Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка

Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка thumbnail

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ 

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
  • Не подслушивать телефонные разговоры.
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или  нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

  • Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
  • Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
  • Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
  • Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
  • Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка,  тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье (Приложение 2).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • методы и приемы воспитания
  • отношения в семье
  • проблемы отношений

Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

image1.jpeg

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Автор: Екатерина Головина

Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка

В подростковом возрасте у детей возникает потребность в самоутверждении. В этот период ребенку важно выделяться среди сверстников. Я-родитель предлагает пройти тест на склонность подростка к лидерству.

Пройти тест

Источник

        Главным институтом воспитания является семья.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, а также общностью быта. Семья выполняет ряд функций:

        1) Социально-статусная – предоставление
членам семьи определенного положения в обществе.

     2) Хозяйственная функция– обеспечение
хозяйственных  потребности семьи: покупка
продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и
других предметов обихода.

     3)
Организация досуга
– восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение
различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать развивающее
воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный
уровень, сплачивать общностью интересов.

    4)
Репродуктивная
– это воспроизводство и сохранение потомства, продолжение
человеческого рода.

        5)   Воспитательная функция – воспитание и
развитие детей.

        Для маленького ребенка семья – это
целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться
и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он
получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя
вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские
годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена
тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не
может сравниться с семьей.

             В глазах ребенка, родители
выступают в нескольких ролях:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
    чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных
    человеческих качеств;
  • как старший друг и советчик, которому можно доверять.

          Внутри семьи, родители создают для своих детей
определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия,
полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о
положительных примерах и образцах поведения). ВОСПИТАНИЕ — это сотрудничество,
взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом
каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то
есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят
результаты воспитания.

        В связи
с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так,
чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния
семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить
внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное
значение.

        Для полноценного развития личности
ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские
отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем
со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и
открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию
различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость)  и комплексов.

        В каждой семье складывается
определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные
воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования
определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с
ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и
наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой
семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и
обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль,
который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания:
авторитарный, демократический и либеральный. Они по-разному влияют на
формирование и развитие личности ребенка.

      При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного
подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов.
Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и
принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами
являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем,
суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему
ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его
хвалят.

      Этот стиль воспитания порождает у одних
детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность,
неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких
семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит
отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности
в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают
трудности в общении и часто сами жестоки.

        Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и
самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему
ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители
общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в
оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя
прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что
дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в
семье складываются теплые и дружеские отношения.

    Этот
стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности,
самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности.
По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны,
дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и
сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они
учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися  других стилей воспитания.

         При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен 
самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны
родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела,
не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности.
Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не
умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный
характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность,
безразличие к делам и чувствам другого.

        Дети в таких семьях вырастают
эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не
уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они
не способны устанавливать прочные эмоциональные
связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и
ответственности, плохо социализируются в обществе.

       Наиболее
оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке
ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление
родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной
и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в
обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы
родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль
воспитания. 

Рекомендации для родителей,

применяющих авторитарный стиль воспитания:

·      откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

·      не предъявляйте
ребенку завышенных требований;

·      замените приказы и требования,
просьбами и предложениями;

·      учитывайте интересы и
желания ребенка;

·      будьте немного
уступчивее по отношению к ребенку;

·      не ограничивайте
самостоятельность ребенка;

·      поддерживайте с
ребенком теплые и доверительные отношения.

Рекомендации для родителей,

использующих попустительский стиль воспитания:

·      уделяйте больше
внимания воспитанию своих детей;

·      интересуйтесь их
проблемами и успехами;

·      оказывайте ребенку
помощи в преодолении трудностей и решении проблем;

·      чаще контролируйте
поведение ребенка;

·      создайте в семье
атмосферу любви, тепла и доверия.

        Большое значение имеет согласованность
родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются
различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным,
а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая
другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка
взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что
на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит,
не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в
состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные
нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый
стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел
противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были
гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо
легче. 

10 заповедей эффективного
воспитания:

1.    Уделяйте ребенку как можно больше времени.
Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.

2.    Поддерживайте его во всех
начинаниях.

3.    Не предъявляйте ребенку завышенных
требований.

4.    Реже наказывайте ребенка и чаще
хвалите и поощряйте.

5.    Будьте для него примером для
подражания.

6.    Научитесь спокойно реагировать на его
шалости или плохое поведение.

7.    Будьте последовательны в воспитании.
Установите границы дозволенного и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя
намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.

8.    Не подкупайте, а вознаграждайте!
Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением
ему любимой сказки.

9.    Будьте для ребенка
советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на
собственное мнение.

10. Поддерживайте с
ребенком теплые и доверительные отношения.

        Мировая практика психологической помощи
детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне
разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в
семье. Как правило, дети усваивают образцы
поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности,
поэтому
стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже
своих детей.
Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование
стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за
воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Источник