Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие ребенка
Лекция3. «Основные проблемы возрастной психологии»
1. Понятие проблема, виды проблем возрастной психологии.
2.Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности.
3. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
4.Проблема соотношения задатков и способностей
5. Проблема сравнительного влияния на развитие возрастных изменений(эвол, револ, ситуац)
6. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии
Литература :см. Л№1
Словарь: проблема,возрастные изменения; эволюционные, революционные, ситуационные возрастные изменения; задатки, способности, психика, поведение,
Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности.
Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.
С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.
Но точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не возможно. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
Другая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь достаточно четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи ишколы, школы и общества на развитие детей.
Проблема соотношения задатков и способностей
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей.Ее можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологическиеи поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?
Проблема сравнительного влияния на развитие возрастных изменений(эвол, револ, ситуац)
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это – их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые иглубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но, изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Èññëåäîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Èçó÷åíèå ïîâåäåíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Âëèÿíèå ñòèõèéíîãî, îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ íà ðàçâèòèå äåòåé. Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè þíîøåñêîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà. Îñîáåííîñòè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ïåðèîäèçàöèÿ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Ïåðèîä ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Øêîëüíûé è þíîøåñêèé ïåðèîäû. Àêìåîëîãè÷åñêèé ïåðèîä ðàçâèòèÿïåðèîä âçðîñëîñòè. Ãåðîíòîãåíåç. Ïîòåíöèàëû âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Ôðåíñèñ Ãàëüòîí: «íàñëåäñòâåííîñòü ãåíèÿ».
êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,0 K], äîáàâëåí 25.12.2007
Ïåðèîäèçàöèÿ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Ïåðèîä ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Øêîëüíûé è þíîøåñêèé ïåðèîäû. Àêìåîëîãè÷åñêèé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ïåðèîä âçðîñëîñòè. Ãåðîíòîãåíåç. Ïîòåíöèàëû âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Ïðåäìåò è çàäà÷è äèôôåðåíöèàëüíîé ïñèõîëîãèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [38,0 K], äîáàâëåí 25.11.2008
Ìåòîäû âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè. Ôàêòîðû è äâèæóùèå ñèëû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ïîíÿòèå âîçðàñòíîãî êðèçèñà. Ãðóïïû âîçðàñòíûõ ïåðèîäèçàöèé. Âëèÿíèå äåïðèâàöèè íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ðàçëè÷íûõ âîçðàñòíûõ ýòàïîâ.
ó÷åáíîå ïîñîáèå [3,1 M], äîáàâëåí 02.12.2010
Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè, åå îñíîâíûå ïîíÿòèÿ. Ìåòîäû ðàçâèòèÿ ýòîé íàóêè. Ïåðèîäèçàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ñòàíîâëåíèÿ ÷åëîâåêà, åãî ôàêòîðû è ïðåäïîñûëêè. Âîçðàñòíàÿ õàðàêòåðèñòèêà Ýëüêîíèíà. Îïèñàíèå êàæäîãî èç ïåðèîäîâ æèçíè ÷åëîâåêà.
ïðåçåíòàöèÿ [806,5 K], äîáàâëåí 15.02.2015
Ñòðóêòóðà ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. Ïåðèîäû âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Êðèçèñû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Ïðîáëåìà ïðîôèëàêòèêè è òåðàïèè êðèçèñíûõ ñîñòîÿíèé. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà â ðàçíûå ïåðèîäû åãî æèçíè. Ñòàäèè ïñèõîñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [56,6 K], äîáàâëåí 18.07.2011
Ïðåäìåíò èçó÷åíèÿ âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè, êîòîðàÿ èçó÷àåò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è ëè÷íîñòè íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè ÷åëîâåêà. Ïåðâàÿ ïîïûòêà ñèñòåìíîãî àíàëèçà âîçðàñòà, ïðèíàäëåæàùàÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó. Ñâÿçü ðàçâèòèÿ è îáó÷åíèÿ ÷åëîâåêà.
ðåôåðàò [37,8 K], äîáàâëåí 18.06.2014
Îñîáåííîñòè âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè êàê íàóêè, èçó÷àþùåé çàêîíîìåðíîñòè ýòàïîâ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè íà ïðîòÿæåíèè æèçíè ÷åëîâåêà. Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè, åå îñíîâíûå ðàçäåëû. Ãëàâíûå çàäà÷è âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè.
ïðåçåíòàöèÿ [284,0 K], äîáàâëåí 11.02.2015
Ïîíÿòèå è êîìïîíåíòû âîçðàñòà. Îñíîâíûå ïðîáëåìû âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè. Çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Âçàèìîñâÿçàííîñòü ïðîöåññîâ îáó÷åíèÿ, ðàçâèòèÿ è âîñïèòàíèÿ. Êðèçèñ êàê çàêîíîìåðíîñòü âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, åãî ïðèçíàêè è îñíîâíûå âèäû.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [18,2 K], äîáàâëåí 21.05.2009
Ïîíÿòèå è õàðàêòåðèñòèêà îäàðåííîñòè, èñòîðèÿ åå èçó÷åíèÿ è ñïåöèôèêà ïðîÿâëåíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè ïñèõîñîöèàëüíîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îäàðåííûõ è òàëàíòëèâûõ äåòåé. Îñíîâíûå ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ, âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ äåòåé-âóíäåðêèíäîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,3 K], äîáàâëåí 05.11.2011
Ïðåäìåò, çàäà÷è è ïðèíöèïû âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè. Ñòðàòåãèè, ìåòîäû è ñõåìà îðãàíèçàöèè èññëåäîâàíèÿ â ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ è âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè. Äåòñòâî êàê ïðåäìåò ïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ. Àíàëèç ïñèõîñîöèàëüíûõ ñòàäèé ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
ïðåçåíòàöèÿ [2,0 M], äîáàâëåí 27.01.2016
Источник
В соответствии с очерченными выше предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее основные проблемы[1]. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможна сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.
С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.
Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это — их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребенка или интеллектуальный, рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребенка, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития — интеллектуальное и личностное — определяют его в целом?
Вот круг вопросов, с помощью которых можно обозначить контуры обсуждаемой проблемы.
Все перечисленные проблемы и вопросы с той или иной степенью глубины будут далее обсуждаться на страницах этой книги. Но их проблематичность заранее позволяет предсказать, что полностью удовлетворительного и исчерпывающего их решения вряд ли удастся найти в учебнике, так как его не существует и в науке.
Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник