Влияние стихийного обучения и воспитания на развитие ребенка

Лекция3. «Основные проблемы возрастной психологии»
1. Понятие проблема, виды проблем возрастной психологии.
2.Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности.
3. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
4.Проблема соотношения задатков и способностей
5. Проблема сравнительного влияния на развитие возрастных изменений(эвол, револ, ситуац)
6. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии
Литература :см. Л№1
Словарь: проблема,возрастные изменения; эволюционные, революционные, ситуационные возрастные изменения; задатки, способности, психика, поведение,
Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности.
Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.
С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.
Но точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не возможно. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
Другая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь достаточно четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи ишколы, школы и общества на развитие детей.
Проблема соотношения задатков и способностей
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей.Ее можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологическиеи поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?
Проблема сравнительного влияния на развитие возрастных изменений(эвол, револ, ситуац)
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это – их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые иглубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но, изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Одной
из главных проблем возрастной психологии
является вопрос о том, что больше
определяет психическое и поведенческое
развитие детей: созревание и
анатомо-физиологическое состояние
организма или влияние внешней среды.
Эту проблему можно обозначить как
проблему органической и средовой
обусловленности психического и
поведенческого развития человека.
С
одной стороны, это развитие, безусловно,
зависит от организма, от анатомо-физиологического
устройства человеческого мозга. Пока
достаточно не созреет мозг ребенка, у
него невозможно сформировать вербальную
речь и многие другие связанные с ней
способности. Аномалии в анатомо-физиологическом
состоянии организма, возникшие
генетическим путем или в результате
серьезного заболевания, сказываются
на психическом развитии, задерживая
его.
С
другой стороны, психическое и поведенческое
развитие организма зависит и от среды.
Однако точно сказать, в какой степени
психическое развитие ребенка на том
или ином его этапе зависит от организма
или среды, не представляется возможным.
В этом и заключается суть обсуждаемой
проблемы.
Вторая
проблема
касается влияния стихийного и
организованного обучения и воспитания
на развитие детей. Под стихийным обучением
и воспитанием понимается то, которое
осуществляется без сознательно
поставленных целей и продуманных методов
под влиянием пребывания человека в
обществе среди людей. Организованным
называется такое обучение, которое
целенаправленно осуществляется системами
образования. В этом случае четко
определены цели развития, программы и
методы обучения и воспитания детей.
Несомненно,
что человек психологически развивается
под влиянием стихийных и организованных
воздействий среды, но какое из них
оказывает большее воздействие на его
поведение, до сих пор остается
проблематичным.
Следующая
проблема:
соотношение задатков и способностей.
Ее можно представить в виде ряда частных
вопросов. Что такое задатки, от которых
зависит развитие способностей ребенка?
Входят ли в них только генотипически
обусловленные особенности организма,
или в их число следует также включить
некоторые приобретенные психологические
и поведенческие свойства человека? От
чего в большей степени зависит развитие
способностей ребенка: от имеющихся
задатков или правильно организованного
обучения и воспитания? Можно ли
сформировать высокоразвитые способности
у ребенка к определенному виду
деятельности, например музыкальные,
если он с рождения не имел для этого
выраженных задатков, скажем, абсолютного
слуха?
Четвертая
проблема
касается сравнительного влияния на
развитие эволюционных, революционных
и ситуационных изменений в психике и
поведении ребенка. Действительно, что
понимать под развитием: только то, что
представляет собой глубокие преобразования
революционного и эволюционного характера,
или также включать в него то, что
происходит под воздействием ситуации.
В этом и состоит суть четвертой проблемы.
Пятая
проблема
заключается в выяснении детерминант
общего психологического развития
ребенка. Что его в большей степени
определяет: возрастные изменения
личности ребенка или интеллектуальный
рост? Может ли сам по себе рост уровня
интеллектуального развития вести к
изменению личности ребенка, и наоборот;
способны ли личностные изменения влиять
на интеллектуальное развитие?
Все
перечисленные проблемы и вопросы
составляют круг проблематики возрастной
психологии, однако полного удовлетворительного
ответа на все эти вопросы в настоящее
время в науке не существует.
Связь
возрастной психологии с другими науками.
Возрастная психология тесно связана с
другими областями психологии: общей
психологией, психологией личности,
социальной, педагогической и
дифференциальной психологией.
В
общей психологии исследуются психические
функции — восприятие, мышление, речь,
память, внимание, воображение. В возрастной
психологии прослеживается процесс
развития каждой психической функции
на разных возрастных этапах.
В
психологии личности рассматриваются
такие личностные образования, как
мотивация, самооценка и уровень
притязаний, ценностные ориентации,
мировоззрение и т.д., Возрастная психология
отвечает на вопросы, когда эти образования
появляются у ребенка, каковы их особенности
в определенном возрасте.
Связь
возрастной психологии с социальной
дает возможность проследить зависимость
развития ребенка от специфики тех групп,
в которые он входит: от семьи, группы
детского сада, школьного класса,
подростковых компаний.
Целенаправленное
воздействие взрослых, воспитывающих и
обучающих ребенка, изучается в рамках
педагогической психологии. Возрастная
и педагогическая психология как бы
смотрят на процесс взаимодействия
ребенка и взрослого с разных сторон:
возрастная психология с точки зрения
ребенка, педагогическая — с точки зрения
воспитателя, учителя.
Помимо
возрастных закономерностей развития
существуют и индивидуальные различия,
которыми занимается дифференциальная
психология: дети одного возраста могут
обладать разным уровнем интеллекта и
разными личностными свойствами. В
возрастной психологии изучаются
возрастные закономерности, общие для
всех детей. Но при этом оговариваются
и возможные отклонения в ту или иную
сторону от магистральных линий развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
№ 40. Основные социально-психологические проблемы современного образования и школы. Средства и перспективы их преодоления.
План:
1. Основные проблемы возрастной психологии: 1) проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека; 2) проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; 3) проблема соотношения задатков и способностей; 4) проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка; 5) проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
2. Проблемы педагогической психологии: 1) проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого сензитивного периода в жизни ребенка; 2) проблема связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием; 3) проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания; 4) проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий; 5) проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка; 6) проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению; 7) проблема педагогической запущенности ребенка;8) проблема обеспечения индивидуализации обучения.
Основные проблемы возрастной психологии:
Одной из проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие, связанные с ней способности.
С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.
Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка, к определённому виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это — их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребенка или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребенка, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития — интеллектуальное и личностное — определяют его в целом?
Проблемы педагогической психологии:
1. проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого сензитивного периода в жизни ребенка: очень сложно точно определить признаки начала сензитивного периода, а также комплексы психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в пределах того или иного сензитивного периода;
2. проблема связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическимразвитием: ведет ли обучение и воспитание развитие за собой, или ребенок приобретает в результате него только определенный комплекс ЗУН, которые не определяют собой ни его интеллектуальное, ни моральное развитие; всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное, развивающее; влияет ли обучение на созревание;
3. проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка – обучению или воспитанию — и как определить, в чем в данный момент его жизни ребенок более всего нуждается: в когнитивно-интеллектуальном или личностном развитии; каким образом в едином педагогическом процессе объединить воспитательные и обучающие воздействия для того, чтобы они взаимодополняли друг друга и совместно стимулировали развитие;
4. проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий: по каким законам развивается система психологических качеств ребенка и в чем состоят ключевые воздействия на нее — такие, от которых зависит переход системы в целом на более высокий уровень системного развития;
5. проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка: как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка;
6. проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению: что означает готовность — то ли в смысле наличия у ребенка задатков или уже развитых способностей к воспитанию и обучению, то ли в смысле наличного уровня развития и зоны ближайшего развития ребенка, то ли в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости. Трудности психодиагностики готовности ребенка к обучению и воспитанию;
7. проблема педагогической запущенности ребенка — это неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванная преходящими, устранимыми причинами (например, на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали): как отличить безнадежно отставшего в разлитии ребенка от педагогически запущенного, чтобы, создав последнему социально-психологически благоприятные условия, ликвидировать его отставание в развитии;
8. проблема обеспечения индивидуализации обучения: необходимость научно обоснованного разделения детей по группам на основе имеющихся у них задатков и способностей и применения к каждому ребенку таких программ и методов обучения или воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.
Литература
Немов Р.С. Психология. Том 2. М.,1995.
Источник