Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка

Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка thumbnail

Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.

От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.

Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.

Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!

Источник

Елена Петрова
Консультация «Роль творчества в становлении личности ребенка»

Творчество – уникальная деятельность. Результатом творчества может быть рисунок, стихотворение, необычное блюдо, поделка – вдохновение выражается в разных вещах, оно единственное в своем роде не только для автора, но порой и для всего человечества.

Детское творчество отличается от аналогичного процесса взрослых и имеет свои особенности. Оно не нацелено на создание исключительного продукта – ребенок творит ради самого процесса, выражая себя в этой деятельности или избавляясь от стресса и страха, или отвлекаясь от негативных эмоций.

Творчество и детское развитие

Положительное влияние творчества на личность ребенка трудно переоценить. Подчиняясь вдохновению, дети познают мир, учатся самовыражению, нестандартно мыслят, замечая детали и выделяя главное. И учатся слушать и слышать себя: свои чувства, мысли, желания.

Творчество оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:

• декоративно-прикладное творчество развивает мелкую моторику, способствует интеллектуальному развитию;

ребенок эстетически развивается. У него формируется художественно-эмоциональное восприятие мира;

• формируется самосознание и самооценка, восприятие самого себя, своих потребностей и желаний;

• развиваются все психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие. Увеличивается концентрация произвольного внимания.

• Самореализация ребенка в процессе творчества благоприятно влияет на его психологический комфорт.

Первые проявления творческой деятельности можно заметить достаточно рано, уже с полугода, если, конечно, создать для этого соответствующие условия. Если предоставить ребенку свободу деятельности с красками, то можно заметить, с каким интересом он будет манипулировать цветами и линиями, развивая фантазию и самостоятельность.

Заставить заниматься творчеством нельзя, это не процесс «из-под палки». Можно создать условия, и вместе с ребенком выбрать направление для творческой деятельности.

Создаем условия для творчества ребенка

Маленькому ребенку будет интересно все. Но лучше всего начинать с рисования.

До года малыша интересуют краски. Они яркие и везде оставляют след. Правда, роль красок может играть каша, варенье, сок, а вместо кисти вполне подходят пальчики. Этот период нужно пережить, не перебить желания рисовать.

В этот период также большое значение имеет музыка. То, что мы называем «танцует», является свободным движением под музыку. Ребенок не копирует чьих-то движений, не боится выглядеть некрасиво. Он просто в музыке выражает себя. И здесь важно с младенчества формировать правильный музыкальный вкус. Мы не призываем слушать только Моцарта и Чайковского, но качество музыки должно быть высоким.

От года до трех лет ребенок уже может рисовать в пределах листа. Он еще не воспроизводит окружающий мир, но в его каракулях и кляксах можно узнать маму, папу, друзей, дом и многое другое. Выбор красок – по настроению. В этот период малыш уже начинает что-то строить и мастерить, а также активно напевает и двигается под музыку.

От трех до пяти лет ребенок с удовольствием берется за любой вид творчества. Ему нравится все, но не получив быстрый результат, он легко «остывает». Поэтому выбирать нужно доступные детям виды творчества под руководством опытных педагогов. Сложные виды искусства надо оставить на потом. В этом возрасте начинают проявляться способности к театральному искусству. Все дети учат стихи к празднику, но только некоторые удивительно передают интонационную выразительность.

В этом возрасте нужно предложить детям возможности технического творчества. Современная индустрия предлагает большое число разнообразных конструкторов, роботов, наборов для моделирования.

После пяти лет обычно становится ясно, что более интересно ребенку. Важно обратить внимание на развитие детского воображения, проявления себя. Обучение творческим техникам должно быть ненавязчивым. Каждый успех ребенка должен поощряться, но и недостатки нужно замечать и обсуждать. У ребенка должно формироваться адекватное отношение к творчеству и объективная самооценка.

Творческое развитие происходит как дома, так и в специальных студиях развития. Но, где бы ни занимался ребенок, ему чрезвычайно важна поддержка близких людей. Хвалить, указывать на недостатки, помогать и снова хвалить – это задача родителей. Мы – первые зрители, поклонники и критики.

Маленьких детей рекомендуется отдавать заниматься не в узкоспециализированные студии, а центры развитии, где опытные педагоги предложат малышу для освоения разнообразные техники и методы. В процессе проб и ошибок ребенок обязательно найдет для себя что-то очень близкое и родное – дело для души.

Склонность к творчеству можно определить только путем проб и ошибок. Помните об этом и не упрекайте ребенка за потерю интереса и потраченные средства. Будьте искренне заинтересованы в его успехах, поддерживайте и помогайте.

Источник

Влияние творческой деятельности на полноценное развитие личности ребенка

Творчество. С самого рождения эта деятельность играет одну из важных ролей в жизни каждого человека. Фантазия и воображение помогают в работе, налаживании социальных контактов, а главное, благодаря своей индивидуальности, человек обретает свое «Я» и достигает успехов в любом деле.

Творчество – это способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи.

Творческая деятельность, является одной из самых продуктивных в раннем детстве. Конечно, почти всю деятельность ребенка можно назвать созидательной и творческой. Ведь подвижные малыши почти всегда рисуют, лепят, вырезают, танцуют и поют (совершенно прекрасно у них получается даже совмещать несколько деятельностей одновременно).  Чаще всего детей мы застаем за игрой, она дает нам понять наклонности ребенка, а так же какая сфера деятельности ему наиболее интересна. Можно сказать, что игра является основой для проявления детского творчества. В неожиданных и спонтанных играх, где нет правил, наиболее ярко проявляется детская фантазия и воображение. Играя дети заранее проживают социальные роли, предстоящие в будущем, познают окружающую среду и проявляют свое творчество.

Воображение – еще одно понятие, без которого не возможно творчество. Присущее только человеку, воображение дает возможность создания нового путем переработки прошлого опыта. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы полноценно развивать творческую деятельность ребенка, ему нужно получать как можно больше ярких впечатлений, опыта, открытий.

Ребенок, опыт впечатлений которого беден, не сможет, даже, представить себе картину, которую будет описывать педагог – будь то описание истории, взаимоотношение героев, внешность, или объемная фигура. Именно в такие моменты проявляется ценность творчества для общего развития.

Для стимулирования творческих способностей с раннего детства нужно привлекать ребенка к рисованию и лепке, знакомить с музыкой и техническим окружением, поощрять после каждого открытия для большего стимулирования к дальнейшим исследованиям. Также для гармонии в развитии необходимы методичность и последовательность. Не стоит доводить до пресыщения ребенка грая с ним, к примеру, в развивающие игры. Если во время развивающей игры вы заметили, что интерес ребенка начинает слабеть, то лучше отложить игру, и сделать небольшой перерыв. Так же можно составить программу, для развития творческих способностей. Она должна будет включать в себя наглядные, словесные, практические методы развития. К наглядным методам можно отнести просмотр разных картинок, находить в них общее или отличие. Словесные методы – это разные формы общения, рассказы и беседы, к примеру сочинение сказок, по определенному сюжету. К практическим методам можно отнести игры, выполнение всевозможных упражнений, направленных на физическое развитие. Благодаря сочетанию всех методов, можно добиться разностороннего развития ребенка, это положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Творческий ребенок сможет решить любую проблемы, так как его мышление будет выйдет за рамки типичного восприятия. Фундаментом творческой деятельности является творческое мышление и активное воображение.

Как же помочь малышу развивать творческое мышление и активное воображение:

  1. Дарить ребенку новые впечатления, обогащать его окружение предметами, которые будут подогревать его интерес к исследованиям.
  2. Создавать условия для проявлений талантов ребенка и его творческих навыков.
  3. Одобрять любые творческие начинания, создавая доброжелательную атмосферу.
  4. Позволять ребенку задавать вопросы и высказывать личные идеи и мысли, общаться на различные темы.
  5. Давать возможности пробовать все новое на практике.
  6. Показывать на своем примере решение задач творческим путем.

При осуществлении процесса творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. В процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир. Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность и достижений ребёнка.

Источник

Средь множества пытливых глаз
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок — главный среди нас
Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки.

В настоящее время возвращается былая
актуальность творческой деятельности. На
проблемы развития творчества направлено
внимание психологов, философов, социологов,
педагогов и других специалистов.

Наша творческая группа, созданная в
коррекционной школе VIII вида, в течение ряда лет
работает над этой проблемой. Мы ставили перед
собой цель: дать детям возможность проявить себя
в творческой деятельности и тем самым помочь
развитию положительных качеств их личности.

Среди большинства людей далеких от
коррекционной педагогики, распространено
мнение, что творчество и фантазия у детей с
низким интеллектом отсутствуют. Но это неверно,
потому что любое проявление самостоятельности,
интереса — это и есть , по нашему мнению, зачатки
творческой деятельности. Недостаточность
развития познавательных процессов не позволяет
использовать весь потенциал, заложенный в детях.
На протяжении всей своей работы с детьми, мы
стремимся научить их видеть прекрасное в
обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими
руками. Тем самым мы способствуем их дальнейшей
социальной адаптации. В большинстве случаев,
помимо недостатков умственного и физического
развития, у наших детей нарушены такие
личностные качества, как самостоятельность,
настойчивость, самооценка. Участие детей в
творческой деятельности в немалой степени
способствует развитию их личностных качеств. Мы
предлагаем им принять участие в работе
творческих объединений “Секретов нет” и
“Нескучная мастерская”.

При наборе детей в объединения, мы провели
диагностическое анкетирование на выявление
творческих способностей учащихся и выяснили, что
25% детей имеют ярко выраженные творческие
способности, у 60% — имеются их зачатки, и у 15%
способности отсутствуют.

В течение первых трех лет работы нашей группы
мы стремились привлечь к творческой
деятельности детей заинтересованных,
увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне
зоны нашего внимания оставались ребята группы
риска. А ведь именно этих детей необходимо было
занять во внеурочной деятельности, чтобы
направить их энергию в нужное русло. Для этого
были разработаны новые программы, имеющие
адресную направленность, ставящие своей целью
привлечь к кружковой деятельности подростков.

Сегодня в связи с расширением разделов
программ у нас увеличилось общее количество
детей и значительно изменились категории детей,
занятых творческой деятельностью. В настоящее
время мы работаем с детьми группы риска, детьми,
имеющими проблемы психофизического развития,
подростками, стоящими на внутришкольном учете.
Но мы не оставляем без внимания и детей, желающих
заниматься интересным делом.

В основу составленных программ были положены
следующие принципы:

Принцип коррекции

Принцип событийности

Принцип развития творческих способностей.

Какие же цели мы ставим перед собой:

— воспитание положительных качеств личности
ученика (трудолюбие, настойчивость, умение
работать в коллективе);

— уважение к людям труда;

— сообщение элементарных знаний по видам труда,
формирование трудовых качеств, привитие
интереса к труду, развитие самостоятельности;

— формирование организационных умений в труде.

Наряду с этими общими задачами решаются задачи,
направленные на коррекцию умственной
деятельности. Мы стремимся научить детей

— ориентироваться в задании (анализ и условия
работы);

— планировать ход работы (последовательность,
приемы работы, материалы и инструменты);

— контролировать свою работу (правильность
действий, анализ качества изделия).

Хотим рассказать о своих программах подробнее.

Представляем программу “Нескучная
мастерская”. Особенность ее в том, что она дает
широкий выбор направлений и возможность участия
в деятельности детей с различными интересами.
Программа направлена на подготовку учащихся к
самостоятельному изготовлению работ и включает
в себя 3 блока по различным направлениям:
аппликация соломкой, работа с бисером и элементы
декоративного искусства. Каждым видом работ
ребята занимаются одну четверть. Последняя
четверть посвящена закреплению полученных
знаний и навыков и работа в наиболее интересном
направлении.

Работа с соломкой вновь стала одним из
популярных видов деятельности. При изучении
техники, дети узнают о строении растений,
способах подготовки материала, учатся сами
заготавливать соломку. Освоив технику
изготовления орнамента из геометрических фигур,
мы с детьми увлеклись изготовлением шкатулок. За
основу взяли использованные упаковочные
коробки, баночки из-под кремов. Эти вещи получили
вторую жизнь и сегодня это прекрасный сувенир.

Бисероплетение – работа очень сложная,
кропотливая. Не всем детям она была вначале по
силам. Но, несмотря на то, что это трудная работа,
она несет большую коррекционную значимость, т.к.
здесь идет развитие мелкой моторики рук,
развитие пространственных представлений,
зрительного восприятия. Можно использовать в
этой деятельности соединение лоскутной
пластики, вышивки и бисероплетения. Работы
получаются необычные.

На занятиях дети получают навыки организации
труда, основы трудолюбия, бережного отношения к
инструментам и материалам, а также к результатам
своей работы, учатся работать в коллективе. Во
время занятий учащиеся вооружаются специальными
знаниями, у них расширяется круг представлений.
Зная о практическом применении своих поделок,
дети работают просто с увлечением. Ведь создание
красивых вещей –процесс творческий, а
творчество основано на мастерстве. Поэтому перед
любым педагогом часто встает вопрос- как помочь
ученику в выборе своего профессионального
будущего.

И мы считаем, что занятия этого факультатива –
это одна из ступенек в подготовке их к трудовой
деятельности. Ведь декоративное искусство –
неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в
изделиях художественных промыслов то, что в них
сохраняются и продолжаются традиции народного
декоративного искусства. Следуя традициям,
создавая вещи своими руками, на занятиях дети
возвращаются к истокам народного творчества.

Объединение “Секретов нет” создавалось для
привлечения детей к внеклассной работе. В
процессе работы объединения осуществляется
исправление недостатков познавательной
деятельности у учащихся, их наблюдательности,
воображения, речи, пространственной ориентации и
недостатков развития мелкой моторики рук.
Существует ряд программ начального технического
моделирования, разработанных для детей с
нормальным интеллектом. Но это программы, в
основном, для малышей. Для детей среднего
возраста таких программ нет. Поэтому
разработанная методика опирается на программу
по ручному труду для специальных школ.

Программа объединения предусматривает
следующие виды труда:

— работа с природным материалом;

— работа с бумагой и картоном;

— роспись по дереву и работа с соленым тестом.

Наибольшее внимание мы уделяем работе с
бумагой и картоном, так как этот вид работы
наиболее доступен. Изготовление поделок из
бумаги не является для нас самоцелью, а служит
лишь средством реализации поставленных задач.

Мы считаем, что каждой поделке необходимо
придать практическое назначение: она должна
стать либо наглядным пособием ,или выставочным
экспонатом, или подарком к празднику или любимой
игрушкой.

Чистый лист бумаги белой
Ты согнешь рукой несмелой
Начиная волшебство
Спутники и самолеты
Вдруг отправятся в полеты
Поднимаясь на крыло
Чтобы сделать это чудо
Нужно взять шаблонов груду
Чтобы выбрать свой один
Помогать тебе я буду
Помогать во всем, повсюду
Вот тогда мы полетим.

Мы стараюсь научить детей закономерностям
изготовления поделки, ведь тогда они смогут
самостоятельно изготовить ее еще не раз.

Успешность развития трудовых действий ребенка
определяется положительной мотивацией. А
мотивация зависит от трудовой умелости. Дело,
которое хорошо получается, создает
положительные эмоции и приносит моральное
удовлетворение работающему. Каждый педагог
хочет знать, почему дети занимаются именно в его
кружке. Нами было проведено анкетирование членов
кружка с целью выявления мотивов выбора кружков.

Результаты этой анкеты показали, что наиболее
значимыми мотивами для них являются:

— это может пригодиться в будущем

— нравится делать красивые вещи

— здесь занимаются мои друзья.

Занятия в объединениях помогают детям решать
личностные проблемы, более объективно подходить
к оценке своих способностей, т.к. для наших детей
характерна неадекватная самооценка . Мы считаем,
что главное в работе с детьми — создание хорошего
микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра.
Успехи, достигнутые детьми, создают
положительное отношение к ним со стороны
сверстников, снимается психологическая
напряженность.

Каких же результатов мы достигли? Если
оценивать результативность работы кружков
только по участию в выставках, это будет
односторонняя оценка. Поэтому мы видим результат
своей работы в 3-х направлениях: оценка
результативности участия в выставках, развитие
мелкой моторики и развитие мышления детей.
Наиболее показательны результаты участия в
выставках, что позволяет сформировать у детей
адекватную самооценку, устойчивый интерес к
труду и способность к их дальнейшей социальной
адаптации.

Для учащихся нашей школы характерна слабо
развитая моторика рук. Поэтому одно их важных
направлений работы — развитие мелкой моторики,
что совершенствует речевой аппарат, устную и
письменную речь, координацию движений и
формирует знания и навыки.

Следующее направление – развитие мышления, что
позволяет корректировать познавательные
процессы и развивать творческий потенциал
учащихся. Логическое мышление способствует
усвоению морально-этических норм. Сознательная
дисциплина, адекватное поведение, соблюдение
принятых в обществе правил ведет к тому, что у
учеников вырабатывается нужный стереотип
поведения, что ведет к снижению уровня
правонарушений.

Благодаря трудовой деятельности,
реализованной именно творческих достижениях,
удается добиться устойчивого интереса к
занятиям в кружках и объединениях , развития
творческого потенциала и как конечная
цель-воспитание личности по-настоящему
творческой, ведь каждый человек должен побывать
в ситуации успеха. И мы в этом стараемся им
помочь.

Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.

Источник