Влияние статуса ребенка в группе на развитие личности

Влияние статуса ребенка в группе на развитие личности thumbnail

Статус – это социальный ранг личности в группе, это мера уровня признания, уважения и принятия личности ее участниками.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей.

Группу детского сада можно назвать целостным образованием, «развивающимся социальным организмом», так как она выражена единой функциональной системой со своей структурой и динамикой.  

     Социометрический статус  – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе.

DSCN0138.JPG

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

        Популярные («звезды») – внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети;

        Лидеры – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами;

        Предпочитаемые – дети, с которыми достаточное количество детей хотело дружить;

        Пренебрегаемые – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу;

        Изолированные – дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне менее привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с низким социометрическим статусом относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности,  им свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.

Причины низкого социального статуса:

  1. Отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие взаимоотношения  вызывают у него неудовлетворенность потребности в любви, ласке и защите;
  2. Симбиотические отношения с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни;
  3. Воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом;
  4. Воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом.

М. И. Лисина высказала предположение о том, что в основе формирования межличностных привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей партнеров.

Успешность в деятельности положительно влияет и на положение ребенка в группе сверстников.

В. С. Мухина считает, что успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками. Всё это сказывается на положении ребенка в группе. Феномен детской популярности связан не только с успехами ребёнка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное — с их способностью удовлетворять потребности других, а удовлетворение потребностей дошкольника происходит в игровой деятельности.

В содержании опыта работы по улучшению социального статуса ребенка в группе детского сада были отмечены игры, напрвленные на повышение самооценки дошкольников, сплоченности группы, а так же умение входить в контакт: «Колобок», «Топ-хлоп», «Доброе животное», «Жмурки в кругу» и др.

P1040682.JPGP1040694.JPG

P1040700.JPG

P1040717.JPG

Сами же психологи с удовольствием поирали в предложенную игру «Я — король», так же способствующую повышению социального статуса в группе.

DSCN0132.JPG

Источник

Алексеева Н.М.,
студентка магистратуры 1 курса РГПУ им . А.И. Герцена

Социометрический
статус дошкольника

Влияние статуса ребенка в группе на развитие личности

        Приход ребенка в детский сад и включение его в группу
сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до
этого в основном определялось связями ребенок — взрослый. Теперь эти связи
дополняются отношениями ребенок — сверстник. Вне этих связей уже невозможно
рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.

        В детском саду дети все больше расширяют свой опыт
взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм
и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно
значимому для них общению друг с другом.

        На протяжении дошкольного детства дети становятся более
разборчивыми, с кем они общаются. Если в 3-4 года дети довольно легко меняют
друзей по общению, то уже с 6-7 лет они предпочитают иметь одних и тех же
конкретных друзей, несмотря на то, что это порой не нравится взрослым.

        Происходит и групповая дифференциация, в группах выделяются
лидеры, которые умеет привлечь в себе внимание и симпатии, и умеют организовать
деятельность других детей. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей,
также как и постоянство статуса групповой иерархии, является важными
показателями при диагностике.

        Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей
можно выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно
приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к
общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе
складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их
неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные,
пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что
положение данных детей в системе межличностных отношений складывается
неудовлетворительно для их социально-личностного развития.

        По мере развития контактов со сверстниками для ребенка
становится более важным их отношение к нему.

        Развитие совместной деятельности и образование детского
общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их
симпатии становятся одним из действенных мотивов поведения. Особенно дети
стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые
пользуются популярностью в группе.

Влияние статуса ребенка в группе на развитие личности

        Не смотря на то что, дошкольную группу нельзя назвать
коллективом в полном смысле этого слова, она имеет определенные преимущества по
сравнению с группой школьников. В различных видах совместной деятельности здесь
в гораздо большей степени, чем в школе, возможно объединение детей по
собственному желанию и установление избирательного длительного и интимного
общения.

        Группу детского сада можно назвать целостным образованием,
«развивающимся социальным организмом», так как она выражена единой
функциональной системой со своей структурой и динамикой.

        Так формируется социометрический статус старшего
дошкольника.

        Социометрический статус  – это свойство личности как элемента
социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в
ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Элементы
социометрической структуры — это личности, члены группы. Но личность может
влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято
говорить о положительном и отрицательном статусе.

Выделяют следующие типы
социометрического статуса:

        Популярные («звезды»)
– внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются
авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат
другие дети;

        Лидеры – эти дети
предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним
постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей
маленькой группе могут быть лидерами;

        Предпочитаемые
дети, с которыми достаточное количество детей хотело дружить;

        Пренебрегаемые
этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие,
малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со
сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих
ребят и тех, кто недавно прибыл в группу;

        Изолированные
дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне менее привлекательны или
имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны,
негативно настроены по отношению к другим детям.

Влияние статуса ребенка в группе на развитие личности

        Низкий социометрический статус ребенка дошкольного возраста
влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную,
морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать
вывод, что дети с низким социометрическим статусом относятся к группам риска по
неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

        Такой ребенок имеет неадекватную самооценку: заниженную,
завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в
общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с
явными признаками дизадаптации. Ему свойственна неуверенность, боязливость,
минимальная самореализация.

        Причиной низкого социометрического статуса может быть
отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие
взаимоотношения  вызывают у него
неудовлетворенность потребности в любви, ласке и защите.

        Детский низкий социометрический статус может быть следствием
и симбиотических отношений с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с
ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она
«привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В
результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко
теряется, волнуется и боится.

Влияние статуса ребенка в группе на развитие личности

        В тех случаях, когда
воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в
силах справиться или справляется с трудом, может появиться боязнь не
справиться, сделать не так, как нужно. Зачастую родители культивируют
«правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий
контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой
порицание и наказание. В этих случаях низкий социометрический статус ребенка
может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых
взрослыми.

        Низкий социометрический статус ребенка может вызываться и
особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием
авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. В
целом этот фактор является проявлением неблагополучия личности.

Список использованной литературы:

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в детстве. — М., 2000 г.

2. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? //
Семья и школа, 2001 г. №7.

3. Причины тревожности как свойства личности // Первое
сентября, №8, 2004

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании. — М., 1996 г.

Источник

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Социометрический статус ребенка в группе.

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Статус (положение) в группе является важнейшим смыслообразующим моментом в жизни каждого человека и во многом определяет его психологическое состояние, успех в деятельности. Было установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Различный внутригрупповой статус по-разному действует на формирование и развитие личностных качеств ребенка.

Благополучная внутригрупповая позиция ведет к расширению контактов ребенка, развивает коммуникативные качества, формирует уверенность в себе и своих силах. Низкий внутригрупповой статус создает серьезные проблемы для социальной адаптации, формирования социально желательных качеств.

Конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного развития, препятствовать  развитию полноценных отношений с окружающими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада — первой в его жизни группе сверстников — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться  со взрослого на сверстника, интерес общения с которым постепенно увеличивается. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек — существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок — существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне.

Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок — взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок — сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом.

В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, ― если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

По мере развития контактов сверстниками для ребенка становится все более важным завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии. Это становятся одним из действенных мотивов поведения.

Первый опыт социального взаимодействия и установления межличностных отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств.

Благополучная внутригрупповая позиция ребенка ведет к расширению контактов, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Высокостатусные, как правило, занимают лидирующие позиции в совместной деятельности сверстников. Однако у этих детей часто наблюдаются эгоистические черты характера, чрезмерный авторитаризм.

 Среднестатусные дошкольники могут либо объединяться между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с  высокостатусными детьми.

Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Дошкольники с низким статусом оказываются изолированными, прежде всего, в ситуациях, когда деятельность не регламентируется педагогом.

Дети с неблагоприятным положением часто испытывают эмоциональный голод, у них постепенно может накапливаться обида на сверстников из-за того, что их не принимают в игры, либо принимают, но не на главные, ведущие роли, к их мнению не прислушиваются. У них развиваются такие отрицательные черты характера, как нелюдимость, скрытность, они эгоцентричны, замкнуты, отчуждены от сверстников.

Факты, подтверждающие достаточно выраженную дифференциацию в группах дошкольников, были получены целым рядом исследователей, использовавших различные модификации социометрической процедуры. (В.В.Абраменкова, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и др.).

Так, было показано, что в группе дошкольников представлены практически те же социометрические категории, что и в группах детей, более старшего возраста.

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого.

Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием.

Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимо отметить, что в отечественной психологии нет единого мнения относительно стабильности статуса, занимаемого дошкольником в группе. Ряд исследователей считают, что межличностные отношения в рамках группы детского сада характеризуются практически отсутствием длительных привязанностей и при этом отсутствием постоянно изолированных детей.

Однако Т. А. Репина в своем исследовании показала, что социометрический статус ребенка в группе достаточно устойчивый, — более 40% обследованных детей в течение двух лет не поменяли своего статуса. При этом интересным является тот факт, что наиболее устойчивой оказалась позиция высокостатусных дошкольников, а наименее — положение низкостатусных. Это объясняется, по-видимому, прежде всего тем влиянием, которое взрослый оказывает на развитие межличностных отношений дошкольников. Дело в том, что взрослый отчетливо различает детей, занимающих полярные статусные позиции в группе — высокостатусных и низкостатусных. Причем если положение высокостатусных дошкольников педагоги стремятся сохранить и поддержать, то положение низкостатусных детей они, наоборот, стараются изменить и сделать более благоприятным.

К проблеме детерминации положения детей в группе сверстников обращались такие ученые как М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова.

Ряд авторов показывает существование зависимости положения дошкольников в группе сверстников от их успешности в разных видах деятельности.

Во многих исследованиях доказано, что в основе популярности дошкольников лежит их деятельность: либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной, А.А. Рояк и других. Исследования этих ученых подтверждают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых.

Предпочтения детей и их популярность во многом зависят от их способности придумывать и организовать  совместную игру. Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются популярностью у сверстников, так как умение организовать интересную совместную игру – одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников. Дети, выступающие пассивными участниками игры, имеющие второстепенные роли, как правило, занимают подчиненную позицию в общении.

В исследованиях Т.А. Репиной  позиция и положение ребенка в группе изучалась в связи с успешностью в конструктивной деятельности. Было установлено, что повышение успешности этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус дошкольника. Успешность деятельности положительно влияет на активность в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако следует отметить, что при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько субъективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему и со стороны сверстников.

Как полагает В.С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Непризнание успешности, напротив, делает детей пассивными, дети перестают общаться со сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Существует и другое направление работ, в которых феномен детской популярности анализируется с точки зрения  потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.

В работе Р.А.Смирновой специально обученные дети дошкольного возраста удовлетворяли различные коммуникативные потребности своих сверстников (в доброжелательном внимании, в сотрудничестве, в сопереживании), а затем, после серии таких занятий выяснялось, какой партнер (и соответственно какая программа коммуникативных воздействий) является наиболее предпочитаемым для дошкольников.

Результаты экспериментальных работ показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание к партнеру.

Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

В большинстве работ в качестве особенностей, которые обеспечивают ребенку привязанности сверстников отмечают отзывчивость, доброту, умение уступить, договориться и.т.п.

Е.О. Смирнова, сравнивая разные типы детей, не пользующихся популярностью у сверстников, указывала на то, что они существенно различаются по характеру своего поведения и степени трудностей, которые создают для окружающих. Одни их них агрессивны, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, третьи избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке самого себя. Главной причиной конфликтов ребенка  собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, что он значит для других. Ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей недооцененности и незамеченности.

Литература

1.

Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов.    — 2006. — №4. — с. 4-19.

2.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Мн., 1984.

3.

Марцинковская  Т.Д. Детская практическая психология. — М., 2000.

4.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. -М., 1992.

5.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / A.Г. Рузская. — М., 1989.

6.

Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: задачи и методы исследований отношений между сверстниками в группе детского сада. — М.,  1988.

7.

Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. — 1977. — №2.

8.

Сенько Т.В. Успех и признание в группе, старший дошкольный возраст. — Мн., 1991.

9.

Смирнова Е. О., В. М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М., 2005.

Источник