Влияние супружеских отношений на развитие личности ребенка
Библиографическое описание:
Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 05.05.2020).
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.
Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.
- С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
- Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
- В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]
Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:
1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;
2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;
3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;
4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;
5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;
6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;
7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.
Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.
«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]
Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:
Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.
«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.
Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.
Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.
Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Таблица 1
Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]
Типы семейных отношений | Краткая характеристика | Формируемые качества |
Авторитарная семья | Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его | Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности. |
Опекающая семья | Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. | В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы. |
Безразличная семья | Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей. | Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании |
Сотрудничество в семье | Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. | Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь. |
Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].
Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.
Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.
Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.
Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.
Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.
Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.
Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.
Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.
Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».
Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.
Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.
Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.
Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.
В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.
Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.
Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».
«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.
Литература:
- Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
- Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
- Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
- Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
- Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, член семьи, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. Саяногорска
Влияние семьи и внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка
Автор:
учитель начальных классов
Якубович Ольга Викторовна
Саяногорск, 2018
Наши дети – это не случайные гости в нашем доме. Они предоставлены нам как бы на время, взаймы, для того, чтобы мы любили их и внушали им основы тех человеческих ценностей, на которых будет строиться их будущая жизнь. А нам, родителям, придется давать отчет перед Богом в том, как мы исполнили эту свою обязанность. (Д. Добсон)
Как только ребёнок появляется на этот свет, он начинает обучаться, а значит, накапливать знания и умения. О том, что роль семьи в формировании личности ребёнка является основополагающей и фундаментальной, споров нет и быть не может. Этот факт доказан научно и неоднократно был подтверждён не только экспериментами, но и самой жизнью. Дети с младенческих лет впитывают в себя энергетику и атмосферу, которая их окружает, они на подсознательном уровне всё понимают и дают ответную реакцию.
Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.
Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей – нового поколения. Это влияет на существующие в с семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребёнка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.
Любови и забота, доброта и безусловное принятие своего ребёнка является самыми важными и беспроигрышными методами в воспитании. В первую очередь каждый малыш должен ощущать и чувствовать безоговорочно, что он любим и очень нужен своим близким.
Дети рождаются в разных семьях, больших и маленьких, полных и неполных, но в каждой из них есть люди, которые будут находиться рядом с малышом и оказывать вольно и невольно влияние на его воспитание, способствовать формированию его личных качеств, нравственных и духовных ценностей в его душе. Человеком, влияющим на развитее внутреннего мира и на принятие жизненных позиций ребёнком, может быть не только кто-то из родителей, но и все, кто с ним проживает. Это могут быть братья, сёстры, бабушки и дедушки, тёти и дяди, иными словами, все, кого он наблюдает в своей повседневной жизни.
В семьях, где есть старшие дети, и они относятся к младшим с любовью и добротой, малыши растут радостными и более уверенными в себе.
Семью стоит рассматривать, как микросоциум, в котором детям предстоит научиться моделям взаимодействий с другими людьми на примере внутрисемейных отношений. Всё это влияет на формирование личностных качеств ребёнка.
Семья играет роль социального института, в котором детьми получаются знания и убеждения о нормах жизни в обществе, нравственном поведении, духовно-ценностных ориентациях, и происходит становление личности. Все эти знания и внутренние убеждения остаются и сохраняются на всю жизнь, именно понятия, полученные в детстве от значимых людей, имеют очень устойчивую позицию.
В случае безусловной родительской любви ребёнок находится в безопасности, получает удовлетворение своих потребностей и понимает свою самоценность, а значит, чаще здоров.
Влияние внутренних отношений на личность ребёнка основано на феномене родительской любви, которая невозможна без принятия ребёнка, т.е. признания его самоценности. От степени принятия зависит эмоциональная близость или дистанция между взрослым и ребёнком.
Стоит рассмотреть и понять, как же происходит влияние семьи на формирование личности ребёнка.
Согласно выводам американской писательницы Э. Галински, автора многих книг по воспитанию детей, в детско-родительских отношениях существует шесть стадий. Каждая из них оказывает огромное влияние на ребёнка, для которого семейные отношения – залог будущего психического здоровья.
Формирование образа ребёнка. Стадия начинается в момент зачатия и является основной для выработки позиции родителя. Она становится основой для влияния семейных отношений на личность ребёнка, а также представлений о воспитании, образе родителей, ребёнке и способах взаимодействия с ним.
Выкармливание младенца. Стадия продолжается от рождения до конца первого года жизни. Семья учится взаимодействию, и хотя развитие личности ребёнка в этот период минимально, между родителями вырабатывается привязанность, формируется структура ценностей, и распределяются роли в семье.
Стадия авторитета. Приходится на 2-5-й годы жизни ребёнка. Родители обучают ребёнка многим навыкам, общению, правилам поведения в семье и обществе. В этот период они дают первые оценки своей воспитательной деятельности.
Стадия интерпретации. Совпадает с младшим школьным возрастом ребёнка. Функции семьи в развитии личности ребёнка и подходы родителей к воспитанию в этот период пересматриваются.
Взаимозависимость. Ребёнок находится в подростковом возрасте. Влияние семейных отношений на развитие личности ребёнка в этот период максимально. В семье происходит изменение структуры власти, т.к. родителям приходится считаться с его самостоятельностью и независимостью. В этот период взрослые становятся для подростка либо старшими друзьями и партнёрами, либо между ними возникают противоборства и конфликты.
Расставание. Взрослые понимают, что дети выросли, стали независимыми, и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь и определяют то, какими были родителями.
Родители с безусловной любовью проходят через все 6 стадий воспитания ребёнка. В семьях с нарушенными отношениями взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений, а значит, не могут перейти и к последующим. В таких семьях ребёнок не получает истинной любви, не может полноценно развиваться как личность, находится в постоянном нервно-психическом напряжении и заболевают.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с помощью которых он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у них патологических черт личности.
Вот типичные ошибки воспитания.
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте.
Может случиться так, что целью воспитания ребенка оказывается удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. В качестве примеров можно рассматривать обоих родителей, по тем или иным причинам испытывающих затруднения в общении с другими людьми, и одиноких матерей, которые посвящают все свое время любимому чаду и буквально «душат» его своей любовью. Результатом такого воспитания является неспособность ребенка налаживать контакты за пределами семьи, чрезмерные застенчивость и робость.
Воспитание и потребность смысла жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать и отец могут считать, что смысл их существования заключается в воспитании ребенка. Если ребенок, вырастая, уходит от родителей, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл» (синдром «опустевшего гнезда»). Такие родители очень часто делают за ребенка все то, что он в состоянии сделать сам. В результате они получают требуемое чувство своей необходимости, а любое проявление самостоятельности и независимости ребенка преследуют с поразительным упорством. Если говорить о школьном возрасте, то родители делают за ребенка домашние задания.
Воспитание и потребность достижения.
Цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок смог добиться того, что не удалось родителям. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с «запланированными» целями. Подобное родительское поведение не осознается самими родителями: «они – то знают, что ребенку необходимо!»
Воспитание как реализация определенной системы.
Встречаются семьи, в которых родители забывают о главном принципе «воспитание для детей, а не дети для воспитания». Обычно это очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени. Такие родители не считаются с возможностями ребенка, находящегося на определенной стадии развития.
Воспитание как формирование определенных качеств.
В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.
А как в семье влияет на формирование личности ребёнка каждый из её членов?
В психологии разделяют понятия материнской и отцовской любви, т.к. они различаются по происхождению, содержанию и особенностям проявления. Отец в семье влияет на социализацию личности ребёнка как источник правил, норм, он вправе требовать и контролировать их исполнение. Именно поэтому дети старшего возраста и подростки более спокойно воспринимают наказание от отца, чем от матери. Роль отца в воспитании включает также поощрение активности ребёнка, направленной на освоение нового, получение знаний, достижение успехов. Он помогает ребёнку развиваться, становиться самостоятельным и преодолевать комплекс неполноценности. Для этого отец своим примером показывает, как ставить перед собой цели, преодолевать трудности, находить способы выхода из разных ситуаций.
Мать учит ребёнка любви и умению проявлять заботу по отношению к другим. Наказание от неё дети всегда воспринимают как отторжение, враждебность, проявление нелюбви. Между тем, мать играет большую роль в формировании у ребёнка чувства принадлежности к социуму, осознанию себя в этом мире. Именно от неё ребёнок ждёт безусловной любви и нежности, от неё он усваивает модели определённого поведения в семье и обществе. Взаимоотношения с ней влияют на формирование дружеских и других связей. Однако мама не должна полностью сосредотачиваться на ребёнке, т.к. отношения с другими членами семьи и другая социальная деятельность тоже имеют большое значение.
На взаимоотношения родителей и детей влияют разные факторы, например возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности взаимоотношений между супругами также оказывают воздействие на отношения их как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в согласии, то отец полноценно занимается воспитанием детей, он способствует развитию у дочери женских качеств и поведения, а сыну помогает вырабатывать мужество, ответственность, самостоятельность, настойчивость. Если между супругами нарушается гармония, то между членами семьи могут возникать различные противодействующие группировки, например, мать и дочь объединяются против отца или отец настраивает сына против матери. Влияние семейных конфликтов на ребёнка настолько высоко, что дети часто страдают от недостатка любви и неврозов.
Нарушение супружеских отношений может вызвать у одного из родителей эмоциональную холодность к ребёнку противоположного пола. Иногда в сыне-дочери один из родителей пытается найти недостающие качества своего партнёра по браку.
Если в семье несколько детей, то отец чаще всего уделяет больше внимания старшему. Он связывает с ним свои надежды и ожидает значительных успехов. Мать чаще более привязана к младшему ребёнку, поэтому относится к нему более снисходительно, делает поблажки, а иногда и во всё потакает. Это серьёзные ошибки семейного воспитания, их влияние на развитие ребёнка может оказать немалое воздействие.
Для отца и матери принятие ребёнка большое значение имеет его послушание. Обычно ребёнок растёт дисциплинированным при сформированной позиции отца в семье. Дети с трудным характером чаще растут в проблемных семьях и чаще отвергаются матерями.
Неполная семья, к сожалению – это довольно частое явление. Как правило, она характеризуется тем, что воспитывает, заботится и проживает с ребёнком только один из родителей, чаще всего это мама. В этом случае есть ряд нюансов, о которых стоит знать, в особенности они важны для воспитания мальчиков. Для гармоничного развития ребёнку нужен пример, образец для подражания, идентичного с ним пола.
Если папа отсутствует в жизни ребёнка или же он далёк от подходящей модели для подражания, то маме стоит позаботиться и перенаправить это чувство на нужный объект. Таким человеком может стать дедушка, дядя или же старший брат. На подсознательном уровне ребёнок знает, что с этим человеком есть родственная связь, он чувствует, что уже наделён некоторыми из его качеств.
Воспитание крепкой, здоровой личности с сильным характером в неполной семье очень даже возможно. Но это стоит огромных усилий со стороны близких.
То, как сложатся отношения между родителями и детьми, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье. Существует три стиля родительского поведения — авторитарный, попустительский и демократический.
Авторитарный стиль воспитания — вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, у них почти нет общепринятых ценностей. Чаще всего, такой стиль воспитания можно встретить в неполной семье, когда мать или отец (чаще всего мать) вынуждены проводить на работе большую часть своего времени, для того, чтобы обеспечить безбедное существование своим детям или заработать деньги на их образование, либо все свое свободное время тратят на достижении каких- то своих целей (карьера, поиск нового партнера, самоактуализация) и детей рассматривают, как помеху.
Демократичный стиль семейных отношений в наше время можно назвать самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Не ущемляя прав, они одновременно требуют выполнения ребенком своих обязанностей.
И, конечно же, нельзя упустить такой стиль воспитания, как противоречивое воспитание.Такой тип воспитания характеризуется противоречивым воспитательным подходом к ребенку со стороны матери или отца (др. близких родственников). Те формы поведения, которые запрещены ребенку одним из родителей, находят одобрение другого. Ребенок в результате усваивает противоположные формы поведения (в зависимости от того, кто является на данный момент «другим значимым»).
Таким образом, гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Главное чего нужно придерживаться при воспитании ребенка- это последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в воспитательных действиях или обусловленность этих действий, и, конечно же, признание уникальности своего ребенка.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Источник