Влияние среды на развитие ребенка выготский

Влияние среды на развитие ребенка выготский thumbnail

Социальная
ситуация развития – влияние среды
на формирование личности ребенка. Среда,
согласно Л.С. Выготскому, – источник
развития, а «не обстановка». Он писал:
«Среда как бы вращивается внутрь,
поведение становится социальным,
культурным фактором не только по своим
содержаниям, но и по своим механизмам,
по своим приемам». Однако среда, культура
– это только источник, «приглашающая
сила». Любой элемент среды может
по-разному воздействовать на ребенка,
а может быть и нейтральным. Такое
понимание роли среды в психическом
развитии ребенка привело Выготского к
введению понятия социальная ситуация
развития.

Социальной
ситуацией развития определяется, по
Выготскому, психическая жизнь человека
на разных этапах его развития. Этим
термином он обозначал «то особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает и динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, и новые качественно
своеобразные психологические образования,
возникающие к его концу».

Для
Л.С. Выготского человек представляется
зависимым от социальной ситуации
развития, от других людей, которые ее
создают. Перестройка же сознания ребенка
к концу какого-то периода меняет, по его
мнению, всю систему отношений с другими
и отношение к самому себе.

В
современных теоретических работах
(В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов),
содержащих развитие идей Л.С. Выготского,
подчеркивается, что среда –
культура для организма – «приглашающая
сила, вызов», и она «бессильна, когда
иссякает внутренний, собственный
источник и движущие силы развития и
саморазвития». Это относится и к индивиду,
и к социуму (В.П. Зинченко).

Расширение
индивидуального сознания, индивидуального
личностного роста – необходимое
условие становления человека как
духовного существа. Внутренний рост
человека представляет собой обязательное
условие роста внешнего. Внешний рост
связан с процессами социализации,
предполагающими усвоение индивидом
социальных норм и ценностей, выполнение
требований, предъявляемых социумом.

Важнейшая
человеческая потребность – быть
активным, что-то совершать, действовать,
реализовывать. Это значит, что человек
не слаб и не беспомощен, он дееспособен.
Это значит, что не только другие
воздействуют на него, но и он сам
воздействует на других людей. Родившись,
ребенок с каждым днем становится все
более самостоятельным, в то время как
взрослые медленно меняют свое отношение
к нему. Взрослые по-разному сдерживают
активность ребенка, которому приходится
мириться «с превосходящими силами
взрослых». Однако, подрастая, ребенок
находит разные возможности, утверждает
Э. Фромм, «отплатить за поражение».

Притягательной
силой обладает не только то, что не было
разрешено, но и то, что было невозможно.
Внутренне присущее человеку желание
«проникнуть в глубины своего социального
и природного бытия», чтобы вырваться
из тех рамок, в которые он «загнан», по
мысли Э. Фромма, играет важную роль. Эта
потребность может быть удовлетворена
разными способами – через созидание
или через разрушение.

Человеческий
организм нуждается не только в некотором
минимальном отдыхе, но и в некотором
количествеволнения (возбуждения). Отечественные
психологи (Л.С. Выготский, 
Л.И.
Божович, М.И. Лисина) показали, что
потребность ребенка в общении, во
впечатлениях является базовой для
развития социальных потребностей
ребенка.

Способы
и приемы стимулирования возбуждения могут
быть разными. Э. Фромм называет простые
стимулы и сложные, вдохновляющие.
Источниками вдохновения могут стать
природа, музыка, литература, встреча с
интересным и любимым человеком.

Сопереживание –
сложные стимулы. Влечение – простые
стимулы. Простые стимулы
вызывают влечение.Вдохновляющий же
стимул вызывает у человека активный
интерес к «своему объекту», стремление
открывать в нем все новые грани.

Важное
отличие простых стимулов от сложных
состоит в том, что простые стимулы
вызывают «чувство пресыщения», человек
испытывает чувство желания (охоты,
зуда), удовлетворения и избавления,
когда наступает удовлетворение, «ему
больше ничего не надо». Сложные же
стимулы никогда не вызывают чувства
пресыщения, их никогда не может быть
«слишком много». Э. Фромм выводит такую
закономерность: «чем проще стимул, тем
чаще нужно менять его содержание или
интенсивность; чем утонченнее стимул,
тем дольше он сохраняет свою
привлекательность и интерес для
воспринимающего субъекта и тем реже он
нуждается в переменах».

В
социальных условиях жизни человека, по
убеждению Э. Фромма, кроются причины
патологий, нарушений развития. Уже такие
обстоятельства среды, как питание,
«тепло и нежность» при воспитании
ребенка, внимание и количество поощрений,
свобода передвижения и возможность
самовыражения в игре и других формах
общения, оказывают прямое воздействие
на рост мозга, усложнение строения коры
больших полушарий. Для нормального
роста человека, развития у него синдрома
жизнелюбия необходимы специальные
условия, при отсутствии которых человек
превращается в ограниченное существо
с «синдромом враждебного отношения к
жизни». Отношения между личностью и
окружающим ее миром неоднозначны и
очень сложны. Индивидуальный характер
определяется индивидуальными факторами:
задатками и способностями, обстановкой
в семье, целым рядом важных событий в
жизни индивида. Факторы окружающей
среды сложны и играют огромную роль в
формировании личности.

Источником
полноценного развития ребенка является
эмоциональный контакт с близкими людьми.

Важнейшим
элементом среды, определяющим характер
развития человека, выступает свобода. Потребность
в свободе специалисты называют одной
из исходных человеческих потребностей.
На обыденном языке свобода предполагает
ослабление управления, контроля и
давления и предоставление человеку
ответственности за свой выбор, возможности
реализовать свою целостность, творческий
потенциал.

Другое
важное обстоятельство, приводящее к
утрате жизненных сил, может быть связано
с ситуациейдушевного обнищания. Когда
ребенок живет в безрадостной атмосфере
черствости и душевной глухоты, он
внутренне «замерзает». Отсутствие
эмоционального тепла, участия, любви
вызывает чувство отчаяния и полного
бессилия, которое может стать причиной
его жестокости.

Немаловажным
фактором, вызывающим нарушения личностного
развития, являются характер, ценности,
нормы, ориентиры, смыслы той социальной
группы, частью которой является
ребенок. Социальная группа (семья,
школа) может усиливать те черты и формы
поведения, которые ей соответствуют, и
ослаблять нежелательные.

Карен
Хорни полагает, что в развитии личности
человека доминирует влияние социального
окружения. Она исходит из того, что
определяющим в структуре личности
является бессознательное чувство
тревоги, беспокойства, изоляции и
беспомощности. Чувство небезопасности
может быть порождением многих вредных
факторов среды: прямого и непрямого
доминирования, безразличия, нестабильности
поведения, недостатка уважения к
индивидуальным потребностям ребенка,
недостатка реального руководства,
слишком большого восхищения или его
полного отсутствия, недостатка теплоты,
понуждения принимать чью-то сторону в
родительских ссорах, слишком большой
или слишком малой ответственности,
сверхпротекции, изоляции от других
детей, несправедливости, дискриминации,
враждебной атмосферы и т.д.

Эти
факторы становятся основой развития
тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это
состояние, ребенок может прибегать к
разным стратегиям. Он может становиться
враждебным и хотеть расплатиться с
теми, кто его отвергал или плохо к нему
относился. Но может быть и очень послушным,
чтобы вернуть потерянную любовь и
расположение.

Нарушения
в развитии ребенка связаны с неблагоприятными
событиями в детстве ребенка. Прежде
всего, семейные конфликты, недостаток
эмоционального тепла, любви, отзывчивости,
отношений привязанности. Отношения в
семье остаются значимыми не только в
детстве, но и в более поздние периоды
жизни. Дефицит общения, нарушение,
деформация значимых отношений личности,
образующих целостную систему, обусловливают
развитие личности по невротическому
типу (В.Н. Мясищев). Это отношения в семье,
в других значимых для ребенка общностях.

Потребность
в эмоциональном признании окружающими,
эмоциональных контактах с родителями
особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам
эмоциональное развитие ребенка достигает
своего максимума. Нарушение
эмоциональных контактов с родителями, прежде
всего с матерью, вызывает значительные
психологические проблемы в развитии.
Недостаток искренних, доверительно-теплых
и непосредственно-эмоциональных
отношений родителей с детьми становится
основой возникновения невроза. Отсутствие
эмоциональной поддержки, любви и
признания в семье вызывает у ребенка
страх одиночества, ощущение изолированности,
забытости и ненужности.

Выдающийся
американский психотерапевт К. Роджерс
на основании значительного клинического
опыта пришел к убеждению, что в среде,
социальном окружении содержатся условия
для формирования «полноценно
функционирующего человека», прогрессивного
личностного развития. Самое главное
— создание таких человеческих
взаимоотношений, которые конкретный
человек мог бы использовать для своего
собственного личностного развития (К.
Роджерс).

Базовая
тенденция организма – тенденция к
актуализации, становлению и
самоусилению. 
(К. Роджерс). Тенденции
к самоактуализации и саморазвитию
заданы наследственно. Но тенденция
движения вперед может быть осуществлена
только при определенных условиях, а
именно – когда выборы поведения «ясно
воспринимаются и адекватно символизируются»,
т.е. переживаются сознательно.

Особо
выделяются им две потребности: в
позитивном отношении и самоотношении, которые
возникают в результате научения. Первая
из них возникает вследствие любви и
заботы о ребенке, вторая формируется
при положительном отношении окружения.
Оценки со стороны окружающих, особенно
в детстве, могут искажать внутренние
переживания человека. Ребенок на
основании положительных или отрицательных
оценок его поведения взрослыми старается
быть таким, каким его хотят видеть, а не
тем, кто он есть. Внешние оценки ведут
к искажению самоотношения ребенка.
Навязанные образы, ценности вытесняют
и замещают «истинные» переживания и
ценности, что ведет к саморазрушению Я. Такой
человек чувствует напряженность,
дискомфорт. В детстве «Я-концепция»
искажается под влиянием чужих оценок.
Следствием такого искажения могут стать
агрессивность, конфликтность, замкнутость,
тревожность, враждебность по отношению
к другим людям, нарушения общения.

Как
этого избежать? К. Роджерс разработал
метод психотерапии, который
назвал клиент-центрированной
терапией. Он полагает, что этот подход
применим ко всем отношениям с людьми,
а не только в работе с людьми, имеющими
проблемы. Основу метода составляет
создание помогающих отношений, которые
актуализируют у человека способность
к самоизменению и саморазвитию. Создание
терапевтических помогающих отношений
возможно при реализации трех важнейших
условий.

Первое
условие – откровенность,
искренность, правдивость отношений
с человеком. Значимые люди должны
быть с ребенком искренними, не притворяться,
не надевать «маски», «ложные фасады».
Они должны быть едины и целостны в своих
чувствах, в их восприятии и высказывании
о них.

Второе
условие – безусловное принятие
человека. Под принятием человека К.
Роджерс понимает «теплое расположение
к нему как к человеку, имеющему безусловную
ценность, независимую от его состояния,
поведения или чувств».

Третье
условие – эмпатическое понимание, без
которого безусловное принятие может
означать просто недифференцированное
благодушное отношение ко всем. Эмпатическое
понимание – проникновение в чувства
и мысли человека, умение видеть проблему
с его позиции, встать на его место.

Модели
поведения значимых взрослых (родители,
педагоги, «звезды», кумиры), по свидетельству
исследователей, становятся основой не
только приобретения привычек, но и
выработки способов разрешения конфликтов,
жизненных проблем. Особенно важны модели
родительского поведения.

Дисциплинарные
требования, характер наказаний и
поощрений не менее важны для «хорошего»
или «плохого» поведения. Пагубно
положение, когда ребенок привыкает
ориентироваться на внешний контроль,
у него оказываются неразвитыми внутренние
механизмы контроля своего поведения,
отсутствует собственная система
ценностей, с помощью которой он может
регулировать свое поведение вне
зависимости от поощрений или наказаний
со стороны других людей.

О
негативной роли множества жестких
ограничений и гиперопеки уже
упоминалось. Подробная характеристика
последствий этого фактора для становления
характера ребенка дана известным русским
педагогом, психологом, врачом П.Ф.
Лесгафтом.

В
литературе отмечается, что причинами
нарушений поведения и даже эмоциональных
расстройств может быть разлука с
родителями, жизнь вдали от семьи,
потеря одного из родителей, ссоры и
конфликты в семье, а также неврозы и
патологические особенности личности
родителей.

Асоциальное,
криминальное поведение родителей приводит
к формированию нарушений поведения у
детей. Родительские ссоры, драки или
враждебность, отчужденность создают
атмосферу, в которой с большей вероятностью
возникают нарушения поведения, особенно
у мальчиков. Агрессивное поведение
родителей становится моделью для
ребенка. Здесь могут иметь место и другие
механизмы.

Скудость,
монотонность окружающей среды, ее
ограниченность, по данным специалистов,
может приводить к глубоким задержкам
психического развития ребенка, тормозить
его интеллектуальное развитие и вызывать
нарушения поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  1. Социализация и
    воспитание.

  2. Роль среды в
    социализации ребенка.

1. Социализация и воспитание.

Социализация- это
процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом социального
опыта, знаний, норм поведения, ценностей,
отношений. Это усвоение происходит в
процессе общения и деятельности, когда
человек постепенно адаптируется к
требованиям общества, усваивает
многочисленные социальные роли, которые
каждый выполняет в течение жизни.
Социализация как явление и функция
общества носит противоречивый, сложный,
разнонаправленный характер. Она
осуществляется как целенаправленными,
контролируемыми действиями — через
воспитание в семье и особенно в школе,
так и посредством стихийных, спонтанных
влияний со стороны разных социальных
институтов и факторов. К институтам
социализации относятся семья, школа
(образовательные учреждения), микросреда,
социальные группы, общественные
организации, средства массовой информации,
институты политики, культуры, церкви.
Как было сказано раньше, воспитание как
социальная функция это и есть социализация.
А воспитание как целенаправленное
воздействие на развитие личности
является функцией одного из агентов
социализации — школы. Следует признать
большие, но все же ограниченные возможности
школы в формировании личности, поскольку
институтов и условий социализации много
и они действуют часто несогласованно,
жизнь общества не поддается всеобщему
регулированию. Поэтому личность в
процессе социализации имеет определенную
независимость, автономию. Это надо,
очевидно, признать нормой, из чего
следует, что, с одной стороны, общество
имеет много возможностей для влияния
на формирование личности, обеспечивает
богатство и разнообразие условий для
развития и социализации. С другой
стороны, это несет в себе элемент
непредсказуемости, опасность развития
индивида в антисоциальном направлении,
уход в маргинальные группы, создает
возможность развития отклоняющегося
поведения. Задача общества — определить
оптимальные соотношения между социальными
воздействиями на личность и социальной
саморегуляцей личности, ее саморазвитием.
В социологии это находит выражение в
концепциях, с одной стороны, «жесткой»
и, с другой стороны, гуманистической,
понимающей социализации. Эта же проблема
в педагогике отражена в понятиях
авторитарная и гуманистическая
педагогика. Для учителя, воспитателя в
школе, необходимо в первую очередь
знание наиболее важных институтов
социализации школьников, это семья,
школа, микросреда («улица»). Конечно,
важно также знать и другие институты
социализации, которые опосредованно
влияют на формирование учащихся: это
политика, экономика, культура, религия,
средства массовой информации.

2. Роль среды в социализации ребенка.

В социальной
педагогике социум, социальная среда
рассмат­ривается прежде всего с точки
зрения процесса включения ре­бенка
в нее и интеграции через ближайшую
социальную среду в общество в целом.

С этой
точки зрения важным становится то, что
отношения человека и внешних социальных
условий его жизни в социуме имеют
характер взаимодействия.
Среда
— это не просто улицы, дома и вещи,
расположение которых достаточно знать
челове­ку, чтобы, войдя в нее, чувствовать
себя там комфортно. Среда — это еще и
самые разные общности людей, которые
характе­ризуются особой системой
отношений и правил, распространя­ющихся
на всех членов данной общности. Поэтому,
с одной сто­роны, человек вносит в нее
что-то свое, в определенной степени
влияет на нее, изменяет ее, но в то же
время, и среда влияет на человека,
предъявляет ему свои требования. Она
может прини­мать человека, какие-то
его поступки, проявления, а может и
отвергать; может относиться к нему
доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды
к человеку определяется тем, насколько
его поведение соответствует ожиданиям
среды. Поведение же человека во многом
определяется тем, какую позицию он
занимает в обществе.

Человек
может занимать в обществе одновременно
несколь­ко позиций. Так, женщина может
быть учительницей, женой, матерью. Каждая
позиция предъявляет человеку определенные
требования и в то же время дает ему
какие-то права. Такая по- зиция человека
в обществе, характеризующаяся
определенны­ми правами и обязанностями,
в социологии называется соци­альным
статусом.

Некоторые статусы
нам даны от рождения. Так, статус чело­века
может быть обусловлен полом, национальностью,
местом рождения, фамилией и другими
факторами. Такие статусы обычно называются
врожденными, или предписанными. Дру­гие
же определяются тем, чего человек добился
в обществе са­мостоятельно, благодаря
собственным усилиям. Например, ста­тус
социального педагога получает человек,
который обучался в соответствующем
профессиональном учебном заведении и
получил диплом по этой специальности.
В этом случае говорят о статусе
достигнутом, или приобретенном.

Статус
определяет поведение человека в обществе
в том смыс­ле, что в определенных
ситуациях личность ведет себя не про­сто
так, как ей хочется, а в соответствии со
своим статусом, по аналогии с тем, как
ведут себя в подобных ситуациях другие
люди. Важно также то, что и окружающие
люди ожидают от человека в этих ситуациях
определенного поведения. То есть человек
как бы вынужден играть определенную
роль. Поэтому, такое ожидаемое поведение,
обусловленное статусом человека, ]
называется социальной
ролью.

Усвоение различных
социальных ролей является важнейшей
составляющей процесса социализации
личности. Однако слож­ность заключается
в том, что в обществе существуют статусы
не только одобряемые им, но и такие,
которые противоречат обще­ственным
нормам и ценностям. Поэтому в процессе
становле­ния и развития ребенок может
осваивать как позитивные соци­альные
роли, так и негативные.

Для
наглядности представим сказанное в
виде схемы.
К
позитивным ролям следует отнести прежде
всего роль чле­на семьи. В семье ребенок
усваивает несколько таких ролей: сыйа
или дочери, брата или сестры, племянника,
внука, а также зна­комится с ролями
отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная
роль, которую осваивает ребенок в
про­цессе своего развития, — это член
коллектива.

В детском саде и
школе, в спортивной секции и детских
общественных организациях, в общении
со сверстниками ребенок усваивает роли
члена коллектива, товарища, друга,
ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек
выступает в роли потребителя, так как
он на протяжении всей своей жизни
постоянно нуждается в том, что ему
необходимо для жизни: пища, одежда,
обувь, книги и мно­гое, многое другое.
Понимание этой роли, умение разумно
пользоваться услугами, которые
предоставляет человеку обще­ство,
ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная
роль — быть гражданином своего отече­ства,
любить свою родину, гордиться ею, быть
патриотом сво­ей родины. Могут быть
и другие социальные роли, которые
ос­ваивает ребенок, например, роль
специалиста, которую может получить
учащийся в стенах школы, лицея, гимназии
или же в учебных заведениях начального
профессионального образова­ния. Есть
и другие позитивные социальные роли,
которые ус­ваивает ребенок в процессе
взросления.

К негативным ролям
относятся такие, как бродяга, чаще все­го
это беспризорные и безнадзорные дети.
На улицах, особенно крупных промышленных
городов, в магазинах, на рынках, в
транспорте мы встречаем детей-попрошаек,
которые свыклись с этой ролью и часто
довольно умело выпрашивают деньги у
прохожих. Среди них появляются те, кто
занимается воров­ством, иногда к этому
их толкают взрослые, иногда этим дети
промышляют самостоятельно. Сюда могут
быть отнесены и не­которые другие
социальные роли негативного характера.

Освоение
ребенком механизма ролевого поведения
обеспечи­вает ему успешную включенность
в социальные отношения, поскольку дает
ему возможность приспосабливаться,
адаптиро­ваться к каждой новой для
него ситуации или позиции на про­тяжении
всей последующей жизни. Этот процесс
приспособле­ния индивида к условиям
социальной среды называется соци­альной
адаптацией.

Социальная адаптация
является непременным условием и
результатом успешной социализации
ребенка, которая, как известно, происходит
в трех основных сферах: деятельности,
обще­ния и сознания. В сфере деятельности
у ребенка происходит рас­ширение
видов деятельности, ориентация в каждом
виде, ее ос­мысление и освоение,
овладение соответствующими формами и
средствами деятельности. В сфере общения
происходит расши­рение круга общения,
наполнение и углубление его содержания,
усвоение норм и правил поведения,
принятых в обществе, овладение различными
его формами, приемлемыми в социальном
окружении ребенка и в обществе в целом.
В сфере сознания -формирование образа
«собственного Я как активного субъекта
деятельности, осмысление своей социальной
принадлежности и социальной роли,
формирование самооценки.

В
процессе социализации, и в частности
социальной адапта­ции ребенка,
проявляется объективная потребность
человека быть « как все». Однако
параллельно с этим в процессе
индиви­дуального развития личности
у ребенка постепенно формируе­тся
другая объективная потребность —
проявить себя, свою ин­дивидуальность.
Ребенок начинает искать способы и
средства для ее выражения, проявлять
их, в результате чего происходит его
индивидуализация,
которая
выражается в том, что те или иные социально
значимые качества и свойства личности
прояв­ляются в индивидуальной, присущей
именно этому человеку форме, что его
социальное поведение при всей общей
внешней схожести с поведением других
людей приобретает черты непов­торимости,
уникальности.

Социальное развитие
ребенка, таким образом, происходит по
двум взаимосвязанным направлениям:
социализации (овладе­ния социокультурным
опытом, его присвоения) и индивидуали­зации
(приобретения самостоятельности,
относительной авто­номности).

Если
при вхождении ребенка в социум
устанавливается рав­новесие между
процессами социализации и индивидуализации,
когда, с одной стороны, он усваивает
нормы и правила поведе­ния, принятые
в данном социуме, а с другой — вносит
свой «вклад» в него, свою индивидуальность,
происходит интеграция
ребенка
в социум. При этом происходит взаимная
трансформация и личности и среды.

Эти процессы
проявляются на всех уровнях социума, в
том числе и при вхождении ребенка в
какую-либо конкретную груп­пу, общность
людей, и оказывают влияние на формирование
его определенных личностных качеств.

Так, если не
происходит процесс адаптации ребенка
к груп­пе, то у него может появиться
робость, неуверенность в себе,
безынициативность, что может привести
к серьезной личност­ной деформации.

Если ребенок
преодолел фазу адаптации и начинает
предъяв­лять окружающим свои
индивидуальные отличия, которые они
отвергают как несоответствующие их
представлениям и потреб­ностям, это
может привести к развитию у ребенка
негативности, подозрительности,
агрессивности, завышенной самооценки.
Положительное вхождение ребенка в
группу, его интеграция способствует
формированию у ребенка чувства
товарищества. При вхождении ребенка в
асоциальную группу у него могут
развиваться асоциальные качества.

Все
эти процессы могут происходить спонтанно,
стихийно в ходе жизнедеятельности
ребенка, а могут регулироваться, хотя
бы отчасти, целенаправленным влиянием
на развитие ребенка — воспитанием.

В течение последних
десяти лет в педагогике и других
соци­альных науках широко обсуждается
вопрос о соотношении по­нятий
«социализация» и «воспитание». Особое
внимание при­ковано к этой проблеме
в связи с изменением идеологии госу­дарства
(отказом от коммунистической идеологии),
пересмот­ром целей, содержания и
методов воспитания. При этом одни авторы
пытаются заменить воспитание социализацией,
другие рассматривают воспитание как
часть социализации личности ребенка,
третьи под социализацией понимают
гражданское и нравственное воспитание.
Есть и другие точки зрения. Однако
бесспорным для всех является то, что
воспитание — один из основополагающих
факторов социализации личности ребенка.

В самом общем виде
воспитание — это целенаправленный
процесс, способствующий развитию и
формированию нрав­ственных качеств
личности, тем самым влияющий на
социали­зацию ребенка. Являясь
составной частью влияния социальных
факторов на человека, оно имеет свои
особенности. Этот про­цесс, в отличие
от других, всегда целенаправлен и
осуществля­ется сознательно настроенными
на него или специально подготовленными
для этого людьми: родителями, учителями,
воспи­тателями, вожатыми, социальными
педагогами и др.; через воспитание
происходит учет других социальных
факторов, вли­яющих на социализацию
ребенка — среды, в которой он нахо­дится,
средств массовой коммуникации, культуры
и пр. В про­цессе воспитания учитывается
также индивидуальная самобыт­ность
каждого ребенка. Однако следует помнить,
что воспита­ние занимает вполне
определенное место среди других
соци­альных факторов и не может их ни
заменить ни исключить.

Другой вопрос, что
влияние воспитания на развитие ребенка
динамично меняется с течением времени.
Чем меньше ребенок, тем сильнее
воспитательное воздействие на становление
и раз­витие личности. Со временем, по
мере взросления ребенка, его доля
уменьшается, зато возрастает степень
самостоятельности ребенка в выборе и
предпочтении тех или иных социальных
ценностей и ориентиров, его собственного
влияния на свое развитие. Это можно
представить в виде двух соединенных
верши­нами пирамид, представленных
на схеме:

Основанием
первой пирамиды является воспитательное
воз­действие на ребенка с его рождения.
Постепенно это воздействие ослабевает,
однако набирает силу другой процесс —
самовоспи­тание,
более
активной становится осознанная
самостоятельная деятельность ребенка
по совершенствованию своей личности,
саморазвитию и самореализации,
способствующая его самосто­ятельной
интеграции в общество. Известно, что
потребность в самовоспитании — высшая
форма развития личности, которая
предопределяется ведущими личностными
качествами челове­ка и обеспечивает
ему позицию субъекта социализации.
Поэтому роль воспитателя начинает
снижаться. Зато на первый план выдвигаются
мотивы, идущие непосредственно от самого
чело­века. Согласно нашей модели,
человек будет стремиться к осно­ванию
второй пирамиды, достичь которой ему
вряд ли сужде­но, поскольку процесс
самовоспитания длится почти всю жизнь.

В
результате воспитания, самовоспитания
и позитивного вли­яния других социальных
факторов (культурно-исторических и
религиозных традиций, средств массовой
информации, детских общественных
объединений, школьного коллектива,
друзей и др.) происходит естественный
процесс интеграции ребенка в общество,
«врастания в человеческую культуру»
(Л. С. Выгот­ский), т. е. его социализация.
При этом чем
значительнее и многообразное влияние
социальной среды на ребенка, тем
сво­боднее и независимее от нее
становится ребенок.

Однако нередко
процесс социализации ребенка по
каким-либо объективным или субъективным
причинам осложняется. Так, вхождение
ребенка в общество может быть затруднено
вследствие особенностей его физического
или психического развития. Или усвоение
социальных норм и ценностей ребен­ком
искажается в результате негативного —
стихийного либо преднамеренного —
влияния среды, в которой он живет, и т.
д. В результате ребенок «выпадает» из
нормальных социальных отношений и
поэтому нуждается в специальной помощи
для успешной интеграции его в общество.

Процесс социализации
таких детей также происходит преж­де
всего через воспитание, посредством
которого осуществляе­тся целенаправленное
влияние, управление этим процессом.
Однако при этом для каждой категории
детей должны быть разработаны свои
методики и технологии воспитательного
про­цесса, позволяющие активизировать
позитивные факторы и нейтрализоватьнегативные.

В целом
усилия воспитателей и специалистов
должны быть направлены на социальную
адаптацию
ребенка,
находящегося в
трудной жизненной ситуации, т. е. на его
активное приспособ­ление к принятым
в обществе правилам и нормам поведения
или на преодоление последствий влияния
негативных факторов.

Если
же степень утраты или несформированности
социально значимых качеств столь высока,
что это препятствует успешно­му
приспособлению ребенка к условиям
социальной среды, т. е. происходит его
социальная
дезадаптация,
то
в этом случае необходима социальная
реабилитация
ребенка,
которая пеpeсматривает
применение специальной системы мер,
направленных на восстановление утраченных
ребенком общественных связей и отношений,
восстановление его социального статусаобеспечивающего
социальную адаптацию в обществе.

Таким
образом, в процессе
развития ребенка в социуме должна

осуществляться его социализация,
которая
включает в себя социальную
адаптацию.
Если
же этого не происходит, наблю­дается
другое явление — дезадаптация,
тогда
возникает необ-ходимость в социальной
реабилитации
ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник