Влияние состояния здоровья на рост и развитие ребенка
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Влияние различных факторов на рост
А. генетический (свыше 100 генов отвечают за конечный рост человека, поэтому наследственные или конституционные факторы очень важны. То есть, если оба родителей низкого роста, то не стоит надеяться, что малыш вырастет высоким и, наоборот, у высоких родителей — высокие дети).
Б. гормональный (рост в значительной мере предопределен определенной концентрацией многих гормонов, главным из которых является соматотропин, который так и называют гормоном роста, гормоны щитообразной и надпочечников. Поэтому любые эндокринные нарушения обычно сопровождаются патологией роста.
В. деятельность эндокринных желез регулируется соответствующими центрами мозга. Поэтому любые нарушения головного мозга, в том числе во время родов, травм, инфекционных заболеваний мозга и тому подобное, тоже могут непосредственно влиять на нарушение роста.
Г. хронические заболевания влияют на рост ребенка, если сопровождаются тяжелыми нарушениями функций почек, сердца, легких, пищеварительного тракта. Такие заболевания, как хронический тонзиллит, холецистит, обычно не влияют на рост ребенка. Но, с другой стороны, они могут стать причиной ухудшения аппетита, который тоже негативно влияет на рост, особенно в раннем возрасте.
Д. неполноценное и нерациональное питание ребенка.
Е. психосоциальный фактор (отсутствие любви к ребенку и беспокойства о нем снижает выработка гормона роста, и малыш будет расти медленно). (Например, в детских домах, особенно где находятся дети в возрасте до 3 лет, наблюдается около 20% детей с задержкой роста).
Влияние различных факторов на развитие детского организма
А. медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.
Б. факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.
В. факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья: критерии, лежащие в основе разделения детей на группы здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят при первичном посещении ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го года – в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают с основным заболеванием. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.
Группы здоровья: критерии, лежащие в основе разделения детей на группы здоровья
А. ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ. К данной группе относятся дети, не имеющие хронических заболеваний с соответствующим возрастом, редко болеющие
Б. ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ С МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ. У детей отсутствуют хронические заболевания, но имеются отклонения морфологического и функционального характера (близорукость, плоскостопие), часто болеющие
В. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ КОМПЕНСАЦИИ. Дети, которые, несмотря на наличие хронических заболеваний, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют
Г. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ СУБКОМПЕНСАЦИИ. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие
Д. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ ДЕКОМПЕНСАЦИИ. Дети с хроническими заболеваниями, организм которых не может собственными силами исправить повреждения
Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья детей.
Физическое развитие – это важный показатель состояния здоровья детей. Для определения физического развития используются наиболее стабильные показатели, которые можно определить самыми простыми методами с наибольшей точностью (рост служит суммарным показателем процессов, происходящих в организме; масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов; окружность грудной клетки характеризует состояние грудных с спинных мышц и состояние грудной полости).
Существует несколько групп методов определения физического развития:
А. антропометрические (рост, масса тела, окружность головы и грудной клетки)
Б. физиологические (частота сердечных сокращений, артериальное давление)
В. динамометрические (мышечная сила рук или туловища, быстрота реакций, выносливость, ловкость)
Г. соматоскопические (степень жироотложения, осанка, форма стопы и ног, пропорции тела, уровень полового созревания)
Уровень физического развития тесно связано с психическим развитием.
Понятие о школьной зрелости и методах её оценки. Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя).
Школьная зрелость — это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.
Методы оценки школьной зрелости
А. методы определения уровня морфологического развития ребенка
Б. методы оценки психофизического развития
В. методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка
Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости
Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель должен учитывать его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.
С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффектная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.
В зависимости от темперамента ребенка необходим индивидуальный подход к нему. Требования должны соответствовать его возможностям.
Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок — мальчик или девочка. Иными словами мальчики и девочки 6-7 лет готовы школе весьма неодинаково, поэтом и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя)
А. выработать у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя)
Б. развить настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия
В. воспитать у дошкольника опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоить способы активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (уметь оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки)
Г. сформировать у детей навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам
Источник
Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.
Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:
• генотип популяции;
• образ жизни;
• состояние окружающей среды.
Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.
В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биологических факторов — около 20%, антропогенных факторов — также около 20% и медицинского обслуживания — до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.
Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешне- средовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе — нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.
Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родите-
Глава 2
лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.
Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).
Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.
В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости| уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет — риск 5:1).
Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаше рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболевания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хронических заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.
Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях — детях, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.
Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.
В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и крушениями обмена веществ.
Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).
Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, а также от планировки здания.
Под руководством академика РАМН профессора Г.Н. Сердюковской проведен факторный анализ многомерной системы «ребенок — окружающая среда», в ходе которого было проанализировано влияние около 80 показателей на формирование заболеваемости школьников (рис. 2.25).
Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следующих факторов среды:
• климатических особенностей местности;
• загрязнений атмосферного воздуха;
• неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);
• низкого материального уровня жизни семей;
• большой занятости на работе матерей;
• посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;
• злоупотребления алкоголем у отцов;
• большой суммарной нагрузки школьников;
• несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания. Приоритетное значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор (до 30%). При этом на загрязнение окружающей среды приходится 20% и на природно-климатические условия — 10%.
Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы — 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза.
Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения 13,9%.
Исследование роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди детского населения показало, что величины «вклада» (влияния) социальных, биологических и антропогенных факторов довольно близки к таковым в классификации ВОЗ [Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., 1997]. Так, удельный вес социальных факторов в заболеваемости составляет 24,8—39,5%, в том числе образа жизни — 2,8—10,8%, влияния биологических факторов — от 17,4 до 35,4% и антропогенных — от 10 до 56,9%. Влияние отдельных факторов зависит от возраста детей (табл. 2.18).
Влияние отдельных факторов на заболеваемость детей существенно различается в зависимости от показателя, характеризующего заболеваемость детей. Если число больных детей определяется в большей степени социальными и биологическими факторами, то число случаев заболеваний — социальными и антропотехногенными факторами. Роль этих факторов значительно варьирует при различном характере заболеваний (острые, хронические, аллергические). На
развитие аллергических заболеваний наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы и образ жизни.
При общей оценке и влиянии отдельных факторов, составляющих социальную группу, необходимо помнить, что их роль в разных возрастных группах различна (табл. 2.19).
У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.
Таблица 2.19. Вклад социальных факторов в развитие заболеваний у детей
в зависимости от возраста, %
Важен такой фактор, как посещение ребенком ДОУ. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года.
В возрасте 7—10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме.
Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов (табл. 2.20).
Таблица 2.20. Вклад биологических факторов в развитие заболеваний у детей
в зависимости от возраста, %
Значение факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и интенсивность их оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцирован-
Формирование здоровья детской и подростковой популяции
Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 10080; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10241 — | 7935 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Детское население
подвергается воздействию многообразных
факторов окружающей среды, многие из
которых рассматриваются в качестве
факторов риска развития неблагоприятных
изменений в организме. Определяющую
роль в возникновении отклонений в
состоянии здоровья детей и подростков
играют 3 группы факторов:
1) факторы,
характеризующие генотип популяции
(«генетический груз»);
2) образ
жизни;
3) состояние
окружающей среды.
Социальные и
средовые факторы действуют не изолированно,
а в сложном взаимодействии с биологическими,
в том числе наследственными, факторами.
Это обусловливает зависимость
заболеваемости детей и подростков как
от среды, в которой они находятся, так
и от генотипа и биологических
закономерностей роста и развития.
По данным
ВОЗ в формировании состояния здоровья
вклад социальных факторов и образа
жизни составляет около 40 %, факторов
загрязнения окружающей среды – 30 % (в
том числе собственно природно-климатических
условий – 10 %), биологических факторов
—20 %, медицинского обслуживания – 10 %.
Однако эти величины являются усредненными,
не учитывают возрастных особенностей
роста и развития детей, формирования
патологии в отдельные периоды их жизни,
распространенности факторов риска.
Роль тех или иных социально-генетических
и медико-биологических факторов в
развитии неблагоприятных изменений в
состоянии здоровья различна в зависимости
от пола и возраста индивидуума.
На
состояние здоровья детей оказывают
влияние отдельные факторы:
1)
медико-биологические факторы риска
периода беременности и родов матери:
возраст родителей на момент рождения
ребенка, хронические заболевания у
родителей, острые заболевания у матери
во время беременности, прием в течение
беременности различных препаратов,
психотравмы во время беременности,
осложнения беременности (особенно
гестозы второй половины беременности)
и родов и пр.;
2) факторы
риска раннего детства: масса тела при
рождении, характер вскармливания,
отклонения в состоянии здоровья на
первом году жизни и пр.;
3) факторы
риска, характеризующие условия и образ
жизни ребенка: жилищные условия, доход
и уровень образования родителей (в
первую очередь матерей), курение
родителей, состав семьи, психологический
климат в семье, отношение родителей к
реализации профилактических и лечебных
мероприятий и пр.
Гигиена учебных
занятий в школе
Одной из ведущих
проблем гигиены детей и подростков
является
проблема обучения
и воспитания. Самые
массовые учебно-воспитательные учреждения
в нашей стране — общеобразовательные
школы, в которых ежегодно обучаются
более 50 млн. детей, в связи с этим вопросам
гигиены учебных занятий уделяется
серьезное внимание.
Освоение учебного материала в школьном возрасте связано с большой умственной нагрузкой.
Однако не следует
упускать из виду, что 11 лет пребывания
в школе — это период роста и развития,
в течение которого организм ребенка
очень восприимчив как к благоприятным,
так и к неблагоприятным воздействиям.
Кроме того, на школьные годы приходится
два так называемых «возрастных»
криза, в которые организм оказывается
наиболее чувствительным. Это начало
обучения в школе (6-7 лет) и пубертатный
период.
Поступление в
школу часто
оказывается особенно трудным для детей,
психологически не подготовленных к
этому изменению в их жизни, а также для
соматически ослабленных детей. У детей
может развиться так называемый «школьный
невроз», «школьный шок», «школьный
стресс», «школофобия» —все эти
термины характеризуют невротические
реакции, которые выбивают учащихся из
нормальной жизни и часто приводят к
категорическим отказам от посещения
школы.
Помимо
биологических кризисных периодов,
следует обязательно учитывать так
называемые переломные
моменты социализации, каковыми
для школьников являются поступление в
школу, переход от начального обучения
с одним педагогом к предметному с
несколькими новыми учителями, необходимость
выбора профессии. Каждый такой переломный
период требует адаптации к нему, которая
не всегда протекает безболезненно.
С помощью
многочисленных исследований установлено,
что учебные занятия могут оказывать
оздоравливающий эффект, способствовать
нормальному росту и развитию детского
организма, гармоничному физическому и
духовному развитию, полноценному
развитию всех функций при условии
полного соответствия разнообразных
видов учебной деятельности возрастным
анатомо-физиологическим особенностям
детей.
(сделать 35)
Гигиенической основой учебного процесса
в школе должно являться:
а) учет возрастных
анатомо-физиологических особенностей
детского организма;
б) обучение должно
осуществляться в наиболее благоприятных
условиях окружающей среды.
Только в этих
случаях создаются предпосылки для
оптимального, наилучшего функционирования
детского организма, поддерживается
высокий уровень работоспособности
школьников, достигается основная цель
—сохранение и укрепление их здоровья.
(слайд 36)
Немалую
трудность для учащихся начальной школы
представляют:
1) статическое
напряжение,которое они
испытывают при сидении за партой. На
снятие напряжения с т.н. «позных»
мышц направлены обязательные к выполнению
динамические паузы (физкультминутки),
проводимые для учащихся 6-летнего
возраста на 10-й и 20-й минуты от начала
урока, для остальных — в середине урока.
2) процесс
овладения письмом.
Написание
букв требует тонкой
координации
движений пальцев руки и
осуществляется в основном
мелкими червеобразными
мышцами кисти. Однако к 7-летнему возрасту
нервно-мышечный аппарат кисти еще далек
от совершенства, не завершены процессы
окостенения костей запястья и фаланг
пальцев (происходит к 10-13 годам).
Гигиеническими исследованиями
установлено, что оптимальная длительность
письменных работ для детей 1-го класса
должна составлять 5-8 мин, для учащихся
4-го класса —может быть увеличена до 20
мин.
3) большая
нагрузка на орган зрения(особенно в
связи с овладением навыками чтения).
Чтение (или зрительное восприятие
текста) представляет собой быстрое
различение очень большого числа мелких
объектов. В трех строчках книжного
текста глаз различает 1170 черных и белых
объектов, размеры которых очень малы —
от сотых и десятых долей миллиметра до
1,75 мм. Большая нагрузка при чтении падает
и на мышечный аппарат глаза, осуществляющий
движение глаз вдоль строки и от строки
к строке (глазодвигательные мышцы). В
гигиенических рекомендациях в связи с
большой нагрузкой на орган зрения
продолжительность непрерывного чтения
в 1-м классе ограничивается 7-10 мин. В
последние годы в связи с широким
использованием в школе технических
средств обучения (учебное телевидение,
учебное кино, показ диапозитивов), а
также с внедрением компьютерной техники
в учебный процесс нагрузка на зрительный
анализатор детей резко возрастает.
Согласно гигиеническим
рекомендациям длительность показа
диафильмов, диапозитивов для учащихся
1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин.
Показ кинофильмов и телепередач не
должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для
учащихся 8-10-х классов — 25-30 мин. Для
детей и подростков общая продолжительность
работы с компьютером устанавливается
в зависимости от возраста. В возрасте
6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних—
15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут.
Для 16-летних подростков допускаются 2
занятия в неделю, продолжительностью
30 и 20 мин.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник