Влияние старшего поколения на развитие ребенка
Любовь Сонина
Влияние старшего поколения на воспитание детей. Консультация для родителей
«Бабушка и детство» — слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает всё доброе, незабываемое на долгие годы – уют в дом и вечную сказку, весёлую потеку и колыбельную песню, пословицы и поговорки, ласковое прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения…
Бабушка и девушка – воспитатели своих детей в прошлом и воспитатели своих внуков в настоящем. Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может сказаться в дальнейшем каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком.
Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколения передается забота и любовь, духовные силы, нравственный уют и традиции рода – значит признать неоценимую роль бабушки.
Преобразование социально-экономических отношений в обществе отражаются и на семейном отношении, в семье между представителями разных поколений.
Привилегии старшего поколения в помощь молодым родителям имеет положительные стороны, наименьшая из них – искренняя любовь к внукам. Бабушка и дедушка после мамы и папы – самые родные люди для ребёнка. Но отношение страшного поколения к внукам несет другую основу. Они в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценности детства и каждого радостного прошедшего дня. Старшее поколение – не только хранители семейного очага, но и источник истории многих знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории своей семьи. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи и имеют своё прошлое, настоящее и будущее. Формируются первые представления о преемственности поколений. Между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах: совместные прогулки, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, игры, чтение. Отсутствие тесного понимания детей со старшим поколением семьи эмоционально объединяет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становиться поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Что такое богатство? Все считают по-разному – кому-то достаточно денег, кому-то драгоценностей, кто-то богат друзьями, кот-то богат знаниями сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Владимир Иванович Даль писал: что пословицы – «это цвет народного ума, самобытной стаи, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый», М. А. Шолохов назвал пословицы «сгустками разума народной мудростью», «крылатой мудростью». Это хорошие определения поэтических формул мысли, какими являются пословицы.
Половица – явление мысли, языка и искусства.
Главное в пословице, как манере фольклора не её логическая природа, а художественный образ.
Я сейчас приведу несколько примеров пословиц и поговорок, которые отражают воспитательное влияние старшего поколения на детей.
1.«Молодежь плечами крен, а старость головою»
2.«Стар, да дюж»
3.«И стар, стал удал за двоих»
4.«Стар да умён – два угодья в нём»
5.«Не красна старость гадами, а красна делами»
6.«Молодой на служу, старый на своем»
7.«У кого есть дед, у того и обед»
8.«Баба, бабушка, сударушка золотом Бога молишь, хлебцем кормишь, долг берешь, добро
9.«Нет милее дру, чем родная бабушка»
10.«Гори солнце тепло, при бабушки добро»
Источник
Наталья Зозина
Родительское собрание в старшей группе «Влияние старшего поколения на развитие ребенка»
Цель: показать значение семейных традиций и опыта старших членов семьи в формировании личности ребенка.
Подготовка:
1. оформление приглашений для родителей, бабушек и дедушек;
2. составление памяток для родителей «Воспитываем вместе»;
3. подготовка мини-проекта «Моя семья» (семья Богдановой Маши)
4. выставка «Умелые руки бабушки»
Оборудование: фотовыставка «Мои родные люди», мультимедийная установка, ноутбук.
1. Выступление воспитателя на тему:
«Влияние старшего поколения на развитие ребенка»
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свое время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор малыша. Ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка потому, что ничего от него не требуют, не наказывают, но всегда готовы помочь, выслушать, посочувствовать.
Со старшего поколения в семье начинается приобщение ребенка к истории.
Семейные фотографии, рассказы, песни, сказки, пословицы, игры и игрушки из детства дедушек и бабушек – богатый источник знаний окружающего мира. Рассказы старших членов семьи подводят ребенка к пониманию того, что с течением времени жизнь меняется, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее. Дети начинают понимать, что люди и события имеют свое прошлое, настоящее и будущее. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, исполняя каждое желание ребенка, задаривая его подарками. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают делать ребенку то, что родители запрещают. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, замещая собой настоящую мать ребенка, требуя, чтобы все с ними всем делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, во все вмешиваются. И главная трудность состоит в том, что они оказывают решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него не несут, и, когда что-то идет не так в воспитании ребенка, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье разные. Многое зависит от близости отношений, возраста семьи, ее социальной зрелости. Идеальной моделью сегодня считаются отношения на расстоянии, когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения. Семейные традиции, сохраняемые старшими членами семьи, передаются из поколения в поколения, создают условия для развития личности ребенка в атмосфере любви, радости и понимания.
2. Презентация мини-проекта «Моя семья» (семья Богдановой Маши).
3. Презентация фотовыставки «Мои родные люди».
4. Выставка «Умелые руки бабушки» (предметы быта, интерьера)
Источник
«Влияние старшего поколения на воспитание детей» — консультация для родителей
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свое время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор малыша. Ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми
«Бабушка и детство» — слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает всё доброе, незабываемое на долгие годы – уют в дом и вечную сказку, весёлую потешку и колыбельную песню, пословицы и поговорки, ласковое прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения…
Бабушка и дедушка – воспитатели своих детей в прошлом и воспитатели своих внуков в настоящем. Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может не сказаться в дальнейшем каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком.
Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка потому, что ничего от него не требуют, но всегда готовы помочь, выслушать, посочувствовать.
Привилегия старшего поколения в помощи молодым родителям имеет положительные стороны, наименьшая из них – искренняя любовь к внукам. Бабушка и дедушка после мамы и папы – самые родные люди для ребёнка. Но отношение страшного поколения к внукам несет другую основу. Они в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценности детства и каждого радостного прошедшего дня. Старшее поколение – не только хранители семейного очага, но и источник истории многих знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории своей семьи. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи и имеют своё прошлое, настоящее и будущее. Формируются первые представления о преемственности поколений. Между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах: совместные прогулки, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, игры, чтение. Отсутствие тесного понимания детей со старшим поколением семьи эмоционально разъединяет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становиться поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Что такое богатство? Все считают по-разному – кому-то достаточно денег, кому-то драгоценностей, кто-то богат друзьями, кот-то богат знаниями сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Владимир Иванович Даль писал: что пословицы – «это цвет народного ума, самобытной стаи, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый», М. А. Шолохов назвал пословицы «сгустками разума народной мудростью», «крылатой мудростью». Это хорошие определения поэтических формул мысли, какими являются пословицы.
Половица – явление мысли, языка и искусства.
Главное в пословице, как манере фольклора не её логическая природа, а художественный образ.
Я сейчас приведу несколько примеров пословиц и поговорок, которые отражают воспитательное влияние старшего поколения на детей.
1.«Молодежь плечами крен, а старость головою»
2.«Стар, да дюж»
3.« У молодого- сила, у старого- ум »
4.«Стар да умён – два угодья в нём»
5.«Не красна старость гадами, а красна делами»
6.«Молодой на служу, старый на своем»
7.«У кого есть дед, у того и обед»
8.«Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.»
9.«Нет милее дружка, чем родная бабушка»
10.«Гори солнце тепло, при бабушки добро»
11.»У кого есть бабушка и дед, то не знает бед.»
12.»Для внука дедушка- ум, а бабушка- душа»
13.»Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка»
14.»Бабушка на печь, а дед по дрова.»
15.»Голова седая, да душа молодая.»
16.»Борода сивая, да душа красивая.»
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, исполняя каждое желание ребенка, задаривая его подарками. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают делать ребенку то, что родители запрещают. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, замещая собой настоящую мать ребенка, требуя, чтобы все с ними всем делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, во все вмешиваются. И главная трудность состоит в том, что они оказывают решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него не несут, и, когда что-то идет не так в воспитании ребенка, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье разные. Многое зависит от близости отношений, возраста семьи, ее социальной зрелости. Идеальной моделью сегодня считаются отношения на расстоянии, когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения. Семейные традиции, сохраняемые старшими членами семьи, передаются из поколения в поколения, создают условия для развития личности ребенка в атмосфере любви, радости и понимания.
Источник
МБДОУ
«Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»
«Влияние старшего поколения на воспитание детей»
Выполнила:
Сонина Л.В.
«Бабушка и детство» — слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает всё доброе, незабываемое на долгие годы – уют в дом и вечную сказку, весёлую потеку и колыбельную песню, пословицы и поговорки, ласковое прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения…
Бабушка и девушка – воспитатели своих детей в прошлом и воспитатели своих внуков в настоящем. Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может сказаться в дальнейшем каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком.
Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколения передается забота и любовь, духовные силы, нравственный уют и традиции рода – значит признать неоценимую роль бабушки.
Преобразование социально-экономических отношений в обществе отражаются и на семейном отношении, в семье между представителями разных поколений.
Привилегии старшего поколения в помощь молодым родителям имеет положительные стороны, наименьшая из них – искренняя любовь к внукам. Бабушка и дедушка после мамы и папы – самые родные люди для ребёнка. Но отношение страшного поколения к внукам несет другую основу. Они в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценности детства и каждого радостного прошедшего дня. Старшее поколение – не только хранители семейного очага, но и источник истории многих знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории своей семьи. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи и имеют своё прошлое, настоящее и будущее. Формируются первые представления о преемственности поколений. Между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах: совместные прогулки, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, игры, чтение. Отсутствие тесного понимания детей со старшим поколением семьи эмоционально объединяет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становиться поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Что такое богатство? Все считают по-разному – кому-то достаточно денег, кому-то драгоценностей, кто-то богат друзьями, кот-то богат знаниями сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Владимир Иванович Даль писал: что пословицы – «это цвет народного ума, самобытной стаи, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый», М.А. Шолохов назвал пословицы «сгустками разума народной мудростью», «крылатой мудростью». Это хорошие определения поэтических формул мысли, какими являются пословицы.
Половица – явление мысли, языка и искусства.
Главное в пословице, как манере фольклора не её логическая природа, а художественный образ.
Я сейчас приведу несколько примеров пословиц и поговорок, которые отражают воспитательное влияние старшего поколения на детей.
1.«Молодежь плечами крен, а старость головою»
2.«Стар, да дюж»
3.«И стар, стал удал за двоих»
4.«Стар да умён – два угодья в нём»
5.«Не красна старость гадами, а красна делами»
6.«Молодой на служу, старый на своем»
7.«У кого есть дед, у того и обед»
8.«Баба, бабушка, сударушка золотом Бога молишь, хлебцем кормишь, долг берешь, добро
9.«Нет милее дру, чем родная бабушка»
10.«Гори солнце тепло, при бабушки добро»
Источник
Консультация для родителей: «Влияние старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка»
В недалеком прошлом человек рождался и умирал в одной и той же семье, часто в одном и том же доме. Семья существовала дольше, чем человек, она была долговечнее. Дети вырастали при непосредственном участии бабушек и дедушек. Их окружали родные и двоюродные братья и сестры, родственники мужа и жены, представители разных поколений. Большой спектр нравственных проблем решался стихийно. Ребенок с ранних лет наблюдал, как строятся взаимоотношения его родителей с другими родственниками, как общаются старшие и младшие.
В современном обществе, особенно в городских семьях, положение совсем другое. Конкретная семья изживает себя задолго до того, как проходит жизнь рожденного в ней человека. Мы рождаемся в семье своих родителей, которые к этому времени нередко живут отдельно от наших бабушек и дедушек. Затем, вырастая, мы создаем свою семью, тоже отдельно от родителей. Затем из нашей семьи уходят выросшие в ней дети, и мы, оставшись вдвоем с супругом, как бы оказываемся в третичной семье, которую воспринимаем по-новому. Получается, что человек успевает в течение жизни сменить несколько семей с разными укладами, непохожими ролями, видоизменяющимися отношениями.
Как это сказывается на нравственном воспитании подрастающего поколения? Ребенок теперь в большинстве случаев растет в малочисленной и простой по структуре семье, состоящей из родителей и одного-двух детей. Где бабушки и дедушки? Даже если они и живут в том же городе, то зачастую отдельно. По статистике, семьи, включающие в себя одну брачную пару (т.е. живущих без родителей супругов), составляют 79,6%. Как видим, подавляющее большинство детей растер в семьях без бабушек и дедушек.
Кроме того, бабушки и дедушки резко помолодели. Ко времени появления внуков они обычно еще далеки от пенсионного возраста и нередко больше заняты работой, чем молодые родители. Воспитанные на литературных образцах, мы представляем себе бабушку спокойной, никуда не спешащей, уютной старушкой. Она накормит, свяжет теплые носки, расскажет сказку внуку или внучке. Но у теперешних дошкольников иной стереотип: их бабушки настолько молоды, что еще носят джинсы. Их профессиональные интересы, общественные нагрузки занимают все свободное время. Внукам достаются привезенные из командировок подарки и воскресные загородные поездки. Из постоянных воспитателей, доверенных лиц малышей, бабушки превратились в гостей, которые щедро одаривают своих ранних внуков, но разобраться в их проблемах, вникнуть в интересы дошкольников не успевают.
Во многих семьях бабушками становятся прабабушки, которые уже не работают. Они сидят с малышами вечерами или забирают их на выходные, когда родители «отпрашиваются» в гости или в кино. Они читают сказки и возят своих дошкольников в зоопарк. Но ведь и эти бабушки обычно живут отдельно, и у них дети бывают нерегулярно. Тот жизненный опыт, который в патриархальных семьях стихийно помогал нравственному воспитанию, теперь играет незначительную роль. Эпизодичность общения детей с бабушками и дедушками усложняет усвоение норм взаимоотношений.
Бывает и наоборот: гостями для ребенка оказываются собственные родители. Теперь, когда браки заключаются очень рано, когда один или оба родителя еще учатся в вузах, техникумах, училищах, все чаще малышей забирают к себе бабушки и дедушки, особенно если хотя бы один из них уже может оставить работу. Так возникает новая проблема, о которой поется в песне: «Я у дедушки живу, я у бабушки живу. Папа с мамой ходят в гости к нам». И снова оказывается, что ребенок не окружен постоянно родными ему людьми разных возрастных групп. Самые значимые для него родственники предстают перед ним в односторонних, незначимых ролях. Родители при встречах стараются развлечь своего ребенка, оставить как можно более яркое впечатление о своем визите. Повседневные заботы, среди которых есть и тягостные, и не всегда приятные, остаются вне пределов их внимания.
Если ребенок находится на попечении бабушки и дедушки в течение нескольких лет, ему потом очень трудно привыкать к родительской семье. Здесь все не так, как у бабушки с дедушкой. Обстановка нервознее, потому что темп жизни быстрее, еда не такая вкусная, так как некогда ее тщательно и разнообразно готовить, мама с папой не такие веселые, какими они были, когда приходили в гости к бабушке с дедушкой. Все это не нравится дошкольнику, он хочет вернуться в привычную для него атмосферу. Перестройка взаимоотношений может оказаться настолько болезненной, что у дошкольника появляются те или иные невротические симптомы: нарушается сон или аппетит, затрудняются контакты со сверстниками, появляются раздражительность, капризность, вялость, отвлекаемость внимания.
Что касается нравственных требований, то они практически никогда полностью не совпадают у среднего и старшего поколений. Бабушки и дедушки зачастую оказываются мягче, терпеливее, чем родители. Они умудрены опытом, поэтому их требования отличаются последовательностью и планомерностью. А молодые папы и мамы могут проводить «кампании» по ликвидации вредных привычек или по экстренному обучению ребенка труду. Им кажется, что можно одновременно «обрушивать» на своего ребенка целый каскад новых для него требований, пожеланий, советов.
С другой стороны, бабушки и дедушки нередко оказываются в таких ситуациях, которые требуют от них давать внукам знания, ранее не встречавшиеся в их собственном опыте. Новизна жизненных ситуаций, незнакомые старшему поколению проблемы – все это значительно проще решать родителям. Кроме того, молодые родители смелее, решительнее, чем бабушки и дедушки. Они скорее разрешат своему ребенку поплавать не у самого берега, попрыгать, научиться влезать на дерево в лесу. Их меньше беспокоит испачканная одежда ребенка, пропущенные часы обеда. А ведь иногда такое нарушение режима ради непосредственного веселого отдыха и общения не только оправданно, но и необходимо. Родители рискнут взять с собой малыша в туристический поход, поведут на интересную художественную выставку, в театр, на концерт. Рядом с родителями дошкольник чувствует себя более взрослым и самостоятельным.
Для успешного развития личности дошкольника необходимо разумное сочетание воспитательных воздействий представителей разных поколений. Стабильность, обстоятельность бабушек и дедушек и каждодневный поиск нового, оригинального, который ведут молодые родители, взаимно уравновешивают друг друга. Снисходительность дедушки и требовательность папы, бабушкина сердечность и мамина повседневная внимательность к нуждам своего ребенка – разве можно отказаться хотя бы от одной из этих составляющих единого семейного воспитательного процесса?
Итак, бабушки и дедушки несомненно нужны ребенку для его нормального взросления. А нужны ли внуки пожилым людям? Вопрос скорее риторический для тех людей, у которых внуки уже появились. Большинство бабушек и дедушек отмечает, что любовь к внукам, новые заботы и воспитательные сложности возвращают им молодость, яркость переживаний, остроту восприятия, жизненные силы.
Особенно актуальной становится потребность в воспитании внуков у тех бабушек и дедушек, которые уходят на пенсию. Лишившись активной профессиональной и общественной деятельности, пожилые люди начинают болезненно ощущать свою незанятость, даже «ненужность». Нередко подобные переживания оказываются причиной обострения различных заболеваний, тяжелых депрессивных состояний. Гораздо безболезненнее происходит перестройка жизненного ритма, способа жизнедеятельности у тех пенсионеров, которые активно включаются в воспитание внуков, помогают вести домашнее хозяйство, ухаживают за детьми во время болезней, давая возможность матерям не слишком часто пропускать работу. По сведениям науки о старении – геронтологии, психологическая подготовка личности к наступающей старости протекает наиболее успешно в тех случаях, когда человек сохраняет как можно дольше активность, знает о своей незаменимости, нужности кому-то, может использовать имеющиеся у него знания, умения.
Воспитание внуков возвращает старшему поколению радость творчества наиболее сложного и тонкого – лепки идеалов, создания нового человека, свободного от недостатков бабушек и дедушек и наделенного теми достоинствами, которые они не сумели развить в себе и своих детях. Внуки дарят пожилым людям ту искреннюю привязанность, то тепло, которое по-новому окрашивает смысл их жизни. С появлением внуков для бабушек и дедушек как бы отодвигаются горизонты, расширяется перспектива, по-новому воспринимается будущее.
Дошкольники, имеющие возможность общаться как с родителями, так и с бабушками и дедушками, приобретают ценнейший социальный опыт. Они окружены разноплановыми взаимоотношениями родных, близких людей, имеют возможность наблюдать, как столь непохожие друг на друга взрослые согласованно сотрудничают, помогают друг другу. То, что стихийно усваивается в детстве, в значительной мере определяет социальное лицо будущего полноправного члена общества. Отношение родителей к старшему поколению становится для дошкольника законом, разумеется, при условии согласованных, дружных взаимоотношений разных поколений в семье. Неурядицы между взрослыми становятся для ребенка непосильной нагрузкой, авторитет взрослых падает.
По данным массовых социологических исследований, подавляющее большинство родственников хочет жить в одном доме или микрорайоне. Встречи родителей с взрослыми детьми происходят чаще одного раза в неделю более чем у 80% семей. Одним из основных мотивов встреч является совместный уход за ребенком. Былые противоречия между поколениями ликвидируются, конфликты «отцов и детей» изживают себя. Различия же во вкусах, образовании, интересах не мешают нормальному взаимодействию.
Преемственность поколений в семье осуществляется в форме совместного решения возникающих проблем, в организации досуга и общения, в управлении деятельностью дошкольника.
Источник