Влияние современных мультфильмов на развитие личности ребенка

Влияние современных мультфильмов на развитие личности ребенка thumbnail

Эльвира Ильиных
Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема «дети и мультфильмы» имеет огромное значение, как у родителей, так и у педагогов и врачей. Сегодня почти для у каждого ребенка есть возможность самостоятельно выбирать какой мультфильм можно посмотреть. Потому что практически у каждого ребенка есть либо компьютер, либо планшет и телефон. Внутренний мир ребенка еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на развитие их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских).

Всемирная Организация Здравохранения четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть мультфильмы. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон позволяющий смотреть мультфильмы с «0+» – вы только подумайте, не «3+», а «0+»! О чем это говорит родителю? С «0+» можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот «+0». И это, конечно, огромный вред. Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей.

Возьмем, к примеру, современный мультфильм «Monster High» который в открытом доступе показывают по телеканалу «Карусель», возрастное ограничение данного мультфильма +6, но как показывает практика, что не все смотрят на данное ограничение. Создатели анимации не скрывают, что персонажи созданы под влиянием фильмов ужасов и историй о чудовищах. Героини мультфильма — это дочери Дракулы, Франкенштейна, зомби, оборотня, мумии, морского монстра, медузы Горгоны. Выглядят они устрашающе: например, у Лагуны Блю голубая кожа и сине-зелёные волосы, у Клодин Вульф — вампирские зубы и волчьи уши, тело Френки Штейн собрано из трупов и т. д. Всё здесь перекликается с загробным миром (гробы, черепа, оторванные конечности и пр.). Понятно, что ничему хорошему юные зрители не научатся — у детей может лишь пробудиться нездоровый интерес к теме смерти, игровое отношение к покойникам. Кроме того, девушки-героини хотя и учатся в школе монстров, но на самом деле их интересуют только развлечения, мальчики и вечеринки. А, как известно, маленькие девочки часто стараются подражать экранным персонажам.

Возьмем к примеру другой мультсериал «Винкс». Мультфильм девчонок подружек-волшебниц из школы магии, которые постоянно сражаются показывают что добро побеждает зло борясь с ним. Родитель в курсе что почти в каждой детсадовской группе можно наблюдать стайку маленьких девочек, играющих в «Винкс». Все хотят быть Блум, и никто — Техной.

Проведя небольшой анализ данного мультфильма, можно сделать вывод, что феи практически всегда действуют сообща, показываят, что только соединив все способности каждой в единую мощь, они могут противостоять врагу. Девочки из разных социальных слоев сумели найти общий язык — дочка короля запросто дружит с девочками из простых семей.

Но давайте обратим внимание на внешний вид персонажей, откровенные до вульгарности наряды, длинные ноги, обутые в туфли на платформе, огромные глаза и губы. А их одежда: девочек подросткового возраста носит юбку с разрезом от бедра это отрицательный пример для подражания.

Как известно, чересчур яркие, насыщенные цвета, сверкающие, взрывающиеся, грохочущие спецэффекты очень сильно влияют на детскую психику, а все выше перечисленное наблюдается в данном мультфильме.

Так же в донном мультфильме большое множество отрицательных эмоций, явных или мягко выраженных. Девочки подружки постоянно обижаются друг на друга, а если не получают то чего хотят, наказывают друг друга, используя волшебство, манипулируют друг другом с помощью магических чар и тому подобное.

Не стоит показывать детям дошкольного возраста данный мультсериал, он больше подойдет девчонкам 10–12 лет.

А теперь подведем итог, работа зрительного восприятия у детей дошкольного возраста во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит — восприятие не может полноценно развиваться.

При просмотре мультфильмов подобного рода у ребенка происходит накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей — если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» — жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).

При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

1) не работают основные виды восприятия;

2) зрительное восприятие пассивно;

3) информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);

4) мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;

5) при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.

Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

Источник

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

         В сознании взрослого человека мультфильм – это то, что предназначено для детей. Но у большинства думающих родителей многие зарубежные мультфильмы вызывают сомнения в их безопасности для ребенка. Но многие родители позволяют смотреть ребенку мультики, которые не смотрели сами. Мы воспринимаем мультфильм как сказку. А сказка – это то, что формирует модель мира, отношений в нем для ребенка. Это образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь. Кстати, от этого воспитания зависит, будет ли ребенок помогать вам в старости или сдаст в дом престарелых, думая, что так и надо. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов он и строит свою модель мира. Самым главным «кубиком» в этой модели является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на героинь, девочки впитывают стереотипы будущего сексуального поведения, а у мальчиков формируется матрица, пользуясь которой, он бессознательно будет выбирать спутницу жизни, мать своих будущих детей. И речь идет больше о внутренних, душевных качествах, отражением которых являются внешность и образ действий мультяшных героинь. Так оказывается ли влияние мультфильмов на ребенка? Исследователи данного вопроса отобрали несколько зарубежных мультфильмов и показали детским психологам. Вердикт, вынесенный психологами, оказался крайне неутешительным. Оказалось что героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр детьми таких мультиков с их участием ведет угасанию функции продолжения рода. Достигается это так. Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью, жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультики, это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. То, что делают американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку: интеллектуальное растление.  

          Как же достигается подобный эффект? Средства очень просты. Начинается все с простого. Это цвет персонажа и цветовое оформление. Например, рассмотрим «Винкс – школа волшебниц», где несколько девочек постоянно превращаются в фей. Цвет этих персонажей имеет яркие, ядовитые краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране (в этот момент ребенок так погружен в картинку, что не реагирует на призывы взрослого). Этот прием эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все яркое. В этот момент внимание ребенка на 100% приковано к персонажу, который «ведет» ребенка за собой, не давая возможности остановиться и задуматься. Лица же главных героинь, при внимательном просмотре нескольких мультфильмов и небольшого анализа, покажутся нам  одинаковыми. Одно т тоже лицо при частом мелькании на экране формирует у ребенка определенный эстетический стереотип. Таким образом девочки будут стремиться выглядеть, как героиня американского мультика. А мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на тоже самое.  В западных мультфильмах романтические герои наделяются атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы можете себе представить русскую царевну лягушку, которая дерется, как мужик, или главную героиню из «Аленького цветочка», которая гневается или ругается?  А вот принцесса из «Шрека» дерется, и делает это со вкусом, весело и заразительно. Поющая Фиона своим голосом убивает птицу и жарит из ее яиц завтрак. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация (обесценивание) жизни. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире.  Главная героиня наших сказок не может быть вероломной и жестокой, она не может убить животное. И почему наши героини из лягушек превращаются в принцесс, а в «Шреке» из принцессы в трольшу.

          Существует множество критериев, по которым можно сравнивать влияние старых советских мультфильмов с американскими. Это и межполовые отношения, и разнообразие образов и характеров, и сюжетные линии. Можно много спорить и рассуждать на эту тему. Но факт остается фактом. Есть некоторые мультфильмы, которые, несмотря на давний срок производства, очень нравятся и современному поколению. Это «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Кот Леопольд», «Простквашино», «Чебурашка», «Бременские музыканты», «Приключения Незнайки» и многие другие.  Кроме того, некоторые диснеевские мультфильмы тоже благоприятны, если родители во время просмотра общаются с ребенком, объясняя, что хорошо, а что – плохо. Сейчас мало кто из родителей может признаться, что не посмотрел все выпуски «Маши и медведя». Ребенок смотрит на реакцию родителей и воспринимает все как должное. Влияние мультфильмов на ребенка сильнее в два раза, если это влияние прежде проявилось на взрослом. Ребенок уверен: если мама и папа проводят больше времени у телевизора и компьютера, а не за книгой, значит, так и надо. Потом родители удивляются, что ребенка невозможно усадить за книгу. А что здесь удивительного, если он не наблюдал дома такую картину, как читающие мама или папа? Негативное влияние мультфильмов на детей можно ослабить или искоренить совсем, если проводить с ребенком больше времени на прогулках, читать с ним книги, делать аппликации, считать различные предметы, ухаживать за домашними животными, рисовать, учить стихи, ходить в зоопарк, разрешать играть во дворе со сверстниками и не делать из него домашнее растение, которое способно воспринимать только виртуальный мир.

          Помните, что в период формирования ребенок впитывает все, как губка. Постарайтесь окружить вашего ребенка интересными занятиями, добрыми, веселыми  мультфильмами, которых должно быть в меру, и можете быть уверенными – ребенок будет счастлив. Будьте примером для своих детей, пытайтесь познакомить их с миром благодаря добру в разных его проявлениях. Ребенок максимально счастлив, если мама и папа уделяют ему внимание, а мультфильм – это всего лишь защита от детского одиночества!

Источник

Современная эпоха дает возможность использования всех благ цивилизаций. Они существенно облегчают бытовую жизнь, улучшают качество жизни и увеличивают возможности получения информации. Одним из важных информационных источников современности является телевидение. Следует заметить, что посредством передач, клипов, рекламных роликов, художественных и мультипликационных фильмов передается информация не в чистой, абстрактной форме, а в уже обработанном виде, который призван формировать восприятие того или иного явления, создавать определенную точку зрения. Если взрослый человек в той или иной мере может фильтровать и анализировать, предоставляемую ему информацию, то ребенок полностью восприимчив к информационному потоку. И в этом заключается большая опасность! Казалось бы, какую опасность могут нести в себе яркие анимированные картинки, мелькающие на экране? Однако любые произведения будь то музыка, рассказ или мультик несут в себе определенную смысловую нагрузку, и от содержания этих произведений напрямую зависит формирование личности.
В современных условиях дети имеют возможность в любое время смотреть разнообразные мультики. Пока ребенок увлечен мультфильмом, родители получают свободное время, в которое они могут заняться своими делами. Однако, оставляя малыша перед экраном, обязательно нужно обращать внимание на то, что именно будет транслироваться в этот момент, и какую идею может вынести ребенок после просмотра того или иного мультфильма.

Современная мультипликация.

Современная мультипликация в основной своей массе перестала быть искусством. Если в эпоху СССР мультфильм обязательно выполнял воспитательную или познавательную функцию, то в настоящее время мультик больше похож на яркое зрелище, в лучшем случае без какого-либо смыслового содержания, в худшем – прививает неправильные ценности или имеет «взрослый» подтекст.

Основные аспекты, оказывающие негативное влияние на детей:

Воспитание агрессии.

При просмотре мультфильмов центром внимания ребенка являются главные герои, следовательно, воспринимается их модель поведения. Например, в мультфильме «Том и Джерри» постоянное соперничество кота и мышки, причем они соревнуются не в положительных вещах, а в том, кто кого быстрее перехитрит, больнее ударит, исподтишка поставит подножку и т.п. Выводы о том, что почерпнет ребенок, просмотрев этот мультик, напрашиваются сами собой: обижать тех, кто слабее это весело, для пущего веселья не грех и обмануть, поставить товарищу подножку, дать пинка.

Сексуальный подтекст.

Современная мультипликация изобилует образами взрослого мира. Образ принцессы становится все сексуальнее, подчеркиваются ее притягательные женственные черты: тонкая талия, большая грудь, широкие бедра. Удивляет и фамильярное поведение героев, откровенные заигрывания, излишнее кокетство, упоительные поцелуи. Все это явный  перебор для детского восприятия, ведь ребенок еще не способен в полной мере понять, что такое сексуальные отношения. Следовательно, выпячивание этих аспектов в мультипликационных фильмах излишне.

«Мультомания»

Большое количество мультфильмов в открытом доступе нередко приводит к формированию мультипликационной зависимости. К тому же современные мультипликаторы еще и подливают масло в огонь путем создания мультсериалов. Постепенно ребенок подсаживается на просмотры мультиков, и оторвать его от экрана становится весьма затруднительно. Заниматься реальными делами сложнее: читать книги, играть с друзьями – все это требует определенных усилий. Детям в процессе игр нередко приходится ссориться, выяснять отношения, обижаться, мириться. А просмотр мультфильма от подобных жизненных нюансов избавляет. Яркие нарисованные друзья прекрасно скрасят досуг, при  этом ни делить игрушки, ни налаживать с ними отношения не надо. Дети постепенно привыкают к мультфильмам настолько, что заменить мультики реальным делом оказывается непросто, начинаются истерики, попытки отвоевать свое право на неограниченный просмотр мультфильмов.

Как бороться с негативным влиянием мультфильмов?

Первое правило.
 
Тщательно выбирайте мультики для ребенка. Детям следует показывать только те мультики, в которых даются правильные ориентиры: доброта, взаимопомощь, трудолюбие, сострадание. Обратите внимание на старые советские мультфильмы: «Кот Леопольд»; «Простоквашино»; «Чебурашка и крокодил Гена»; «Винни Пух»; мультики из серии «Веселая карусель»; «По дороге с облаками», «Подарок для слона», «Маугли», «38 попугаев».Второе правило.

Дозированный просмотр мультфильмов. Разрешите ребенку смотреть 1-2 мультика не более чем 1-2 раза в день. Обратите при этом внимание и на то, сколько времени вы сами проводите у экрана телевизора. Если телевизор работает сутками, то, как бы вы не запрещали смотреть мультики, ребенок все равно подсознательно будет воспринимать вашу модель поведения. Он будет считать, что это и есть правильный образ жизни. Следовательно, взрослым членам семьи также следует дозировать просмотр телепрограмм.

Третье правило.

Сократив времяпрепровождения у телевизора, вы получаете много свободного времени. Соответственно возникает вопрос об организации досуга. Свободное время можно потратить на совместные прогулки; чтение интересных книг; походы в гости, на концерты, выставки, в зоопарки; занятия рукоделием; рисованием; также полезно устраивать активные игры на свежем воздухе.

Источник: Севастопольский форум мамочек

Источник