Влияние средств массовой информации на развитие ребенка курсовая

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт.

Цель: Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.

Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми. Очень часто педагоги нашей школы, особенно учителя литературы, истории, обществознания анализируют вместе с нами  телевизионные программы; обсуждают телепередачи в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; используют телепередачи  в учебном процессе и т.д.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Тематика журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, нужно умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.

Сегодня наряду с видеоиграми популярным время провождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации.  Проблему Интернет влияния,  я тоже постаралась затронуть в своей работе.

Метод исследования, который я использовала в своей работе – это открытое анкетирование, интервьюирование, беседа. В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.

Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Я считаю, что взрослые, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должны  максимально воздействовать на детей и подростков с целью уменьшения влияния негативного рода информации. Но, это не значит, что нас надо «спрятать» от этого влияния (ведь, запретный плод сладок).  Наоборот, мы хотим, чтобы с нами  разговаривали, беседовали. Нам важно, чтобы нам помогли  анализировать  —  увиденное, слышанное,  прочитанное. Иначе, у нашего молодого поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на наш образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Источник

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по Образованию

Ростовский Государственный Строительный Университет

Реферат

По дисциплине: Социология

Тема: Влияние СМИ на детей

Ростов-на-Дону

2010г

Содержание

Введение

1. Влияние телевидения на детей

2. Взаимосвязь телевидения и уровня преступности

3. Влияние на детей интернета

Заключение

Список литературы

Введение

Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей — это и источник информации, и средство общения.

Однако в последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (и в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь осуществляет телевидение. Телевизор становится для ребенка или подростка основным источником информации.

Информация, распространяемая СМИ, чаще всего заключается в рассказах о банкирах, рэкетирах, киллерах, топ моделях. Самые популярные передачи – передачи развлекательно-игрового характера. Они не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают низменное, разрушительное, животное начало в человеке, а не высокое, нравственное, духовное. Анализ современного информационного пространства показал, что большинство коммерческих каналов показывают исключительно боевики и эротику вперемежку с рекламой. На этом и воспитываются сейчас дети.

1. Влияние телевидения на детей

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 – 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда – возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.

Например, специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов, а на уроках около 11 тысяч часов, то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти.

Телевизор рассказывает или показывает ребенку больше “сообщений”, чем родители, друзья или учителя и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше чем родным и близким. А современное отечественное телевидение для привлечения внимания широкой публики и получение больших прибылей от рекламы склонно транслировать насильственные или эротические сюжеты, пробуждая самые низкие инстинкты человека.

Если взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. Ребенок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный — закон для тебя не писан. В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем – насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для наследования. Данные социологического исследования канд. псих. наук О.Ю. Дроздова (Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины) показывают что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.

Особенно опасно показывать фильмы со сценами насилия или разврата и агрессивные мультфильмы маленьким детям. Например, когда двохлетним детям показали «Том и Джерри», то после мультфильма они начали драться маленькими табуреточками, которые были в комнате, копируя героев. А некоторые дети могут взять молоток или нож, как герои этих мультиков и ударить другого ребенка или даже взрослого. Четырехлетний ребенок начал бить кулачками своих родных после просмотра «Матрицы», так как он увидел, что хороший Нео долгое время бился с плохими «дядями». Исследователи выяснили, что дети, которые осуществили преступление, покалечив других детей во время игры, вообще не понимают, что такое боль живого существа и сопереживание, так как они не могут поставить себя на место того ребенка, которому они нанесли ущерб, так как родители их этому не научили, а мультфильмы наоборот показывали, как «прикольно» наносить боль другому существу или человеку, как это показано в «Том и Джерри».

К сожалению значительная часть зарубежных мультфильмов наполнены агрессивными или аморальными сценами: разнообразные покемоны и киборги, которые постоянно уничтожают друг друга.

Поэтому подобные мультфильмы детям нельзя показывать ни в коем случае, а у нас они транслируются ежедневно, есть даже специальные каналы, большей частью наполненные подобной продукцией.

Результаты можно наблюдать в реальной жизни.

Барселона.
Трое подростков решили повторить трюк, который они увидели по телевидению и поздно вечером натянули через улицу пластиковый шнур и наблюдали как он перерезал горло мотоциклисту.

Лондон.
Двое шестилетних мальчика полностью разрушили дом своих соседей, чтобы повторить телепередачу и заслужить премию. В детский передачи предлагалось самым оригинальным способом разрушить построенный в телестудии дом.

Осло.
Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки — ниндзя и насмерть забила одну из девочек.

Валенсия.
20-летний юноша, переодевшись черепашкой -ниндзя залез в соседний дом и зарезал супругов и их дочь.

И таких случаев становится все больше, так как ради зрелищности и наживы телекомпании часто пренебрегают моральными нормами и переходят разрешенные границы. В США был такой случай. Утром 1 мая 1998 года большинство американских телекомпаний прервали трансляцию детских передач и в прямом эфире начали показывать самоубийство на улице Лос Анжелеса мужчины, который узнал что он болен СПИДом. И большинство детей были вынуждено смотреть как этот мужчина бегал с ружьем, угрожая другим, а потом выстрелил себе в голову, залив собственной кровью часть улицы. Телекомпании позже попросили извинения у родителей, но ситуации это не меняет и последствия мы уже наблюдаем сегодня, когда почти ежемесячно передают новости, что тот или иной школьник или студент застрелил своих одноклассников или учителей или просто незнакомых людей, так как им поставили плохую оценку или обидели и они таким образом разплачиваются за оскорбление.

2. Взаимосвязь телевидения и уровня преступности

Научные исследования подтверждают отрицательное влияние телевидения на увеличение уровня преступности. В частности исследованиями В.И.Ролинского установлено, что уровень преступности в любой стране возрастает через 10-15 лет после появления в ней телевидение с элементами насилия и агрессии. Другой известный эксперт в области информационного пространства Борис Потятиник наводит факты многократного роста подростковой преступности, который происходил параллельно с наступлением телевидения. Так исследование определенных районов в Южной Африке и Канаде, которые из политических или технических причин не имели телевидения вплоть до начала 70-их лет ХХ ст., показали , что через 3-8 лет после внедрения телевидения состоялся резкий рост подростковой преступности (в 2-3 раза) и в этих регионах. При Министерстве здравоохранения США еще в 1969 году был создан Научно-консультативный комитет с целью более детального анализа влияния демонстрации насилия на общество. Выводы комиссии шокировали Америку: фактом стала непосредственная связь между насилием на экране и насилием в жизни, и компании, которые демонстрируют информацию с элементами насилия, несут ответственность за асоциальные действия своих зрителей, а особенно детей и подростков.

Помимо агрессивности большой проблемой влияния ТВ на детей является затормаживание психического развития.

В последние годы растет число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, то есть они умеют воспринимать только зрительную информацию, слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а им это трудно.

3. Влияние на детей интернета

Не менее опасным для детей может быть и Интернет. Многие исследователи отмечают, что Интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость и это привыкание может возникнуть довольно быстро, даже через полгода. Дети наталкиваются на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальную дезадаптацию, что может привести к депресиям и самоубийству. Интернет-зависимый ребенок не может контролировать количество времени, проведенное перед монитором, у него появляется сухость глаз, растройство сна, исчезает аппетит. Психологи много говорят о том, что заинтересованность разного рода «стрелялками», яркие картины крови, разрывание плоти убитых может провоцировать человека попробовать такую ситуацию не «понарошку», а в реальной жизни. Так же, как игры, в которых герой может прыгать из высокого дома, перелетать пропасти и т.п., провоцируют детей делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью. Если общество хочет уберечь детей от игровой зависимости — оно должно в первую очередь влиять на родителей, ведь семья играет защитную роль, которая дает возможность незрелой личности сформуваться и стать на ноги. Чтобы уберечь детей от компьютерной зависимости и игромании, специалисты советуют родителям регламентировать свободное время ребенка и не разрешать много времени проводить возле компьютера или телевизора, смотреть за тем какими компьютерными играми увлекается ребенок. Также важно регулировать контент мобильных телефонов, так как дети часто закачивают в свои мобильные телефоны аморальные или агрессивные картинки.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что для того чтобы противодействовать отрицательному влиянию на детей СМИ нужно объединить усилие родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Но как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять значительного внимания своим детям, и в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. В частности по статистическим данным почти 76% родителей не интересуются тем, какие вебсайти посещают их дети. Впрочем, эксперты такие цифры объясняют не равнодушием родителей, а их неосведомленностью. Поэтому родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, и тогда детей не будет тянуть к запрещенным вещам.

Литература

1. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007.

2. статья «Отрицательное влияние на детей телевидения», Чуприй Леонид Васильевич, Кандидат философских наук, доцент

3. статья, «влияние ТВ на детей», И.Медведева, Т.Шишова

Источник

Информативная защищенность государства неосуществима в отсутствии формирования конкретной концепции глобальной данных, которая приводила б социально важные сведения вплоть до самых широких слоев государства. Эта концепция функционировалав своё время в Советском Союзе. Когда государство началоприступать к рыночной экономике система СМИ была практически развалена. Обнищание существенного круга жителей, стремительное увеличение подписной цены на периодическое издание, со временем ликвидирование проводного радиовещания, увеличение стоимости на бытовую теле- и радиотехники повергли к внушительному сокращения оповещения населения. Вопрос социализации постоянно актуален. Правительство обязано сформировать ребенку «социальную ситуацию развития». Это и сфера общения, область работы, приспособление младшего школьника к нынешним условиям жизни, воспитание гражданина-патриота, развитие чувства коллективизма и способность существовать и трудиться в коллективе, воспитание инициативы, самостоятельность, профессиональная ориентация, развитие творческих способностей, предприятиеувлекательного и продуктивного досуга. Трудностями социализации детей занимались известные американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др. Они полагают, что первое требование, которое содействуетнаибольшему социальному воздействию СМИ на детей самое великое тогда, если передачи смотрят в целях развлечения и когда дети принимают их сущность равно как истинное. Допустимо данное совершается из-за отсутствия «критически мыслить» в период просмотра. Социализирующие результатывесьма мощноевлияние оказывают на ярых телезрителях, которыми обладает скудная альтернативная информация и бедная житейская практика. СМИ, особенно телевидение, — это особенно значимые информаторыгосударственной и цивилизационной социализации. Впитывание ребенком реалий культуры, в которой они существуют, считается отчасти делом рук СМИ. Данная социализирующая значимость телевидения способна являться внушительнойв тех случаях, когда ребенок проживает в обществе, имеющем отличие от того, в котором он родился. Концепции социализации изучают обширныйдиапазонрезультатов воздействия СМИ. Эти наиболее они могут помочь нам осознать, в какой степени целым и всепроникающим считается воздействие масс-медиа. Но в данных теориях мало конкретности. Индивид при рождение ранее неминуемовступает в социум и вовлекается в процедуру социализации, т.е. развития личности, оперативного освоения им условий общества, ознакомление с социально важнымданным сознания и поведения, которые распоряжаются его взаимоотношением с окружением. Социализация исполняется в семье, школе, на работе; мощными орудиями в становлении личности выступают СМИ; в этот процесс включается предоставление социального опыта человека; социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной работой человека. В любой стадии могут возникать противоречия. Одна из известных проблем — проблема “отцов и детей». Практически в любой семье дети встречаются с задачей несовпадения собственных представлений, ценностей, интересов с родительскими. Подобное расхождение приводит к тому, что ребёнок способен не грамотнодать оценку в той или иной ситуации. Он приступает к сомнению, что может негативносказаться на его перспективе. Более того, в наш периодсовершаетсяизменение ценностей, связанный с переменой общественно-политических условий в стране.

Всё выше сказанное установило тему нашего исследования: влияние средств массовой информации на развитие младшего школьника.
Объектом — социальное развитие младшего школьника.
Предметом исследования — влияние средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника.
Цель исследования — выявление степени влияния средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника.
Эта общая цель проявляется в следующих основных задачах:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Определить специфику социального развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на социальное развитие младших школьников;
3. Подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на социальное развитие младших школьников;
С целью реализации сформированной цели была выдвинута следующая гипотеза: я предполагаю, что процесс воздействия СМИ в значительной степени влияют на социальное развитие младшего школьника:
а) предпочтения детей в теле — и видео просмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);
б) влияние недопустимой информации на экране на ребенка, проблема ее восприятия; влияние рекламы;
в) самостоятельная деятельность детей в области теле — и видео просмотра.
Средства массовой информации являются одним из факторов, который обуславливает развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Прогрессивность психологических черт личности во основном зависит от правильной организации досуга младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.
Для осуществления цели и задач мною были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
а) изучение теоретической литературы;
б) анкетирование;
в) беседа;
г) наблюдение;
е) изучение степени влияния СМИ на социальное развитие младшего школьника;
Курсовая работа состоит из 1 теоретической главы, где рассматриваются индивидуально-личностные и возрастные особенности младшего школьника, специфика его социального развития, информационная среда и проблемы социализации младших школьников. Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ СОШ № 4 г. Егорьевска. В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов в количестве 40 человек

Источник