы.
На занятиях по изобразительной деятельности с детьми своей группы я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства.
Мои занятия организованы так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач. При этом я стараюсь обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач, внимательно относиться естественным проявлениям ребенка; удовлетворять потребности ребенка; удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках.
Я поняла, что на занятиях нужно активно использовать методы восприятия и проживания образа через себя, через движения. Стараюсь включить детей в диалог, чтобы они эмоционально пережили ситуацию. Умение ребенка дать словесное объяснение, рассказать о предстоящих действиях, выделить главное, существенное, спланировать последовательно ход развития всей деятельности имеет большое значение для умственного развития. Нужно отметить, что у детей, обладающих творческими изобразительными способностями, высокое качество объяснений, достаточно полных, развернутых, четких, отличающихся логичностью и целенаправленностью изложения. У дошкольников мышление, речь и действия, как правило, тесно переплетены между собой в единое целое.
На своих занятиях я использую большое количество различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда. Познакомила детей с выразительными возможностями графических материалов: карандаша, воскового мелка, фломастера, с графическими способами изображения, где основным средством выразительности является линия. Также я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности: монотипию, батик, рисование с помощью нити, кляксографии, отпечатывание листьев на бумаге и др. Дети с интересом осваивают эти техники и испытывают радость и удовольствие. Разные виды художественной деятельности играют немаловажную роль в развитии интеллектуальных способностей. Взаимосвязь художественно-творческого и интеллектуального воспитания неоспорима. В изобразительной деятельности у ребенка развиваются восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое), воображение, образные представления и образное мышление, эмоциональное отношение к окружающему, произведениям искусства и деятельности человека, а также память, внимание, воля.
Работами наших детей украшены холлы детского сада. Мои воспитанники являются постоянными участниками районных и городских выставок художественных работ. Педагог-психолог, анализируя диагностику развития детей, сделала вывод: показатели высокого уровня познавательного развития значительно выросли в подготовительной к школе группе. Благодаря активному сотрудничеству с родителями несколько детей поступили в Детскую художественную школу № 1 и успешно занимаются в ней. Учителя отмечают, что у этих детей интенсивно развиты не только изобразительные способности, но и интеллектуальные умения.
Таким образом, опыт работы свидетельствует о том, что развитие художественно-творческих способностей играет большую роль в гармоничном умственном развитии детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Лыкова художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. «Цветные ладошки» — М. 2007.
2. Сазикова -эстетическое развитие детей. – Воспитатель ДОУ № 8, 2008.
3. Парухина техники рисования – путь к свободе и творчеству. – Воспитатель ДОУ № 3, 2009.
Приложение.
Сведения:
1.
2. город Томск
3. муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 000 г. Томска
4. воспитатель
5. телефон: 45-25-44
Источник