Влияние типа темперамента на развитие ребенка

Влияние типа темперамента на развитие ребенка thumbnail

Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент — врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.

Темперамент — базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал,что таких свойств три:

— сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

— уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

— подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

— холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

— скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

— пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

— интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

— направленность психической деятельности на определенные объекты.

Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает,что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.

Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.

Источник

темперамент ребенкаПомните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают.  Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

типы темперамента

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

особенности темпераментов

особенности темпераментов

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Скачать буклеты

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ. 

Источник

Темперамент, в психологии, аспект личности, связанный с эмоциональными диспозициями и реакциями, их скоростью и интенсивностью. Этот термин часто используется для обозначения преобладающего настроения или настроения человека. Понятие темперамента в этом смысле исходило от Галена, греческого врача, который развил его опираясь на более раннюю физиологическую теорию четырех основных жидкостей тела: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Согласно их относительному преобладанию в индивидууме, они должны были производить, соответственные типы темпераментов, обозначаемые как сангвиник (теплый, приятный), флегматик (медленный, апатичный), меланхолик (подавленный, грустный) и холерик (неуравновешенный). Более поздние теории подчеркивают влияние эндокринных желез на эмоциональную реактивность. Современная психология придает первостепенное значение деятельности вегетативной нервной системы, особенно ее симпатической ветви, в эмоциональной реактивности: автономная перенапряженность тесно связана с невротическими диспозициями. Поскольку такие ответы могут быть обусловлены, индивидуальные различия в легкости кондиционирования (также, вероятно, врожденные) также играют определенную роль в определении темперамента [6].

           Темперамент не воспитывается, а лишь корректируется, т.к. это врожденное качество. Оно определяется силой и скоростью нервных реакций возбуждения и торможения. Т.е., импульсивный малыш или ребенок-тугодум такой не назло вам и не потому, что его не кормили грудью, это своеобразие проявлений психики. Темперамент не оказывает влияния на способности, возможности, интересы или принципы ребенка, он проявляется лишь в поведении, поступках и реакциях. Среди детей практически не встречается «чистых» типов (абсолютного холерика, сангвиника, флегматика или меланхолика), всегда есть преобладание каких-то черт, по которым можно условно определить тип темперамента.

Детский темперамент в психологии включает многие аспекты личности ребенка, что приводит к формированию их установок и поведения. Понимание темперамента ребенка имеет решающее значение в воспитании и руководстве ребенком на протяжении всей его жизни [2].

Для того, чтобы мы могли понять детский темперамент определяем к какому из  девяти моделей поведения относится ребенок:

1. Деятельность — это относится к физической энергии ребенка. Ребенок может быть очень активным и постоянно двигаться, в то время как другой ребенок может вести себя, расслабленно и предпочитает сидеть неподвижно, а не бегать. Первый ребенок может ориентироваться на спорт, в то время как второй ребенок может больше заниматься мелкой моторикой, например, рисовать и читать.

2. Регулярность или ритмичность — это относится к тому, имеет ли ребенок режим или является случайным с точки зрения биологических функций. Если ребенок всегда просыпается в 7 утра и хочет поесть в 11 часов утра, он может хотеть, чтобы все делалось в обычном порядке, в то время как ребенок, который просыпается в разное время, может делать что-то случайно.

3. Первоначальная реакция – здесь главный вопрос состоит в том: «Ребенок колеблется в подходе к другим людям или вещам, или он смел и смотрит на них, как будто не думая?»

4. Адаптивность. Здесь мы спрашиваем, может ли ребенок легко приспособиться к новым вещам или изменениям в своей среде, или он сопротивляется таким изменениям.

5. Интенсивность. Оценивая интенсивность, мы задаем вопрос: «Является ли ребенок спокойным в определенной ситуации или он становится интенсивным (например, возбужденным)?»

6. Настроение — это относится к реакции ребенка на приятное или неприятное событие или вещь.

7. Отвлекаемость — это относится к вероятности того, на­сколько легко успокоить ребенка или отвлечь его от определенных занятий.    

8. Стойкость и внимание — это уровень настойчивости ребенка, мы можем спросить: «Может ли ребенок легко потерять интерес к занятиям или он достаточно терпелив, чтобы закончить это?»

9. Чувствительность — это относится к толерантности ребенка к изменениям в его окружении. Например, чувствительный ребенок может быть отвлечен, когда его мать включает радио, в то время как менее чувствительный ребенок может продолжать свою работу [5].

Рассматривая девять моделей поведения, которые может показать ребенок, можно определить три типа детей с точки зрения их детского темперамента.

1. Легкий ребенок — тот, у кого есть режим в его биологических функциях, таких как пробуждение, сон и питание. У него в целом позитивное отношение, хорошее настроение, он легко адаптируется к изменениям. Иногда он может расстраиваться, но через некоторое время он способен снова улыбаться.

2. Трудный ребенок — это тот, у кого есть случайные циклы бодрствования, сна и питания. Когда он сталкивается с новыми вещами или изменениями, он проявляет негативное поведение или подход, например, громко плачет или устраивает истерики. Нужно больше времени, чтобы адаптироваться к новым людям, еде или местам.

3. Дети с замедленным темпом — это тот, кто изначально демонстрирует негативный подход, но с меньшей интенсивностью, чем у трудного ребенка, когда он сталкивается с новой пищей, вещами, людьми и событиями. Тем не менее, повторное воздействие этих изменений приведет к принятию ребенка, и он может постепенно проявлять более позитивный отклик в их отношении [4].

Влияние окружающей среды на детский темперамент.

Обнаружение умеренных генетических влияний на детский темперамент не отрицает важность окружающей среды. Генетические факторы составляют от 20% до 60% фенотипической дисперсии личности, а это означает, что остальные 40% — 80%  относятся к факторам окружающей среды. Очевидно, что окружающая среда очень важна для темперамента. Если дети растут в одной семье это не делает всех похожими друг на друга по темпераменту. Члены семьи схожи по характеру в основном из-за общей ДНК [1].

Если общая семейная среда не оказывает существенного влияния на характер, то что делает? Ответ лежит внутри, а не между семьями. Факторы окружающей среды, которые важны для темперамента, — это те факторы, которые не разделяются членами одной семьи, то есть воздействия окружающей среды, которые являются уникальными для членов семьи (то есть, несанкционированные воздействия окружающей среды). Нахождение значительных и существенных неотделимых воздействий окружающей среды на темперамент обеспечивает важный фокус для исследователей, заинтересованных в воздействии окружающей среды на темперамент. В большинстве исследований, посвященных влиянию окружающей среды на темперамент, учитывались такие семейные эффекты, как стиль воспитания и семейное функционирование. Исследования поведенческой генетики показывают, что вместо изучения факторов окружающей среды, которые различны для разных семей, будет более выгодным сосредоточиться на факторах окружающей среды, которые различаются внутри семей (например, дифференциальное воспитание). Исследователям необходимо подумать о том, почему индивиды в одной семье сильно отличаются по темпераменту. Это предполагает изучение более чем одного человека на семью и изучение связи эмпирических различий в семье с различиями в темпераменте [3].

Есть некоторые исключения из общего вывода об отсутствии общих экологических влияний на темперамент. В нескольких исследованиях были выявлены общие экологические факторы, влияющие на оценку позитивного эффекта и связанных с ним поведения родителей и наблюдателей (например, улыбка, интерес к другим) в младенчестве и раннем детстве. Личность матери и безопасность привязанности были предложены в качестве возможных источников общей экологической дисперсии при положительном влиянии. Кроме того, хотя и не хорошо изученные, ритмичность и прослеживаемость не показали какого-либо генетического влияния, но оказывают существенное общее влияние на окружающую среду, по крайней мере, в одном исследовании. Эти результаты должны быть воспроизведены, но вполне возможно, что в какой-то степени общие экологические воздействия на эти два измерения отражают поведение родителей (например, планирование мероприятий, методы успокоения). Наконец, наблюдательные меры застенчивости и механических мер активности показывают некоторую общую экологическую дисперсию, тогда как родительские оценки одного и того же поведения. Опять-таки, эти результаты должны быть воспроизведены, но они выдвигают на первый план необходимость большего числа наблюдательных исследований для оценки возможной роли общей среды в развитии личности.

Источник