Влияние технологий на развитие ребенка
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом … экран становится главным воспитателем ребенка.
Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
Как проводит время дома ваш ребенок? Утром просыпается от маминого поцелуя или очередной порции мультсериалов? Как часто мы поем детям колыбельные перед сном, или их укладывают телепередачи? Что мы читаем нашим детям и читаем ли? Сколько времени проводят наши дети за компьютером и во что они играют?
По данным ЮНЕСКО, около 95% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю (в среднем — 4 часа в день; по будням – меньше, в выходные – больше, что имеет отрицательные последствия для здоровья).
Во-первых, ухудшается зрение, нарушается осанка, организм испытывает дефицит движений.
Во-вторых, происходят изменения в психическом здоровье:
Отставание в развитии речи. С телевизором невозможно вести диалог. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, реальные впечатления, а главное – в общение с взрослыми. А с экраном не нужно живого общения: вопросов, ответов.
Ухудшение мышления, так называемой внутренней речи. А ведь именно во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, — словом все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
Неспособность к самоуглублению, концентрации на коллективном занятии, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью.
Трудное восприятие информации на слух. Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные представления. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им трудно, неинтересно и скучно читать.
Резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.
Обеднение общения со сверстниками. Ребенок сидит один у экрана, а на общение с другими детьми нет ни желания, ни времени. Куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений.
Повышение жестокости и агрессивности. Жестокость и агрессия становятся чем-то обыденным, привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет — зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то- же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.
Но нельзя забывать и о том, что мы живем сейчас в век информационных технологий. Компьютерные классы есть уже во всех школах. Информатика стала привычным учебным предметом. Компьютеры используют и в работе с детьми дошкольного возраста.
Невозможно и совсем ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры в семье. Да и вряд ли это нужно. Надо только иметь в виду, что детям трудно соблюдать меру в игре или при просмотре телевизора. Процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы. Поэтому вы, родители, должны внимательно выбирать передачи и мультфильмы для просмотра своих детей, ограничивать их по времени. При этом очень важно своими комментариями помогать малышам в осмыслении происходящих на экране событий.
Сохраним ли мы детство для наших детей – безопасное, радостное, очаровывающее сказкой и добрыми играми, таящее в себе удивительный мир открытий и приключений? Или же опустим его в бездну информационного хаоса? Решать только нам, взрослым.
Используемая литература:
https://www.supermamy.ru/supermom/childrearing/pedagogics/komp/
Источник
МГУ им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
«Влияние новых технологий на детей и их развитие.»
Студентки V курса д/о
507 группы
Лукирской С.А.
Москва, 2014
Сегодня двухлетние дети уже могут
Разблокировать телефон и войти в Интернет.
А что я делал в их возрасте? Я ел песок…
(Шутка…Народная. Найдена на бескрайних просторах интернета)
Свою статью я начну с нашего знакомства. Меня зовут София, я мать
трёхлетнего ребёнка, мальчика по имени Гоша. Мнение, изложенное в статье,
будет опираться на мой личный опыт материнства.
Современный мир и его развитие основано на компьютерных
технологиях. Нас окружают многочисленные гаджеты, которые делают нашу
жизнь и проще и сложнее одновременно. Проще в том, что для нас стали
доступны вещи, ранее просто невозможные, а сложнее тем, что все
современные люди «гаджетозависимы» и нужно обладать определенным
набором знаний и навыков, чтобы этими гаджетами умело пользоваться.
Однако когда смотришь на современных детей, появляется ощущение, что
они уже рождаются с набором определенных навыков. Отчего это
происходит? Видимо от того, что ребенок знакомится с плодами развития
цивилизации еще в утробе матери. Первые селфики с ним мама делает, когда
ребенок находится еще в ее животике и «вывешивает» его еще не
родившегося в Инстраграмм. Только родившись, ребенок немедленно
сталкивается с использованием электронной техники: айфонов, айпэдов и
прочих гаджетов. Ведь, что делает мама, только что родившая ребенка?
Правильно! Фотографирует малыша на свой мобильный телефон. Первое
фото для папы… Вот и первое знакомство ребенка с айфоном или иным
устройством.
Конечно, этот момент ребёнок вряд ли запомнит. Но ведь
дальнейшее взросление ребёнка мама пошагово также фиксирует на свой
телефон: фотографии с новыми достижениями ( тут малыш научился держать
головку, а вот на этой фотографии мы впервые в зоопарке, а тут на
аттракционах и т.п.); в заметки большинство мам записывают интересные
высказывания своих детей, первые слова; записывают видео, как ребёнок
поёт, гуляет, играет в песочнице и тп. Таким образом, ребёнок привыкает к
тому, что у мамы
в руках постоянно находится
мобильный телефон.
Малыш не стесняется фотографироваться, более того позирует, учится
рассказывать стихотворения, которые записываются на видео, потому что
для ребенка — это обычная неотъемлемая часть его жизни с момента самого
рождения. В дальнейшем происходит и обучение навыкам, т.е. ребёнок, видя,
как его мама обращается с тем же телефоном, начинает повторять движения,
копировать их. Знания об устройстве он, конечно, пока не приобретает, но
навыки приобретает, безусловно. Ребенок копирует движения взрослых,
которые пользуются своими устройствами в его присутствии. Память у
малышей цепкая, они моментально запоминаю «нужные» движения и
безошибочно воспроизводят их, когда в их ручки попадает электронное
устройство. Это я заметила впервые, когда мой ребенок подошел ко мне, взял
айфон и, недолго думая, целенаправленно провел пальцем, разблокировав
его. Со временем Гоша так же запомнил код доступа, вернее не запомнил сам
код, а выучил те «места», куда надо нажать, чтобы телефон заработал. Хотя
читать он ещё не умеет и просто запоминает все «необходимые» движения
пальцев. Позже Гоша научился просматривать сделанные на телефон
фотографии, и это вскоре стало его любимым развлечением в московских
пробках. Позднее он «научился» видеть фото на экране, и если звонившие
это: папа, бабушка или дедушка, то с легкостью нажимал «ответить», чтобы
поговорить. Сейчас Гоша осваивает цифры и буквы, даже боюсь
предположить, что ждет родительские гаджеты в скором будущем…
Конечно, каждое новое поколение намного техничнее предыдущего.
Вспоминается, как мы совсем недавно лихо вставляли видеокассету с
любимым мультиком в плеер, удивляя своих бабушек и дедушек, которые
охали: «где он мог этому научиться и он в этом понимает?». Современные
дети также включают своим бабушкам и дедушкам видео на youtube, ловко
пользуясь планшетами. Например, мой старенький первый планшет фирмы
Apple перешёл по наследству моему сыну. Пользуется он им пока только
одним способом: заходит в приложение youtube и ищет себе мультфильмы по
вкусу. Пока Гоша не умеет писать и читать, поэтому просто заходит в
избранные, сохранённые мной мультфильмы, и включает их.
высвечивается
Справа
ряд мультфильмов определенной тематики. В этом ряду
Гоша выбирает тот мультфильм, что ему нравится и включает его, ловко
пользуясь кнопками воспроизведения, паузы, регулировки громкости. Если
вдруг видео начинает «тормозить», то ребёнок ругается, воспроизводит
фразы взрослых про плохой интернет, озвучивает предположения о «плохом
вайфае». Конечно, Гоша не знает что такое INTERNET и WI-FI, до конца он
не понимает значение сказанных им слов. Но эти выражения он слышал от
взрослых и инстинктивно понимает, что какой-то «вайфай» даёт ему
возможность смотреть мультик. А если экран планшета этот мультфильм не
показывает, значит, что-то случилось. Ещё одно любимое развлечение Гоши:
разглядывание фотографий в планшете. И их комментирование, ведь так
делают взрослые!
Гоша еще очень маленький, поэтому компьютер он пока не освоил, и я
не тороплю этот момент, но есть одна кнопка в компьютере, которую он уже
освоил блестяще. Это кнопка выключения. Когда мой сын требует к себе
немедленного внимания, а я занята какими-то учебными или рабочими
делами, Гоша использует волшебный прием привлечения моего внимания к
нему, он подкрадывается ко мне и быстро нажимает ту самую кнопку! Это
прием научил меня всегда сохранять документы в процессе их написания.
Безусловно, гаджеты служат не только для развлечения ребенка, они
непосредственно участвуют и в его развитии. Планшеты удобны для
просмотра развивающих мультфильмов, сейчас существует множество
приложений, с помощью которых можно учить цифры, буквы, отгадывать
загадки, слушать аудио сказки, колыбельные. Многим детям ставят
планшеты во время еды, с помощью такого маневра дети отвлекаются и сами
не замечают, что едят полезную, а не вкусную пищу, хотя до включения
мультфильма, кричали, что есть они не будут ни при каких обстоятельствах.
Правда, врачи-диетологи говорят, что это очень вредно, проводя аналогии с
тем же, что взрослым людям вредно есть под телевизор. Но моё мнение
таково: нет ничего страшного, если ребёнок съест свой положенный ему на
обед полезный суп под контролем мамы и завесой мультиков. Это же не
чипсы или ведро попкорна под сериал «трескать». Хотя, безусловно, во всем
нужна мера.
Для занятых мам, например, работающих дома, планшет — настоящая
находка. Можно усадить ребенка с планшетом и какое-то, конечно недолгое,
время заниматься своими рабочими делами.
Однако не следует переоценивать роль наших электронных «нянек».
Представляется,
что
длительное
использование
подобной
техники
нежелательно и просто опасно для ребенка. Начиная от падения зрения и
гиподинамии и заканчивая жуткой нервной возбудимостью и нарушением
осанки. Как утверждают специалисты-офтальмологи, у детей в раннем
возрасте очень быстро в течение считанных месяцев снижается зрение, а
восстанавливается долго и не всегда. Наш семейный врач утверждает, что
просмотр мультфильмов перед сном — огромное зло для ребенка, что за два
часа до сна ребёнку ни в коем случае нельзя смотреть мультфильмы, потому
что его сознание возбуждается, он перестаёт хотеть спать и уложить без слез
и скандала ребёнка становится невозможно. Для детской нервной системы
это очень плохо. Хотя на вид ребёнок может быть абсолютно спокоен: ведь
он тихо сидит, не бегает и не кричит. Поэтому не надо забывать, что ребенок
в любое, даже очень техничное современное время, остается, прежде всего,
ребенком и в первую очередь ему полезно здоровое гулянье с подвижными
играми на свежем воздухе и сон, а все современные «игрушки» не должны
замещать привычные детские радости, которые складывались веками.
Пока мой сын еще маленький и он никогда не играл в компьютерные
игры. Но я хотела бы затронуть эту тему, очень боюсь, что мой ребёнок
начнёт играть в компьютерные игры, как большинство современных
мальчишек, и увлечется ими без меры. Я — категорический противник всех
этих виртуальных жизней, игр с несколькими жизнями, виртуальными
друзьями.. Психологи давно бьют тревогу: огромное количество случаев,
когда подростки уходили в виртуальную реальность, общались только с
кибер друзьями, переставали выходить во двор, играть в футбол и т.п. И в
конечном итоге растрачивали коммуникативные навыки в обычной жизни.
Конечно, оградить своего ребенка совсем от компьютерных развлечений
невозможно. Ведь, если, к примеру, всем мальчишкам в классе купили
популярный sony playstation, и ваш ребёнок единственный у кого этой
игрушки нет, это ненормальная ситуация. Сложно так отказать мальчику,
чтобы ему не навредить, он в любом случае будет чувствовать себя
ущемленным. Почему у всех есть, а у него нет? Единственное, что здесь
остаётся посоветовать родителям, так это показывать своему ребёнку, что
мир намного многограннее, чем все эти виртуальные игры. Ограничивать
время данного развлечения. Пытаться заинтересовать ребёнка чем-то
реальным, что ему может быть намного интереснее. Спорт, искусство,
туризм. У моего Гоши есть сводная сестра, ей 11 лет. Когда она приходит к
нам в гости, она играет, используя планшет, показывает различные
компьютерные игры Гоше, он тоже пытается участвовать в игре. Это может
длиться достаточно долго. Но стоит занять детей каким-то совместным
трудом, рукоделием, поехать в парк, так они с радостью мгновенно забывают
про свои планшеты.
Подводя итого вышесказанному: так что же все-таки гаджеты для
современных детей — добро или зло?! Наверное, добрая сотня диссертаций
была написана на эту тему различного рода специалистами от врачей до
психологов. И каждый убедительно доказывает свою точку зрения,
основываясь на научно доказанных фактах. Но истина, как обычно, лежит
где-то посредине. Гаджеты, безусловно, огромный положительный прорыв
общества, который нужно и должно умело использовать для всестороннего
развития ребенка, формирования его как полноценной и образованной
личности. Однако нельзя подменять техническими новшествами обычное
человеческое общение. Всему должно быть своё время, и ни в коем случае
гаджеты и компьютерные игры не должны заменять ребенку реальность и
живое общение с родителями, сверстниками и социумом в целом. Нужно
всегда помнить о том, что уйти в виртуальную реальность ребенок сможет
легко, а вот вернуть его оттуда иногда просто невозможно…
Источник
Если у вас или у ваших близких есть маленькие дети, то вы определенно знаете, что они с самого нежного возраста умеют не только включать компьютер, но и находить в Сети все, что им нужно. Они легко управляются с планшетами и мобильными телефонами, но при этом впадают в ступор, глядя на обычные кубики. Британская ассоциация преподавателей уже заявила, что современные технологии однозначно негативно сказались на умственном развитии детей. Ко мне,как к доктору-остеопату последние годы тоже часто приводят маленьких жертв гаджетов с различными видами невроза:тиками,заиканием, гиперкинезами,отставанием в развитии. Именно о таких детках эта статья.
Гаджеты как враги
Как показали последние исследования, дети, имеющие постоянный доступ к гаджетам, с большим трудом учатся писать. И правда, зачем это делать, если можно просто набрать текст при помощи клавиатуры?
Эко сооружения. Зеленая крыша (+Видео)
Конечно же, не стоит винить только мир и стремительно развивающиеся технологии – взрослые ведь сами передали все эти электронные новинки в руки своих отпрысков. Ребенок капризничает? Зачем тратить драгоценное время на то, чтобы его успокоить, если можно дать ему планшет и он, восхищенный новой игрушкой, затихнет сам?
Но на этом некоторые люди не останавливаются: насмотревшись рекламы, которая призывает их внимательнее относиться к развитию своих детей, они покупают им специальные компьютеры для самых маленьких.
И никто не обращает внимания на слова ученых о том, что современные технологии оказывают негативное влияние на развитие моторики у детей. В итоге спустя несколько лет учителя обнаруживают, что их воспитанники с трудом могут написать диктант.
Письмо больше не является привлекательной вещью для детей, им не интересно научиться писать, им гораздо любопытнее найти в Интернете обновление для своей любимой игры. Самое интересное, что еще десять лет назад все было совершенно иначе. То есть, изменения произошли едва ли мгновенно.
Проблемы с концентрацией
«Солнечная» велодорожка от SolaRoad показала высокую эффективность
Смартфоны и планшеты обладают свойством рассеивания внимания любого человека, поскольку предлагают большое количество раздражителей: тут вам и фильмы, и картинки, и ссылки… И нельзя также забывать о возможности едва ли не мгновенного перехода от одной информации к другой.
Но проблема в том, что нормальное развитие ребенка должно проходить при условии полной сосредоточенности на одном конкретном занятии. Вспомните сами, с каким усердием вы собирали паззлы, читали книги или раскрашивали рисунки.
Современным детям очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, что со временем выливается в серьезные проблемы с учебой, для которой нужна концентрация. Гаджет может полностью завладеть вниманием вашего чада, но ни о какой возможности сосредоточиться речи даже не идет.
Самое печальное во всем этом то, что дети не просто с трудом учатся писать, но и совершенно перестают интересоваться учебой! А все потому, что отставание в развитии моторики, увы, неизбежно влечет за собой и проблемы в интеллектуальном развитии.
Зависимость от гаджетов
С 2016 года в Москве начнут строить энергоэффективные дома
Недавно ученым удалось доказать, что чрезмерная любовь к электронным гаджетам рано или поздно заканчивается лишним весом, быстрой утомляемостью и агрессией. Поэтому если ваш двухлетний ребенок отлично управляется с планшетом, то это, к сожалению, не повод для гордости.
Разумеется, реалии современности таковы, что полностью избавить ребенка от взаимодействия с техникой не удастся, но это не значит, что вы не можете ограничить время, которое малыш проводит с гаджетами. И уж тем более не стоит вручать ребенку смартфон только для того, чтобы он некоторое время просто посидел тихо.
Как показывают данные статистики, участились случаи детской зависимости от гаджетов. Согласитесь, если ребенку с младенчества давать в руки планшет, то со временем он просто не сможет без него жить. Некоторые дети воспринимают компьютер как своего лучшего друга.
Ископаемые виды топлива проигрывают возобновляемым источникам энергии
А в то время как мы с радостью покупаем своим детям технические новинки и разрешаем им садиться за компьютеры, руководители большинства IT-компаний избрали совершенно другой подход. Например, Алан Игл, возглавляющий один из отделов Google, рассказывает, что его пятиклассница-дочка совершенно не знает, как пользоваться созданным папой поисковиком. И он не видит в этом ничего плохого:
«Это очень легко, все равно, что научиться пользоваться зубной пастой. В Google и других компаниях мы работаем над тем, чтобы технологии были настолько просты в использовании, насколько это возможно. Дети с легкостью научатся этому, когда станут старше».
Покойный Стив Джобс тоже относился к воспитанию детей очень серьезно: его отпрыски не пользовались iPad, да и вообще доступ к гаджетам был строго регламентирован.
Билл Гейтс тоже строго ограничил своих детей от технических новинок, справедливо полагая, что этим оказывает им огромную услугу.
Миллион рублей экономии за полную автономию
Так не стоит ли нам взять пример с этих людей и поберечь наших детей от влияние гаджетов? В конце концов, жизнь – вещь длинная, и за это время они еще успеют насладиться всеми веяниями прогресса.
Многие родители едва ли не с гордостью рассказывают о том, как их двух-, трехлетний ребенок работает на компьютере, может самостоятельно загружать игры и завершать их процесс. Они даже полагают, что это служит показателем интеллекта, считая, что «подрастающее поколение очень умное».
На самом деле, ситуация может быть совсем не той, какой представляется на первый взгляд. Важно понять, действительно ли подобные навыки малолетних детей, которые отдаляются от реального мира и становятся частью мира виртуального, формируются из-за того, что в семье им не уделяется необходимого внимания.
В наши дни многие родители неверно интерпретируют отношения технологий и ребенка. Как и во многих других стремительно воздействующих на общество вопросах, семьи были застигнуты врасплох современными технологиями. И они не могут знать, как будут решать возникающую проблему. Возможно, поэтому гордость за «умение детей пользоваться технологическими средствами» используется для облегчения собственной совести.
Много раз мы говорили о том, что ничего не поделаешь, новое поколение рождается в мире технологий, и даже государственные школы обеспечены последними достижениями технологического прогресса. А какова точка зрения людей, которые давно ломают голову над производством новых технологий?
Недавно в New York Times была опубликована информация на тему: «Школа без технологий в Кремниевой долине». В статье сообщается о том, что в образовательном процессе школы, которую посещают дети сотрудников таких технологических гигантов, как E-Bay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, технологическая продукция совсем не используется, и предпочтение отдается не экранам компьютеров или интерактивным доскам, а старым доскам из дерева, мелу, бумаге, ручке.
Когда я ознакомился с этим сообщением, у меня возник вопрос: почему человек оберегает своих детей от того, что производит сам?
Ответ на этот вопрос можно найти в выражении высокопоставленного сотрудника Google Алана Игла: «Идея, согласно которой применение App или iPad лучше научат моего ребенка чтению или математике, просто смешна». Игл отмечает, что его дочь, ученица 5-го класса, еще «не умеет пользоваться Google». Вместо этого, как и другие ее одноклассники, она пытается усовершенствовать навыки шитья.
По мнению Алана Игла, научиться использовать технологии так же просто, как и научиться чистить зубы. Игл подытоживает: «Google или какой-либо другой продукт мы упрощаем до такой степени, чтобы им могли свободно пользоваться даже люди с самым низким интеллектуальным уровнем. О том, что, став взрослыми, наши дети не смогут пользоваться технологиями, даже речи быть не может».
То, что умы, производящие технологические новшества, прилагают такие усилия к тому, чтобы защитить от них своих детей, действительно имеет большое значение.
А что наше государство и образовательные учреждения могут сказать по поводу нашей безумной гонки к приобщению детей к современным технологиям?
Источник: cont.ws
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или в Фейсбуке
Источник