Влияние сверстников на развитие ребенка
Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.
Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.
Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.
Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.
В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.
Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.
Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:
- — владеют разнообразными социальными навыками;
- — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
- — чувствительны к потребностям и действиям других;
- — не навязывают свою волю другим детям;
- — соглашаются играть рядом с другими детьми;
- — умеют поддержать дружеские отношения;
- — при необходимости приходят на помощь;
- — способны поддержать разговор;
- — делятся интересной информацией;
- — откликаются на предложения других детей;
- — умеют разрешать конфликты;
- — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).
В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.
Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.
Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.
По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.
Задания для самопроверки
- 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
- 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.
Основная литература
- 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
- 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.
Дополнительная литература
- 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
- 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.
Источник
Симпатия к детям, появляется в раннем возрасте, со временем становится потребностью в общении с ними. Развивается эта потребность на основе совместной игры, выполнения трудовых поручений и т. Для 4-5-летних детей ощутимым наказанием является лишение их возможности общаться с ровесниками.
Ребенок, который постоянно находится среди сверстников, имеет с ними различные отношения, приобретает первых навыков поведения в коллективе, устанавливает равноправные и равноценные отношения, приобретает опыт сожительства и спивдияльности. Именно среди сверстников ребенок формируется как общественное существо. При таких обстоятельствах она действует, реализует себя «как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького общества с интересами, требованиями, связями» (А. В сова). По мнению Я. Коломинського, дошкольная группа генетически ранним степенью социальной организации людей, который сменяется затем школьным коллективом.
В общении со сверстниками ребенок постоянно оказывается перед необходимостью реализовывать на практике нормы поведения в отношении других людей, применять их в различных ситуаций. В совместной деятельности детей непрерывно возникает необходимость согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы новединкы. Часто между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое право, не принимая во внимание права сверстников. Вмешиваясь в конфликты, решая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.
Общение и совместная деятельность вправляют детей в правильных поступках, необходимых, чтобы ребенок знал нормы поведения и руководствовалась ими.
Влияние детского окружения на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения обеспечивает также коллективное мнение. В группе 3-летних детей ее еще нет, мнение одного ребенка не влияет на мнение другого. Однако в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников, подчиняются мнению большинства, даже если она противоречит их впечатлением и знанием, то есть проявляют конформность.
Конформность (лат. Соп formis — подобный) — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей, приспосабливать ее к их требованиям.
Ярким примером проявления склонности к конформности является опыт, во время которого специально подготовленные дети сказали о черной и белой пирамидки, что они обе белые. Ребенок, не принимала участия в заговоре, выслушав мнение сверстников, на вопрос о цвете пирамидки также ответила, что они белые.
В 6-летних детей конформность существенно снижается. Всего в дошкольном периоде конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мысли. Однако у некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.
Каждый ребенок занимает в группе дошкольного учреждения определенное положение, которое выражается в отношении к ней сверстников. Как правило, двое-трое детей пользуются наибольшей популярностью: с ними хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы. Почти в каждой группе есть дети, с которыми мало общаются, не делятся игрушками, которых не привлекают к играм. Остальные дети позиционируются между этими полюсами. Уровень популярности ребенка зависит от его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умение устанавливать контакты, внешности, физической силы и выносливости и т.
Особой популярностью пользуются общительные, дружелюбные, веселые, эмоционально и умственно развитые дети, умеющие придумывать и организовывать игры, имеют определенные художественные способности, активны на занятиях, достаточно самостоятельны в своих действиях, имеют привлекательную внешность.
Наименее популярные — неуверенные в себе, необщительные или слишком коммуникабельны, надоедливые, озлобленные дети. В основном они отстают от своих сверстников в развитии, безынициативны, иногда имеют плохую произношение (дислексия), недостатки внешности. Воспитатель не должен оставлять таких детей без внимания. Его задача — выявить и развить у них положительные качества, выработать адекватную самооценку, уровень притязаний, повысить статус в системе личностных отношений. Все это требует педагогического такта, мудрости, просмотра своего отношения к таким детям, личной мотивации и усилий в сотрудничестве.
Воспитатель должен уравновешенно относиться к авторитетным среди сверстников детей, чтобы роль лидера не получила развития в них зазнайства, высокомерия, склонности унижать других. Воспитатель должен знать, благодаря каким качествам дети получили лидерство, на чем основывается их авторитет. Поскольку не всегда нравственность и ценностные ориентации таких детей отвечают возрастным задачей. Иногда в позиции лидера может оказаться ребенок, склонный навязывать свою волю другим, несмотря на интересы и права остальных детей. Такие лидеры часто имеют неограниченное влияние на сверстников.
В дошкольном возрасте у детей возникают сложные и многообразные отношения со сверстниками, которые в значительной степени влияют на становление их личности. Выявить характер личностных отношений детей в группе воспитателю позволяет наблюдательность, использование специальных методов социально-педагогических и психологических исследований (беседа, социометрический метод, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Изучение этих отношений является предпосылкой целенаправленного формирования их с целью создания для каждого ребенка благоприятного эмоционального климата в группе.
Источник
Ольга Лобанова
Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения
Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредственно разговаривать друг с другом, со взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окружающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух-трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знакомых им детей, меньше зависят от родителей. Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности. Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В ролевых играх, по мнению отечественного психолога Д. Б. Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные личностные качества ребенка.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям. В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав. Воспитатель, вмешиваясь в эти конфликты и улаживая их, учит детей выполнению норм поведения.
Так же значительное влияние на развитие личности оказывает общественное мнение, о тех или иных предметах, событиях, поступках. Зачастую в группах возникает конформность, то есть подчинение мнению большинства, даже если это противоречит собственному мнению, впечатлениям и знаниям. В шесть лет у дошкольников конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но нередко у некоторых детей она закрепляется, в виде отрицательного свойства личности.
Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Обычно выделяются два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью –лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей находится между этими «полосами».
Уровень популярности ребенка среди сверстников зависит от: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости, и еще от множества причин. Положение ребенка в группе показывает насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы лил ущемлены его притязания на признание среди сверстников [18, c.161]. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре и в реальных отношениях по поводу игры.В игре потребность признании проявляется в двух планах: «быть как все» и «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и поведение сверстников, стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это может привести к конформизму как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты.
Процесс становления и развития отношений в дошкольном возрасте можно представить как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка. Для детей младшей группы характерно значительное количество просоциальных действий при общем индифферентном отношении к другому ребенку. Дети трех лет безразличны к действиям сверстника и его оценке взрослым. В то же время они легко решают проблемные ситуации «в пользу»других: уступают очередь в игре, делятся игрушками. Чаще всего их подарки адресованы взрослым. Это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка и не входит в состав его самосознания. Перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Другой становится предметом постоянного сравнения с собой. Сравнение направленно на противопоставление себя другому. В самосознании ребенка уже выделены определенные умения, навыки и качества, но осозноваться они могут только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых является сверстник. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику меняется. Возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самоценной, самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого Я.
Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.
Опираясь на исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.
Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.
Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.
Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.
Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.
Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.
В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.
Источник