Влияние телевидения на развитие личности ребенка

« О проблеме телезависимости»
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети ,которые много смотрят телевизор , обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело -пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы , которыми ,на ваш взгляд , следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем ,какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
«Требование к просмотру детьми телепередач».
В последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации( в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь и детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для детей основным источником информации. Телевизор рассказывает и показывает детям больше «сообщений », чем родители и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше ,а иногда и больше чем родителям. Дети стараются подражать героям фильмов или мультфильмов. Уже было сказано о положительных и отрицательных качествах телевидения, к сожалению отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка- большая зрительная нагрузка. Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора. Желательно, постараться побольше привлекать ребенка к совместным занятиям: посильная помощь по дому, игры, прогулка, чтение художественной литературы и у ребенка будет меньше желание проводить свободное время у телевизора.
Анкета для родителей «Ребенок и телевидение».
- Что делает Ваш ребенок после прихода домой из детского сада? (Отметьте три наиболее частых занятия)
— играет самостоятельно;
-смотрит телевизор;
-гуляет;
-играет вместе со мной;
-слушает чтение книги;
-играет с братьями, сестрами, друзьями;
-ходит по дому, не в силах себя ничем занять;
-свой вариант (написать).
2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?
-каждый день;
-1-2 раза в неделю;
-только по выходным дням;
— в исключительных случаях;
-никогда;
-свой вариант (написать).
3. Какие передачи он смотрит чаще всего?
4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?
5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?
6.Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?
-всегда;
-иногда;
-очень редко;
-никогда нет времени;
-свой вариант (написать).
7.Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач
-да, безусловно;
-иногда это бывает;
-у меня это не получается;
-считаю что этого делать не надо ;
-свой вариант (написать).
8. Что по Вашему мнению необходимо сделать ,чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка ?
9.Как часто работает телевизор в Вашем доме?
-включен всегда с утра до вечера;
-чаще всего включен;
-включается только для просмотра определенных программ;
-включается только в исключительных случаях;
-никогда;
-свой вариант (написать).
Источник
Не секрет, что развитие личности ребенка большей частью формируется под воздействием окружающей среды. Телевизор – один из таких факторов воздействия.
Влияние телевидения на развитие личности ребенка недооценивать нельзя.
Начнем с очевидного, но порой неконтролируемого родителями – с жестокости на телевидении.
Все мы прекрасно знаем, что детей нужно ограждать от просмотра сцен насилия, но, порой увлеченно просматривая очередной фильм ужасов или боевик – просто забываем о присутствии рядом ребенка. Не забывайте.
Это ваши дети. Чем они меньше, тем более глубоко и неконтролируемо реагируют на такие сцены. Одни отделаются испугом, другим приснятся кошмары, а третьи попытаются воплотить какие-то не самые лучшие «киношные» моменты в реальной жизни.
Сценами насилия негативное влияние телевидения на развитие личности ребенка, к сожалению, не ограничивается. Поговорим о сериалах. Их можно условно разделить на «взрослые мелодрамы», «сериалы о доблестных хранителях порядка », «фэнтези» и «подростковые».
Сериалы категории «взрослые мелодрамы» уже самим названием подразумевают аудиторную направленность. Как известно, такие сериалы созданы для домохозяек, пенсионеров и людей, которые просто «отдыхают мозгами» во время просмотра оных.
Качество этого телевизионного продукта зачастую – достаточно низкое. Сюжеты – надуманы. Подумайте сами – нужно ли вашему ребенку забивать голову подобной ерундой?
Милицейские сериалы – еще одна разновидность. Тут снова возвращаемся к теме насилия, которая присутствует практически в каждой второй серии. И делаем выводы о целесообразности просмотра ребенком таких сериалов.
Сериалы на тему фэнтези – одни из особо любимых подростками, фактически именно дети и подростки составляют их целевую аудиторию. Казалось бы – что может быть плохого в сказке, в которой добро борется со злом, воспевается сила духа и прочие доблести? На первый взгляд – ничего.
Кроме того, что подобные сериалы оказывают мощное влияние на развитие личности ребенка, уводя его от реальности. Дети живут другим миром – выдуманным, реальный их интересует все меньше. Это не значит, что нужно полностью оградить детей от просмотра таких сериалов – но определенный контроль не помешает.
Сериалы подростковые. Это сериалы о жизни детей – сверстников ваших собственных. Чаще всего – зарубежного производства, хотя появляются так же и отечественные. Дети смотрят такие сериалы и сравнивают себя с их героями.
Тут рекомендуется посмотреть несколько серий вам самим как родителям и оценить, насколько подходит этот сериал для просмотра вашими детьми, так как среди таких сериалов встречаются как действительно неплохие, которые сделаны с учетом воспитательных моментов, так и откровенно неподходящие, которые описывают жизнь школьников, занимающихся исключительно поиском приключений.
И напоследок – о влиянии телевидения на развитие личности самых маленьких телезрителей. Не лишним будет напомнить, что смотреть телевизор деткам дошкольникам рекомендуется в ограниченных количествах. До 2-х лет желательно вообще не подключать ребенка к просмотру.
После 2-х лет – по 15 минут в день, доводя до часа в день для деток 6-7 лет. Основным телевизионным продуктом для маленьких детей являются мультфильмы. Во многих из них действительно много позитива и доброго смысла.
Но, встречаются и крайне некачественные мультфильмы, которые не несут ничего полезного для сознания вашего ребенка. Поэтому желательно, чтоб вы были заранее ознакомлены с тем, что хотите дать посмотреть своему ребенку.
Помните, не стоит недооценивать влияние телевидения на развитие личности ребенка, независимо от того – дошкольник это или подросток.
Источник
Раиса Маркс
Консультация «Влияние телевидения и компьютера на развитие ребёнка»
Влияние телевидения и компьютера на развитии ребенка.
(консультация для родителей)
Мы живем в эпоху активного развития средств массовой информации, которые значительно изменяют, преображают психологию человека. Многим родителям просто удобно – дети чем-то заняты, не пристают, ничего не просят, не мешают и не докучают своими вопросами, родители спокойно могут сделать все свои дела или просто могут отдохнуть после тяжелого трудового дня, а для кого-то отдых превращается в стиль жизни. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь многих детей, начиная с первых лет, а то и раньше. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном. И этот экран все больше и больше начинает заменять бабушкины сказки, мамины колыбельные песни, разговоры с папой. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Порою, родители практически не разговаривают со своими детьми. В общении с ними используют простые, односложные слова: поставь, отойди, молодец, не трогай, нельзя, уйди и т. п. Но при этом, от своих детей каждый родитель ждет, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе и т. п. А между тем, все больше и больше родителей придерживаются принципа: чтобы ребенка было видно, но не слышно!
Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизионные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность, агрессивность.
Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость — он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».
Без сомнения, в телевидении и компьютерах есть свои плюсы. Существуют полезные телевизионные программы, которые позитивно влияют на становление мировосприятия ребенка. Есть некоторые телевизионные программы, которые помогают детям понять важность правильного питания, здоровья и физических упражнений. Кроме того, дети также узнают много вещей, которые пригодятся для образования и будущей жизни.
Если мы, взрослые, фильтруем ту информацию, которые получаем с «голубых» экранов, то дети, в силу своей неопытности, не делают этого, а будут верить всему, что там говорят и, как губка, впитывать всякую информацию. Как раз в период раннего детства закладывается фундамент моральных убеждений, совести, характера, очень важно не упустить этот момент. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать.
Тем не менее, при всех неоспоримых плюсах, отмечаются такие же неоспоримые минусы. Наряду с положительными эффектами, телевизионные программы и компьютерные игры также могут оказать и негативное воздействие на детей. Телевизионные программы влияют на поведение ребенка. Большинство детей любят смотреть зарубежные мультфильмы. Часто они настолько увлечены ими, что начинают использовать диалоги и модель поведения их любимых героев.
Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном или монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т. д. Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.
Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.
Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
Дети повторяют то, что видят на экранах, и воспринимают это как эталон поведения. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения
Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, немотивированной жестокости у детей.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, на-стоящих эмоций и чувств, общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной пери-од, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
Что же делать, чтобы компьютер и телевизор не заняли важное место в жизни малыша и вызывали беспокойство у родителей?
• Детям до трех лет телевизор смотреть не следует (в идеале).
• Стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров. Четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;
Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизора 15 мин., 5-6 летние дети — 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
• Необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
• Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день раз-решается посмотреть два-три мультфильма.
• Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите — дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном».
• Контролируйте громкость звучания, т. к дети в последствии не воспринимают спокойную, тихую речь взрослого, нарушается восприятие окружающего мира людей, природы, что является обязательной основой умственного развития ребенка;
• Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.
• Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.
• До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
• Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:
– повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;
– расстройство сна, нарушение памяти и внимания;
– рост аллергических реакций организма;
– изменение в костно-мышечной системе;
– специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой;
– развитие близорукости.
На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. Наша с вами задача: сохранить физическое и психическое здоровье детей.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Детская психология / Собр. соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т 4. – 486 с.
2. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.
3. Змановский Ю. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 2007. – №2.
4. Коломинский П. Я., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Педагогика, 2004.- 356 с.
5. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2007. – 452 с.
Источник
Влияние телевидения на развитие и становление личности дошкольника
Копьёва М.В.
На развитие и формирование человека большое влияние оказывает среда, в которой человек живет. В развитии и становление личности ребенка неоценимую роль играют родители и его взрослое окружение. Чем старше становятся дети , тем больше они хотят узнать об окружающем их мире. В современной жизни нет необходимости постоянно расспрашивать взрослых, достаточно просто включить телевизор.
Однако доступность любой информации не всегда благоприятна для ребенка, поскольку малыши поглощают всю информацию без анализа и критики. И здесь необходимо влияние и умение родителей, чтобы рассказать, пояснить все то что ребенок видит на экране, а иногда и просто правильно выбрать мультфильм или программу для своего ребенка.
Давайте посмотрим, сколько же времени дошкольники проводят самостоятельно у телевизора.
Большинство малышей посещают детский сад, а значит где-то десять часов проводят в детском саду. Утром многие родители, разбудив ребенка ,включают ему телевизор, чтобы спокойно собраться на работу, а значит минут тридцать малыш самостоятельно смотрит телевизор .
Вечером, забрав ребенка из детского сада, родители в лучшем случае успевают поговорить с ним по дороге домой. Дома взрослых ждет масса дел, а предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок ничего не даст вам сделать. Нужно срочно чем-то его занять. Чем же ? И снова телевизор. «Благо» сейчас есть множество каналов, по которым круглые сутки показывают мультфильмы и детские телепередачи , а еще можно включить диск с мультфильмом по продолжительности взрослого фильма. Ребенок сидит возле телевизора, предоставленный сам себе, «заглатывая» всю информацию без анализа и критики, а потом идет спать и то, что он увидел на экране телевизора, а затем самостоятельно проанализировал навсегда останется в его памяти. Получается, что вопреки рекомендациям, ребенок проводит у телевизора два, а то и три часа. Большинство родителей считают , что в этом нем ничего страшного. Однажды в магазине я встретила папу, который покупал диски со всеми сериями « Смешариков» и « Машей и медведем» и с восторгом рассказывал продавцу, о том, что его двухлетняя дочь может часами без отрыва сидеть и смотреть эти мультфильмы. Я не спорю: мультфильмы замечательные, но как можно двухлетнему малышу смотреть столько телевизор? А когда же родители общаются со своей дочерью?
Вот и получается ,что часто именно телевизор становится для ребенка первым источником, дающим представление об окружающем мире.
Возможно , и не было бы поводов для беспокойства, если бы не которые программы и мультфильмы не отличались явной агрессией, а то искажением реальной жизни. А дети , с их еще не сформировавшейся психикой, сильно подвержены влиянию телевидения. Дети настолько близко к сердцу принимают то , что видят на экране, что часто пытаются подражать героям понравившихся мультфильмов и телепрограмм. У детской аудитории под воздействием телепрограмм вырабатывается своеобразный стереотип поведения и мышления. Ведь та же Маша из замечательного мультфильма, не всегда совершает хорошие поступки, а зачастую просто показывает плохой пример для подражания. Так что же будет с малышкой , которая часами смотрит все серии любимого мультфильма? Думаю, пройдет немного времени и родители начнут задавать вопрос: ну где она всему этому научилась?
Даже в мультфильмах для самых маленьких есть военные сцены, сцены жестокости , которые ожесточают душу ребенка. Вряд ли, малыш, который часами смотрит такие мультики ,будет плакать и жалеть о мамонтенке, который ищет маму или жалеет бедного козлика.
Многие исследования показывают, что дети подражают увиденной на экране жестокости. Их игры становятся более агрессивными.
Дети способны адекватно воспринимать информацию с телеэкрана, только при постоянной помощи и контроле со стороны взрослого. При отсутствии руководства со стороны родителей и педагогов они не в состоянии правильно воспринимать экранную продукцию, что приводит ко многим печальным последствиям, которые называют вредным влиянием телевидения.
Так что же делать? Ведь в современном мире не возможно полностью оградить ребенка от просмотра телевизора. И здесь незаменима роль родителей. Взрослые должны тщательно отобрать те мультфильмы и программы , которые ребенок может посмотреть без их участия, и конечно же не стоит забывать о количестве времени, проводимом ребенком у экрана телевизора. Общее количество время просмотра телепередач детьми до семи лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, и лучше, если малыш не будет смотреть телевизор более 20-30 минут подряд.
Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать неотвратимым злом, которое мы сами пустили себе в дом.
Источник