Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие ребенка
Марина Кузнецова
Влияние театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников
2 слайд
«Детское творчество» является нормативным и постоянным спутником детского развития – Л. С. Выготский
С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями и знаниями, учится выражать свои эмоции.
Театр — это отражение мира и его условная, игровая модель. Она является самодостаточной, универсальной формой полихудожественной деятельности ребёнка, охватывает все стороны художественно-творческого развития личности.
3 слайд.
Театрализованная деятельность — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ, у дошкольников развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
4 слайд.
У детей появляется эстетический вкус, создается фундамент музыкальной культуры, как части общей духовности. Музыкальная культура детей старшего дошкольного возраста развивается путем активного восприятия музыки в процессе творческой деятельности. В театрализованных играх происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.
5 слайд.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Данный вид деятельности способствует развитию музыкальной культуры и является наиболее доступным для детей дошкольного возраста. Это интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
6 слайд.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, на самостоятельное творчество и развитие всех ведущих психических процессов.
7 слайд.
Этот вид деятельности позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Творческая атмосфера театра помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применить собственные возможности и способности.
8 слайд.
Участие детей в музыкальных сказках, спектаклях, театрализованных музыкальных играх и этюдах способствует самовыражению, создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
9 слайд.
Задачи театрализованной деятельности:
Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
Овладение импровизационными умениями;
Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
Совершенствование познавательных процессов.
10 слайд.
Театрализованная деятельность определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и содержит в себе весь спектр средств выразительности каждого отдельного искусства, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним.
11 слайд.
В детской музыкально-театрализованной деятельностина фоне активного эмоционального развития существуют и гармонично дополняют друг друга еще два направления в воспитании:
Развитие интеллекта у ребенка;
Привитие социально — нравственных качеств.
12 слайд.
Педагогические условия для формирования творческих способностей дошкольников средствами музыкально — театрализованной деятельности на музыкальных занятиях :
1. Создание эмоционально — творческой среды, стимулирующей развитие творческих способностей детей;
2. Стимулирование познавательного интереса к музыкально-театрализованной деятельности;
3. Включение механизмов творческого воображения на занятиях;
4. Диалогическое взаимодействие музыкального руководителя и детей дошкольного возраста;
13 слайд.
5. Применение принципов — гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;
6. Организация творческой среды, которая включает речевые игры, ритмодекламацию, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с инструментами, подвижные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластические этюды, танцевальные миниатюры, элементарные танцы;
7. Планирование и организация работы музыкального руководителя (в учебной и совместной с детьми деятельности) по формированию творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности.
14 слайд.
Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность позволяет педагогу комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащать эмоциональную сферу, активизировать речевую деятельность и корректировать отклонения психической деятельности.
Музыкально — театрализованная деятельность решает познавательную, воспитательную и развивающую задачи.
Список использованной литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ВЛАДОС, 2003г.
2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. М.: Просвещение, 2009.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Просвещение, 2008.
6. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собр. Соч. под. Ред. В. В. Давыдова. – М.: Наука, 1982.
7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007.
8. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. Московский Институт повышения квалификации работников образования, 1995.
9. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва, 1982
10. Сорокина Н. Ф. Программа Театр – творчество – дети. Московский Институт повышения квалификации работников образования, 1995.
Источник
Полина Евдокимова
Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
1. Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие личности ребёнка. Играя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника.
Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Так, например, В. Г. Маралов и Л. П.Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут: «Широкие возможности имеют игры – драматизация, когда дети проигрывают какие — то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребенкачаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, — это дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения».
Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов, не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника.
По мнению Т. И. Петровой, театр – это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Театрализованная деятельность позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития, предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей.Пишут:
1. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
3. Происходит развитиеразличных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического;
4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
6. Развивается эмоционально — волевая сфера;
7. Происходит коррекция поведения;
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
10. Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.
Прежде всего, театральная деятельность — это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
2. Музыкальная деятельность
«Русская мудрость гласит: кто много поет, тот долго живет». В. Г. Белинский
Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Особый интерес для ребенка вызывают яркие, звучащие музыкальные инструменты (маракасы, бубенчики, треугольники, металлофон, барабан). Осваивая навык игры на этих инструментах, у детей развивается не только чувство ритма, но и мелкая моторика, что влияет на умственные способности ребенка.
При правильном построении занятия, быстрой смене видов деятельности и творческом подходе преподавателя к занятиям, у детей происходит выход эмоциональной энергии, ребенок получает заряд веселья и радости, что очень важно.
Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат.
Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явление.
Влияние музыки на разносторонние развитием формирование личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим.
Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей.
Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: (вход, приветствие, музыкально ритмические упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные игры, танцы, хороводы, и т. д.). Обеспечивая тем самым разносторонние развитие музыкальных способностей детей.
Музыкальные занятия содействуют воспитанию влияний многих положительных качеств на формирование личности ребенка. Объединяют детей общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.
Музыкальные занятия в детском саду оказывают влияние на формирование личности ребенка на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельностей детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения, досуги пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы, игры дети исполняют выразительно и непринужденно.
В процессе пения у детей развивается музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Еще В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей». Помимо благотворного влияния на психо-эмоциональное состояние малыша, музыкальные занятия положительно влияют и на физическое воспитание ребенка: музыкально — ритмические упражнения и движения под музыку улучшают осанку ребенка, координацию движений, четкость ходьбы. Правильная поза поющих детей углубляет дыхание ребенка, а пение – развивает речь, укрепляет голосовые связки и лечит от заикания.
Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживание, становится средством общения между детьми.
Источник
Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, творчество, творческие способности.
Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств личности ребенка. Главная задача музыкального воспитания детей — развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.
Музыка — одно из ярких средств эстетического воспитания. Она решает множество проблем в воспитательном процессе ребенка: корректирует характер, воспитывает сосредоточенность и прививает чувство прекрасного. Роль музыки огромна в нравственном воспитании детей. Она помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к своему дому, природе, близким людям [5, с. 416].
Музыкальное воспитание формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, развивает идейно-эмоциональное восприятие и эстетическую оценку жизненных явлений. Оно развивает способности к восприятию музыки через различные формы музыкальной деятельности, цель которых — развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания, т. е. формирование музыкальной культуры человека.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов и др.) [1, с. 24].
Актуальность данной темы исходит из того, что на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её интересов, способностей и, конечно же, творческого самовыражения в каждом виде деятельности. Театр всё это может дать ребёнку. В детских садах играм-драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности.
В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, Л. С. Фурмина, О. В. Солнцева и др.). Проблема развития детского творчества — малоизученная, сложная и комплексная. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей [3, с. 54].
Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. [4, с. 65].
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение [4, с. 66].
Занятия театральной деятельностью помогают ребенку развить свои интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности и трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями повышают самооценку детей. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, способствуют развитию координации и сформированности общей моторики [4, с. 67].
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.
Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность — составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения.
По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [2, с. 96].
Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:
обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;
позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;
обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;
обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;
создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;
создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.
Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.
С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.
Используя в работе с детьми музыкально-театрализованные игры, я основываюсь на высказывании русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества, заключается в том, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занимаясь с детьми театром, была поставлена перед собой цель — сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стараюсь стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Таким образом, можно сказать, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, а именно эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Как уже было сказано выше, именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Данная работа направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы.
Литература:
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, — 2005. — № 4. — с. 24.
- Венгер Л. A. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973. — с. 96.
- Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — с. 54.
- Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10. — с. 65–67.
- Куликова С. А., Козлова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002. — с. 416.
Основные термины (генерируются автоматически): детское творчество, ребенок, театрализованная деятельность, развитие, музыкально-театрализованная деятельность, творческое самовыражение, театральная деятельность, эмоциональная отзывчивость.
Источник